Константин Николаевич Леонтьев (1831 - 1891) - российский дипломат; мыслитель религиозно-консервативного направления: философ, писатель, литературный критик, публицист и дипломат, поздний славянофил.
Мемуарный очерк описывает события, которые происходили во время службы Леонтьева нижнедунайским консулом, летом 1868 года.

Т.Ф. Прокопов пишет об этом периоде жизни К.Н. Леонтьева: «Сбывалось его [Леонтьева] давнее потаенное желание: поработать за границей, лучше — на Востоке. В этом ему хорошо помог брат, точнее, его высокие мидовские связи. Правда, Константину Николаевичу пришлось какое-то время побыть в роли студента: требовалось подготовиться и сдать дипломатический экзамен на пригодность. Он это сделал охотно и успешно. А затем началась у него как бы ознакомительная служба-практика в Азиатском департаменте российского министерства иностранных дел, продолжавшаяся больше восьми месяцев. За этот малый срок он проделал карьеру такую, какая иным бездарным не удавалась и за всю жизнь: десять дней — «мелкой канцелярской букашкой», далее сразу помощником главного журналиста, а в июне стал помощником столоначальника. Дотошный Константин Николаевич серьезно осваивал дипломатическую документацию, вчитывался в консульские донесения, «новые и старые, образцовые и плохие». 25 октября он получил долгожданное назначение на самостоятельную работу — секретарем и драгоманом (переводчиком; Леонтьев знал несколько языков) в Кандию, что на острове Крит...» (Тимофей Прокопов. Неузнанный гений. Парадоксы судьбы Константина Леонтьева/ Леонтьев К.Н. Моя литературная судьба. Воспоминания. Сост., вступ. статья, примеч. Т.Ф. Прокопова. — М: Русская книга, 2002. С. 15).

К.Н. Леонтьев пишет в своём мемуарном очерке "Консульские рассказы": "Я рассказывал о моих личных отношениях к разным представителям Речи Посполитой, нашедшим в то время приют на берегах Дуная, о ненужном и даже не совсем приличном моем визите к полумертвому Воронину, о приятной компании хитрого Жуковского, о детских бравадах и поспешном покаянии пьяных и полупьяных молодых людей. О тогдашних политических делах "полонизма" в Тульче я не сказал еще ни слова, потому что их вовсе не было, этих политических дел. После неудачной и безумной попытки Мильковского все надолго притихло. Но чтобы рассказ мой был оконченнее и полнее, я припомню только одну историю, которая грозила принять серьезные размеры политического дела, но кончилась ничем и очень скоро..."
Мемуарный очерк К.Н. Леонтьева "Консульские рассказы"

На Ближнем Востоке Леонтьев довольно быструю сделал служебную карьеру.Фактически об был ещё и дипломатом - консулы на Ближнем Востоке по существу исполняли и политические функции. Однако потом он оставил службу. Причиной этому была тяжёлая болезнь жены и смерть любимой матери.
Важно в дальнейшей жизни Леонтьева только одно: погружение в церковную религиозность, сближение с монахами Оптиной Пустыни и наконец собственный тайный постриг, — завершение внутренней борьбы и обращение к религии и Церкви.