Среди писателей, мыслителей, публицистов Серебряного века имя Дмитрия Владимировича Философова (1872 - 1940) неразрывно связано с четой Мережковских. Зинаида Николаевна Гиппиус, супруга Дмитрия Сергеевича Мережковского, была интимным другом Философова, взаимоотношения с которым составили эпоху в ее жизни. В «Дневнике любовных историй» («Contes d'amour») она рассказала, как в Великий Четверг 29 марта 1901 г. Мережковский, Философов и она создали Главное, как именовала она тройственный религиозно-духовный союз.
Одна из программных литературных статей Философова - «Конец Горького» в журнале «Русская мысль» (1907. № 4), которая вошла в книгу Философова «Слова и жизнь. Литературные споры новейшего времени (1901 - 1908 гг.)» (СПб., 1909). Философов говорит об упадке М. Горького после «высшей точки его творчества» - пьесы «На дне», вызвавшей небывалый энтузиазм. «Такого раболепного преклонения, такой сумасшедшей моды, такой безмерной лести не видал ни Толстой, ни Чехов... Увлечение Горьким психологически понятно, легко объяснимо. Слишком вовремя появился он, слишком глубокие струны задел он, чтобы не встретить отклика во всей новой России, которая только что начинала просыпаться. Широкой публике казалось, что дарование Горького неисчерпаемо, что развитию его нет пределов, и она подстегивала Горького, щекотала его самолюбие, сделала его своим кумиром... Горький искренне думал, что он властитель дум и сердец, что он независим, никому не подвластен, и незаметно для себя потерял даже тень свободы» («Слова и жизнь». С. 50 - 51). Ту же мысль, по существу, выразил Розанов в письме к Горькому в июне 1911 г., когда сказал, что его подняла социал-демократия «и понесла на плечах», а очутившись «в меду», писатель потерял силу голоса, «исчезла острота муки».
Горьковский босяк незаметно превратился в социалиста, продолжает Философов. «Хочу быть личностью, человеком, - вот постоянный бессознательный вопль его босяков; «я» - вот альфа и омега их миросозерцания». «Здесь начинается калечение Горького-художника - Горьким-социал-демократом». Однако поскольку мировоззрение босяка несовместимо с мировоззрением социалиста, Горький «как пошехонец, запутался в двух соснах, в анархизме и в социализме» (с. 75).
А. Николюкин. Д.В. Философов в кругу декадентов