Записи с темой: Серафим Соболев (2)
Максималист
Архиепископ Серафим (Соболев)
Слово в день праздника Св. Троицы
Благодать Св. Духа есть самое драгоценное для нас благо. Будем дорожить этим сокровищем, избегая всякого греха


Ныне св. Церковь празднует сошествие благодати Св. Духа на апостолов. С этого момента начала существовать на земле св. Церковь, ибо благодать есть ее основа. Если бы сошествия благодати Св. Духа не было, то не было бы на земле св. Церкви Христовой. Тогда не было бы и таинств, через которые Церковь преподает верующим сию благодать. Тогда спасение от греха, проклятия и смерти не могло бы совершаться в нашей жизни; мы не могли бы соединяться со Христом, ибо этим спасающим и соединяющим нас с Богом средством является благодать Св. Духа, и мы были бы обречены на вечные мучения. Вот почему ап. Павел сказал: «Благодатию бо есте спасени чрез веру» (Еф. 2,8).

Если бы на апостолов не сошла благодать Св. Духа, тогда не воссияло бы в сердцах верующих людей Царство Божие с его святостью и райским блаженством, ибо благодать является основою и Царства Божиего. Недаром тот же ап. Павел сказал: «Царство Божие... правда и мир и радость о Дусе Святе» (Рим. 14,17). Иначе сказать, св. апостол в этих своих словах говорит, что Царство Божие есть благодать Св. Духа в ее дивных проявлениях праведности, мира и радости. И как же может быть иначе, когда сам Господь приточно уподоблял Царство Божие многоценному бисеру (Мф. 13,46—47), сокровищу, сокровенному в поле (Мф. 1'3,44), и талантам (Мф. 15,14— 30). Под Царством Божиим, как свидетельствуют св. отцы Церкви, разумел именно эту возрождающую благодать Св. Духа, которая сошла на апостолов в 50-й день, а затем стала сообщаться верующим через таинства Церкви. Отсюда понятно, почему св. Симеон Новый Богослов учит, что возрождающая благодать Св. Духа есть Царство Божие, есть Царство Небесное.

Ясно, что сия благодать является самым великим, самым драгоценным для нас благом. Она была венцом и целью всего Божественного домостроительства в деле нашего спасения. Ради дарования нам сей благодати Господь пролил Свою кровь на кресте. Поэтому-то Он и сказал Своим ученикам: «Уне есть вам, да Аз иду (на крест и смерть): аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: ащели же иду, послю Его к вам» (Ин. 16,7).

Что может быть драгоценнее крови нашего Спасителя? Ничто на свете. Следовательно, и благодать Св. Духа, дарованная нам кровью Христа, есть самое драгоценное для нас благо.

Спрашивается: какой же спасительный для нас вывод следует из сказанного нам, мои возлюбленные о Христе чада? Если благодать Св. Духа есть самое драгоценное сокровище, то будем дорожить этим сокровищем. Поэтому, получив от Бога эту благодать через таинства Церкви, будем всецело стремиться к тому, как бы ее не потерять, как бы от нее не отпасть. К сему побуждает нас и св. ап. Павел, говоря: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией» (Евр. 12, 15); «Итак, мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом»... (Евр. 12, 28).

Но не только мы должны бояться, как бы не потерять благодать, это величайшее сокровище. Мы должны стремиться приумножать сию благодать, чтобы сия вскрылась в нас через исполнение божественных заповедей и в нашей жизни были плоды Духа: «...любовь, радость, мир, долготерпение, благодать, милосердие, вера, кротость, воздержание...», о каковых плодах говорит ап. Павел в своем Послании к галатам (Гал. 5, 22—23).

Конечно, мы не уподобимся тому лукавому рабу, который, получивши от Господа божественный талант, закопал его в землю (Мф. 15,25); мы приумножим благодать, полученную от Бога, если будем избегать всякого греха. Через грехи благодать Св. Духа оставляет нас, ибо благодать и грех несовместимы, как несовместимы свет и тьма. «Какое общение, — говорит тот же ап. Павел, — праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2 Кор. 6, 14—15).

В особенности будем, возлюбленные, избегать гордости. Она есть мать всех грехов, страстей и пороков. Она ослепляет нас и заставляет нас всегда заблуждаться, всегда грешить, всегда печалиться, унывать, тосковать и еще здесь предвкушать вечную геенну кромешного ада. Поэтому будем всемерно удаляться гордости и ее самого пагубного для нас порождения — осуждения. За гордость и осуждение Господь наказывает нас страшными бедствиями. Он даже предает нас постыдным страстям и не прекращает нас наказывать до тех пор, пока мы не смиримся.

Если так гибельна для нас гордость, то будем всеми силами своей души стремиться к смирению или к самоосуждению. За это смирение Господь избавляет нас от всех бед и зол, подает нам благодать для неуклонного исполнения Его заповедей, изливает на нас все свои неизреченные милости и соединит нас навеки с Собою для предвкушения еще здесь Его Божественной радости.

Будем подражать в смирении святым. Несмотря на все свои нравственные совершенства, на все свои благодатные дарования, они считали себя первыми грешниками и не ближних, а самих себя считали виновными во всех своих напастях. Какой великой святости и какой благодатной высоты достиг св. ап. Павел, но он о себе сказал, что он есть первый из всех грешников (1 Тим. 1, 15). Какого нравственного совершенства достиг прп. Серафим Саровский и каких изумительных видений и откровений Господь его удостоил! Ему двенадцать раз являлись во всей Божественной славе Спаситель и Пречистая Божия Матерь. Подобно ап. Павлу, он был вознесен до третьего неба и созерцал райские обители. И что же? Незадолго до своей смерти он ходил к приготовленной для него могиле и горько плакал. На вопрос, почему он плачет, прп. Серафим отвечал: «Очень несовершенно прожил свою жизнь». Вот почему он от всего своего сердца с глубоким сокрушением иначе не называл себя, грешным и убогим Серафимом и особенно любил тех, которые никогда и никого не осуждали.

Пусть нашими первыми учителями в стяжании смирения будут Христа ради юродивые. Они всю жизнь боролись с гордостью. Те похвалы, которые являются гибельным порождением тщеславия и гордости, и коих мы так ищем, они ненавидели и даже считали своим позором. Лет тридцать тому назад, в бытность свою архимандритом и ректором Воронежской Духовной семинарии, я ежегодно ездил в Задонский монастырь для поклонения мощам свт. Тихона. Тогда же я посещал и расположенный близ самого Задонского монастыря женский Скорбященский монастырь, в котором жила и действовала великая раба божия и Христа ради юродивая Лиза. За дивное ее смирение Господь дал ей великие дары исцеления и прозорливости, очевидцем проявлений каковых я лично был. Однажды я видел Лизу среди монастырского двора, окруженную крестьянскими женщинами. Я подошел к ним. Женщины, обернувшись ко мне и указывая на Лизу, сказали: «Она угадывает», т.е. имеет дар прозорливости. При этих словах Лиза заволновалась, стала ругаться, схватила свою корзинку, наполненную камнями, склянками и всяким мусором и быстро побежала к игумений жаловаться на крестьянских женщин. Игумения сообщила мне, что Лиза пожаловалась на них за то, что они опозорили ее перед архимандритом, т.е. сказали, что она прозорливая. За такое смирение благодать Св. Духа блистала в жизни этой юродивой своими дивными проявлениями.

Так и в нашей жизни, мои возлюбленные о Христе чада, благодать, полученная нами с момента крещения, будет дивно раскрываться в своих проявлениях, если мы будем смиряться. Тогда эта благодать, как исшедшая от Духа Святого, Духа Истины, предохранит нас от гибельных заблуждений, поставит нас на истинный путь спасительной жизни, ибо обогатит нас своим божественным видением. Тогда ради нашего смирения эта благодать, как исшедшая от Св. Духа, Которого Господь назвал силою (Деян. 1,8), незримо будет всегда вливать в нас божественную силу для борьбы со грехом и страстями, для неуклонного соблюдения нами всех спасительных заповедей. Тогда божественная благодать, как исшедшая от Духа Святого, Духа Утешителя, будет для нас источником утешения в скорбях, она далеко отгонит от нас демонский мрак печали, уныния, тоски и отчаяния, навеки соединит нас с Господом, и мы еще здесь будем испытывать райское единение со Христом, а после нашей смерти эта благодать, как одежда Христова, покроет нас от всех бесовских мытарств и введет нас в чертог Христа, в его Небесное Царство для вечного блаженства.

Сего да сподобит нас Господь своею благодатью как истинных причастников Св. Духа по неизреченной любви к нам Своего Божественного Отца и всей Святой Троицы — Отца, Сына и Святого Духа. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца и причастие Святого Духа буди со всеми вами». Аминь.

Русский посольский храм св. Николая,
г. София, 30 мая 1949 г.

Источник

@темы: Праздники, Православие, Троица, Серафим Соболев

Максималист
Благовещение — «разрешение мира от первыя клятвы»

Святая Церковь за вечерним богослужением в честь праздника Благовещения в одной из стихир на литии обращает наше внимание на такие слова: «Се воззвание ныне явися нам: Бог человеком соединяется... Дева бо приемлет радость... Мир разрешися первыя клятвы». А в седальне за утренним благовещенским богослужением говорится: «Днесь вся тварь радуется, клятвы бо праотчи разрешается соуз». Наконец, в одной из стихир на том же утреннем богослужении мы находим такие слова: «Пресущественное Слово плотию вселися в Тя, Богородице Дево, назда род... падший от древния клятвы».

Всеми этими словами своих благовещенских богослужений св. Церковь показывает нам, возлюбленные о Христе чада мои, какое величайшее благо даровано нам от Благовещения. Этим благом является избавление нас от проклятия, которое наложил Господь в раю за первородный грех наших прародителей, а через них и на все человечество.

Страшным несчастьем было для нас это проклятие. В своей сущности оно было разъединением людей с Богом, или отлучением их от райского блаженства на земле, как и в будущей жизни, ибо двери рая были закрыты даже для ветхозаветных праведников.

Впервые после падения Бог соединился с человеком при Благовещении, когда произошло в утробе Пречистой Девы Марии зачатие Бога Слова, произошло Его воплощение. Тогда настало для людей время возвращения им утраченного райского блаженства.

Таким образом. Благовещение даровало нам избавление от проклятия, соединение нас с Богом и райское блаженство. В этом и заключается основное и спасительное для нас значение Благовещения. Недаром св. Церковью оно называется главизною, или началом нашего спасения.

читать дальше
Разумеется, в самый момент Благовещения произошло только соединение Бога с человеком, а райское блаженство стало восприниматься нами, когда образовалась Церковь Христова на земле. Здесь мы получаем сие блаженство в благодатных многочисленных источниках: в молитвах и богослужениях Церкви, в особенности в ее таинствах, в словах Божественного Писания, в святоотеческом учении и в жизнеописании святых угодников Божиих. Святые люди представляют собой источники великого райского для нас утешения. Об этом свидетельствует стремление великого множества русских людей к святым людям. Почему это происходило? Потому что через них Господь являл дивные свидетельства своего всемогущества, милосердия и премудрости; потому что через святых Господь совершал Свои чудеса, столь желанные и отрадные для нашего сердца. Через них переливалась Божественная радость в сердца тех верующих, которые имели общение со святыми. Недаром митрополит Московский Филарет говорил: «Прикасаясь святых, мы прикасаемся Самого Христа, Который в них живет и царствует Своею благодатью».

Конечно, сие райское блаженство является достоянием тех, которые сами стремятся к нему путем неуклонного исполнения Божественных заповедей. Как через нарушение заповеди Божией райское блаженство было утрачено, так через соблюдение заповедей мы опять его обретаем при помощи благодати Св. Духа.

Грешники остаются вне райского блаженства. Этого мало. Над ними продолжает тяготеть проклятие Божие, и потому они являются самыми несчастными людьми на земле. Мы знаем с вами, возлюбленные, какое страшное несчастье представляет собой материнское проклятие. Несмотря на все усилия состоящих под этим проклятием достигнуть счастливой благоденствующей жизни, она для них недостижима. Какой-то рок беспрерывных несчастий тяготеет над ними и так продолжается до тех пор, пока это проклятие не будет снято самою матерью или же церковной властью. То же самое происходит и в жизни новозаветных грешников. Над ними во всей силе осуществляются слова Свящ. Писания: «Страшно впасть в руки Бога Живаго» (Евр. 10,31). И это не все. В будущей загробной жизни они будут более мучиться в аду, чем тяжкие старозаветные грешники, ибо последние не имели в себе внутренней возрождающей благодати, не пользовались теми многочисленными благодатными источниками, которые даруются нам Богом через Св. Церковь для соблюдения спасительных заповедей. Все грешники, живущие в Новом Завете, примут даже большие адские муки, чем сами бесы, ибо за бесов Своей драгоценной Крови Господь не проливал.

Поэтому будем, возлюбленные о Христе братья и сестры, неуклонно исполнять все Божественные заповеди. Для этого будем тщательно избегать грехов. Атак как самым гибельным и ужасным для нас является грех ереси, то будем всячески уклоняться от ересей, и в особенности современных... Эти ереси тем для нас опаснее и гибельнее, что они не отрицают веры в Христа как вторую Божественную Ипостась. Однако своим лжеучением они отрицают все дело Христа на земле, ниспровергают все Его Божественное домостроительство в деле нашего спасения.

Таково, например, давно опубликованное в печати богословское еретическое мнение о том, что Господь будто бы не налагал в раю за первородный грех на первых людей а через них и на все человечество Своего проклятия. Вы слышали сейчас, возлюбленные, приведенные слова из благовещенских богослужений, в которых Церковь ясно учит и утверждает, что это проклятие от Бога было наложено в раю на первых людей и на все человечество. Поэтому это проклятие называется Церковью «первою», «праотеческою», или «древнею» клятвою. А данное богословское мнение утверждает, что этого проклятия в раю не было.

Проклятие, или анафема, есть отлучение нас от Бога, источника жизни и блаженства, есть смерть телесная и духовная. По словам епископа Феофана Затворника, это проклятие уже содержалось в следующих Божественных словах первым людям: «...в оньже аще день снесте от него (дерева познания добра и зла), смертью умрете» (Быт. 2,17), конечно в случае неисполнения этих слов. Наши прародители не исполнили эту заповедь, пали первородным грехом, и проклятие вступило в силу.

Таким образом, если бы не было первородного греха, то не было бы и проклятия. Последнее есть следствие, а первородный грех — причина. Ясно, что отрицание вопреки Библии проклятия Богом наших прародителей влечет за собой отрицание первородного греха. То и другое находятся между собою в неразрывной связи. Отрицая проклятие, мы отрицаем первородный грех. Если мы будем отрицать первородный грех, мы тем самым будем ниспровергать все Божественное домостроительство. В самом деле, если первородного греха не было, то совсем не за чем было приходить в мир Спасителю для искупления нас от первородного греха и для избавления от проклятия, которых якобы не было. В таком случае в Христовом домостроительстве нет места рождению Христа, Его страданиям, смерти и воскресению и ниспосланию на апостолов благодати Св. Духа. В таком случае нет места в сем домостроительстве и самому Благовещению, этому началу, или главизне нашего спасения, ибо все эти события были вызваны первородным грехом и проклятием за этот грех.

Может ли при восприятии нами сего богословского и еретического мнения наша вера во Христа быть истинной? Конечно, нет. А где нет истинной веры, там нет и благодати, нет спасения, нет райского блаженства. Отсюда явствует, как мы должны хранить свою веру, в какой кристальной чистоте должны ее исповедовать.

Будем тщательно соблюдать заповедь Божию о вере и все прочие Божественные заповеди. Тогда все плоды Благовещения: избавление от проклятия, соединение с Богом и райское блаженство будут нашим достоянием. Тогда еще здесь, находясь во плоти, мы будем испытывать большее блаженство, чем то, какое испытывали первые люди в раю в своем невинном состоянии. В одной из стихир («На Господи воззвах») благовещенского богослужения св. Церковь влагает в уста Пречистой Девы Марии такие слова: «Рожду Бесплотного да возведет человеки в первое достояние», — здесь разумеется райское блаженство, которое испытывали первые люди. Но что же будет означать, что мы возводимся теперь в это блаженство с растворением, т.е. в расширенном объеме, в увеличенной степени? По святоотеческому разуму, это растворение есть нечто другое, как Тело и Кровь нашего Господа, страшное и самое великое таинство, в котором мы объединяемся с Христом, истинным Богом нашим, всем своим существом, делаемся едиными с Ним по благодати и обожаемся. Такого дивного, тесного и родственного единения с Богом не имели первые люди в раю. Поэтому новозаветные праведники, святые угодники Божий, за свое неуклонное соблюдение заповедей испытывали такую божественную радость, какой не имели наши прародители до своего падения. Это понятно, ибо тогда не было величайшего таинства Евхаристии, не было Тела и Крови Христа, — этого самого высшего плода Благовещения.

Приветствую вас, мои возлюбленные о Христе чада, с праздником Благовещения. От всего сердца и молитвенно желаю вам, чтобы все плоды Благовещения были вашим достоянием, вплоть до божественной радости от принятых вами Святых Пречистых Тайн. А так как без исполнения спасительных заповедей этого достигнуть нельзя, то дай Бог нам всем неуклонно и всегда соблюдать божественные заповеди и чтобы над всеми нами всегда осуществлялись слова Господа нашего Иисуса Христа: «Аще заповеди Моя соблюдете..., радость Моя в вас будет, и радость ваша исполнится» (Ин. 15, 10-11), т.е. будет полной и совершенной. Аминь.

Русский храм св. мц. Параскевы,
г. София, 1946 г.

Источник

@темы: Праздники, Православие, Серафим Соболев