Записи с темой: XVIII век (4)
Максималист
* * *

Знать, судьба мне так судила,
Чтоб в страданьях век изжить,
И драгую отлучила,
Чтоб принудить слезы лить.
Век, знать, будет воздыхати
И мучение терпеть,
Привыкай, мой дух, страдати,
Коли рок не дал ту зреть.

Смутны мысли, только жалость
Представляйте в память мне;
Дайте, дайте в скуке радость,
Чтобы зреть ее во сне.
Когда будет та забава,
То и буду сладко спать,
Но то пущая отрава,
Ежель ту мне не видать.

Что ж грущу я и страдаю,
Если я один люблю?
Любит ли она — не знаю;
Не напрасно ль я терплю?
Одним видом я доволен;
Видом любит; пусть терплю,
И один лишь сердцем болен,
Хоть не любит, я люблю.

(1755)
Источник

@темы: Литература, Стихи, Поэзия, XVIII век, Сумароков

Максималист
Александр Петрович Сумароков (1717 — 1777) русский поэт, драматург и литературный критик. Один из крупнейших представителей русской литературы XVIII века. Считается первым профессиональным русским литератором. 26 января 1767 года удостоен ордена Святой Анны и чина действительного статского советника.

Ворона и Лиса
Притча
И птицы держатся людского ремесла.
Ворона сыру кус когда-то унесла
И на дуб села.
Села,
Да только лишь еще ни крошечки не ела.
Увидела Лиса во рту у ней кусок,
И думает она: «Я дам Вороне сок!
Хотя туда не вспряну,
Кусочек этот я достану,
Дуб сколько ни высок».
«Здорово, — говорит Лисица, —
Дружок, Воронушка, названая сестрица!
Прекрасная ты птица!
Какие ноженьки, какой носок,
И можно то сказать тебе без лицемерья,
Что паче всех ты мер, мой светик, хороша!
И попугай ничто перед тобой, душа,
Прекраснее стократ твои павлиньих перья!»
(Нелестны похвалы приятно нам терпеть).
«О, если бы еще умела ты и петь,
Так не было б тебе подобной птицы в мире!»
Ворона горлышко разинула пошире,
Чтоб быти соловьем,
«А сыру, — думает, — и после я поем.
В сию минуту мне здесь дело не о пире!»
Разинула уста
И дождалась поста.
Чуть видит лишь конец Лисицына хвоста.
Хотела петь, не пела,
Хотела есть, не ела.
Причина та тому, что сыру больше нет.
Сыр выпал из роту, — Лисице на обед.

<1763>
Источник.

@темы: Литература, Стихи, Поэзия, XVIII век, Сумароков

Максималист
На страницах журналов Новикова впервые появились сочинения Фонвизина.
«Сочинения мои были острые ругательства»,— вспоминал он позднее. В силу своей сатирической остроты многие его произведения не смогли тогда появиться в печати и вообще по большей части не сохранились (некоторые из них автор сам сжег). Однако два замечательных стихотворных произведения молодого Фонвизина дошли до нас полностью. В одном из них, басне «Лисица-казнодей», то есть проповедник, дан резко сатирический портрет российского самодержца — царя Льва, трон которого «сплочен из костей растерзанных зверей» и в правление которого «любимцы и вельможи сдирали без чинов с зверей невинных кожи»... Еще значительнее второе — сатирическое «Послание к слугам моим...». В нем дается окрашенная в резко антирелигиозные тона картина «сего света» — всеобщего кругового обмана, на котором основано и держится современное автору российское общественно-политическое устройство. Позднее Фонвизин от стихотворных сатир перешел к сатире в прозе, вступив, как и Новиков, в непосредственную полемику с самой Екатериной (серия «вопросов», направленных в журнал «Собеседник любителей российского слова», в котором императрица принимала участие) и дав в своей «Придворной грамматике» меткую, бичующую характеристику ее «хитро льстивого» и «подлого» окружения.
Основной чертой литературного дарования Фонвизина Белинский справедливо считал способность «смеяться вместе и весело, и ядовито». Наряду с этим Фонвизин, по его собственному признанию, обладал и способностью «принимать» на себя лицо и «говорить» не только «голосом», но и «умом» «весьма многих людей».
Эти способности с особенным блеском проявились в его драматургии.
Русская драматургия была значительно моложе других родов литературы, культивировавшихся классицизмом. Пьесы нового, европейского типа появились в русской литературе только в середине XVIII века. Их автором был А.П. Сумароков. Однако имевшиеся в его комедиях отдельные элементы живой русской действительности почти полностью заглушались условными литературными схемами, традиционными образами и коллизиями классицизма. В начале 60-х годов с резкой критикой сумароковской комедиографии выступил драматург В.И. Лукин. Основным недостатком пьес Сумарокова Лукин считал то, что автор механически следовал в них иностранным образцам, называя русских людей нерусскими именами, внося в якобы русский бытовой уклад ряд черт и подробностей, ему совершенно несвойственных.

Д. Благой. Из статьи "Недоросль" Фонвизина.

@темы: Литература, XVIII век, Фонвизин, Литературная критика

Максималист
Петров Петр Николаевич (1827—1891) — русский историк искусств, писатель, искусствовед, генеалог, библиограф, автор исторических романов и повестей, почётный вольный общник Императорской академии художеств и действительный член Императорского археологического общества, титулярный советник.

Он занимался разбором исторических актов, а также различных материалов по русской истории и археологии. Петров был сотрудником в «Русском энциклопедическом словаре», издаваемом профессором Санкт-Петербургского университета И. Н. Березиным, в котором написал до 300 статей по искусству, русской истории, топографии Санкт-Петербурга, а также одним из редакторов Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.

Кроме этого в свободное время он писал исторические романы.

Роман "Белые и черные" рассказывает о годах царствования императрицы Екатерины I. Фактическую власть в царствовании Екатерины сосредоточил князь и фельдмаршал Меншиков, а также Верховный Тайный Совет. Екатерина же была полностью удовлетворена ролью первой хозяйки Царского села, полагаясь в вопросах управления государством на своих советников. Её интересовали лишь дела флота — любовь Петра к морю коснулась и её.

Вельможи хотели управлять при женщине и теперь действительно добились своего.



Портрет Екатерины I.

@темы: История России, XVIII век, Екатерина I, Исторический роман