Максималист
Алексей Николаевич Острогорский (1840 — 1917) — российский педагог и публицист.
Окончил Петербургский кадетский корпус, Михайловскую артиллерийскую академию. Преподавал в бесплатной Василеостровской начальной школе. Затем преподавал в военно-учебных заведениях и учительской семинарии в Москве. Публиковал статьи в журналах «Учитель», «Чтение для юношества», «Образование».
В своей статье "Образование и воспитание" А.Н. Острогорский пишет:
...Живой язык употребляет слово "воспитание" в более широком смысле, чем академический. Мы говорим, что суд воспитывает общество, про литературу говорим то же. Но помимо права все же остается вопрос о практическом удобстве употребления двух различных терминов взамен одного с прибавкой в тесном смысле, в широком смысле, которые так часто приходится опускать, чтобы не придать речи неуклюжести от этих беспрестанных прибавок. Ввести в употребление старинное слово "просвещение" представлялось бы делом полезным. Живой язык не брезгает им. Напомним, Министерство народного просвещения, в названии которого нельзя не видеть указания на более широкие задачи обучения, чем одно сообщение знаний. Вспомним слова поэта: "Век просвещения, не узнаю тебя, в крови и пламени - не узнаю тебя", показывающие, что с просвещением не вяжется кровь, вражда, насилие и проч. Поэтому совершенно уместно обратиться к приведенным нами выше цитатам из словарей.
К сожалению, здесь меньше определенности и точного разграничения понятий мы не находим. Образование имеет в виду одно умственное обогащение или улучшение? Основываясь на справке, можно ответить и так и эдак. Академический словарь говорит, что образователь то же что и воспитатель, и приводит пример, где говорится, что учение воспитывает нравы. Даль же полагает, что образовать (вернее: образовывать) - значит улучшать духовно (не умственно только, но вообще духовно), но зато то же речение, какое приведено в Академическом словаре для примера, передает иначе, и притом в смысле, противоположном его собственному определению и образования, и воспитания. Несмотря на эти противоречия, особенно из сопоставления определения образования с просвещением, вы видите, что мнение Даля скорее за то, что образование имеет в виду один ум, просвещение же - и ум, и нравы. Справляясь же о просвещении в Академическом словаре, вы находите, что он представляет себе дело как раз наоборот: просвещение содержит одни познания, образование же - и знание, и нравы....
Читать статью "Образование и воспитание" полностью.
Окончил Петербургский кадетский корпус, Михайловскую артиллерийскую академию. Преподавал в бесплатной Василеостровской начальной школе. Затем преподавал в военно-учебных заведениях и учительской семинарии в Москве. Публиковал статьи в журналах «Учитель», «Чтение для юношества», «Образование».

В своей статье "Образование и воспитание" А.Н. Острогорский пишет:
...Живой язык употребляет слово "воспитание" в более широком смысле, чем академический. Мы говорим, что суд воспитывает общество, про литературу говорим то же. Но помимо права все же остается вопрос о практическом удобстве употребления двух различных терминов взамен одного с прибавкой в тесном смысле, в широком смысле, которые так часто приходится опускать, чтобы не придать речи неуклюжести от этих беспрестанных прибавок. Ввести в употребление старинное слово "просвещение" представлялось бы делом полезным. Живой язык не брезгает им. Напомним, Министерство народного просвещения, в названии которого нельзя не видеть указания на более широкие задачи обучения, чем одно сообщение знаний. Вспомним слова поэта: "Век просвещения, не узнаю тебя, в крови и пламени - не узнаю тебя", показывающие, что с просвещением не вяжется кровь, вражда, насилие и проч. Поэтому совершенно уместно обратиться к приведенным нами выше цитатам из словарей.
К сожалению, здесь меньше определенности и точного разграничения понятий мы не находим. Образование имеет в виду одно умственное обогащение или улучшение? Основываясь на справке, можно ответить и так и эдак. Академический словарь говорит, что образователь то же что и воспитатель, и приводит пример, где говорится, что учение воспитывает нравы. Даль же полагает, что образовать (вернее: образовывать) - значит улучшать духовно (не умственно только, но вообще духовно), но зато то же речение, какое приведено в Академическом словаре для примера, передает иначе, и притом в смысле, противоположном его собственному определению и образования, и воспитания. Несмотря на эти противоречия, особенно из сопоставления определения образования с просвещением, вы видите, что мнение Даля скорее за то, что образование имеет в виду один ум, просвещение же - и ум, и нравы. Справляясь же о просвещении в Академическом словаре, вы находите, что он представляет себе дело как раз наоборот: просвещение содержит одни познания, образование же - и знание, и нравы....
Читать статью "Образование и воспитание" полностью.