Федотов Георгий Петрович (1886 — 1951) — русский историк, философ, литературовед, религиозный мыслитель и публицист.

...Дистанция в полвека, отделяющая нас от смерти Георгия Петровича Федотова, заставляет искать все более точные формулировки о средоточии его мысли. Многообразие его дарований: от публицистической широты, страстности и аналитической точности до академической глубины и решительности политического и социального действия — таково, что о нем писали и как о величайшем медиевисте-агиологе, изменившем сами возможности научного исследования опыта святости, и как о замечательном фольклористе, обнажившем богословские основания русских духовных стихов, и как о публицисте, чей дар соотносился с чаадаевским и герценовским, и как о теоретике христианского социализма, пытавшемся возродить социально-каритативный активизм, вдохновляемым евангельским благовестием. Несколько сотен статей, зафиксировавших биение его неспокойной мысли, склоняют нас думать о нем прежде всего как о политическом публицисте, взыскующем Нового Града и стремящемся вернуть русской эмиграции рану вопроса: «Зачем мы здесь?». Но ответственность увеличивающейся временной перспективы уводит от такой оценки к пониманию глубокой правоты тех, кто озаглавил редакторскую статью к столетию Федотова в американском альманахе «Путь» — «Созидатель богословия культуры».

И действительно, мы можем сейчас, расширив перспективу с эмигрантских споров о предназначении России, центральное положение в которых Федотов сохранял на протяжении всей жизни, до общей панорамы развития христианского богословия в XX веке, признать, что вопросы об отношении христианства и культуры, составлявшие средоточие его вопрошания, задавали и общую напряженность современной ему католической и протестантской мысли, воплотившуюся наиболее ярко в трудах таких классиков богословия культуры, как католический историк Кристофер Доусон (1889 — 1970) и великий протестантский богослов-экзистенциалист Пауль Тиллих (1886 — 1965). В таком контексте творчество Федотова оказывается ярким, противоречивым и трудным опытом-начинанием в исследовании православных путей открытости Церкви миру и воцерковления культуры, прокладываемых через преодоление соблазна закрытости перед трагедийной глубиной европейской катастрофы XX века. К сожалению, опыт этот не побудил до сих пор к систематическим трудам в области православного богословия культуры, но, к счастью, его напряженность и глубокое беспокойство приковывают к себе и через полвека и заставляют снова и снова испытывать современную культуру раной богословского вопроса о Духе, ее созидающем и питающем волю к преображению мира...

Из статьи А. С. Филоненко. "Георгий Петрович Федотов и богословие культуры"