22:59 

Саблино

Максималист


Саблино - посёлок городского типа Тосненского района Ленинградской области. С 1922 года его обозвали "Ульяновкой" в честь умершего Ленина. Но жители по старинке вот уже почти 90 лет называют его всё так же - Саблино, тем более что через посёлок проходит железная дорога (бывшая Николаевская) СПб-Москва и железнодорожная станция называется всё так же историческим названием - "Саблино".

Почему - Саблино? Потому что тут протекает небольшая, очень извилистая речка Саблинка. В XIX веке возле Николаевской железной дороги возник дачный посёлок, где уставшие от городской жизни петербуржцы проводили лето. Тогда он назывался Поселок Новое Саблино (именовавшийся также Дачное Саблино). Где конкретно находится/находилось "Старое Саблино" - мне пока узнать не удалось. Возле посёлка протекает ещё одна река - Тосна. Саблинка - её приток.

Фотоальбом "Саблино" на сайте palmernw.ru

@темы: Саблино, Санкт-Петербург

19:02 

XX век: отношение к женщине

Максималист
Наконец-то я написала очерк, черновик которого лежал у меня давным-давно.



А.М. Возлядовская
Наследство XX века: Отношение к женщине


Помню как-то в конце 90-х, довелось мне стать свидетельницей одного разговора, который происходил рядом со мной в тамбуре головного вагона электрички. В тамбуре, кроме меня был ещё один человек. Вдруг дверь из салона открылась и в тамбур вошла "коробейница" - из тех, кто ходит по вагонам с огромными клеенчатыми сумками: обложки для паспортов, бактерицидный лейкопластырь, мужские носки, носовые платки и прочее, чем набиты её огромные сумки и что она громогласно предлагает пассажирам за сходную цену. "Коробейница" тоже решила ждать конечной остановки в тамбуре. Торговля окончена (во всяком случае в данной электричке) не зачем толпиться в вагоне, тем более, что в вагоне она только загораживает и без того узкий проход своими огромными сумками. Стоявший в тамбуре мужчина окликнул "коробейницу" по имени - она оказалась его старой знакомой.

- Аня! - (может быть, Таня или Лена или Ира - имя стёрлось в моей памяти, да и не очень-то это важно, на месте Тани вполне могла оказаться и Ира и Лена...) - Ты что, теперь торгуешь? Денег не хватает? - участливо спрашивает мужчина свою старую знакомую.

- Да, и деньги, конечно, тоже немаловажно, но деньги - не главное! - отвечает она и тут же рассказывает свою историю. Она потеряла работу, как и многие в начале 90-х, Свекровь работает, муж - тоже (живут все вместе). Двое детей ходят в школу. Женщина занялась домашним хозяйством.

Продолжение читайте на сайте "Литература и Жизнь"

@темы: XX век, XXI век, Женщина, Менталитет, Публицистика, Современная Россия

22:49 

Веневитинов - философ

Максималист
Веневитинов, Дмитрий Владимирович (1805 — 1827) — русский поэт романтического направления, переводчик, прозаик и философ.Веневитинов

Организовал вместе с князем В.Ф. Одоевским тайное философское «Общество любомудрия», куда входили также И.В. Киреевский, А.И. Кошелев, В.П. Титов, Н.А. Мельгунов и другие. Посещали заседания кружка, не являясь формально его членами, А.С. Хомяков, М.П. Погодин и С.П. Шевырев. Кружок занимался изучением немецкой идеалистической философии — трудов Ф. Шеллинга, И. Канта, Ф. Шлегеля и других.
Примерно в это время Веневитинов пишет статью "О математической философии (Ответ Вагнера г-ну Блише)"

Статья является переводом сочинения немецкого философа Иоганна Якова Вагнера (1775—1834). В письме А.И. Кошелеву Веневитинов сообщал: «Перевел я ученый спор между Вагнером и Блише... Я осмелился прибавить свое замечание к статье Вагнера и прошу вас сделать то же. Так как статья его довольно велика, то я решился довольствоваться одной выпиской». Веневитинов добавил к переводу лишь свои замечания в начале и в конце статьи, а также большое подстрочное примечание.

@темы: XIX век, Философия

20:59 

П.Ф. Каптерев об эстетическом развитии и воспитании

Максималист
Каптерев Пётр Фёдорович (1849 - 1922) – российский педагог и психолог.

Статья впервые напечатана в 1895 г. в журнале «Русская школа» (№ 1 и 2). Позже Каптерев включил статью в книгу «Педагогическая психология» (3-е изд., 1914) в виде самостоятельной главы (XVII) Каптерев Пётр Фёдорович«Эстетическое чувство и его воспитание», состоящей из двух частей: «Элементы эстетического чувства» и «Развитие эстетического чувства у детей». Исключив полустраничное введение, которым начиналась статья в журнале «Русская школа» и в котором указывалось на пробел в разработке вопроса о развитии эстетического чувства у детей, об отношении эстетического развития к общему строю душевного развития и склада человека, в частности к нравственному развитию, Каптерев далее в упомянутой главе сохранил весь текст, несколько изменив лишь название.

Статья переиздавалась и в советское время. Перепуганные идеологи поспешили изъять из статьи «2 библейских примера», мотивируя том, что они «повторяются в «Дидактических очерках», гл. XI.» Текст статьи без идеологичемких мне купюр найти не удалось.

Этой работой Каптерев одним из первых педагогов-психологов попытался дать очерк эстетического развития детей. Интерес его к проблеме имеет давнюю историю. Еще в 1876 г. Каптерев критически осветил состояние русской детской литературы. Выясняя ее педагогическую ценность, он отметил крупные недостатки произведений для детей с точки зрения эстетического развития и воспитания (см.: Народная школа, 1876, № 6—7, 8).

П.Ф. Каптерев. Об эстетическом развитии и воспитании

@темы: Педагогика, История педагогики, XX век

16:25 

Неделя Жен Мироносиц

Максималист
Проповедь митр. Антония Сурожского, произнесенная 21 апреля 1991 г. в неделю Святых жен-мироносиц
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.


Мы празднуем сегодня день святых жен-мироносиц, Иосифа Аримафейского и Никодима. Они еле упоминаются в Евангелии до страстных дней, когда Христос был предан, взят, оставлен, распят, убит; но вот в это время они вдруг появляются. У креста – апостолов не было; Иуда повесился; и только Иоанн стоял с Божией Матерью: потому что он был апостолом любви, как и Матерь Божия была любовью воплощенной, выражением любви всей земли к Богу и всей любви Божественной к нам, людям. И когда была по видимости одержана победа зла над Христом, когда Он был предан и распят, когда Он умер, как бы бесповоротно пораженный, тогда появились Иосиф и Никодим, которые оказались верными Ему не только во дни Его учительства, но во дни Его поражения: кажущегося, но очевидного поражения, в котором никто не мог сомневаться и которое могли победить только любовь и верность до конца. Жены Мироносицы

И вот встает вопрос перед каждым из нас: мы знаем, что Христос одержал победу; мы не можем уподобиться ни женам-мироносицам, ни Иосифу Аримафейскому, ни Никодиму в том смысле, что мы не можем вернуться даже воображением к страшным дням кажущегося поражения Спасителя. Он сказал нам: то, что вы совершили над самым малым, самым ничтожным человеком, вы сделали для Меня... И мы все, все без исключения бываем постоянно пораженными; мы устремлены к добру – и отпадаем от добра; мы верим в добро – и изменяем добру; мы стремимся изо всех сил к тому, чтобы быть достойными человеческого звания, – и это нам не удается.

И вот в эти моменты – а они случаются постоянно в нашей среде, в среде всего человечества – мы должны подумать о женах-мироносицах, подумать об Иосифе Аримафейском, о Никодиме, и как скала твердая стоять, поддерживая друг друга. Друг друга тяготы носите, и так вы исполните закон Христов, – говорит апостол Павел. Если мы не будем друг друга тяготы нести, если мы не будем изо всех сил поддерживать друг друга, если мы не будем постоянно, милосердно, вдумчиво, щедро относиться друг ко другу именно в моменты, когда нам кажется, что наш ближний, наш друг не достоин ни себя, ни нашей дружбы, мы не исполним закона Христова.

Подумаем о себе, и о каждом человеке, который вокруг нас находится, о самых близких – и о случайных встречах; подумаем о хрупкости человеческой, о том, как легко поскользнуться и упасть; и в момент поражения останемся верными до конца, любящим сердцем не изменим, и из страха – не отвернемся. И тогда действительно, понеся друг друга тяготы, мы исполним закон Христов; тогда мы войдем в сонм тех жен-мироносиц, соединимся с Иосифом и Никодимом, и останемся с теми, кто в течение всей истории жизни человечества не стыдился пораженных, не отворачивался от падших, был Божией любовью и Божиим промыслом. Аминь.
Источник

@темы: Культура, Пасха, Православие, Праздники

20:16 

B.О. Ключевский о Ф.И. Буслаеве

Максималист
Буслаев, Фёдор Иванович (1818-1897) русский филолог, языковед, фольклорист, литературовед, историк искусства, академик Петербургской Академии наук (1860).Ф.И. БуслаевОкончив гимназию в Пензе (1833), поступил на словесное отделение Московского университета. По окончании его (1838) преподавал в гимназиях Москвы и давал частные уроки. В качестве домашнего учителя в семье графа С.Г. Строганова жил в Германии и Италии, изучал археологию и историю европейского искусства, труды по языковедению и истории В. Гумбольдта и Я. Гримма. Университетскую карьеру начал с 1842, когда был прикомандирован к профессорам И.И. Давыдову и С.П. Шевыреву, с 1847 начал читать лекции, с 1848 — адъюнкт, затем экстраординарный профессор (1850), ординарный профессор (1859), заслуженный профессор (1873); член-корреспондент Императорской академии наук (1852), академик (1860).

Автор работ по славянскому и русскому языкознанию, древнерусской литературе, устному народному творчеству, древнерусскому изобразительному искусству. Магистерская диссертация — «О влиянии христианства на славянский язык» (1848), докторская — «Исторические очерки русской народной словесности и искусства» (1861, т. 1—2).

Речь В.О. Ключевского памяти Ф.И. Буслаева, произнесенная 27 сентября 1897 г. в Обществе истории и древностей российских. Впервые напечатана в изд.: Ключевский В. О. Сочинения. Т. 8. М., 1959
B.О. Ключевский. Ф.И. Буслаев как преподаватель и исследователь

@темы: XIX век, Культура, Литература, Мемуары

20:09 

Николай Константинович Михайловский

Максималист
Михайловский, Николай Константинович (1842 - 1904) русский публицист, социолог, литературный критик; теоретик народничества.
Учился в Петербургском институте горных инженеров. Литературную деятельность начал в 1860 в журнале «Рассвет» под редакцией В. А. Кремпина. Сотрудничал в различных периодических изданиях («Книжный вестник», «Гласный суд», «Неделя», «Современное обозрение»). Перевёл «Французскую демократию» Прудона (Санкт-Петербург, 1867). Михайловский

С 1868 участвовал в журнале «Отечественные записки». После смерти Н. А. Некрасова (1877) стал одним из редакторов журнала (вместе с М. Е. Салтыковым-Щедриным и Г. З. Елисеевым).

В 1879 сблизился с организацией «Народная воля», его первая встреча с руководителями партии состоялась в библиотеке П. В. Засодимского по адресу Невский, 80. Михайловский публиковал статьи в газете «Народная воля». После закрытия «Отечественных записок» (1884) сотрудничал в журнале «Северный вестник» и «Русская мысль», в газете «Русские ведомости». Высылался из Петербурга (1882, 1891) за связи с революционными организациями. С 1892 один из редакторов журнала «Русское богатство» (совместно с В. Г. Короленко.

Николай Константинович скончался в 1904 году и был похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.

А.В. Амфитеатров написал некролог, посвящённый писателю и переводчику: Н.К. Михайловский (После сороковин)

В начале XX века в кругах демократической, особенно народнической, интеллигенции фигура Михайловского была окружена культом, его ставили в один ряд с крупнейшими фигурами освободительного движения, такими, как А. И. Герцен или Н. Г. Чернышевский. Однако после 1917 года слава Михайловского померкла: он был оппонентом марксизма и сторонником критиковавшейся марксистами теории героев и толпы, в эмиграции к его наследию также обращались редко.

@темы: Литература, Культура, XIX век

18:04 

Медицина традиционная и нетрадиционная (по Уманскому)

Максималист
— Яйцо?! — панически восклицала больная. — Ни в коем случае. Разве я не знаю, что желток — это бомба замедленного действия, начиненная холестерином, который ведет к склерозу!
— Помидоры?! — снова ужас на лице. — Ведь это основная причина подагры!
читать дальше

@темы: диета, XX век, здоровье, медицина, невропатология, питание

16:31 

Радоница. Не скорбите, якоже и прочии не имущии упования...

Максималист
По странному стечению обстоятельств я узнала о гибели семьи Хиенкиных накануне Радоницы - дня поминовения усопших, спустя более полугода после всех событий.

В.С. Хиенкина большинство из читающих этот очерк видели с телеэкрана, но не подозревали, что это именно он: г-н Хиенкин и лошади из его частной конюшни снимались в "Гардемаринах" и многочисленных теле-продолжениях С. Дружининой, а также некоторых других фильмах. Хиенкин дублировал большинство конных трюков, падая с лошади в фонтан, управляя экипажем, запряжённым четвёркой лошадей и тому подобное.

Последние два десятка лет чета Владимира Соломоновича и Ирины Хиенкиных жила в Петергофе и продолжала заниматься лошадьми. 5 сентября 2010 года их единственный сын Яков, которому к тому моменту едва исполнилось 18 лет, погиб в ДТП: когда он ехал по Петергофскому шоссе на мопеде, его сбила аварийная машина "Водоканала". В день его похорон, 9 сентября, его престарелые родители покончили жизнь самоубийством, перерезав себе вены.

Не могу сказать, что я знала Хиенкиных очень хорошо. По стечению обстоятельств, в 1996-97 годах мне пришлось с ними некоторое время общаться. Их сыну - Яшке, тогда было четыре года. Несмотря на огромную разницу в возрасте (Владимир Соломонович был старше своей жены на 19 лет), они были очень дружны, веселы, жизнерадостны и производили впечатление людей, которым всё ни по чём. Но, как оказалось, впечатление это очень обманчиво.

Преждевременная смерть человека, особенно юного человека, всегда потрясает, однако, такая отчаянная скорбь родителей, приводящая к такому безжалостному и непоправимому шагу потрясает во сто крат сильнее. Не просто потрясает, доминирует, давит на сознание, не оставляет мысли при любом деле. Хиенкины никогда не были мне близкими друзьями, но их деяние своим бездонным отчаянием так сильно повлияло на меня, что я не могу смириться с ним и не могу не написать об этом.

Скорбь родителей при таких обстоятельствах закономерна и скорбь великая, но она не должна побеждать разум человека. Старец Амвросий Оптинский ещё в 1867 году пишет родителям, скорбящим о кончине сына, замечательные слова, которые выражают всё самое главное, что только можно сказать в таком случае:

"По немощи человеческой невозможно не скорбеть родителям, которые лишились единственного сына так преждевременно, в таких летах, в таком цветущем возрасте; нельзя, говорю, по всем этим причинам не скорбеть, не сетовать, не печалиться родителям, так неожиданно потерявшим единственное свое чадо. Но ведь мы не язычники, которые не имеют никакой надежды касательно будущей жизни, а христиане, имеющие отрадное утешение и за гробом касательно получения будущего блаженства вечного. Этою отрадною мыслию должно вам умерять скорбь вашу, утолять великую печаль вашу, что вы хотя на время и лишились сына своего, но опять в будущей жизни можете видеть его, можете соединиться с ним так, что никогда уже не будете расставаться с ним. Только должно принять приличные к тому меры: поминать душу М. на бескровной жертве, на чтении Псалтири и в домашних ваших молитвах, и о душе его творить посильную милостыню. Все это полезно будет не только покойному сыну вашему М., но и вам самим. Хотя смерть его нанесла вам великую скорбь и огорчение, но эта скорбь еще более может утвердить вас в христианской жизни, в христианском благотворении, в христианском настроении духа. Что Господь творит с нами - бывает не только благо, но и добро зело... "
Источник

У каждого человека в жизни бывают такие обстоятельства, когда больше не хочется жить. Наш падший мир несовершенен, и в мире нас окружают скорби и болезни. Но всё равно надо найти в себе силы это перетерпеть, если не хватает больше никаких других чувств. Вспоминая судьбу Хиенкиных, мне хочется сказать: да не будет! Да не будет ничего такого с другими!

Помню свой давний разговор с монахиней Зоей - Пелагеей Андреевной Кривошеевой (если я правильно запомнила её фамилию), которая в 1991 году работала при храме св. Александра Невского в Новосибирске. Матушка Зоя в своё время была вдовой офицера, у неё оставался один-единственный сын. В двадцатилетнем возрасте он погиб: вечером, возвращаясь с работы, он был убит и ограблен неизвестными, которых нашей советской милиции найти не удалось.

Мать его, промучившись тоской и отчаянием, нашла себе утешение в православной вере, а через несколько лет после гибели сына приняла монашество и ушла работать в церковь. Помню удивительнейшие слова, которые она мне когда-то сказала:
"Это очень хорошо, если ребёнок умрёт раньше матери, ведь иначе, кто же будет молиться о нём? Чужие люди погрустят и быстро забудут. Кому он будет нужен? Только мать способна не переставая помнить о нём и молиться: каждый день и каждый час, при храме, на каждой службе поминать его".

В православной церкви при чине отпевания читается слова из Первого послания к солунянам Апостола Павла (4:13–17):

13 Не хощу же вас, братие, не ведети о умерших, да не скорбите, якоже и прочии не имущии упования.
14 Аще бо веруем, яко Иисус умре и воскресе, тако и Бог умершыя во Иисусе приведет с Ним.
15 Сие бо вам глаголем словом Господним, яко мы живущии, оставшии в пришествие Господне, не имамы предварити умерших:
16 яко сам Господь в повелении, во гласе Архангелове и в трубе Божии снидет с небесе, и мертвии о Христе воскреснут первее:
17 потом же мы, живущии оставшии, купно с ними восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем.
18 темже утешайте друг друга в словесех сих.

(Русский перевод: Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.
Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.
Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших,
потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде;
потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.)

@темы: Вера, Менталитет, Православие, Самоубийство, События

23:05 

Радоница [1]

Максималист
Поминовение усопших, известное у нас под именем Радоницы, совершается на Фоминой седмице, чаще всего во вторник. Радоница обязана своим происхождением тому уставному предписанию, по которому в Великом посту поминовение усопших по случаю нарочитых поминальных дней (3-го, 9-го и 40-го), не могущее быть совершено в свое время по случаю великопостной службы, переносится на один из ближайших будничных дней, в который может быть совершена не только панихида, но и полная литургия. В течение Великого поста такими днями являются только субботы, да и то не все[2]. За последние седмицы Поста и седмицу Пасхи всегда скопляется немало таких памятей об усопших, которые надо будет справлять в первый будничный день, когда может быть полная литургия. Таковым и является вторник Фоминой седмицы, так как накануне понедельника после вечерни нельзя еще совершать панихиду, как должно быть при поминовении. К такому перенесенному на вторник Фоминой седмицы поминовению лишь некоторых имен легко могло присоединиться поминовение и их сродников, так как у нас есть обычай и при поминовении одного усопшего по какому-либо нарочитому случаю подавать весь свой семейный синодик для совместного поминовения. А к этому поминовению немногих усопших и их сродников естественно могло присоединиться поминовение и всех усопших, тем более, что обычай весенних поминок по усопшим был у наших предков и до принятия ими христианства ("Навий день"). Христианство придало иной характер этим поминкам.Мариенбург. Кладбище

Поминовение в Радоницу, хотя и не предусмотренное нашим церковным Уставом, может быть рассматриваемо и как совершаемое в восполнение опущения всех заупокойных молений и гласного поминовения усопших от Великого Четвертка до понедельника Антипасхи, подобно тому, как в три субботы Великого поста совершается поминовение усопших в восполнение не бывающего в другие дни поста литургийного поминовения.

Типикон не дает никаких указаний относительно изменений в порядке службы в Радоницу, о которой он не упоминает. Это значит, что и при совершении поминовения усопших на основных суточных службах не должно быть допускаемо никаких изменений и отступлений от того порядка, который дается Уставом для данного дня.

Обычно накануне после вечерни совершается Великая панихида, которая может быть повторена в самый день поминовения, лучше всего перед литургией (но, как правило, бывает после), а также совершением панихиды или заупокойных литий на могилах.

Еще одним основанием для поминовения усопших, совершаемого на Радоницу, служат воспоминания о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемые с Фоминым воскресеньем. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

1. См.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 47-48; Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 2001. С. 497.- Сост.
2. В субботу "Похвалы Богородицы" - служба со славословием, а в субботу Лазареву совсем не может быть ничего заупокойного. См. ниже, статью: "В какие дни не совершается заупокойное богослужение", с. 134-136.
Источник

@темы: Культура, Православие, Праздники

13:38 

Сегодня Антипасха

Максималист


архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)
В неделю Антипасхи. О ВОСКРЕСЕНИИ МЕРТВЫХ


Свое соборное послание св. апостол Петр начинает словами: "Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому..." (1 Пет. 1, 3).

Апостол говорит, что они, святые апостолы, были мертвы.

Почему мертвы? Потому что после страшной крестной казни Господа Иисуса Христа рушились надежды их, и все покрылось непроглядной тьмой – надежды не было, все рушилось.

Как могло бы исполниться на них то обещание Христово, какое дал Он им в ответ на вопрос апостола Петра:

– ... вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?

Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, в пакибытии, когда сядет Сын человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах, судить двенадцать колен Израилевых
(Мф. 19, 27, 28).

Святые апостолы глубоко веровали в то, что Господь Иисус Христос был Мессия, Спаситель мира, Сын Божий. И что же?! Он пригвожден ко кресту, Он погребен.

Как, как же это возможно пережить?! Какое сердце выдержит такое страшное испытание?!

Но когда воскрес Господь, тогда сразу воскресли они из мертвых: Он воскресил их Своим воскресением.
И мы, все мы, уверовавшие во Христа, тоже были бы мертвы, если бы не воскрес Христос, ибо дух наш требует, как безусловно обязательного, бессмертия. Дух наш не может никак примириться с тем, чтобы такие великие праведники, как, например, преподобный и богоносный отец наш Серафим Саровский, просто умерли, исчезли, канули бы в какую-то бездну небытия.

Ведь требует сердце наше, безусловно требует того, чтобы злые дела злых людей были наказаны, ибо в этой жизни, как часто видим, они очень часто остаются безнаказанными.

Требует сердце, чтобы страдания праведников были вознаграждены вечной радостью небесной.

Если бы не воскрес Христос, то и эти надежды так же рухнули бы, как рухнули надежды святых апостолов.

Об этом так говорит св. апостол Павел в первом послании своем к коринфянам:

«Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?

Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес.

А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша»
(1 Кор. 15, 12-14).
читать дальше

@темы: Лука Войно-Ясенецкий, Пасха, Православие, Праздники, Святоотеческая литература

14:07 

Светлая Среда

Максималист
Слово на Светлое Христово Воскресение
Архим. Иоанн (Крестьянкин)


Ныне вся исполнишася света: небо, и земля, и преисподняя... Христос воскресе!

Чадца Божии! От избытка неземной радости приветствую и я вас, опаляя силой Божественных слов: "Христос воскресе!" Благодатный огонь этой спасительной вести, вновь ярким пламенем вспыхнув над Гробом Господним, потек по миру.

И Церковь Божия, преисполнившись светом этого огня, дарует его нам: "Христос воскресе!"Никольский собор

Возлюбленные о Христе братия и сестры, други мои! Вы, конечно, замечали сами, что среди многих великих и радостных наших христианских праздников особой торжественностью, особой радостью выделяется праздник Светлого Христова Воскресения — праздников праздник и торжество из торжеств!

Нет в нашей Православной Церкви службы более величественной, более проникновенной, чем пасхальная утреня. И потому так стремятся все верующие в храм Божий в пасхальную ночь.

Пасхальное богослужение воистину подобно великолепнейшему пиру, который Господь приготовил всем притекающим под благодатную сень Его Дома.

Вдумайтесь в содержание "Огласительного слова" святителя Иоанна Златоуста! С отеческой лаской и радушием приемлет Господь тех, кто возлюбил Его всем своим существом. "Блажен, кто от первого часа делал есть",— это те, кто от юности своей идут неукоснительно по Его Божественным стопам.

Но не отвергает и тех, кто, преодолев в своей душе сомнения, приблизился к Богу только в зрелом и даже преклонном возрасте. "Да не устрашатся они своего замедления, Господь с любовью приемлет последнего, так же, как и первого,— и дела приемлет и намерения целует".

Несомненно, все вы, кто был в храме в пасхальную ночь, испытали необыкновенный восторг... Души наши ликовали, преисполненные чувством благодарности к нашему Господу Спасителю за дарованную Им всем нам вечную жизнь. Ведь Воскресший Христос возвел род людской от земли к Небу, придал существованию человека возвышенный и благородный смысл.

Душа человека жаждет вечной счастливой жизни. Ищет ее... И потому к светлой заутрени так стремятся люди в храм Божий. И не только верующие, но и те, кто своим сознанием далек от христианской религии.

Идут они сюда не просто посмотреть на торжественность христианской службы. Их душа, данная Богом каждому человеку при его рождении, тянется к свету незаходимого Солнца Правды, стремится к истине.

А верующие люди в эту святую ночь с особой силой ощущают преизобильно излившуюся светлую радость Воскресения Христова.

И неудивительно. Воскресение Христа — это основа нашей веры, это нерушимая опора в нашей земной жизни.
читать дальше

@темы: Пасха, Православие, Праздники

18:00 

Максималист
Св. Иоанн Златоуст
О любви ко Христу


Если мы любим Христа, то не будем делать ничего, что может оскорбить Его, но докажем свою любовь делами. Напитаем Его алчущего, напоим Его жаждущего. Подай Ему только чашу холодной воды — Он и это примет, потому что любит тебя; приношения лиц любимых, как бы малы ни были, велики кажутся любящему. Только не покажи ты нерадения. Повергни пред Ним две лепты — Он не отвергнет и их, но примет, как большое богатство. Он не имеет недостатка ни в чем и приемлет это не по какой-либо нужде; поэтому и справедливо измеряет все не мерою даваемого, но расположением дающего. Только ты покажи, что любишь этого Гостя, что стараешься все для Него сделать, что ты рад Его посещению. Посмотри, какую любовь Он имеет к тебе. Он пришел ради тебя, душу Свою положил за тебя, и после всех этих благодеяний не отрицается еще и упрашивать тебя. От имени Христова просим, говорит апостол, примиритесь с Богом (2 Кор. 5, 20). Но кто же, скажешь ты, столько безумен, чтобы не любить Господа своего? Это и я говорю и знаю, что никто из нас не отречется от этого на словах и в мыслях. Но тот, кто любит, хочет, чтобы любовь к нему обнаруживалась не на словах только, а и в делах. Говорить, что любим, но не делать того, что свойственно любящим,— это смешно не только в отношении к Богу, но и к людям. Итак, если исповедывать Христа на словах только, а в делах показывать противное — не только бесполезно, но и вредно для нас, то я умоляю: будем выражать свое исповедание в делах, да удостоимся исповедания и от Самого Господа, в тот день, когда Он прославит достойных пред Отцом Своим.

20-я беседа на Евангелие от Иоанна

@темы: Праздники, Православие, Пасха, Иоанн Златоуст

17:43 

Светлый Понедельник

Максималист
С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, то есть всю неделю и поэтому эта неделя называется «Светлая Пасхальная Седмица». Каждый день недели тоже называется светлым – Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д., а последний день – Светлая Суббота.

В Пасхальную Седмицу в храмах ежедневно совершаются богослужения по пасхальному чину. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.Церковь Покрова в Мариенбурге

После каждой Божественной литургии совершается праздничный крестный ход символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа. На Крестном ходе молящиеся идут с зажженными свечами.

Царские врата в иконостасе (отделяющие алтарь от основного пространства храма) остаются в продолжении седмицы открытыми в знак того, что в эти дни перед верующими как бы открывается невидимый, духовный, Небесный мир. Открытые Царские Врата – образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень. Во всю Светлую седмицу они не закрываются даже во время причащения священнослужителей, и только в субботу перед 9-м часом они закроются.

В продолжение всей Седмицы полагается вседневный звон во все колокола. По традиции всякий мирянин может по благословению настоятеля подняться на колокольню и ударить в колокола.

На Светлой седмице отменяются однодневные посты (в среду и пятницу).

Начиная со дня Святой Пасхи верующие приветствуют друг друга словами пасхальной радости: «Христос воскресе! – Воистину воскресе!».

До праздника Святой Троицы (на пятидесятый день после Пасхи) не совершаются земные поклоны. На Светлой седмице нет венчаний и заупокойных молитв. Отпевания усопших совершаются, но и они более чем наполовину состоят из песнопений Пасхи.

Во вторник Светлой седмицы совершается особое празднование в честь Иверской иконы Божией Матери.

В пятницу Светлой Седмицы празднуется память иконы Божией Матери «Живоносный источник» (по традиции, в этот день после Божественной литургии совершается освящение воды, а если позволяют местные обстоятельства – крестный ход на водоемы или водные источники).

Всю Светлую седмицу около открытых Царских врат стоит особый хлеб, называемый артос. Обычай этот установлен с апостольских времен. Известно, что после Своего воскресения Господь неоднократно являлся своим ученикам. При этом Он или Сам вкушал пищу, или благословлял трапезу. В ожидании этих благодатных посещений, а позднее – в память их святые апостолы оставляли незанятым среднее место за столом и клали перед этим местом часть хлеба, как если бы Сам Господь незримо присутствовал здесь. В продолжение этой традиции отцы Церкви установили в праздник Воскресения Господня класть в храме хлеб. В Субботу Светлой седмицы после Божественной литургии артос торжественно благословляется и читается особая молитва на раздробление артоса. После этого кусочки этого священного хлеба раздаются верующим. Потом эту святыню дают больным или тем, кто не может быть допущен к Святому Причащению.

Молящиеся, получив после окончания Литургии часть артоса, сохраняют ее в течение всего года (обычно – разрезав на небольшие кусочки и вкушая их натощак, особенно во время болезни).

В субботу Светлой седмицы впервые после дня Пасхи Царские врата в храмах закрываются.

В восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой седмицы, следует особое торжество, называемое Антипасхою, что означает в переводе «вместо Пасхи» или вторая Пасха.

В восьмой день Святая Церковь также вспоминает явление воскресшего Господа Фоме, который отказывался верить в Воскресение Христа. В этот день Господь вновь явился своим ученикам, в особенности апостолу Фоме, чтобы убедить его Своими ранами, что именно с Ним встречались все свидетели Его Воскресения.

Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня – до Вознесения Господня. Весь этот период (40 дней после Пасхи) считается Пасхальным периодом, и православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе! « и ответом «Воистину Воскресе!»
Источник

@темы: Пасха, Православие, Праздники

16:58 

Поздравляю всех с праздником Пасхи Христовой!

Максималист
Часы святой Пасхи

(читаются на протяжении Светлой Седьмицы вместо вечернего и утреннего молитвенного правила):Икона: Воскресение Христово

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. (Трижды)

Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. (Трижды)

Ипакои, глас 8-й
Предварившия утро яже о Марии, и обретшия камень отвален от гроба, слышаху от ангела: во свете присносущнем Сущаго, с мертвыми что ищете яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

Кондак, глас 8-й
Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Тропари, глас 8-й
Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Яко живоносец, яко рая краснейший, воистинну и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вышняго освященное Божественное селение, радуйся: Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в женах еси, всенепорочная Владычице.

Господи, помилуй. (40 раз)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Христос воскресе из мертвых: (Трижды) Слава, и ныне: Господи, помилуй. (Трижды) Благослови.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Источник

@темы: Праздники, Православие, Пасха

16:34 

В Иерусалиме ждут схождения Благодатного огня

Максималист
Христиане со всего мира соберутся в Великую Субботу в храме Гроба Господня в Иерусалиме, чтобы стать свидетелями схождения Благодатного огня.

Российская делегация также отправилась в Иерусалим за Благодатным огнем. Делегацию возглавили глава попечительского совета Фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин и руководитель административного секретариата Московской патриархии епископ Солнечногорский Сергий. Они доставят Святой огонь из Иерусалима в Москву — к патриаршему пасхальному богослужению.

Благодатный огонь является в храме Гроба Господня уже не первое тысячелетие. Самые ранние упоминания о чуде в канун Воскресения Христова встречаются у известного отца церкви Григория Нисского и датируются 1У веком.

Церковная церемония Святого огня начинается приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи.

Внутри храма над Гробом Господним находится небольшая часовня, называемая «Кувуклия». В соответствии с традицией, с 10 до 11 утра в Великую субботу подризничий вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен затем разгореться главный огонь, и 33 свечи. После «Кувуклию» опечатывают.

После совершения еще ряда обрядов православный Патриарх останавливается напротив входа в часовню над Гробом Господним. Его разоблачают от риз до полотняного подрясника, чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спички или что-то, способное зажечь огонь. Затем Патриарх входит внутрь, и вход запечатывают большим куском воска, налагая на дверь красную ленту.

Затем в храме выключается свет и наступает напряженная тишина. Присутствующие молятся, исповедуют свои грехи и просят Господа даровать Благодатный огонь.

Некоторое время спустя весь храм оказывается опоясанным молниями, которые как бы стекают по стенам и колоннам вниз. Одновременно у стоящих в храме и на площади начинают чудесным образом загораться свечи. Затем, по свидетельству очевидцев, «Кувуклия» начинает сиять, а из отверстия в куполе храма на Гроб Господень опускается вертикальный широкий столб света. После открываются двери храма, и выходит Патриарх, который благословляет собравшихся и раздает Благодатный огонь.

Примечательно, что первое время Благодатный огонь обладает удивительным свойством — он совершенно не обжигает. Можно видеть, как прихожане буквально умываются этим Огнем — водят им по лицу, по рукам, и он не наносит никакого вреда, поначалу не опаляет даже волосы.

Людей, находящихся в это время в храме, переполняют непередаваемые и ни с чем несравнимое по своей глубины чувство радости и духовного успокоения. По словам тех, кто побывал на площади и в самом храме при снизшествии огня, глубина чувств переполнявших людей в этот момент была фантастической.

Позднее от Благодатного огня будут зажжены лампады по всему Иерусалиму. Специальными авиарейсами Огонь будет доставлен на Кипр и в Грецию, откуда будет развезен по всему миру. В недавнее время непосредственные участники событий стали привозить Благодатный огонь и в Россию.

В Москву огонь из храма Гроба Господня будет доставлен специальным авиарейсом. В этом году делегацию в Иерусалим возглавляют глава попечительского совета Фонда Андрея Первозванного, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин и руководитель административного секретариата Московской патриархии епископ Солнечногорский Сергий. Традиционно сотни российских верующих встречают делегацию Фонда в аэропорту Внуково-1, чтобы получить частицу Благодатного огня, после чего его развозят в храмы Москвы, Московской области и других регионов России. Встреча делегации состоится в субботу, 23 апреля в 22.30 в аэропорту «Внуково 1».

Принесение Благодатного огня в пределы Русской православной церкви осуществляется в рамках программы Фонда Андрея Первозванного «Просите мира Иерусалиму». Эта ежегодная миротворческая программа осуществляется с 2003 года. В этом году предполагается доставить Благодатный огонь в епархиальные центры Русской православной церкви в Минске, Риге, Ташкенте, Бишкеке, Таллине, Баку, Санкт-Петербурге, Барнауле, Красноярске, Новосибирске и других городах.

Сегодняшний день еще именуется у христиан и Тихой субботой: Христос уже воскрес, но люди пока не знают об этом. На литургии Великой субботы духовенство переоблачится из черных риз в белые в знак того, что главная тайна христианства — победа Христа над смертью и Его Воскресение — уже совершилась.

Великая суббота — время покоя, радостного и сосредоточенного ожидания пасхальных торжеств, переживание победы над грехом и смертью. После литургии в этот день происходит первое освящение пасхального угощения — куличей и пасх.
Источник

@темы: История Православной церкви, Православие, Праздники

14:58 

Великая Суббота

Максималист
Богослужение Великой Субботы посвящено воспоминанию пребывания Иисуса Христа «во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в рай жа с разбойником и на престоле со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный» и, наконец, воскресения Спасителя из гроба. Свято-Троицкий собор

На утрени Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаница при пении: «Святый Боже»... выносится священнослужителями из храма на главе, при участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью. Затем, по внесении Плащаницы в храм, она подносится к открытым царским вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая. Певчие в это время поют: "Благообразный Иосиф" ...

Когда Плащаницу положат на место посредине храма, тогда произносится ектения и читаются: паремия из книги прор. Иезекииля о воскресении мертвых; Апостол, научающий верующих, что Иисус Христос есть истинная Пасха за всех нас...; Евангелие, повествующее о том, как первосвященники с разрешения Пилата поставили стражу у гроба Господня и приложили к камню печать. По окончании утрени верующие приглашаются восхвалить церковною песнью Иосифа Аримафейского: "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного" ...

Божественная Литургия в этот день бывает позже, чем во все другие дни года и соединяется с Вечернею.

После малого входа и пения «Свете тихий...» начинается чтение 15-ти паремий, в которых собраны важнейшие ветхозаветные прообразы и пророчества о спасении людей Страданиями и Воскресением Иисуса Христа.

После паремий и Апостола предначинается праздник Воскресения Христова. На клиросе начинают протяжно петь: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех...», а в алтаре в это время черные одежды престола и священнослужителей сменяются на светлые, так же и в самом храме черные облачения заменяются светлыми. Это - изображение события, что мироносицы рано утром, «еще сущи тме», видели при гробе Христовом Ангела в светлых ризах и слышали от него радостное известие о воскресении Христа.

После этого пения диакон в светлом облачении, подобно ангелу, выходит на середину храма и перед Плащаницею, чтением Евангелия, возвещает людям о Воскресении Христовом.

Затем Литургия Василия Великого продолжается обычным порядком. Вместо Херувимской песни поется песнь: «Да молчит всяка плоть человеча»... Вместо «Достойно есть» поется: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе»... Запричастный стих: «Воста, яко спя Господь, и воскресе спасаяй нас».

По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина для подкрепления сил молящихся. После этого начинается чтение книги Деяний Апостольских и продолжается до начала полунощницы.

В двенадцатом часу ночи, совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на престол, где она и остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении Его из мертвых.

После этого верующие благоговейно ожидают наступления полуночи, в которую начинается светлая пасхальная радость величайшего Праздника Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Пасхальная радость есть святая радость, которой нет и не может быть равной на всей земле. Это нескончаемая вечная радость вечной жизни и блаженства. Она и есть, именно, та радость, о которой сказал Сам Господь: «Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Иоан. 16, 22).
Источник

@темы: Страстная Седмица, Православие, Великий Пост

14:29 

Великий Пяток

Максималист
В Великую Пятницу совершаются три основные службы: утреня, великие часы и великая вечерня с малым повечерием. Литургия в этот день не совершается по причине глубокого сокрушения и сугубого поста в честь распятия и смерти Господа Иисуса Христа, а также и потому, что в этот день Голгофская Жертва была принесена Самим Спасителем на Кресте.
Распятие
Последний суд над Иисусом Христом у Пилата. (Глава из "Закона Божия" протоиерея Серафима Слободского)

Когда снова привели Господа Иисуса Христа к Пилату, то уже к претории собралось много народа, начальников и старейшин. Пилат, созвав первосвященников, начальников и народ, сказал им: "вы привели ко мне этого Человека, как развращающего народ; и вот я вас исследовал, и не нашел Его виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его. Я посылал Его к Ироду, и Ирод также ничего не нашел в Нем достойного смерти. Итак, лучше, я накажу Его и отпущу". У евреев был обычай отпускать на праздник Пасхи одного заключенного, которого выбирал народ. Пилат, пользуясь этим случаем, сказал народу: "есть у вас обычай, чтобы я одного узника отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?" Пилат был уверен, что народ будет просить Иисуса, потому что знал, что начальники предали Иисуса Христа по зависти и злобе.

В то время, когда Пилат сидел на судейском месте, жена его прислала к нему сказать: " не делай ничего Праведнику тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него".

Между тем первосвященники и старейшины научили народ просить освобождение Вараввы. Варавва же был разбойник, который был посажен в темницу, со своими сообщниками, за произведенное в городе возмущение и убийство. Тогда народ, наученный старейшинами, стал кричать: "отпусти нам Варавву!"

Пилат, желая отпустить Иисуса, вышел и, возвысив голос, сказал: "кого хотите, чтоб я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?" Все закричали: "не Его, но Варавву!" Тогда Пилат спросил их: "что же хотите, чтобы я сделал с Иисусом, называемым Христом?" Они закричали: "да будет распят!" Пилат снова сказал им: какое же зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нашел в Нем. Итак, наказав Его, отпущу". Но они еще сильнее закричали: "распни Его! Да будет распят!" Тогда Пилат, думая вызвать у народа сострадание ко Христу, велел воинам бить Его. Воины отвели Иисуса Христа во двор и, раздев Его жестоко били. Потом недели на Него багряницу (короткую красную одежду без рукавов, застегивающуюся на правом плече) и, плетши венец из колючего терна, возложили Ему на голову, и дали Ему в правую руку трость, вместо царского скипетра. И стали насмехаться над Ним. Они становились на колени, кланялись Ему и говорили: "радуйся, Царь Иудейский!" Плевали на Него и, взявши трость, били по голове и по лицу Его.

После этого Пилат вышел к евреям и сказал: "вот я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины".

Тогда вышел Иисус Христос в терновом венце и в багрянице.

Пилат сказал им: "вот человек!" Этими словами Пилат как бы хотел сказать: "посмотрите, как Он измучен и поруган", думая, что евреи сжалятся над Ним. Но не таковы были враги Христовы. Когда первосвященники и служители увидели Иисуса Христа, то закричали: "распни Его!"

Пилат же говорит им: "возьмите Его вы, и распните, а я не нахожу в Нем вины".

Иудеи отвечали ему: "мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим".

Услышав такие слова Пилат еще больше испугался. Он вошел с Иисусом Христом в преторию, и спросил Его: "откуда Ты?"

Но Спаситель не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: "мне ли не отвечаешь? Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?"

Тогда Иисус Христос ответил ему: "ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; поэтому больше греха на том, кто предал Меня тебе".

После этого ответа Пилат еще более желал освободить Иисуса Христа. Но иудеи кричали: "если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю". Пилат, услышав такие слова, решил лучше предать на смерть неповинного Человека, чем самому подвергнуться царской немилости. Тогда Пилат вывел Иисуса Христа, сам сел на судное место, которое было на лифостотоне, и сказал иудеям: "вот Царь ваш!" Но они закричали: "возьми распни Его!" Пилат говорит им: "Царя ли вашего распну?" Первосвященники ответили: "нет у нас царя, кроме кесаря".

Пилат, видя, что ничего не помогает, а смятение увеличивается, взял воды, умыл свои руки перед народом и сказал: "неповинен я в пролитии крови этого Праведника; смотрите вы" (т. е. пусть эта вина на вас падет).

Отвечая ему, весь народ еврейский в один голос сказал: "кровь Его на нас и на детях наших". Так евреи сами приняли на себя и даже на потомство свое ответственность за смерть Господа Иисуса Христа. Тогда Пилат отпустил им разбойника Варавву, а Иисуса Христа предал им на распятие.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии: от Матфея, гл. 27, 15-26; от Марка, гл. 15, 6-15; от Луки, гл. 23, 13-25; от Иоанна, гл. 18, 39-40; гл. 19, 1-16.
Источник

@темы: Страстная Седмица, Православие, Великий Пост

19:31 

Брюсов об Эмиле Верхарне

Максималист
Эмиль Верхарн (Emile Verhaeren; 21 мая 1855 — 27 ноября 1916) — бельгийский поэт-символист, фламандец, писавший по-французски. Родился в посёлке Синт-Амандс (провинция Антверпен, неподалёку от Дендермонде). В акте о рождении указано полное имя — Emile Adolphus Gustavus.

Верхарн учился в самом престижном университете Бельгии — Лувенском (юридический факультет). После окончания учёбы некоторое время работал юристом, но вскоре стал профессиональным литератором. Ранняя поэзия Верхарна относится к натурализму, однако самые важные работы относят к символизму и мистицизму.

Поэзия Верхарна в основном посвящена сельской Фландрии, есть в ней и строки о родном посёлке на берегу Шельды. Здоровая сельская жизнь противопоставлялась городской действительности, олицетворявшей отчуждение и бесчеловечность. Во время Первой мировой войны живущий в то время в Франции поэт написал несколько патриотических стихов о трагедии маленькой Бельгии, ставшей жертвой агрессора.

Кроме поэзии, Верхарн писал и прозу, а также драматические произведения.

Самые известные сборники: «Вечера» (Les Soires, 1887), «Крушения» (Les Débâcles, 1888), «Черные факелы» (Les Flambeaux noirs, 1890), «Представшие на моих путях» (Les Apparus dans mes chemins, 1891), а также циклы «Поля в бреду» (Les Campagnes hallucinées, 1893), «Призрачные деревни» (Les Villages illusoires, 1894) и «Города-спруты» (Les Villes tentaculaires, 1895).

Эмиль Верхарн погиб в Руане 27 ноября 1916 года, попав под колёса поезда.

Поэзия Верхарна переведена на многие языки, в том числе и на русский. В России первые опубликованные переводы Верхарна (1906) принадлежали Валерию Брюсову. До Октябрьской революции над переводами Верхарна работали, в частности, Александр Блок, Максимилиан Волошин, Эллис. В советское время наиболее объемную и плодотворную работу над переводами Верхарна проделали Георгий Шенгели и Василий Фёдоров. Также в числе переводчиков — Александр Големба, Бенедикт Лившиц, Всеволод Рождественский, Сергей Шервинский, Юрий Александров.

Брюсов Валерий Яковлевич (1873 - 1924) - русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма. Брюсов Валерий Яковлевич

Название статьи варьирует характеристику Верхарна — «Дант современного промышленного строя»,— принадлежащую французским критикам М. и А. Леблон (см.: ЛН, т. 85, с. 557).
Появление статьи связано с приездом бельгийского поэта и драматурга Э. Верхарна (1855—1916) в Россию осенью 1913 г. Брюсов познакомился с Верхарном в 1908 г., во время поездки в Бельгию, вел с ним обширную переписку, выдержки из которой были им опубликованы в статье «Э. Верхарн. По письмам и личным воспоминаниям» (РМ, 1917, №1). Ср. статью Брюсова «Литературная жизнь Франции. IV. Новые книги».— РМ, 1910, № 8. С творчеством Верхарна Брюсов познакомился еще в 1890-х годах. Оно оказало серьезное влияние на поэзию Брюсова, способствуя развитию в пей большой общественной, исторической темы, укрепляя ее урбанистическую основу и определяя опыты Брюсова в разработке «свободного стиха». Для всех печатных высказываний Брюсова о Верхарне характерна высокая оценка мятежного бельгийского поэта. Первую книгу своих переводов Верхарна — «Стихи о современности» — Брюсов выпустил в 1906 г., в период революционного подъема в России. Роль Брюсова как первого популяризатора Верхарна в России общепризнанна. В предисловии к переводу «Поэм» Верхарна (Пг.— М., 1923, с. 10), выпущенному Брюсовым за год до смерти, он называет Верхарна «поэтом Земли, как особого мира, поэтом, которым мы вправе гордиться перед гениями других планет».
Р. Помирчего // Брюсов В. Сочинения. В 2-х т. Т. 2. Статьи и рецензии 1893—1924; Из книги «Далекие и близкие»: Miscellanea/Вступ. статья [Д. Максимова]; сост. [Д. Максимова] и Р. Помирчего; коммент. Р. Помирчего.— М.: Худож. лит., 1987.

В.Я. Брюсов. Данте современности [Об Эмиле Верхарне]

@темы: Иностранная литература, Культура, Литература, Серебряный век

15:27 

Великий Четверг

Максималист
В четверг Страстной седмицы Церковь вспоминает важнейшее евангельское событие: Тайную вечерю, на которой Христос установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии).


Это была последняя пасхальная вечеря, которую Господь мог праздновать со Своими учениками в Своей земной жизни: вместо этой ветхозаветной Пасхи, совершаемой в память чудесного избавления еврейских младенцев от гибели во дни египетский казней, Он вознамеривался установить теперь истинную Пасху – таинство Евхаристии (Евхаристия – означает Благодарение).
читать дальше

@темы: Страстная Седмица, Православие, Великий Пост

Дневник Solo

главная