22:22 

Поздравляю с праздником Рождества Христова!

Максималист


Тропарь праздника:

Рождество Твое, Христе Боже наш, / возсия мирови свет разума, / в нем бо звездам служащии / звездою учахуся Тебе кланятися, / Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока. / Господи, слава Тебе!


Отдание праздника 13 января (н. ст.)

@темы: Православие, Праздники

20:52 

Старо-Паново, Санкт-Петербург

Максималист
Пополнение фотоальбома новыми фотографиями.
Эти фотографии с прошлого года лежали у меня в компьютере и всё руки не доходили поставить их в альбом. И вот, наконец-то это свершилось. Лучше поздно, чем никогда!



Адрес альбома http://palmernw.ru/mir-piter/panovo1/panovo_vesna2008.html
Новые фотографии в самом низу страницы.

@темы: Санкт-Петербург

15:34 

Сегодня - Праздник Введения Богородицы во храм

Максималист

О празднуемом событии известно из древнего церковного предания, которое отражено в церковных песнопениях.


О введении во храм Пресвятой Девы в трехлетнем возрасте упоминает в I веке Антиохийский епископ Еводий и в IV веке — блаженный Иероним.


Время установления праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы с достоверной точностью неизвестно. На востоке праздник получил повсеместное распространение уже в VIII—IX вв. Но воспоминание этого события было в IV веке (см. слова св. Григория Нисского (IV в.), Германа и Тарасия, патриархов Константинопольских (VII в.). В IX веке Георгий, архиепископ Никомидийский, составил первый канон празднику («Отверзу уста моя» ) и ряд стихир, а в Х веке Василий Пагариот, архиепископ Кесарийский, составил второй канон празднику («Песнь победную…» ). Эти стихиры и каноны поются Церковью и в настоящее время.


Введено-Оятский женский монастырь


На фото: Введено-Оятский женский монастырь. Главный монастырский храм.


Сегодня в Ведено-Оятском монастыре престольный праздник.


@темы: Культура, Православие, Праздники

20:18 

Церковь во имя Рождества Христова

Максималист
Церковь во имя Рождества Христова
и часовня во имя иконы Божией Матери "Утоли Моя Печали" в Весёлом посёлке
(на улице Коллонтай)




Весёлый посёлок - густонаселённый район и на данный момент это район массового жилого строительства. В районе не хватало православных приходских церквей. И вот в декабре 2001 года в районе образовалась инициативная группа по созданию Храма Рождества Христова. Место было выбрано на улице Коллонтай на месте гибели милиционера, убитого в сентябре 2002 года при задержании опасного преступника.

Инициативная группа обратилась к Митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру и протоиерею Александру Будникову - благочинному Большеохтинского округа с просьбой о назначении настоятелем вновь созданного прихода священника Олега Жаворонкова.

Адрес альбома http://palmernw.ru/bolsh/bolsh.html

@темы: Культура, XXI век, Православие, Православная архитектура, Санкт-Петербург, Современная Россия

15:48 

Поздравляем!

Максималист
Поздравляем меня со вчерашним днём рождения!


@темы: О себе и о нас

21:28 

Образное сравнение

Максималист
Случайно, у Авенариуса в одном из произведений мне попались интересные сравнения. Дело происходило в Вартбурге, где Мартин Лютер Библию на немецкий язык переводил.

« При выходе из замка он [сторож] мне за малую мзду печатный листок предложил — точный снимок с «человеческой жизни в звериных образах», начертанных на стене одной проходной галереи. Мужской пол на оном в виде четвероногих животных представлен, женский — в виде птиц и иных крылатых. Так, мужчина в 10 лет, оказывается, теленок, в 20 — козел, в 30 — бык, в 40 — лев, в 50 — лиса, в 60 — волк, в 70 — пес, в 80 — кот, в 90 — осел, а в 100 лет — воловья мертвая голова. Женщина же в 10 лет цыпленок, в 20 — голубка, в 30 — сорока, в 40 — пава, в 50 — наседка, в 60 — гусыня, в 70 — коршун, в 80 — сова, в 90 — летучая мышь, а в 100 лет — птичья мертвая голова. »

Источник

@темы: Юмор

15:19 

Сегодня праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

Максималист
Тропарь праздника: Спаси, Господи, люди Твоя/ и благослови достояние Твое,/ победы на сопротивныя даруя// и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Спасо-Преображенский собор. Валаам
На фото: Колокольня Владимировского собора, СПб.

Св. Иоанн Златоуст. Христианин должен проводить жизнь по законам и правилам.

Будем оберегать душу от того, что кажется безразличным, но производит грехи. Ибо из действий одни суть грехи, а другие не грехи, но бывают причиною грехов: например, смех по свойству своему не есть грех, но он бывает грехом, если переходит чрез меру, ибо от смеха происходит насмешливость, от насмешливости — срамословие, от срамословия — постыдные дела, а за постыдными делами — наказание и мучение. Исторгни же прежде корень, чтобы уничтожить всю болезнь; если мы будем остерегаться безразличного, то никогда не позволим себе запрещенного. Так, для многих кажется безразличным смотреть на женщин; но от этого рождается сладострастная похоть, от похоти — прелюбодеяние, а за прелюбодеянием — опять наказание и мучение. читать дальше


@темы: Иоанн Златоуст, Культура, Православие, Праздники, Святоотеческая литература

15:56 

Церковь во имя царя мученика Николая в Окружном военном госпитале

Максималист
Мне стало очень стыдно, что мой любимый сайт palmernw.ru в последнее время совсем без обновлений и я срочно сделала новый маленький альбомчик : Церковь во имя святого страстотерпца царя Николая II при Окружном военном госпитале .

Данная церковь - вторая при Окружном военном госпитале, первая, во имя св. князя Владимира, находится внутри госпитального комплекса.

Настоятель: священник Игорь Лобанов.

Адрес: 193163, С.-Петербург, Суворовский пр., 63.
Церковь царя мeченика НиколаяII

Желающие могут посмотреть альбом.

@темы: Культура, Православная архитектура, Православие, Санкт-Петербург

20:52 

Сегодня нашему сайту четыре года!

Максималист
Литература и Жизнь


Сегодня нашему сайту четыре года.

Этот сайт открылся 3 сентября 2008 года.

@темы: Культура, Литература

18:49 

Праздник Успения Пресвятой Богородицы

Максималист
Поздравляю всех с праздником Успения Пресвятой Богородицы

Тропарь праздника:
В рождестве девство сохранила еси,/ во успении мира не оставила еси, Богородице,/ преставилася еси к животу,/ Мати сущи Живота,// и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
Отдание праздника - 5 сентября (н. ст.)

Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь

На фото: Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь. Дорожка в главную (нижнюю) часть монастыря.

Св. Иоанн Златоуст. О презрении богатства


@темы: Иоанн Златоуст, Культура, Православие, Праздники, Святоотеческая литература

21:18 

Преображение Господне

Максималист
«И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился пред ними: Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом» (Мк. 9, 2-4).

Три апостола — Петр, Иаков и Иоанн — взошли вместе с Христом на гору Фавор, где произошло Преображение Господне. Оно сопровождалось явлением ветхозаветных пророков Моисея и Илии. Они говорили с Христом о Его близком отшествии к Богу Отцу. Дальше Евангелие повествует о том, что всех осенило светлое облако, и из него послышался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте».


На фото: Валаам. Храм Преображения Господня

Господь взошел на гору не один. Он взял с собой трех учеников. На горе Фавор у них открылось иное, духовное зрение, и они смогли увидеть Свет, преобразивший Христа. После этого Спаситель впервые заговорил о Своей мученической кончине и воскресении. В то время Апостолы не поняли Его, потому что, в согласии с еврейской традицией, видели в Христе будущего земного царя и освободителя от иноземного владычества. Христос же готовился к Крестным страданиям и унижениям Голгофы и показал трем ученикам Свое Преображение, чтобы они засвидетельствовали Его Божественную природу и добровольное согласие на Крестные муки.

В день праздника Преображения Господня в церкви поют (Кондак, глас 7-й): «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша; да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние».
Источник

@темы: Культура, Православие, Праздники

16:34 

Праздник Иконы Почаевской Божьей Матери и поучение Св. Иоанна

Максималист

Почаевская икона Божьей МатериТропарь Божией Матери пред иконой Ее Почаевской

глас 5

Пред святою Твоею иконою, Владычице,/ молящиися исцелений сподобляются,/ веры истинныя познание приемлют/ и агарянская нашествия отражают./ Темже и нам, к Тебе припадающим,/ грехов оставление испроси,/ помыслы благочестия сердца наша просвети/ и к Сыну Твоему молитву вознеси// о спасении душ наших.


Св. Иоанн Златоуст. О том, что не должно отчаиваться и быть беспечным

Беспечность и отчаяние, то и другое, пагубны для нашего спасения. Отчаяние не позволяет встать лежащему, а от беспечности падает и стоящий; то обыкновенно лишает приобретенных благ, это не позволяет избавиться от постигших зол. Нерадение низвергает и с самого неба, а отчаяние сводит в самую бездну, тогда как упование на Бога скоро изводит и оттуда. Вот, смотри на силу того и другого. Диавол прежде был добр; но, сделавшись беспечным и отчаявшись, пал в такую злобу, что после уже и не восстал. А что он был добр, так послушайте, что Христос говорит: Я видел сатану, спавшего с неба, как молнию (Лк. 10, 18). Сравнение с молнией показывает и светлость прежнего состояния, и быстроту падения. Павел был хулитель, и гонитель, и обидчик; но как возревновал и не предался отчаянию, то и восстал, и сделался равным ангелам. Напротив, Иуда был апостолом, но, предавшись беспечности, сделался предателем. Опять, разбойник, так как не отчаялся и после такой злой жизни, то прежде всех других вошел в рай; фарисей по самонадеянности упал с самого верха добродетели; мытарь, не поддавшись отчаянию, так исправился, что упредил и фарисея. Хочешь, покажу тебе и целый город, сделавший это? Так спаслись ниневитяне. Хотя приговор повергал их в отчаяние, ибо пророк не сказал, что если они покаются, то спасутся, но просто: еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена (Иона 3, 4); однако ж несмотря на то, что Бог угрожал, и пророк вопиял, и приговор не допускал ни отсрочки, ни ограничения, они не упали духом и не потеряли доброй надежды. Бог для того не сделал ограничения и не сказал: если покаются, то спасутся, чтобы и мы, когда услышим Божий приговор, произносимый без ограничения, и тогда не отчаивались и не унывали, взирая на этот пример. Но человеколюбие Бога видно не из того только, что Он, хотя и не сделал ограничения в приговоре, однако ж примирился с покаявшимися, но даже из того, что произнес безусловный приговор. Он сделал это, чтобы увеличить в ниневитянах страх и поразить великую их беспечность. Да и самое время покаяния показывает неизреченное Его человеколюбие; ибо что бы такое сделали сорок дней, что могло загладить столь великие пороки? Не видишь ли, как и отсюда открывается Божия попечительность! Она преимущественно содействовала спасению этого города.

читать дальше...


@темы: Иоанн Златоуст, Культура, Православие, Праздники, Святоотеческая литература

20:42 

Часовня Преображения Господня при Главной водопроводной станции "Водоканал"

Максималист
Сегодня наш сайт "Православные монастыри и храмы Северо-запада России" пополнился маленьким альбомчиком Часовня Преображения Господня при Главной водопроводной станции "Водоканал"
В альбоме всего девять фотографий и небольшой рассказ о том, что мне удалось узнать об этой часовне.

@темы: Православная архитектура, Православие, Культура, Санкт-Петербург

19:05 

Альбом: Часовня святителя Николая

Максималист
К нам на сайт "Православные монастыри и храмы Северо-Запада России" добавлен новый альбом:

Часовня святителя Николая, находящаяся на месте храма Христа Спасителя в память Гефсиманского борения (Спас-на-Водах)


Часовня святителя Николая

Церковь Спаса-на-Водах - Церковь Христа Спасителя в память Гефсиманского борения и святителя Николая Чудотворца - ныне несуществующий православный храм в Санкт-Петербурге на Ново-Адмиралтейском острове. Предполагается его восстановление.

В 1990 году была создана Общественная организация "Санкт-Петербургский комитет восстановления храма Спаса-на-Водах".

Ныне воссоздание храма осложняется тем, что на части фундамента храма стоит производственный корпус "Адмиралтейских верфей". В разрушенном храмовом комплексе часовни не было, но Комитет, как предтечу возрождения храма, возвёл часовню, которая в дальнейшем должна будет органично сочетаться с отстроенным зданием церкви.

Альбом Часовня святителя Николая, находящаяся на месте храма Христа Спасителя в память Гефсиманского борения (Спас-на-Водах) на сайте "Православные монастыри и храмы Северо-Запада России".

@темы: Культура, Православие, Православная архитектура, Санкт-Петербург

23:00 

Благосостояние и посещаемость церкви

Максималист
Осталась только первая страница

_____________________________________

3 августа 2011, 13:18

Отец Стефан – православный священник, живет и служит в Теннеси. Прежде он принадлежал к Англиканской церкви, где был священником 18 лет. Был рукоположен в православные священники в 1999 г .

Некоторые считают, что экономический спад наступает тогда, когда кто-либо теряет работу; а кризис —   это когда работу теряешь ты. Я слишком молод, чтобы помнить времена Великой Депрессии, хотя все взрослые, которых я знал ребёнком, пережили это время. В 1928 году мой прадед по линии отца потерял всё (ферму, дом, оборудование и т.д.) во время краха рынка хлопка, который предшествовал Великой Депрессии. Моему отцу тогда было четыре года, и он с родителями проехал от Южной Джорджии до Южной Каролины в фермерском пикапе (это было сложно даже по тем временам). Его семья, беднейшая из бедных в условиях той сельскохозяйственной экономики,   выполняла   подённую работу. Отец начал работать в возрасте четырёх   лет, собирая хлопок и   делая всё, что ему было по силам. Это были тяжёлые времена.

Когда мне было 10 лет, закрыли местную базу военно-воздушных сил, рабочие и служащие которой были основными клиентами моего отца в его бизнесе по ремонту автомобилей. Мы многое потеряли – в течение   четырёх-пяти лет все стали беднее, чем можно себе представить.

Экономический спад пришёл и ушёл. Между тем Великая Депрессия не стала тем временем, когда в Америке стали больше посещать церкви. Здесь   наблюдается странный феномен: посещаемость храмов увеличивается обычно в периоды процветания. У многих других народов в Европе (кроме современных ирландцев)   наблюдается спад посещения церкви, когда наступают времена преуспеяния.

Я подозреваю, что причина кроется в странном «союзе» преуспеяния и набожности в Америке. «Проповеди преуспеяния» не стали бы произносить в Америке, если бы не было готовой к этому аудитории. В какой-то мере наша культура отождествляет богатство с   набожностью: «Господь излил свою милость на тебя» (слова одного из наших патриотических гимнов).

Исторически Православие всегда противилось такой «проповеди успеха», оно, несомненно, было продиктовано добровольной бедностью монахов. Монашество рассматривается не как особое призвание внутри самого Православия, но как христианское призвание, доведённое до высшей степени. Типикон (книга правил литургики и аскетики) предназначен как монахам, так и не монахам. Не монахи просто не придерживаются типикона во всей строгости. Но идеал остаётся тем же. Это не так явно в Америке, где присутствие монахов неуклонно снижается. Но аскетический идеал остаётся,   несмотря ни на что.

Экономика совершит   ещё много   чего, но мы всегда должны молиться за нуждающихся в этом мире. Мы также должны помнить, что восприятие достатка как знака   Божьего благоволения — своеобразная «ересь» в нашем мире. Это также служит доказательством того, что сокращающаяся экономика может не быть знаком Божьей немилости. Осуждение других не является проявлением Духа Святого в нашей жизни. А молитва является.

Святой апостол Павел учил «радоваться с теми, кто радуется, и плакать с теми, кто плачет» (Рим.12:15). Кажется,   для нас наступило такое время, когда вы, я и кто-то ещё будем плакать больше, чем обычно. А наши молитвы перед Богом за мир не должны быть стыдливыми от слёз о боли других людей и должны быть полностью свободными от радости о чьей-то боли.

24 апреля, 2009 • Священник Стефан Фримэн

Источник

 

 


@темы: Благосостояние, Менталитет, Православие, Церковь

22:59 

Правительство предлагает сажать интернет-экстремистов на 5 лет

Максималист

5 августа 2011, 18:12

Правительство РФ внесло в Госдуму проект закона, ужесточающий ответственность за экстремизм. В частности, в нем предлагается ввести меры уголовного преследования за использование в экстремистских целях Интернета.

По мнению авторов инициативы, сейчас российское законодательство по противодействию экстремизму не учитывает специфику распространения информации в Интернете. «Отсутствие адекватной реакции на размещение экстремистских материалов в международной компьютерной сети Интернет со стороны органов государственной власти, призванных бороться с любыми проявлениями экстремизма и разжигания национальной и межэтнической розни, культивирует чувства вседозволенности и безнаказанности у лиц, совершающих эти деяния»,  — говорится в сопроводительных документах.

В связи с этим кабинет министров предложил дополнить 280 и 282 статьи Уголовного кодекса РФ положениями об ответственности за распространение материалов экстремистского характера через глобальную паутину. Теперь максимальное наказание за эти преступления будет предусматривать лишение свободы на срок до пяти лет, сообщает ИТАР-ТАСС.

Новость на сайте «Вести.Ру»

 


@темы: XXI век, Интернет, Население, Современная Россия, Экстремизм

22:55 

Сколько в России интернет-пользователей

Максималист

Всероссийский центр изучения общественного мнения выяснил, что Интернетом сегодня пользуются больше половины россиян — 53%. Численность заметно растёт, ведь в прошлом году удалось насчитать лишь 39%. Согласно сообщению центра, ежедневно Сетью пользуются 31% россиян (в 2006 году таковых было всего 5%). В большинстве своём (на 54%) активные пользователи — это москвичи и петербуржцы.


Всероссийский центр изучения общественного мнения выяснил, что Интернетом сегодня пользуются больше половины россиян – 53%. Численность заметно растёт, ведь в прошлом году удалось насчитать лишь 39%.

Согласно сообщению центра, ежедневно Сетью пользуются 31% россиян (в 2006 году таковых было всего 5%). В большинстве своём (на 54%) активные пользователи – это москвичи и петербуржцы. В основном это молодёжь: 66% пребывают в возрасте 18-24 лет. При этом 52% имеют высшее образование, 46% хорошо обеспечены материально.

Свой опрос 1600 человек ВЦИОМ провёл 16-17 июля в 138 населённых пунктах в 46 областях, краях и республиках России. И следует отметить, что эти данные выглядят скромнее других исследований.

Так, компания TNS в марте насчитала в Интернете 60% населения России. Причём прирост аудитории за год составил 13%. По мнению TNS, самые активные пользователи Интернета в нашей стране – молодёжь в возрасте от 12 до 24 лет: хотя бы раз в месяц в Сеть выходят 94% из них.

Источник


@темы: XXI век, Интернет, Население, Современная Россия

22:54 

В Россию из Белоруссии может попасть "бешеная колбаса"

Максималист

6 августа 2011, 13:56

В Россию из Белоруссии может попасть колбаса с вирусом бешенства. Как сообщает Русская служба новостей, в республике в настоящее время пытаются замять скандал с вирусом бешенства у коров. Их мясо перерабатывается на колбасу, которая идет на экспорт, в том числе и в Россию.

«Паника разгорелась после того, как некоторые работники Волковысского мясокомбината в Гродненской области сообщили журналистам, что им начали делать прививки от бешенства. При этом администрация предприятия в контактах с журналистами категорически отрицала сам факт наличия заболевания. Однако главный ветеринарный инспектор Гродненской области Николай Кот слухи подтвердил. Врачи действительно обнаружили вирус бешенства в нескольких коровьих тушах на Волковысском мясокомбинате. Больной скот попал туда с фермы „Мальковичи“ сельхозкооператива „Озеранский“ в Мостовском районе. Сейчас там проводится вакцинация коров специальными прививками»,  — сообщает источник.

По словам главного ветеринара Гродненской области, выявленный вирус не является особо опасной формой коровьего бешенства. Это так называемая «природная» форма болезни, которую переносят чаще всего дикие лисы. Вирус погибает при термической обработке. Однако, по данным РСН, покупать продукцию Волковысского мясокомбината местные жители теперь опасаются.

Новость на сайте «ИА REGNUM»

 


@темы: XXI век, Беларусь, Здоровье, Здравоохранение, Медицина, Современная Россия

22:52 

Не ходите, девки, замуж - за иностранца!

Максималист

6 августа 2011, 14:01

Наталья Захарова. Фото РИА Новости,  Сергей Пятаков
Фото: РИА Новости

Наталья Захарова. Фото РИА Новости, Сергей Пятаков

Актрису Наталью Захарову, осужденную во Франции и помилованную президентом Дмитрием Медведевым, по прогнозам ее адвоката Алексея Першина, освободят из колонии на следующей неделе.

«Я сегодня буду связываться с администрацией президента и, возможно, мне скажут точную дату ее освобождения. Как мне кажется, это произойдет на следующей неделе»,  — заявил агентству РАПСИ/infosud.ru Першин.

В пятницу президент России Дмитрий Медведев подписал указ о помиловании актрисы Натальи Захаровой.

Захарова была приговорена во Франции к трем годам заключения за поджог квартиры бывшего мужа Патрика Уари. Ранее Медведев наложил положительную резолюцию на прошение о помиловании актрисы.

Актриса более десяти лет добивается в различных судебных инстанциях восстановления своих родительских прав и возвращения ей дочери, которая в конечном счете была отдана в приемную семью во Франции по настоянию бывшего мужа Захаровой — гражданина этой страны.

В конце мая актриса была доставлена в Россию для отбывания наказания по приговору французского суда. Ее выдача РФ стала возможной после вступления 26 апреля в силу решения Пресненского суда Москвы, удовлетворившего соответствующее ходатайство Минюста. Она была этапирована в колонию в Кострому.

Новость на сайте «РАПСИ»

 


@темы: XXI век, Демография, Права человека, Правосудие, Регресс, Семья, Социальные службы, Франция, Ювенальная юстиция

22:49 

Слова Медведева о Сталине - сигнал обществу?

Максималист

9 августа 2011, 21:14

В День памяти жертв политических репрессий, который в России отмечают 30 октября, президент Дмитрий Медведев заявил в своем видеоблоге, что "память о национальных трагедиях так же священна, как память о победах".

В пятницу у Соловецкого камня продолжается акция "Возвращение имен"

Медведев, ранее подписавший указ о создании комиссии при президенте "по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России", заявил, что хотел бы, чтобы "молодые люди обладали не только историческими знаниями, но и гражданскими чувствами".

По последним российским данным, в годы репрессий (1920-50-е) в Советском Союзе порядка 13 миллионов человек были отправлены в лагеря, около 6 миллионов подверглись принудительной высылке, около миллиона – расстреляны.

По словам Медведева, репрессиям нет оправдания, однако до сих пор можно слышать, что массовые жертвы были оправданы "некими высшими государственными целями".

Послание Медведева адресовано прежде всего тем, кто счел славословия в адрес Сталина официально одобряемыми, полагают правозащитники и политологи, у которых сайт bbcrussian.com взял интервью. Некоторые также видят в этом признаки обострения противоречий в российском руководстве.

Роль Сталина в истории

В последнее время в России вновь развернулись общественные дебаты о роли Сталина в истории.

  В частности, разгорелся скандал вокруг результатов реставрации московской станции метро "Курская-кольцевая", в вестибюле которой была восстановлена строчка из сталинской версии советского гимна "Нас вырастил Сталин на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил!", что вызвало протест правозащитников.

Дебатам во многом способствовала и реакция Москвы на резолюцию Парламентской Ассамблеи ОБСЕ (в этой резолюции МИД России и Госдума усмотрели "отождествление нацизма и победившего его сталинского строя";), а также пикеты прокремлевского движения "Наши" у дома диссидента-антисоветчика Александра Подрабинека и суд по иску внука Сталина.

Между тем в своем видеоблоге от 30 октября Медведев резко и незавуалированно охарактеризовал роль Сталина в российской истории и отделил ее от "патриотической темы".

Президент счел нужным сделать акцент на том, что победой в войне и индустриализацией Советский Союз обязан народу, а не Сталину. "Преступления Сталина не могут умалить подвиги народа, который одержал победу в Великой Отечественной войне. Сделал нашу страну могучей индустриальной державой", - заявил Медведев.

"Я убежден, что никакое развитие страны, никакие ее успехи, амбиции не могут достигаться ценой человеческого горя и потерь", - сказано в его обращении.

Оценка правозащитницы

Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева говорит, что хотела бы понимать слова президента так, как они были сказаны.

"Я рада, что Медведев выступил в своем блоге с оценкой сталинизма, - заявила правозащитница Би-би-си. - Особенно приветствую твердое заявление о том, что недопустимо достигать каких-то успехов ценой человеческой жизни и человеческого горя. Это опасно для нашего настоящего и будущего, если мы начнем оправдывать сталинские методы достижения успеха".

"Я не знаю, каково соотношение сил в Кремле, и что имел в виду президент, когда говорил это. У нас, к сожалению, слова, произносимые сверху, часто остаются словами, а дела им противоречат. Но я надеюсь, что это сигнал. Надеюсь, он поможет гражданам России, которые борются за то, чтобы прекратились славословия в адрес Сталина. А то я слышала, что главный архитектор Москвы собирается в придачу к письменам еще и бюст на станции метро поставить".

По мнению Людмилы Алексеевой, в Кремле осознали "порочные" последствия "вакханалии", которая поднялась после учреждения президентской комиссии по борьбе с фальсификацией истории. Как показали дальнейшие события, многие восприняли это как знак реабилитации всего советского периода.

"Он не случайно упомянул, что когда речь идет о фальсификации истории, надо думать не только о Великой Отечественной войне. Может быть, президента убедили, что ради внешней политики надо спасать светлый облик Советского Союза, но мне кажется, ни один здравомыслящий человек не может наблюдать ту мерзость, которая всплыла в последнее время, и по поводу Сталина, и вокруг раздутого до невозможных пределов скандала с письмом Александра Подрабинека".

Современная политическая борьба?

Политолог Дмитрий Орешкин считает, что выступление Медведева говорит об обострении противоречий между российскими руководителями.

"Никакой роли не играет то, каким Сталин был в реальности. Здесь современная политическая борьба, - заявил он Би-би-си. - Сталин давно стал символом, который разделяет общество. Это межевой камень: если ты за Сталина - иди налево, против Сталина - иди направо. Ты "наш", или "не наш". И когда Медведев говорит, что Сталин персонаж негативный - это знак для населения и элиты".

"То, что Медведев это заявил, означает, что нарастают некие внутренние трения в нашем правящем классе. Я бы даже сказал, что это можно понимать как нарастание трений между системой ценностей Медведева и системой ценностей Путина", - полагает он. - Так что это вполне современное послание городу и миру, но, в восточной традиции, выраженное заковыристо и оперирующее символами прошлого. Примерно как китайцы выясняли свое отношение к Конфуцию, который умер две с половиной тысячи лет назад".

"В последние несколько лет в связи с укреплением "вертикали власти" набирали очки, условно говоря, "наши" - чекисты, силовики, наиболее жесткие люди из окружения Владимира Владимировича Путина. В идеологии это преломлялось в сторону советского патриотизма, в области экономики и политики - в сторону национализации, вертикализации, монополизации государства".

"Медведев эту версию развития, видимо, не разделяет. Он, видимо, хочет диверсификацию, хочет конкуренции и дает понять, что "наши" оказываются на периферии той политики, которую он намерен проводить".

Ровно два года назад Владимир Путин, тогда президент России, в День памяти жертв политических репрессий посетил бывший расстрельный полигон в Южном Бутове. Это событие тоже называли знаковым. Но Дмитрий Орешкин усматривает принципиальную разницу.

"Путин выразил возмущение репрессиями и соболезнование жертвам, но персонально про Сталина ничего не говорил. Очевидно, Путин осуждает не модель государства, которую Сталин построил, а эксцессы этой модели, которые, с его точки зрения, имманентны ей не были".

"Оправдывать расказачивание, коллективизацию, голодомор невозможно, но "наши" это противоречие для себя решили: да, имелись большие проблемы, однако достижений было больше, да к тому же плохое делали в основном люди с нерусскими фамилиями. А сильная власть - это замечательно".

"Медведев, вероятно, видит иной вариант развития", - предполагает аналитик.

Акция памяти у Соловецкого камня

В пятницу в Москве у Соловецкого камня на Лубянской площади отслужили панихиду по погибшим в советские годы, там также состоялся траурный митинг, организованный обществом "Мемориал" и Московской ассоциацией жертв незаконных репрессий.

Затем представители общества "Мемориал", ряда партий и москвичи продолжили зачитывать имена жертв репрессий.

"Расстрельные списки" москвичей начали зачитывать еще в четверг в ходе акции "Возвращение имен".

Выступая тогда перед собравшимися, уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин отметил, что сегодня многие в стране положительно оценивают прошлое, а "персонажей того времени видят мифологическими и идеализированными". "Нужно объяснить людям, кем они были на самом деле", - сказал он.

Только среди жителей Москвы в годы "большого террора" (1937-38 гг.) было расстреляно около 30 тысяч человек.

День памяти жертв репрессий был утвержден в 1991 году постановлением Верховного Совета РСФСР.

В июле сессия Парламентской ассамблеи ОБСЕ, проходившая в Вильнюсе, по инициативе словенских и литовских депутатов приняла резолюцию, в которой говорилось, что в XX веке европейские страны пострадали от двух тоталитарных режимов - нацистского и сталинского.

Авторы документа призвали к международному осуждению тоталитаризма и установили общеевропейский День памяти жертв сталинизма и нацизма 23 августа.

А как сейчас?

Согласно данным последнего социологического опроса ВЦИОМ, мнения о том, есть ли в современной России политические репрессии, разделились практически поровну: 39% считают, что они есть, и 37% - что нет.

17% уверены, что государство преследует инакомыслящих, а также "думающих и честных людей", 5% - бизнесменов, 3% - оппозиционных политиков.

Отвечая на вопрос, кого следует считать жертвами политических репрессий, 43% назвали "борцов за идею" и "невинных жертв политиков", а 44% затруднились с ответом.

Сервис сслку не дозволяет - ищите по фразам сами

 


@темы: XXI век, Большевизм, Коммунизм, Менталитет, Современная Россия, Сталинизм

Дневник Solo

главная