Максималист
Николай Федорович Каптерев (1847 - 1917) церковный историк и общественный деятель,
член-корреспондент Российской Императорской Академии Наук, профессор.
Окончил Вифанскую семинарию, затем Московскую Духовную Академию. 3-й магистрант Исторического отделения XXVIII курса (1868-1872). С 1872 года занимал кафедру древней гражданской истории Московской Духовной Академии.
В 1874 Каптеерв удостоен степени магистра богословия за работу «Светские архиерейские чиновники в древней Руси» (М., 1874).
1894-1902 - городской староста Сергиева Посада.
Ученое звание: заслуженный (1898) ординарный (1896) профессор (1883)
В 1897 защитил докторскую диссертацию «Сношения иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством (1669-1707)» (М., 1891), которая опубликована на нашем сайте "Литература и жизнь".
Н.Ф. Каптерев пишет: «Москва широко растворила свои гостеприимные двери решительно для всех просителей, радушно и ласково принимала всех их и по возможности нескудно помогала каждому: одному давали милостыню, чтобы выручить его из какой-нибудь беды, другому давали деньги, чтобы выкупить родных, томившихся в турецкой неволе, третьему давали средства поправить обветшавшую обитель, иного, кроме денежной дачи, снабжали церковной утварью, ризами и церковными книгами, иерархам бедствующих епархий давались средства на уплату епархиальных долгов, иным, желающим, радушно предлагалось временно пожить в Москве на полном царском содержании или же и вовсе остаться в Москве "на государево имя", т.е. навсегда. Бывало и так, что некоторые бедствующие восточные иерархи, переселившись в Москву, получали здесь в управление русские епархии. Словом, всем и каждому старались оказать в Москве возможную помощь в том или другом виде, не жалея царской соболиной и денежной казны, серебряных кубков и чар, разных дорогих материй, обильных царских кормов и питий, - ни один проситель, прибывший в Москву, никогда не возвращался из нее домой с пустыми руками. Благодарные Московскому государю за его щедрую милостыню просители, или "царские богомольцы", как они обыкновенно называли себя, уезжая из Москвы, обещались денно и нощно молиться за благочестивого и щедрого московского царя, а иные старались оказать русскому правительству и некоторые услуги, которыми оно особенно дорожило, именно: они посылали в Посольский приказ в Москву отписки с вестями о положении дел в Турции и о ее отношениях в данное время к другим государствам - такие лица становились тайными политическими агентами, состоявшими за известное вознаграждение на службе у русского правительства...»
Также на сайте опубликованы Приложения к труду Н.Ф. Каптерева: Грамоты патриарха Досифея к русским царям и патриархам
В 1904 году Каптерев вышел в отставку.
В 1910 году избран членом-корреспондентом Академии наук по разряду историко-политических наук.
В 1912-1917 годах - член IV Государственной Думы, прогрессист.
Доктор церковной истории, член-корр. Императорской Академии наук.

Окончил Вифанскую семинарию, затем Московскую Духовную Академию. 3-й магистрант Исторического отделения XXVIII курса (1868-1872). С 1872 года занимал кафедру древней гражданской истории Московской Духовной Академии.
В 1874 Каптеерв удостоен степени магистра богословия за работу «Светские архиерейские чиновники в древней Руси» (М., 1874).
1894-1902 - городской староста Сергиева Посада.
Ученое звание: заслуженный (1898) ординарный (1896) профессор (1883)
В 1897 защитил докторскую диссертацию «Сношения иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством (1669-1707)» (М., 1891), которая опубликована на нашем сайте "Литература и жизнь".
Н.Ф. Каптерев пишет: «Москва широко растворила свои гостеприимные двери решительно для всех просителей, радушно и ласково принимала всех их и по возможности нескудно помогала каждому: одному давали милостыню, чтобы выручить его из какой-нибудь беды, другому давали деньги, чтобы выкупить родных, томившихся в турецкой неволе, третьему давали средства поправить обветшавшую обитель, иного, кроме денежной дачи, снабжали церковной утварью, ризами и церковными книгами, иерархам бедствующих епархий давались средства на уплату епархиальных долгов, иным, желающим, радушно предлагалось временно пожить в Москве на полном царском содержании или же и вовсе остаться в Москве "на государево имя", т.е. навсегда. Бывало и так, что некоторые бедствующие восточные иерархи, переселившись в Москву, получали здесь в управление русские епархии. Словом, всем и каждому старались оказать в Москве возможную помощь в том или другом виде, не жалея царской соболиной и денежной казны, серебряных кубков и чар, разных дорогих материй, обильных царских кормов и питий, - ни один проситель, прибывший в Москву, никогда не возвращался из нее домой с пустыми руками. Благодарные Московскому государю за его щедрую милостыню просители, или "царские богомольцы", как они обыкновенно называли себя, уезжая из Москвы, обещались денно и нощно молиться за благочестивого и щедрого московского царя, а иные старались оказать русскому правительству и некоторые услуги, которыми оно особенно дорожило, именно: они посылали в Посольский приказ в Москву отписки с вестями о положении дел в Турции и о ее отношениях в данное время к другим государствам - такие лица становились тайными политическими агентами, состоявшими за известное вознаграждение на службе у русского правительства...»
Также на сайте опубликованы Приложения к труду Н.Ф. Каптерева: Грамоты патриарха Досифея к русским царям и патриархам
В 1904 году Каптерев вышел в отставку.
В 1910 году избран членом-корреспондентом Академии наук по разряду историко-политических наук.
В 1912-1917 годах - член IV Государственной Думы, прогрессист.
Доктор церковной истории, член-корр. Императорской Академии наук.