Записи с темой: ФИЛОСОФИЯ, ФиЛосОфия, ФилоСофия, филоСофия, философИя (12)
Максималист
Одним из самых ярких мыслителей XX века, начавшим свой творческий путь в годы «русского ренессанса» и оказавшим значительное влияние на развитие философской мысли в Европе, был Николай Александрович Бердяев (1874-1948).
Будущий, как он себя называл, «верующий вольнодумец» родился в Киеве. По своему происхождению он принадлежал к русской аристократии. Его родители, хотя и жили в провинции, сохраняли обширные связи при Дворе. «Все мои предки были генералы и георгиевские кавалеры. Все начинали службу в кавалергардском полку... Я с детства был зачислен в пажи за заслуги предков». По материнской линии он был в близком родстве с польскими магнатами Браницкими, владевшими на Украине необозримыми угодьями. И Николаю прочили службу в самом привилегированном, лейб-гвардии кавалергардском полку, придворную карьеру. Однако любящие родители не решились отправить сына учиться в Петербург, в Пажеский корпус, а определили в местный кадетский корпус. Друзей в корпусе у Николая не было. Одноклассники относились к нему с завистью и отчуждением. Этот стройный юноша, владевший несколькими иностранными языками, прекрасный наездник, стрелок из револьвера, казался им пришельцем из другого мира. Внешне именно это представлялось причиной отстраненности Николая и даже заносчивости по отношению к сверстникам, будущим офицерам обычных пехотных полков. «На самом деле я никогда не любил общество мальчиков-сверстников и избегал вращаться в их обществе... И сейчас думаю, что нет ничего отвратительнее разговоров мальчиков в их среде»,— писал Бердяев. У него необычайно рано пробудился интерес к философской литературе. Собеседников на отвлеченные темы среди кадетов не было. В четырнадцать лет Николай уже штудировал Канта и Гегеля. Но чтение столь серьезных книг не было схоластическим усвоением чьих-то мудрых мыслей и идей. «Я непрерывно творчески реагирую на книгу и помню хорошо не столько содержание книги, сколько мысли, которые мне пришли в голову по поводу книги» — так описывал Бердяев свою методу чтения философской литературы. Порой это приводило к неприятным последствиям. Например, однажды на экзамене по Закону Божьему он настолько увлекся развитием собственных мыслей, что получил «единицу» при двенадцатибалльной системе оценок....
...Завершающей творческий и жизненный путь Бердяева стала книга «Самопознание», опубликованная уже после его кончины, в 1949 году. Это одно из самых ярких его произведений — сплав жизнеописания и биографии духа, откровенный, честный анализ своего «микрокосма», эволюции своих взглядов.

Из статьи С. Чумакова. ВЕРУЮЩИЙ ВОЛЬНОДУМЕЦ


@темы: Философия, Биографии, Бердяев

Максималист
Владимир Соловьев — это крупнейшая фигура русской философии, публицистики и поэзии второй половины XIX в. Он еще очень мало изучен в нашей науке, а его изучение представляет огромные трудности ввиду чрезвычайной сложности и многогранности его творческой натуры. Первое и основное, что бросается в глаза при изучении Вл. Соловьева,— большое духовное беспокойство, заставляющее его болезненно чувствовать шаткость и обреченность старого мира. Он предчувствовал наступление мировых событий катастрофического характера; и это предчувствие было у него настолько глубоко и не выразимо обычным прозаическим языком, что он в конце концов заговорил в пророческих тонах и стал изображать наступление конца истории в духе чистейшей мифологии. Поэтому, хотя Вл. Соловьев и является для нас в первую очередь предметом академического изучения, тем не менее его жизнь и творчество волнуют современного читателя уже далеко не просто в академическом смысле, но и в смысле переживания конца одних исторических периодов и наступления новых, еще небывалых времен.
...
Вл. Соловьев говорит о необходимости нашего избавления и от восточного фатализма, и от западного индивидуализма. Совсем не абсурдно то, что должен же быть такой народ или такие народы, которые осознают высшую свободу с полным удовлетворением как всех личных прав, так и всего общественного приоритета. Даже когда Вл. Соловьев утверждает, что такими народами являются народы славянские, и особенно русский, то и здесь, прежде чем все это отвергать с потолка, приходится о многом задуматься. И особенно приходится здесь задумываться потому, что под Россией Вл. Соловьев понимает пока еще весьма обобщенную категорию, лишенную узкого национализма и эгоизма. А ведь в таком случае ничто не мешает мыслить Россию с тем общечеловеческим содержанием, которое, между прочим, выдвигается самим Вл. Соловьевым. Здесь, однако, философ выходит далеко за рамки славянофильских национальных проблем и начинает ставить вопросы в гораздо более широком плане. Итак, даже в этом, казалось бы, максимально славянофильском сочинении («Три силы») наш критический анализ обнаруживает нечто далеко выходящее за пределы старого славянофильства.

Из статьи А. Ф. Лосева. "Творческий путь Владимира Соловьева"

@темы: Философия, Славянофилы, Вл. Соловьев

Максималист
Федотов Георгий Петрович (1886 — 1951) — русский историк, философ, литературовед, религиозный мыслитель и публицист.

...Дистанция в полвека, отделяющая нас от смерти Георгия Петровича Федотова, заставляет искать все более точные формулировки о средоточии его мысли. Многообразие его дарований: от публицистической широты, страстности и аналитической точности до академической глубины и решительности политического и социального действия — таково, что о нем писали и как о величайшем медиевисте-агиологе, изменившем сами возможности научного исследования опыта святости, и как о замечательном фольклористе, обнажившем богословские основания русских духовных стихов, и как о публицисте, чей дар соотносился с чаадаевским и Федотов Георгий Петровичгерценовским, и как о теоретике христианского социализма, пытавшемся возродить социально-каритативный активизм, вдохновляемым евангельским благовестием. Несколько сотен статей, зафиксировавших биение его неспокойной мысли, склоняют нас думать о нем прежде всего как о политическом публицисте, взыскующем Нового Града и стремящемся вернуть русской эмиграции рану вопроса: «Зачем мы здесь?». Но ответственность увеличивающейся временной перспективы уводит от такой оценки к пониманию глубокой правоты тех, кто озаглавил редакторскую статью к столетию Федотова в американском альманахе «Путь» — «Созидатель богословия культуры».

И действительно, мы можем сейчас, расширив перспективу с эмигрантских споров о предназначении России, центральное положение в которых Федотов сохранял на протяжении всей жизни, до общей панорамы развития христианского богословия в XX веке, признать, что вопросы об отношении христианства и культуры, составлявшие средоточие его вопрошания, задавали и общую напряженность современной ему католической и протестантской мысли, воплотившуюся наиболее ярко в трудах таких классиков богословия культуры, как католический историк Кристофер Доусон (1889 — 1970) и великий протестантский богослов-экзистенциалист Пауль Тиллих (1886 — 1965). В таком контексте творчество Федотова оказывается ярким, противоречивым и трудным опытом-начинанием в исследовании православных путей открытости Церкви миру и воцерковления культуры, прокладываемых через преодоление соблазна закрытости перед трагедийной глубиной европейской катастрофы XX века. К сожалению, опыт этот не побудил до сих пор к систематическим трудам в области православного богословия культуры, но, к счастью, его напряженность и глубокое беспокойство приковывают к себе и через полвека и заставляют снова и снова испытывать современную культуру раной богословского вопроса о Духе, ее созидающем и питающем волю к преображению мира...

Из статьи А. С. Филоненко. "Георгий Петрович Федотов и богословие культуры"

@темы: Философия, История России, Православие, Эмиграция, Федотов, История Православной церкви

Максималист
Аврелий Августин появился на свет в 354 году, в нумидийском городе Тагасте (на севере Африки), ныне Сук-Арас, Алжир.
После своего обращения в христианство и крещения в 386 году Августин Аврелий разработал свой собственный подход к философии и теологии, включив в него различные методы и точки зрения.
Историк Диармайд Маккалок писал: «Влияние Августина на западную христианскую мысль трудно переоценить; только его любимый пример, Павел Тарсский, был более влиятельным, и жители Запада обычно видели Павла глазами Августина».

Августин Блаженный оказал сильное влияние на догматическую сторону христианского учения.

Что же давало человечеству создание блаженного Августина?

Государственная власть империи V века своими мероприятиями сокрушила внешнюю силу язычества: она низвергла его храмы, идолов, жертвоприношения. Августин одержал победу над духовным наследием античного мира. Он преодолел язычество в его истории, в его заветах, в его научных и философских приобретениях. Однако великий боец западной церкви стремился не столько уничтожить, сколько покорить своего противника. Да и возможно ли было отвергнуть всю античную культуру? Не лучше ли было воспользоваться ею для нужд нового времени? Это и сделал Августин в своем «Граде Божием». После него очевидно стало, что древнее человечество трудилось не даром в течение тысячелетий. То, что было им создано, должно было служить потребностям дальнейших поколений, содействовать тому, что впоследствии названо было прогрессом. Как религиозный человек и как епископ, Августин был непоколебимо убежден, что этот прогресс возможен только под сенью церкви, которая является частью «Града Божия», скитающегося по земле. Поэтому он величает ее «столпом и утверждением истины». Вне церкви — нет спасения. «Вне церкви — бесполезны добрые дела... Вне церкви ничему не помогут ни девственность, ни мученичество, ни отпущение грехов, ни молитвы».

Уже Амвросий Миланский прославлял церковь, как «тихую пристань среди мирской бури». Такое восхваление было в то время вполне естественно — особенно, на западе империи.

Августин не только понял то значение, которое приобрела церковь в V веке. С гениальной прозорливостью он предугадал ту роль, какую должна была играть эта могучая сила в грядущие времена. Он чувствовал, что церкви суждено взять на себя строительство жизни в новом обществе, что перед ее властью склонится все, Само государство обрекалось на подчинение этому господству. Вот почему его «Град Божий» был одновременно — итогом минувшей истории и предвестием наступающей эпохи — т.е. средневековья. Для людей этого периода — особенно же для будущих деятелей средневековой церкви — духовное наследие Августина послужило идеальной опорой, явилось в некотором роде новым евангелием.
В.Потемкин


@темы: Философия, История Православной церкви, Августин Блаженный

Максималист
Николай Бердяев (1874—1948) - русский религиозный и политический философ, социолог; представитель русского экзистенциализмa и персонализма.
Принадлежал к дворянской семье Бердяевых, известной своими традициями офицерской службы. Участвовал во многих начинаниях культурной жизни Серебряного века, вначале вращаясь в литературных кругах Петербурга, потом принимая участие в деятельности Религиозно-философского общества в Москве.
Бердяев - автор оригинальной концепции философии свободы и (после Первой мировой и Гражданской войн) концепции нового средневековья.

Дважды при советской власти Бердяев попадал в тюрьму. «Первый раз я был арестован в 1920 году в связи с делом так называемого Тактического центра, к которому никакого прямого отношения не имел. Но было арестовано много моих хороших знакомых. В результате был большой процесс, но я к нему привлечён не был». Во время этого ареста, как рассказывает Бердяев в мемуарах, его допрашивали лично Феликс Дзержинский и Вацлав Менжинский.

Во второй раз Бердяева арестовали в 1922 году. «Я просидел около недели. Меня пригласили к следователю и заявили, что я высылаюсь из советской России за границу. С меня взяли подписку, что в случае моего появления на границе СССР я буду расстрелян. После этого я был освобождён. Но прошло около двух месяцев, прежде чем удалось выехать за границу».
За последующие годы до своей высылки из СССР в 1922 году Бердяев написал множество статей и несколько книг, из которых впоследствии, по его словам, по-настоящему ценил лишь две — «Смысл творчества» и «Смысл истории».
После отъезда 29 сентября 1922 года — на так называемом «философском пароходе» — Бердяев жил сначала в Берлине. В 1924 году переехал в Париж. Там, а в последние годы в Кламаре под Парижем, Бердяев и жил до самой смерти. Принимал самое активное участие в работе Русского студенческого христианского движения (РСХД), являлся одним из его главных идеологов.
В 1942—1948 годах был семь раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе. Умер Бердяев в 1948 году за письменным столом в своём рабочем кабинете в доме в Кламаре от разрыва сердца.


@темы: Философия, Эмиграция, Бердяев

Максималист
В силу причин сугубо идеологического характера литературно-критическая мысль о Л.Н. Толстом долгое время развивалась в рамках узкодогматического, материалистического понимания. Хотя в свое время сам Толстой предупреждающе указывал на «ошибку марксистов (и не одних их, а всей материалистической школы), что они не видят того, что жизнь человечества движет рост сознания, движение религии». И сейчас, когда в современном человеке постепенно восстанавливается религиозная устойчивость, крайне необходимо и в толстоведении устранить насильственное отклонение в сторону классовых и политических доктрин, освободить науку о Толстом от выдыхающейся материалистической идеологии.

Архимандрит Антоний (в миру - Храповицкий Алексей Павлович), 1863—1936 - Богослов, духовный писатель, публицист, происходил из старинной новгородской дворянской семьи. Монашеский постриг принял, будучи студентом Петербургской Духовной Академии, а в 1885 г.. r год окончания Академии, был рукоположен в иеромонаха. В Холмской Духовной семинарии начал преподавательскую деятельность; затем преподавал в Петербургской Духовной Академии. Был ректором Петербургской семинарии, позже — Московской и Казанской Духовных Академий (в сане архимандрита, а с 1897 г. — епископа). В 1892 г. архимандрит Антоний посетил Толстого в хамовническом доме и беседовал с ним.
До конца жизни Антоний Храповицкий оставался убеждённым монархистом. При избрании Патриарха в 1917 г. архиепископ Антоний был одним из трех претендентов на патриарший престол. Патриарх Московский и всея России Тихон после своего возведения на патриаршество удостоил архиепископа Антония сана митрополита.

Полемике с Толстым посвящены работы: Беседы о Православном понимании жизни и его превосходстве над учением Л. Толстого. СПб., 1889; Две крайности: паписты и толстовцы // Богословский вестник. 1895. № 2—3; Нравственное содержание догмата о Святом Духе (Против Л. Толстого). Харьков, 1896; Возможна ли нравственная жизнь без христианской религии? (По поводу «Критики догматического богословия» Л. Н. Толстого) // Православный собеседник. 1897; Нравственное учение в сочинении Толстого «Царство Божие внутри вас» перед судом учения христианского. М., 1897.

Из Примечаний С.М. Романова к сборнику "Русские мыслители о Льве Толстом".

@темы: Литература, Философия, Лев Толстой, Антоний Храповицкий

Максималист
Веневитинов, Дмитрий Владимирович (1805 — 1827) — русский поэт романтического направления, переводчик, прозаик и философ.Веневитинов

Организовал вместе с князем В.Ф. Одоевским тайное философское «Общество любомудрия», куда входили также И.В. Киреевский, А.И. Кошелев, В.П. Титов, Н.А. Мельгунов и другие. Посещали заседания кружка, не являясь формально его членами, А.С. Хомяков, М.П. Погодин и С.П. Шевырев. Кружок занимался изучением немецкой идеалистической философии — трудов Ф. Шеллинга, И. Канта, Ф. Шлегеля и других.
Примерно в это время Веневитинов пишет статью "О математической философии (Ответ Вагнера г-ну Блише)"

Статья является переводом сочинения немецкого философа Иоганна Якова Вагнера (1775—1834). В письме А.И. Кошелеву Веневитинов сообщал: «Перевел я ученый спор между Вагнером и Блише... Я осмелился прибавить свое замечание к статье Вагнера и прошу вас сделать то же. Так как статья его довольно велика, то я решился довольствоваться одной выпиской». Веневитинов добавил к переводу лишь свои замечания в начале и в конце статьи, а также большое подстрочное примечание.

@темы: Философия, XIX век

Максималист
В.С. Соловьев пишет: "И вот настоящий критерий для оценки всех дел и явлений в этом мире: насколько каждое из них соответствует условиям, необходимым для перерождения смертного и страдающего человека в бессмертного и блаженного сверхчеловека. И если старая, традиционная форма В.С. Соловьевсверхчеловеческой идеи, окаменевшая в школьных умах, заслонила для множества людей живую сущность самой этой идеи и привела к ее забвению - к забвению человеком его истинного, высокого назначения, к примирению его с участью прочих тварей, то не следует ли радоваться уже и простому факту, что это забвение и это малодушное примирение с действительностью приходит к концу, что раздаются, хотя бы и голословные пока, заявления: "я сверхчеловек", "мы сверхчеловеки". Такие заявления, сначала возбуждающие досаду, в сущности должны радовать уже потому, что они открывают возможность интересного разговора, чего никак нельзя сказать о некоторых иных точках зрения. В ту пору, когда я резал пиявок бритвою и зоолога Геккеля предпочитал философу Гегелю, мой отец рассказал мне однажды довольно известный анекдот о том, как "отсталый" московский купец сразил "передового" естественника, обращавшего его в дарвинизм. Это учение, по тогдашней моде и "к некоторому несчастию" для самого Дарвина, понималось как существенное приравнение человека к прочим животным. Наговорив очень много на эту тему, передовой просветитель спрашивает слушателя: Понял? - Понял. - Что ж скажешь? - Да что сказать? Ежели, значит, я - пес и ты, значит, пес, так у пса со псом какой же будет разговор?

Ныне благодаря Ницше передовые люди заявляют себя, напротив, так, что с ними логически возможен и требуется серьезный разговор - и притом о делах сверхчеловеческих. Приступ к такому разговору я и хотел сделать на этих страницах..."

В.С. Соловьев. Идея сверхчеловека

Влияние идей Ницше на русскую философскую мысль конца XIX — начала XX в. было весьма значительным. Среди группировок ницшеанцев выделялся кружок, созданный вокруг нового художественного журнала «Мир искусства» (под ред. С. Дягилева), в который входили такие видные литературные деятели, как Д. С. Мережковский (позднее автор книг «Добро в учении гр. Л. Толстого и Фр. Ницше», «Достоевский и Ницше» и др.), поэтесса 3. Н. Гиппиус, Н. М. Минский, Д. В. Философов и др. Вл. Соловьеву поначалу увлечение ницшеанством, да и само учение показались весьма неглубокими, и он в 1897 г. отреагировал на эту новую опасность для русской христианской мысли полушутливой заметкой в журнале «Русь» «Словесность» или истина?». В ней, назвав Ницше «Сверхфилологом», Соловьев иронизирует: «Сверхчеловек есть лишь предмет университетского преподавания, вновь учреждаемая кафедра на филологическом факультете». А столь печальный конец философа — Ницше сошел с ума — Соловьев с довольно-таки некорректной иронией рассматривал как «доказательство искренности и благородности... натуры» (Собр. соч. Т. 10. С. 31). Но спустя два года, увидев, что позиции ницшеанцев все более и более укрепляются, Соловьев уже значительно глубже анализирует ницшеанство в статье «Идея сверхчеловека». Исследуя три наиболее влиятельных в то время мировоззрения — «экономический материализм» (К.Маркс), «отвлеченный морализм» (Л. Толстой) и идею «сверхчеловека» (Фр. Ницше) — Соловьев именно последнее выделяет как наиболее интересное. Теперь, признавая уже саму возможность «сверхчеловека», Соловьев утверждает, что не через ницшеанские эгоизм и гордость, но через смирение и нравственный подвиг преодолеет человек свою природу. Ницшеанскому «сверхчеловеку» Соловьев противопоставляет христианского «Богочеловека». Следует также отметить несомненное влияние идей Н. Ф. Федорова на эту концепцию Соловьева, особенно в той ее части, где речь идет о преодолении смерти.

Примеч. С. Л. Кравца (Соловьев В. С. Избранное / Сост. А. В. Гулыги, С. Л. Кравца; Вступ. ст. А. В. Гулыги; Примеч. С.Л. Кравца.— М.: Сов. Россия, 1990.)


@темы: Философия, Культура, XX век

Максималист
Родился 19 октября 1829 года в селе Сура Пи́нежского уезда Архангельской губернии, был первенцем в бедной семье. «За слабостью здоровья»[5] был крещён в доме в день своего рождения и наречён в честь преподобного Иоанна Рыльского. В 1839 году поступил своекоштным воспитанником в Архангельское приходское училище, к окончанию которого был первым учеником. Перешёл в Архангельскую духовную семинарию, окончил её в 1851 году вторым учеником и за успехи был в том же году отправлен учиться на казенный счет в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1855 году со степенью кандидата богословия, защитив работу «О Кресте Христовом в обличении мнимых старообрядцев».

Был женат, но детей не имел; согласно его «Краткому житию» в официальном издании Московского Патриархата, супруги «приняли на себя подвиг девства». Его супруга — Елизавета — дочь протоиерея кронштадтского Андреевского собора Константина Несвицкого. Первое официально составленное (по благословению священноначалия Русской Зарубежной Церкви) «Житие» (1964) говорило, что «брак о. Иоанна <…> был только фиктивный, нужный ему для прикрытия его самоотверженных пастырских подвигов». Св. Иоанн Кронштадтский

Супруги воспитывали, как своих детей, двух дочерей сестры Елизаветы Константиновны, Анны — Елизавету и Руфину. Последняя впоследствии вышла замуж за мичмана Николая Николаевича Шемякина, получив от о. Иоанна в приданое 6.000 рублей золотом. Руфина Шемякина записала проповеди последних лет жизни о. Иоанна и в 1909 году издала 2 книги о своих дяде и тёте.

В конце жизни Елизавета Константиновна (супруга о. Иоанна) перенесла тяжелую операцию, после которой лишилась ног. Скончалась 22 мая 1909 года, отпевал её епископ Гдовский Кирилл (Смирнов), похоронена в ограде Андреевского собора.

Хотел принять монашество и поступить в миссионеры, чтобы проповедывать христианство народам Сибири и Америки. Но увидев, что жители столицы «знают Христа не больше, чем дикари какой-нибудь Патагонии», он решил остаться здесь. После рукоположения был направлен в Кронштадт — место административной высылки ассоциальных личностей и многочисленных нищих и чернорабочих. В Кронштадте о. Иоанн «стал посещать лачуги, землянки и бедные квартиры. Он утешал брошенных матерей, нянчил их детей, пока мать стирала; помогал деньгами; вразумлял и увещевал пьяниц; раздавал все свое жалованье бедным, а когда не оставалось денег, отдавал свою рясу, сапоги и сам босой возвращался домой в церковный дом». Это привело даже к тому, что одно время его жалование выдавалось не ему, а его жене.

10 декабря 1855 года в кафедральном соборе Петра и Павла в Санкт-Петербурге епископом Ревельским Христофором (Эмаусским), викарием Санкт-Петербургской митрополии, был посвящен во диакона, а через день, 12 декабря, хиротонисан во иерея к Андреевскому собору Кронштадта, в котором и прослужил 53 года, до самой кончины.

С 1857 года — законоучитель Кронштадтского городского училища; с 1862 года преподавал Закон Божий в местной классической гимназии — в течение последующих 25 лет.

С 1875 года — протоиерей; c 1894 года — настоятель Андреевского собора; c 1899 года — митрофорный протоиерей.

С самого начала своего служения занимался частной благотворительностью, с 1880-х расширил её: основал «Дом трудолюбия» (работный дом с мастерскими), школу для бедных, женскую богадельню, детский приют. Богослужения в приходах Петербурга, совершаемые им по приглашению купечества, временами вызывали трения с местным духовенством, а также недовольство петербургского митрополита Исидора (Никольского).

Вопреки принятой тогда в Российской Церкви практике, ввёл общую исповедь (в таинстве покаяния), призывал к частому приобщению Святых Таин (в России того времени распространено было обыкновение приобщаться дважды или даже единожды в год, великим постом).

Состоял почётным членом в Свято-Князь-Владимирском братстве.

Далее речь пойдёт о книге «Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса». Это достаточно объемное сочинение до революции издавалось в столице анонимно четыре раза. Современными издателями оно приписано святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Ряд исследователей с этим не согласен. на основании того, что о. Иоанн в одной из дневниковых записей признается: когда он прочел случайно попавшуюся книгу «Начало и конец нашего земного мира», то она ему понравилась. И даже посетовал, что не сам написал такую.

По версии этих исследователей создателем указанного выше труда был иеромонах Оптиной пустыни Пантелеимон, достаточно известный духовный писатель и не менее именитый переводчик (перевел 3-й том творений Симеона Нового Богослова, его гимны). Свой опыт раскрытия Апокалипсиса он издал и открыто, с указанием полного своего монашеского имени, как единственный автор. Книга выпущена в Одессе издателем Е.И. Фесенко в 1903 году.

@темы: Философия, Культура, Православие, XIX век, История Православной церкви, Святоотеческая литература

Максималист
Святая София Константинопольская - бывший патриарший православный собор, впоследствии — мечеть, ныне — музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии.

Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. В настоящее время находится в историческом центре Стамбула, район Султанахмет. После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. Софийский собор

Заметка Фёдорова Николая Фёдоровича (1829 - 1903) русского религиозного мыслителя и философа-футуролога, деятеля библиотековедения, педагога-новатора, одного из основоположников русского космизма является откликом на первую главу статьи В.А. Кожевникова "Из путевых впечатлений по Востоку" (см. примеч. 428 к "Отечествоведению"), носившую название "Св. София". Описывая храм Св. Софии в Константинополе, превращенный магомеганами в мечеть, Кожевников подчеркивал, что в самой его архитектуре нашли воплощение глубокие истины православия и прежде всего идея соборности, "понятие единства во множестве, цельности и нераздельности в общем, при сохранении самобытности частного" ("Русский вестник", 1898, N 9, с. 55) - в противоположность иерархической идее католицизма, выраженной готическими храмами.

Заметка Н.Ф. Федорова "В храме Софии, стоящем без пения"

@темы: Философия, Культура, Православие, XIX век, Православная архитектура

Максималист
Начнём со статьи Фёдорова. Она называется "Санитарный вопрос". По большей части, она говорит об экологии. Например, Федоров пишет: "Это вопрос об оздоровлении земли, и притом всей, а не какой-либо отдельной местности. Вопрос этот должен быть взят во всей его полноте, сколько бы веков ни потребовалось бы для его разрешения совокупными силами всего нашего рода. Средства, употребляемые в настоящее время для оздоровления, очевидно, или недостаточны, как, например, прививание (прививание есть только предохранительное средство, оборонительное орудие, необходимое лишь для наступательной борьбы), или же эти средства даже ненравственны, какова, например, карантинная система. Эпидемия - одна из коренных причин разрушения родства. Опасением заразы только и можно объяснить существование таких каст и народностей, которые прикосновение к другим признавали грехом. Восстановление здоровья телесного и душевного всего рода человеческого, освобождение от болезней не только хронических и эпидемических, но и от наследственных, органических пороков, - вот в чем заключается содержание санитарного вопроса. Всякое ограничение в этом деле будет произволом. Если позволительно мыслить о коренных причинах зла, то странно было бы ограничивать деятельность человеческую в этом отношении, и тем невозможнее такое ограничение, что болезнь имеет последствием разрушение родства, а причиною - грех, укореняемый наследственностью..."
Полный текст статьи Н.Ф. Федорова "Санитарный вопрос"
___________________________________________

Но это ещё не все новости на нашем сайте "Литература и Жизнь".

Я статью написала. "Критика идеи фильма Кевина Костнера "Танцующий с волками" (1990)".

Если вы очень любите индейцев или очень любите Кевина Костнера - ни в коем случае её не читайте - только настроение себе испортите. (Мне при этом настроение портить бесполезно: всё равно ничего не получится).

Так что договорились: если вы любитель Гойко Митича Кевина Костнера и североамериканских индейцев ни в коем случае не нажимайте на эту ссылку: Идея фильма "Танцующий с волками"!

Ну, а все остальные вполне могут её нажать! ;))

@темы: Философия, Культура, Кинокритика

Максималист
Фёдоров Николай Фёдорович (1829 - 1903) русский религиозный мыслитель и философ-футуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор. Один из основоположников русского космизма.

Незаконный сын князя П. И. Гагарина родился 7 июня 1829 в селе Ключи Тамбовской губернии (ныне Сасовский район Рязанской области). В 1849 году окончил гимназию в Тамбове и поступил на юридический факультет Ришельевского лицея в Одессе. В лицее Федоров проучился три года и был вынужден оставить учебное заведение по причине смерти своего дяди Константина Ивановича Гагарина, платившего за обучение Федорова в лицее.

Далее Федоров работал преподавателем истории и географии в уездных городах среднерусской полосы. Был арестован по делу террориста Дмитрия Каракозова, но через три недели освобождён. Н.Ф.Федоров

С 1869 года работал помощником библиотекаря в Чертковской библиотеке, а с 1874 г. в течение 25 лет работал библиотекарем Румянцевского музея, в последние годы жизни — в читальном зале Московского архива Министерства иностранных дел. В Румянцевском музее Фёдоров первым составил систематический каталог книг.

Федоров вел аскетическую жизнь, считал грехом всякую собственность, даже на книги и идеи, поэтому свои работы не публиковал, что я нахожу достаточно непоследовательным с его стороны: не публиковать, значит сделать недоступным (или малодоступным) для других, т.е. иметь самому, но другим не давать, владеть, но не делиться. Таким образом, произведения философа стали достоянием общественности лишь после смерти Федорова, когда были опубликованы Петерсоном.

Следуя своим принципом, Н.Ф. Федоров никогда не фотографировался и не позволял себя рисовать. Потому на мы имеем только один его прижизненный портрет, нарисованный украдкой Леонидом Пастернаком, миниатюру с которого вы видите в правом углу моего сообщения.

В сети, правда, можно найти ещё один портрет Федорова, но он более похож на карикатуру, где Федоров изображён, как злобный старикан, чем-то похожий на Распутина. Кто его нарисовал и когда - мне неизвестно, а потому не буду его здесь публиковать.

Фёдоров обладал хорошим здоровьем, практически всегда ходил пешком. Пешком он в своё время пришёл из калужского городка Боровск, где работал учителем, в Москву, где стал работать в библиотеке, а это более 150 км. Но в 1903 г. в сильный декабрьский мороз он простудился, заболел воспалением лёгких и умер в возрасте семидесяти четырёх лет. Похоронен Николай Фёдорович Фёдоров на кладбище Скорбященского монастыря в Москве (монастырь был закрыт в 1918 году, сейчас в его помещении находится ГОУ ВПО МГТУ «Станкин», кладбище и могила Федорова, как я понимаю, не сохранились).

Статья Фёдорова "О завершении роста человеческого рода; об его физическом совершеннолетии и умственном несовершеннолетии (К 3-му юбилейному акту)" написана в преддверии Гаагской мирной конференции, кроме того, она объединяет несколько юбилеев: в 1892 году праздновалось 500-летие кончины преп. Сергия Радонежского и 50-летие смерти В.Н. Каразина. Полный текст небольшой статьи Н.Ф. Федорова "О завершении роста человеческого рода; об его физическом совершеннолетии и умственном несовершеннолетии"

Напомним, что Гаагская мирная конференция 1899 года или Гаагская конференция разоружения - была созвана по инициативе императора Николая II.

Разоружение как международная проблема стала активно обсуждаться к концу XIX в. «Россия наметила три главных направления работы будущей конференции: а) вопрос об ограничении вооружений; б) о смягчении способов ведения войны, о запрещении употребления некоторых новейших, особенно разрушительных орудий и взрывчатых веществ; в) о мирных средствах разрешения международных столкновений и споров между государствами. Сама конференция открылась 6(18) мая в Гааге, под председательством делегата России. Впрочем, во время первых же заседаний и обсуждений стало ясно, что главная цель конференции — ограничение вооружений — не будет достигнута. Вследствие этого на первый план постепенно выдвинулись более второстепенные вопросы — о правилах ведения войны и международном посредничестве (третейском суде); был выработан целый ряд конвенций и деклараций на этот счет. Что же касается разоружения, то участники конференции единогласно выразили пожелание, чтобы правительства занялись вопросом о возможности соглашения относительно ограничения их сухопутных и морских сил, а также военных бюджетов»(А.Г. Гачева и С.Г. Семенова. Комментарии к статьям Фёдорова Н.Ф. // Фёдоров Н.Ф. Собрание сочинений: В 4-х тт. Том II. М.: Издательская группа «Прогресс», 1995)
Конференция стала первым масштабным международным форумом, на котором был поставлен вопрос об ограничении вооружений. На Первой мирной конференции в Гааге были приняты акты, лишь ограничивающие применение наиболее опасных видов вооружений, тогда как проблема ограничения численности вооруженных сил и военных бюджетов не была решена.

@темы: Философия, Культура, История России