Владимир Васильевич Стасов (1824—1906) — русский музыкальный и художественный критик, историк искусств, архивист, общественный деятель. Сын архитектора Василия Петровича Стасова.
Научный приоритет Стасова заключается в том, что он рассматривает историю искусства с позиций убежденной защиты реализма в борьбе против официального академического искусства господствующих классов и против всех проявлений и течений упадочного декадентства. Стасов выдвигает на первый план тех мастеров, в творчестве которых реалистический метод служит выражению передовых идей своего времени, которые средствами своего искусства активно участвуют в общественной и политической жизни своей родины. Именно с этих позиций Стасов — первый в мировой искусствоведческой науке — совершенно справедливо указывает на Хогарта и Гойю, как на предшественников и начинателей на Западе главной реалистической линии, в искусстве рассматриваемого периода.
В самом начале первого очерка «Архитектура» Стасов формулирует свою основную мысль о периодизации искусства XIX века на основе принципов национальности и народности в искусстве, принципов, которые, по мнению Стасова, лежат в основе реализма. Стасов пишет: «Относительно архитектуры, XIX век представляется разделенным на две половины: одна занимает первое полустолетие, другая — второе полу-столетие. В продолжение первого Европа не хотела знать никакой народности в архитектуре и была только космополитична, во второй — она с горячностью и любовью обратилась именно к народности в искусстве» (Собрание сочинений, т. IV, стр. 1). Далее Стасов развивает это положение, указывая, что около середины XIX века — «...могучий дух самостоятельного мышления, критики и протеста против предрассудков и всего отжившего, дух всеобщего просветления, еще с предыдущего века начавший завладевать умами, коснулся и художества, коснулся и архитектуры. Народилось новое чувство, долго прежде неведомое: уважение к народностям, к жизни, нравам, обычаям, творчеству; выдвинулась вперед мысль, что нет в искусстве избранных и отверженных и что творчество всех народов, коль скоро оно самостоятельно, оригинально и искренно, достойно почтения, любви и внимательного изучения» (Собраний сочинений, т. IV, стр. 338).
Стасов последовательно противопоставляет национальность, народность нового реалистического искусства, проникнутого критическим отношением к действительности, — космополитическому искусству, живущему старыми реакционными идеями. Стасов прослеживает перелом, наступивший около середины XIX века, во всех областях искусства, подкрепляя свои высказывания изложением исторических фактов.
Так, в очерке о музыке Стасов указывает на яркую народность и национальность Глинки, Шопена, Грига. В этом же очерке, говоря об опере «Фрейшюц» Вебера, Стасов определяет первые элементы нарождающейся в искусстве национальности — «народный колорит местности и людей, замена прежних героев и принцев — простыми крестьянами» (Собрание сочинений, т. IV, стр. 240).
Стасов связывает зарождение идеи национальности в искусстве XIX века в большинстве стран Европы с периодом борьбы народов этих стран против завоевательных войн Наполеона и определяет момент полного развития этой идеи «около середины XIX столетия» — т. е., как мы можем заключить также и из некоторых более ранних работ Стасова, в частности из статьи «О значении А. Иванова в русском искусстве», периодом революции 1848 года.
Из Комментариев В. Я. БРОДСКОГО
Стасов об искусстве
solo-solo
| суббота, 10 декабря 2022