Пост состоит не только в воздержании от пищи, но и воздержание от сластолюбия есть вид поста. Это-то в особенности я заповедаю: воздерживайтесь не от пищи, а от сластолюбия. Пища нам нужна, а не

Посмотрим на самое устройство нашего тела, и мы увидим, что одна только малая часть у нас имеет такое назначение. Ибо уста наши и язык назначены для песнопений, гортань для произнесения голоса. Посему естественная необходимость заставляет нас невольно воздерживаться от пресыщения. Если бы сластолюбие не сопровождалось неприятностями, недугами и болезнями, то оно не было бы противно; но теперь от природы тебе назначены пределы, чтобы ты не мог, хотя бы и желал, преступить их. Не наслаждений ли ищешь ты? Найдешь их в жизни воздержной. Не здравия ли? И это здесь. Не спокойствия ли? И это здесь. Не свободы ли? Не крепости ли и стройности тела? Не бодрости ли и деятельности души? Все эти блага здесь; а в том, напротив, неприятность, нездоровье, болезнь, стеснение, излишние издержки. Почему же, скажешь, все мы предаемся ему? По болезни. Ибо скажи мне: почему больной желает того, что вредно? Это самое не есть ли признак болезни? Почему хромой не ходит прямо? А все это от нерадения и оттого, что не хотят придти к врачу. Из вещей одни доставляют временное удовольствие, а потом вечное мучение; другие, напротив,— временное страдание, а потом вечное блаженство. Посему кто так сластолюбив и беспечен, что не презирает настоящих удовольствий для достижения будущих, тот скоро обманывается. Скажи мне: почему обманулся Исав, почему он предпочел настоящее удовольствие будущей чести? По сластолюбию и невоздержанию. А это самое, скажешь, откуда происходит? От нас самих, как видно из следующего: когда мы захотим, то воздерживаем себя и бываем терпеливы; если встретится какая-нибудь нужда, а часто даже только из соревнования, мы избираем полезное. Итак, когда будет возбуждаться в тебе сластолюбие, то представь кратковременность этого удовольствия, вред (ибо поистине вредно делать такие издержки к собственной погибели), недуги, болезни — и отвергни сластолюбие. Хочешь ли, я перечислю тебе, сколь многие тяжко пострадали от сластолюбия? Ной выпил вина, и опьянел, и лежал обнаженным — и, вспомни, сколько зла произошло от того (Быт. 9, 21—29). Исав по невоздержанию продал свое первенство и решатся на братоубийство (Быт. 21, 31—34). Израильтяне сели есть и пить... а после играть (Исх. 32, 6). Посему и сказано им: и будешь есть и насыщаться, тогда берегись, чтобы не забыл ты Господа Бога твоего (Втор. 6, 12). Ибо предавшиеся сластолюбию стоят на скользком пути. Вдовица, говорит Павел, сластолюбивая заживо умерла (1 Тим. 5, 6); и еще: Израиль... утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога (Втор. 32, 15); и в другом месте: попечения плоти не превращайте в похоти (Рим. 13, 14). Я уже не предписываю поста —ибо никто не стал бы слушать,— но запрещаю невоздержание, возбраняю сластолюбие, для вашей же пользы. Сластолюбие подобно бурному потоку истребляет все; его не удерживает никакое препятствие; оно отлучает от Царствия Небесного. Что еще сказать? Ты желаешь наслаждений? Подай бедным, призови Христа, и будешь наслаждаться даже по окончании трапезы. Ты желаешь наслаждений? Питай свою душу, предложи ей пищу, какая ей свойственна, не томи ее голодом. Теперь время борьбы, время подвигов —а ты сидишь и пресыщаешься? Разве не знаешь, что и сами цари в походах во время войны живут скудно? Наша брань не против крови и плоти (Еф. 6, 12); а ты утучняешь себя, приготовляясь на брань? Супостат стоит, скрежеща своими зубами,— а ты предаешься неге и занимаешься трапезою? Знаю, что я говорю это напрасно, но не для всех. Кто имеет уши слышать, да слышит (Лк. 8, 8). Христос истощается от голода, а ты расторгаешься от пресыщения — сугубая неумеренность! И какого зла не производит сластолюбие? Оно заключает противоречие в самом себе; не знаю даже, почему оно получило такое название; разве подобно тому, как слава земная, которая есть бесчестие, и богатство земное, которое есть бедность, получили свое название, так и сластолюбие, хотя оно само в себе есть горечь. Для чего ты приготовляешь червям роскошную трапезу? Для чего делаешь себя негодным ни к чему? Хочешь ли, чтобы глаз твой был исправен? Сделай все тело благоустроенным. Из струн та, которая жирна и не очищена, бывает неспособна издавать приятные звуки; а которая совершенно очищена, та бывает стройна и благозвучна. Для чего зарываешь душу? Для чего ограду ее делаешь толще? Для чего наводишь на нее великий дым и облако, когда испарения, как бы какая мгла, поднимаются отовсюду? Не будем нерадеть о душе своей, подавляемой телом, но соделаем взор ее более светлым, крылья ее — более легкими, узы — более сносными; будем питать ее духовными беседами, при воздержной жизни, так, чтобы тело было только здорово и крепко, чтобы она радовалась и не скорбела, чтобы, таким образом благоустроив себя, мы могли достигнуть высшей степени добродетели и сподобиться вечных благ.