Максималист
Небольшая рецензия Белинского на поэму Жуковского «Наль и Дамаянти» на фоне остальных отзывов о ней в журналистике 1844 года выглядит необычно. В других журналах более всего отмечалось литературное мастерство и худоя ественная значительность этого произведения. Об этом писалось в большой статье плетневского «Современника», в рецензии «Москвитянина» и т.д. Даже язвительный и Белинскийсклонный к буффонаде Сенковскии ограничился по этому случаю похвалами. Белинский, дав в начале рецензии сжатую оценку поэтического мастерства Жуковского, затем целиком сосредоточился на характеристике самого индийского образца поэмы, причем особенно подчеркивал чуждость концепции древнеиндийской поэмы современности: отсутствие характеров, личности и т.д. Все это сводится критиком к «противоположности европейского духа с азиатским», то есть концептуально эта далекая тема об особенностях древнеиндийского эпоса сближается с актуальной полемической темой о западничестве и славянофильстве с его идеалом растворения личности в «безразличном субстанциональном». Очень показателен тот намек, который делается на эту поэму Жуковского в несколько более поздней рецензии на «Стихотворения М. Лермонтова» (см. наст, т., с. 494). Здесь уже резкая оценка произведения Жуковского прямо вставлена в полемический контекст, направленный против критики «Москвитянина» и ее литературных симпатий.
Ю. С. Сорокин// Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти т. — М.: Худож. лит. Т. 7. Статьи, рецензии и заметки. Декабрь 1843 — август 1845. Ред. Г. А. Соловьев. /Подгот. текста В. Э. Бограда; Статья и примеч. Ю. С. Сорокина. 1981.

В.Г. Белинский. Наль и Дамаянти. Индейская повесть В.А. Жуковского
(Рецензию смотреть по ссылке)

@темы: XIX век, Литература