Максималист
"...Так вот, где родник живой воды. Что же никто не приходит черпать из него? Что же по сю пору не проторены дорожки к нему - что же не обложены мрамором берега его? Или, нет: зачем забираться со своими требованиями так далеко? Спросим, почему по сю пору не разметаны пыль и сор, разбросанный вокруг него временем и заграждающий к нему доступ. Вы, добрые труженики, любители пыли, что это значит? Неужели эта пыль менее достойна вашего внимания, чем пыль архивная, которую оспариваете вы у обитательниц подполья? Выйдите из вашего душного заточения, выйдите под открытое небо, на чистый воздух: здесь обновятся ваши истощенные силы, освежатся ваши бледные лица; здесь солнце, в ваших кабинетах тусклая лампа; здесь жизнь, в ваших кабинетах смерть и тление, здесь труд не изнуряет, здесь труд живит, и здесь он легок и сладок, деятельность, не заключающая в себе никакого Катков М.Н.действительного содержания, не перетирает саму себя, здесь она беспрерывно наполняется вечно новым содержанием. Неужели мы всегда должны довольствоваться безверными, неочищенными отрывками, которые удастся нам случайно услышать там и там? Неужели навсегда только одни ямщики будут представителями нашей народной поэзии? Неужели всякий, кто захочет упиться ей, должен для этого ездить по всему огромному пространству России, по всем углам и закоулкам, и ловить православного мужичка под веселый час? Неужели всякий должен повторять одни и те же труды? Кто из образованных русских не захотел бы узнать поэзию своего народа во всей ее действительной целости? Но у всякого свое дело, свое призвание: все не могут посвящать свою деятельность одному и тому же предмету; требовать этого было бы нелепо. Собирать русские песни, изучать их, критизировать, по крайней мере, с исторической точки зрения обязаны более, нежели кто-нибудь, занимающиеся историей Руси: кто будет отрицать, что песни народа суть один из самых важных, из самых существенных источников для его истории? Скажем более: нигде народные песни не могут иметь такого значения, не заключают в себе столько важности для истории, как у нас. Славянские племена так бедны памятниками другого рода, жизнь многих из них и теперь еще чужда всемирно-исторического прогресса; они все очень хорошо сознают это и обращают все внимание на единственное выражение своей внутренней жизни - на песни...
Полный текст статьи М.Н. Каткова Песни русского народа, изданные И. Сахаровым. Пять частей. Санкт-Петербург, 1838-1839

Катков Михаил Никифорович (1818 - 1887) - русский публицист, издатель, литературный критик. Ряд его статей опубликован в библиотеке сайта "Литература и жизнь".

@темы: XIX век, Культура, Литература, История России