Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
16:31 

Радоница. Не скорбите, якоже и прочии не имущии упования...

Максималист
По странному стечению обстоятельств я узнала о гибели семьи Хиенкиных накануне Радоницы - дня поминовения усопших, спустя более полугода после всех событий.

В.С. Хиенкина большинство из читающих этот очерк видели с телеэкрана, но не подозревали, что это именно он: г-н Хиенкин и лошади из его частной конюшни снимались в "Гардемаринах" и многочисленных теле-продолжениях С. Дружининой, а также некоторых других фильмах. Хиенкин дублировал большинство конных трюков, падая с лошади в фонтан, управляя экипажем, запряжённым четвёркой лошадей и тому подобное.

Последние два десятка лет чета Владимира Соломоновича и Ирины Хиенкиных жила в Петергофе и продолжала заниматься лошадьми. 5 сентября 2010 года их единственный сын Яков, которому к тому моменту едва исполнилось 18 лет, погиб в ДТП: когда он ехал по Петергофскому шоссе на мопеде, его сбила аварийная машина "Водоканала". В день его похорон, 9 сентября, его престарелые родители покончили жизнь самоубийством, перерезав себе вены.

Не могу сказать, что я знала Хиенкиных очень хорошо. По стечению обстоятельств, в 1996-97 годах мне пришлось с ними некоторое время общаться. Их сыну - Яшке, тогда было четыре года. Несмотря на огромную разницу в возрасте (Владимир Соломонович был старше своей жены на 19 лет), они были очень дружны, веселы, жизнерадостны и производили впечатление людей, которым всё ни по чём. Но, как оказалось, впечатление это очень обманчиво.

Преждевременная смерть человека, особенно юного человека, всегда потрясает, однако, такая отчаянная скорбь родителей, приводящая к такому безжалостному и непоправимому шагу потрясает во сто крат сильнее. Не просто потрясает, доминирует, давит на сознание, не оставляет мысли при любом деле. Хиенкины никогда не были мне близкими друзьями, но их деяние своим бездонным отчаянием так сильно повлияло на меня, что я не могу смириться с ним и не могу не написать об этом.

Скорбь родителей при таких обстоятельствах закономерна и скорбь великая, но она не должна побеждать разум человека. Старец Амвросий Оптинский ещё в 1867 году пишет родителям, скорбящим о кончине сына, замечательные слова, которые выражают всё самое главное, что только можно сказать в таком случае:

"По немощи человеческой невозможно не скорбеть родителям, которые лишились единственного сына так преждевременно, в таких летах, в таком цветущем возрасте; нельзя, говорю, по всем этим причинам не скорбеть, не сетовать, не печалиться родителям, так неожиданно потерявшим единственное свое чадо. Но ведь мы не язычники, которые не имеют никакой надежды касательно будущей жизни, а христиане, имеющие отрадное утешение и за гробом касательно получения будущего блаженства вечного. Этою отрадною мыслию должно вам умерять скорбь вашу, утолять великую печаль вашу, что вы хотя на время и лишились сына своего, но опять в будущей жизни можете видеть его, можете соединиться с ним так, что никогда уже не будете расставаться с ним. Только должно принять приличные к тому меры: поминать душу М. на бескровной жертве, на чтении Псалтири и в домашних ваших молитвах, и о душе его творить посильную милостыню. Все это полезно будет не только покойному сыну вашему М., но и вам самим. Хотя смерть его нанесла вам великую скорбь и огорчение, но эта скорбь еще более может утвердить вас в христианской жизни, в христианском благотворении, в христианском настроении духа. Что Господь творит с нами - бывает не только благо, но и добро зело... "
Источник

У каждого человека в жизни бывают такие обстоятельства, когда больше не хочется жить. Наш падший мир несовершенен, и в мире нас окружают скорби и болезни. Но всё равно надо найти в себе силы это перетерпеть, если не хватает больше никаких других чувств. Вспоминая судьбу Хиенкиных, мне хочется сказать: да не будет! Да не будет ничего такого с другими!

Помню свой давний разговор с монахиней Зоей - Пелагеей Андреевной Кривошеевой (если я правильно запомнила её фамилию), которая в 1991 году работала при храме св. Александра Невского в Новосибирске. Матушка Зоя в своё время была вдовой офицера, у неё оставался один-единственный сын. В двадцатилетнем возрасте он погиб: вечером, возвращаясь с работы, он был убит и ограблен неизвестными, которых нашей советской милиции найти не удалось.

Мать его, промучившись тоской и отчаянием, нашла себе утешение в православной вере, а через несколько лет после гибели сына приняла монашество и ушла работать в церковь. Помню удивительнейшие слова, которые она мне когда-то сказала:
"Это очень хорошо, если ребёнок умрёт раньше матери, ведь иначе, кто же будет молиться о нём? Чужие люди погрустят и быстро забудут. Кому он будет нужен? Только мать способна не переставая помнить о нём и молиться: каждый день и каждый час, при храме, на каждой службе поминать его".

В православной церкви при чине отпевания читается слова из Первого послания к солунянам Апостола Павла (4:13–17):

13 Не хощу же вас, братие, не ведети о умерших, да не скорбите, якоже и прочии не имущии упования.
14 Аще бо веруем, яко Иисус умре и воскресе, тако и Бог умершыя во Иисусе приведет с Ним.
15 Сие бо вам глаголем словом Господним, яко мы живущии, оставшии в пришествие Господне, не имамы предварити умерших:
16 яко сам Господь в повелении, во гласе Архангелове и в трубе Божии снидет с небесе, и мертвии о Христе воскреснут первее:
17 потом же мы, живущии оставшии, купно с ними восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем.
18 темже утешайте друг друга в словесех сих.

(Русский перевод: Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.
Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.
Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших,
потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде;
потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.)

@темы: Вера, Менталитет, Православие, Самоубийство, События

23:05 

Радоница [1]

Максималист
Поминовение усопших, известное у нас под именем Радоницы, совершается на Фоминой седмице, чаще всего во вторник. Радоница обязана своим происхождением тому уставному предписанию, по которому в Великом посту поминовение усопших по случаю нарочитых поминальных дней (3-го, 9-го и 40-го), не могущее быть совершено в свое время по случаю великопостной службы, переносится на один из ближайших будничных дней, в который может быть совершена не только панихида, но и полная литургия. В течение Великого поста такими днями являются только субботы, да и то не все[2]. За последние седмицы Поста и седмицу Пасхи всегда скопляется немало таких памятей об усопших, которые надо будет справлять в первый будничный день, когда может быть полная литургия. Таковым и является вторник Фоминой седмицы, так как накануне понедельника после вечерни нельзя еще совершать панихиду, как должно быть при поминовении. К такому перенесенному на вторник Фоминой седмицы поминовению лишь некоторых имен легко могло присоединиться поминовение и их сродников, так как у нас есть обычай и при поминовении одного усопшего по какому-либо нарочитому случаю подавать весь свой семейный синодик для совместного поминовения. А к этому поминовению немногих усопших и их сродников естественно могло присоединиться поминовение и всех усопших, тем более, что обычай весенних поминок по усопшим был у наших предков и до принятия ими христианства ("Навий день"). Христианство придало иной характер этим поминкам.Мариенбург. Кладбище

Поминовение в Радоницу, хотя и не предусмотренное нашим церковным Уставом, может быть рассматриваемо и как совершаемое в восполнение опущения всех заупокойных молений и гласного поминовения усопших от Великого Четвертка до понедельника Антипасхи, подобно тому, как в три субботы Великого поста совершается поминовение усопших в восполнение не бывающего в другие дни поста литургийного поминовения.

Типикон не дает никаких указаний относительно изменений в порядке службы в Радоницу, о которой он не упоминает. Это значит, что и при совершении поминовения усопших на основных суточных службах не должно быть допускаемо никаких изменений и отступлений от того порядка, который дается Уставом для данного дня.

Обычно накануне после вечерни совершается Великая панихида, которая может быть повторена в самый день поминовения, лучше всего перед литургией (но, как правило, бывает после), а также совершением панихиды или заупокойных литий на могилах.

Еще одним основанием для поминовения усопших, совершаемого на Радоницу, служат воспоминания о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемые с Фоминым воскресеньем. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

1. См.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 47-48; Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 2001. С. 497.- Сост.
2. В субботу "Похвалы Богородицы" - служба со славословием, а в субботу Лазареву совсем не может быть ничего заупокойного. См. ниже, статью: "В какие дни не совершается заупокойное богослужение", с. 134-136.
Источник

@темы: Культура, Православие, Праздники

13:38 

Сегодня Антипасха

Максималист


архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)
В неделю Антипасхи. О ВОСКРЕСЕНИИ МЕРТВЫХ


Свое соборное послание св. апостол Петр начинает словами: "Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому..." (1 Пет. 1, 3).

Апостол говорит, что они, святые апостолы, были мертвы.

Почему мертвы? Потому что после страшной крестной казни Господа Иисуса Христа рушились надежды их, и все покрылось непроглядной тьмой – надежды не было, все рушилось.

Как могло бы исполниться на них то обещание Христово, какое дал Он им в ответ на вопрос апостола Петра:

– ... вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?

Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, в пакибытии, когда сядет Сын человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах, судить двенадцать колен Израилевых
(Мф. 19, 27, 28).

Святые апостолы глубоко веровали в то, что Господь Иисус Христос был Мессия, Спаситель мира, Сын Божий. И что же?! Он пригвожден ко кресту, Он погребен.

Как, как же это возможно пережить?! Какое сердце выдержит такое страшное испытание?!

Но когда воскрес Господь, тогда сразу воскресли они из мертвых: Он воскресил их Своим воскресением.
И мы, все мы, уверовавшие во Христа, тоже были бы мертвы, если бы не воскрес Христос, ибо дух наш требует, как безусловно обязательного, бессмертия. Дух наш не может никак примириться с тем, чтобы такие великие праведники, как, например, преподобный и богоносный отец наш Серафим Саровский, просто умерли, исчезли, канули бы в какую-то бездну небытия.

Ведь требует сердце наше, безусловно требует того, чтобы злые дела злых людей были наказаны, ибо в этой жизни, как часто видим, они очень часто остаются безнаказанными.

Требует сердце, чтобы страдания праведников были вознаграждены вечной радостью небесной.

Если бы не воскрес Христос, то и эти надежды так же рухнули бы, как рухнули надежды святых апостолов.

Об этом так говорит св. апостол Павел в первом послании своем к коринфянам:

«Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?

Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес.

А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша»
(1 Кор. 15, 12-14).
читать дальше

@темы: Лука Войно-Ясенецкий, Пасха, Православие, Праздники, Святоотеческая литература

14:07 

Светлая Среда

Максималист
Слово на Светлое Христово Воскресение
Архим. Иоанн (Крестьянкин)


Ныне вся исполнишася света: небо, и земля, и преисподняя... Христос воскресе!

Чадца Божии! От избытка неземной радости приветствую и я вас, опаляя силой Божественных слов: "Христос воскресе!" Благодатный огонь этой спасительной вести, вновь ярким пламенем вспыхнув над Гробом Господним, потек по миру.

И Церковь Божия, преисполнившись светом этого огня, дарует его нам: "Христос воскресе!"Никольский собор

Возлюбленные о Христе братия и сестры, други мои! Вы, конечно, замечали сами, что среди многих великих и радостных наших христианских праздников особой торжественностью, особой радостью выделяется праздник Светлого Христова Воскресения — праздников праздник и торжество из торжеств!

Нет в нашей Православной Церкви службы более величественной, более проникновенной, чем пасхальная утреня. И потому так стремятся все верующие в храм Божий в пасхальную ночь.

Пасхальное богослужение воистину подобно великолепнейшему пиру, который Господь приготовил всем притекающим под благодатную сень Его Дома.

Вдумайтесь в содержание "Огласительного слова" святителя Иоанна Златоуста! С отеческой лаской и радушием приемлет Господь тех, кто возлюбил Его всем своим существом. "Блажен, кто от первого часа делал есть",— это те, кто от юности своей идут неукоснительно по Его Божественным стопам.

Но не отвергает и тех, кто, преодолев в своей душе сомнения, приблизился к Богу только в зрелом и даже преклонном возрасте. "Да не устрашатся они своего замедления, Господь с любовью приемлет последнего, так же, как и первого,— и дела приемлет и намерения целует".

Несомненно, все вы, кто был в храме в пасхальную ночь, испытали необыкновенный восторг... Души наши ликовали, преисполненные чувством благодарности к нашему Господу Спасителю за дарованную Им всем нам вечную жизнь. Ведь Воскресший Христос возвел род людской от земли к Небу, придал существованию человека возвышенный и благородный смысл.

Душа человека жаждет вечной счастливой жизни. Ищет ее... И потому к светлой заутрени так стремятся люди в храм Божий. И не только верующие, но и те, кто своим сознанием далек от христианской религии.

Идут они сюда не просто посмотреть на торжественность христианской службы. Их душа, данная Богом каждому человеку при его рождении, тянется к свету незаходимого Солнца Правды, стремится к истине.

А верующие люди в эту святую ночь с особой силой ощущают преизобильно излившуюся светлую радость Воскресения Христова.

И неудивительно. Воскресение Христа — это основа нашей веры, это нерушимая опора в нашей земной жизни.
читать дальше

@темы: Пасха, Православие, Праздники

18:00 

Максималист
Св. Иоанн Златоуст
О любви ко Христу


Если мы любим Христа, то не будем делать ничего, что может оскорбить Его, но докажем свою любовь делами. Напитаем Его алчущего, напоим Его жаждущего. Подай Ему только чашу холодной воды — Он и это примет, потому что любит тебя; приношения лиц любимых, как бы малы ни были, велики кажутся любящему. Только не покажи ты нерадения. Повергни пред Ним две лепты — Он не отвергнет и их, но примет, как большое богатство. Он не имеет недостатка ни в чем и приемлет это не по какой-либо нужде; поэтому и справедливо измеряет все не мерою даваемого, но расположением дающего. Только ты покажи, что любишь этого Гостя, что стараешься все для Него сделать, что ты рад Его посещению. Посмотри, какую любовь Он имеет к тебе. Он пришел ради тебя, душу Свою положил за тебя, и после всех этих благодеяний не отрицается еще и упрашивать тебя. От имени Христова просим, говорит апостол, примиритесь с Богом (2 Кор. 5, 20). Но кто же, скажешь ты, столько безумен, чтобы не любить Господа своего? Это и я говорю и знаю, что никто из нас не отречется от этого на словах и в мыслях. Но тот, кто любит, хочет, чтобы любовь к нему обнаруживалась не на словах только, а и в делах. Говорить, что любим, но не делать того, что свойственно любящим,— это смешно не только в отношении к Богу, но и к людям. Итак, если исповедывать Христа на словах только, а в делах показывать противное — не только бесполезно, но и вредно для нас, то я умоляю: будем выражать свое исповедание в делах, да удостоимся исповедания и от Самого Господа, в тот день, когда Он прославит достойных пред Отцом Своим.

20-я беседа на Евангелие от Иоанна

@темы: Праздники, Православие, Пасха, Иоанн Златоуст

17:43 

Светлый Понедельник

Максималист
С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, то есть всю неделю и поэтому эта неделя называется «Светлая Пасхальная Седмица». Каждый день недели тоже называется светлым – Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д., а последний день – Светлая Суббота.

В Пасхальную Седмицу в храмах ежедневно совершаются богослужения по пасхальному чину. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.Церковь Покрова в Мариенбурге

После каждой Божественной литургии совершается праздничный крестный ход символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа. На Крестном ходе молящиеся идут с зажженными свечами.

Царские врата в иконостасе (отделяющие алтарь от основного пространства храма) остаются в продолжении седмицы открытыми в знак того, что в эти дни перед верующими как бы открывается невидимый, духовный, Небесный мир. Открытые Царские Врата – образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень. Во всю Светлую седмицу они не закрываются даже во время причащения священнослужителей, и только в субботу перед 9-м часом они закроются.

В продолжение всей Седмицы полагается вседневный звон во все колокола. По традиции всякий мирянин может по благословению настоятеля подняться на колокольню и ударить в колокола.

На Светлой седмице отменяются однодневные посты (в среду и пятницу).

Начиная со дня Святой Пасхи верующие приветствуют друг друга словами пасхальной радости: «Христос воскресе! – Воистину воскресе!».

До праздника Святой Троицы (на пятидесятый день после Пасхи) не совершаются земные поклоны. На Светлой седмице нет венчаний и заупокойных молитв. Отпевания усопших совершаются, но и они более чем наполовину состоят из песнопений Пасхи.

Во вторник Светлой седмицы совершается особое празднование в честь Иверской иконы Божией Матери.

В пятницу Светлой Седмицы празднуется память иконы Божией Матери «Живоносный источник» (по традиции, в этот день после Божественной литургии совершается освящение воды, а если позволяют местные обстоятельства – крестный ход на водоемы или водные источники).

Всю Светлую седмицу около открытых Царских врат стоит особый хлеб, называемый артос. Обычай этот установлен с апостольских времен. Известно, что после Своего воскресения Господь неоднократно являлся своим ученикам. При этом Он или Сам вкушал пищу, или благословлял трапезу. В ожидании этих благодатных посещений, а позднее – в память их святые апостолы оставляли незанятым среднее место за столом и клали перед этим местом часть хлеба, как если бы Сам Господь незримо присутствовал здесь. В продолжение этой традиции отцы Церкви установили в праздник Воскресения Господня класть в храме хлеб. В Субботу Светлой седмицы после Божественной литургии артос торжественно благословляется и читается особая молитва на раздробление артоса. После этого кусочки этого священного хлеба раздаются верующим. Потом эту святыню дают больным или тем, кто не может быть допущен к Святому Причащению.

Молящиеся, получив после окончания Литургии часть артоса, сохраняют ее в течение всего года (обычно – разрезав на небольшие кусочки и вкушая их натощак, особенно во время болезни).

В субботу Светлой седмицы впервые после дня Пасхи Царские врата в храмах закрываются.

В восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой седмицы, следует особое торжество, называемое Антипасхою, что означает в переводе «вместо Пасхи» или вторая Пасха.

В восьмой день Святая Церковь также вспоминает явление воскресшего Господа Фоме, который отказывался верить в Воскресение Христа. В этот день Господь вновь явился своим ученикам, в особенности апостолу Фоме, чтобы убедить его Своими ранами, что именно с Ним встречались все свидетели Его Воскресения.

Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня – до Вознесения Господня. Весь этот период (40 дней после Пасхи) считается Пасхальным периодом, и православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе! « и ответом «Воистину Воскресе!»
Источник

@темы: Пасха, Православие, Праздники

16:58 

Поздравляю всех с праздником Пасхи Христовой!

Максималист
Часы святой Пасхи

(читаются на протяжении Светлой Седьмицы вместо вечернего и утреннего молитвенного правила):Икона: Воскресение Христово

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. (Трижды)

Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. (Трижды)

Ипакои, глас 8-й
Предварившия утро яже о Марии, и обретшия камень отвален от гроба, слышаху от ангела: во свете присносущнем Сущаго, с мертвыми что ищете яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

Кондак, глас 8-й
Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Тропари, глас 8-й
Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Яко живоносец, яко рая краснейший, воистинну и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вышняго освященное Божественное селение, радуйся: Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в женах еси, всенепорочная Владычице.

Господи, помилуй. (40 раз)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Христос воскресе из мертвых: (Трижды) Слава, и ныне: Господи, помилуй. (Трижды) Благослови.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Источник

@темы: Праздники, Православие, Пасха

16:34 

В Иерусалиме ждут схождения Благодатного огня

Максималист
Христиане со всего мира соберутся в Великую Субботу в храме Гроба Господня в Иерусалиме, чтобы стать свидетелями схождения Благодатного огня.

Российская делегация также отправилась в Иерусалим за Благодатным огнем. Делегацию возглавили глава попечительского совета Фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин и руководитель административного секретариата Московской патриархии епископ Солнечногорский Сергий. Они доставят Святой огонь из Иерусалима в Москву — к патриаршему пасхальному богослужению.

Благодатный огонь является в храме Гроба Господня уже не первое тысячелетие. Самые ранние упоминания о чуде в канун Воскресения Христова встречаются у известного отца церкви Григория Нисского и датируются 1У веком.

Церковная церемония Святого огня начинается приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи.

Внутри храма над Гробом Господним находится небольшая часовня, называемая «Кувуклия». В соответствии с традицией, с 10 до 11 утра в Великую субботу подризничий вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен затем разгореться главный огонь, и 33 свечи. После «Кувуклию» опечатывают.

После совершения еще ряда обрядов православный Патриарх останавливается напротив входа в часовню над Гробом Господним. Его разоблачают от риз до полотняного подрясника, чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спички или что-то, способное зажечь огонь. Затем Патриарх входит внутрь, и вход запечатывают большим куском воска, налагая на дверь красную ленту.

Затем в храме выключается свет и наступает напряженная тишина. Присутствующие молятся, исповедуют свои грехи и просят Господа даровать Благодатный огонь.

Некоторое время спустя весь храм оказывается опоясанным молниями, которые как бы стекают по стенам и колоннам вниз. Одновременно у стоящих в храме и на площади начинают чудесным образом загораться свечи. Затем, по свидетельству очевидцев, «Кувуклия» начинает сиять, а из отверстия в куполе храма на Гроб Господень опускается вертикальный широкий столб света. После открываются двери храма, и выходит Патриарх, который благословляет собравшихся и раздает Благодатный огонь.

Примечательно, что первое время Благодатный огонь обладает удивительным свойством — он совершенно не обжигает. Можно видеть, как прихожане буквально умываются этим Огнем — водят им по лицу, по рукам, и он не наносит никакого вреда, поначалу не опаляет даже волосы.

Людей, находящихся в это время в храме, переполняют непередаваемые и ни с чем несравнимое по своей глубины чувство радости и духовного успокоения. По словам тех, кто побывал на площади и в самом храме при снизшествии огня, глубина чувств переполнявших людей в этот момент была фантастической.

Позднее от Благодатного огня будут зажжены лампады по всему Иерусалиму. Специальными авиарейсами Огонь будет доставлен на Кипр и в Грецию, откуда будет развезен по всему миру. В недавнее время непосредственные участники событий стали привозить Благодатный огонь и в Россию.

В Москву огонь из храма Гроба Господня будет доставлен специальным авиарейсом. В этом году делегацию в Иерусалим возглавляют глава попечительского совета Фонда Андрея Первозванного, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин и руководитель административного секретариата Московской патриархии епископ Солнечногорский Сергий. Традиционно сотни российских верующих встречают делегацию Фонда в аэропорту Внуково-1, чтобы получить частицу Благодатного огня, после чего его развозят в храмы Москвы, Московской области и других регионов России. Встреча делегации состоится в субботу, 23 апреля в 22.30 в аэропорту «Внуково 1».

Принесение Благодатного огня в пределы Русской православной церкви осуществляется в рамках программы Фонда Андрея Первозванного «Просите мира Иерусалиму». Эта ежегодная миротворческая программа осуществляется с 2003 года. В этом году предполагается доставить Благодатный огонь в епархиальные центры Русской православной церкви в Минске, Риге, Ташкенте, Бишкеке, Таллине, Баку, Санкт-Петербурге, Барнауле, Красноярске, Новосибирске и других городах.

Сегодняшний день еще именуется у христиан и Тихой субботой: Христос уже воскрес, но люди пока не знают об этом. На литургии Великой субботы духовенство переоблачится из черных риз в белые в знак того, что главная тайна христианства — победа Христа над смертью и Его Воскресение — уже совершилась.

Великая суббота — время покоя, радостного и сосредоточенного ожидания пасхальных торжеств, переживание победы над грехом и смертью. После литургии в этот день происходит первое освящение пасхального угощения — куличей и пасх.
Источник

@темы: История Православной церкви, Православие, Праздники

14:58 

Великая Суббота

Максималист
Богослужение Великой Субботы посвящено воспоминанию пребывания Иисуса Христа «во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в рай жа с разбойником и на престоле со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный» и, наконец, воскресения Спасителя из гроба. Свято-Троицкий собор

На утрени Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаница при пении: «Святый Боже»... выносится священнослужителями из храма на главе, при участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью. Затем, по внесении Плащаницы в храм, она подносится к открытым царским вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая. Певчие в это время поют: "Благообразный Иосиф" ...

Когда Плащаницу положат на место посредине храма, тогда произносится ектения и читаются: паремия из книги прор. Иезекииля о воскресении мертвых; Апостол, научающий верующих, что Иисус Христос есть истинная Пасха за всех нас...; Евангелие, повествующее о том, как первосвященники с разрешения Пилата поставили стражу у гроба Господня и приложили к камню печать. По окончании утрени верующие приглашаются восхвалить церковною песнью Иосифа Аримафейского: "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного" ...

Божественная Литургия в этот день бывает позже, чем во все другие дни года и соединяется с Вечернею.

После малого входа и пения «Свете тихий...» начинается чтение 15-ти паремий, в которых собраны важнейшие ветхозаветные прообразы и пророчества о спасении людей Страданиями и Воскресением Иисуса Христа.

После паремий и Апостола предначинается праздник Воскресения Христова. На клиросе начинают протяжно петь: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех...», а в алтаре в это время черные одежды престола и священнослужителей сменяются на светлые, так же и в самом храме черные облачения заменяются светлыми. Это - изображение события, что мироносицы рано утром, «еще сущи тме», видели при гробе Христовом Ангела в светлых ризах и слышали от него радостное известие о воскресении Христа.

После этого пения диакон в светлом облачении, подобно ангелу, выходит на середину храма и перед Плащаницею, чтением Евангелия, возвещает людям о Воскресении Христовом.

Затем Литургия Василия Великого продолжается обычным порядком. Вместо Херувимской песни поется песнь: «Да молчит всяка плоть человеча»... Вместо «Достойно есть» поется: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе»... Запричастный стих: «Воста, яко спя Господь, и воскресе спасаяй нас».

По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина для подкрепления сил молящихся. После этого начинается чтение книги Деяний Апостольских и продолжается до начала полунощницы.

В двенадцатом часу ночи, совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на престол, где она и остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении Его из мертвых.

После этого верующие благоговейно ожидают наступления полуночи, в которую начинается светлая пасхальная радость величайшего Праздника Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Пасхальная радость есть святая радость, которой нет и не может быть равной на всей земле. Это нескончаемая вечная радость вечной жизни и блаженства. Она и есть, именно, та радость, о которой сказал Сам Господь: «Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Иоан. 16, 22).
Источник

@темы: Страстная Седмица, Православие, Великий Пост

14:29 

Великий Пяток

Максималист
В Великую Пятницу совершаются три основные службы: утреня, великие часы и великая вечерня с малым повечерием. Литургия в этот день не совершается по причине глубокого сокрушения и сугубого поста в честь распятия и смерти Господа Иисуса Христа, а также и потому, что в этот день Голгофская Жертва была принесена Самим Спасителем на Кресте.
Распятие
Последний суд над Иисусом Христом у Пилата. (Глава из "Закона Божия" протоиерея Серафима Слободского)

Когда снова привели Господа Иисуса Христа к Пилату, то уже к претории собралось много народа, начальников и старейшин. Пилат, созвав первосвященников, начальников и народ, сказал им: "вы привели ко мне этого Человека, как развращающего народ; и вот я вас исследовал, и не нашел Его виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его. Я посылал Его к Ироду, и Ирод также ничего не нашел в Нем достойного смерти. Итак, лучше, я накажу Его и отпущу". У евреев был обычай отпускать на праздник Пасхи одного заключенного, которого выбирал народ. Пилат, пользуясь этим случаем, сказал народу: "есть у вас обычай, чтобы я одного узника отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?" Пилат был уверен, что народ будет просить Иисуса, потому что знал, что начальники предали Иисуса Христа по зависти и злобе.

В то время, когда Пилат сидел на судейском месте, жена его прислала к нему сказать: " не делай ничего Праведнику тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него".

Между тем первосвященники и старейшины научили народ просить освобождение Вараввы. Варавва же был разбойник, который был посажен в темницу, со своими сообщниками, за произведенное в городе возмущение и убийство. Тогда народ, наученный старейшинами, стал кричать: "отпусти нам Варавву!"

Пилат, желая отпустить Иисуса, вышел и, возвысив голос, сказал: "кого хотите, чтоб я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?" Все закричали: "не Его, но Варавву!" Тогда Пилат спросил их: "что же хотите, чтобы я сделал с Иисусом, называемым Христом?" Они закричали: "да будет распят!" Пилат снова сказал им: какое же зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нашел в Нем. Итак, наказав Его, отпущу". Но они еще сильнее закричали: "распни Его! Да будет распят!" Тогда Пилат, думая вызвать у народа сострадание ко Христу, велел воинам бить Его. Воины отвели Иисуса Христа во двор и, раздев Его жестоко били. Потом недели на Него багряницу (короткую красную одежду без рукавов, застегивающуюся на правом плече) и, плетши венец из колючего терна, возложили Ему на голову, и дали Ему в правую руку трость, вместо царского скипетра. И стали насмехаться над Ним. Они становились на колени, кланялись Ему и говорили: "радуйся, Царь Иудейский!" Плевали на Него и, взявши трость, били по голове и по лицу Его.

После этого Пилат вышел к евреям и сказал: "вот я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины".

Тогда вышел Иисус Христос в терновом венце и в багрянице.

Пилат сказал им: "вот человек!" Этими словами Пилат как бы хотел сказать: "посмотрите, как Он измучен и поруган", думая, что евреи сжалятся над Ним. Но не таковы были враги Христовы. Когда первосвященники и служители увидели Иисуса Христа, то закричали: "распни Его!"

Пилат же говорит им: "возьмите Его вы, и распните, а я не нахожу в Нем вины".

Иудеи отвечали ему: "мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим".

Услышав такие слова Пилат еще больше испугался. Он вошел с Иисусом Христом в преторию, и спросил Его: "откуда Ты?"

Но Спаситель не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: "мне ли не отвечаешь? Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?"

Тогда Иисус Христос ответил ему: "ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; поэтому больше греха на том, кто предал Меня тебе".

После этого ответа Пилат еще более желал освободить Иисуса Христа. Но иудеи кричали: "если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю". Пилат, услышав такие слова, решил лучше предать на смерть неповинного Человека, чем самому подвергнуться царской немилости. Тогда Пилат вывел Иисуса Христа, сам сел на судное место, которое было на лифостотоне, и сказал иудеям: "вот Царь ваш!" Но они закричали: "возьми распни Его!" Пилат говорит им: "Царя ли вашего распну?" Первосвященники ответили: "нет у нас царя, кроме кесаря".

Пилат, видя, что ничего не помогает, а смятение увеличивается, взял воды, умыл свои руки перед народом и сказал: "неповинен я в пролитии крови этого Праведника; смотрите вы" (т. е. пусть эта вина на вас падет).

Отвечая ему, весь народ еврейский в один голос сказал: "кровь Его на нас и на детях наших". Так евреи сами приняли на себя и даже на потомство свое ответственность за смерть Господа Иисуса Христа. Тогда Пилат отпустил им разбойника Варавву, а Иисуса Христа предал им на распятие.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии: от Матфея, гл. 27, 15-26; от Марка, гл. 15, 6-15; от Луки, гл. 23, 13-25; от Иоанна, гл. 18, 39-40; гл. 19, 1-16.
Источник

@темы: Страстная Седмица, Православие, Великий Пост

19:31 

Брюсов об Эмиле Верхарне

Максималист
Эмиль Верхарн (Emile Verhaeren; 21 мая 1855 — 27 ноября 1916) — бельгийский поэт-символист, фламандец, писавший по-французски. Родился в посёлке Синт-Амандс (провинция Антверпен, неподалёку от Дендермонде). В акте о рождении указано полное имя — Emile Adolphus Gustavus.

Верхарн учился в самом престижном университете Бельгии — Лувенском (юридический факультет). После окончания учёбы некоторое время работал юристом, но вскоре стал профессиональным литератором. Ранняя поэзия Верхарна относится к натурализму, однако самые важные работы относят к символизму и мистицизму.

Поэзия Верхарна в основном посвящена сельской Фландрии, есть в ней и строки о родном посёлке на берегу Шельды. Здоровая сельская жизнь противопоставлялась городской действительности, олицетворявшей отчуждение и бесчеловечность. Во время Первой мировой войны живущий в то время в Франции поэт написал несколько патриотических стихов о трагедии маленькой Бельгии, ставшей жертвой агрессора.

Кроме поэзии, Верхарн писал и прозу, а также драматические произведения.

Самые известные сборники: «Вечера» (Les Soires, 1887), «Крушения» (Les Débâcles, 1888), «Черные факелы» (Les Flambeaux noirs, 1890), «Представшие на моих путях» (Les Apparus dans mes chemins, 1891), а также циклы «Поля в бреду» (Les Campagnes hallucinées, 1893), «Призрачные деревни» (Les Villages illusoires, 1894) и «Города-спруты» (Les Villes tentaculaires, 1895).

Эмиль Верхарн погиб в Руане 27 ноября 1916 года, попав под колёса поезда.

Поэзия Верхарна переведена на многие языки, в том числе и на русский. В России первые опубликованные переводы Верхарна (1906) принадлежали Валерию Брюсову. До Октябрьской революции над переводами Верхарна работали, в частности, Александр Блок, Максимилиан Волошин, Эллис. В советское время наиболее объемную и плодотворную работу над переводами Верхарна проделали Георгий Шенгели и Василий Фёдоров. Также в числе переводчиков — Александр Големба, Бенедикт Лившиц, Всеволод Рождественский, Сергей Шервинский, Юрий Александров.

Брюсов Валерий Яковлевич (1873 - 1924) - русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма. Брюсов Валерий Яковлевич

Название статьи варьирует характеристику Верхарна — «Дант современного промышленного строя»,— принадлежащую французским критикам М. и А. Леблон (см.: ЛН, т. 85, с. 557).
Появление статьи связано с приездом бельгийского поэта и драматурга Э. Верхарна (1855—1916) в Россию осенью 1913 г. Брюсов познакомился с Верхарном в 1908 г., во время поездки в Бельгию, вел с ним обширную переписку, выдержки из которой были им опубликованы в статье «Э. Верхарн. По письмам и личным воспоминаниям» (РМ, 1917, №1). Ср. статью Брюсова «Литературная жизнь Франции. IV. Новые книги».— РМ, 1910, № 8. С творчеством Верхарна Брюсов познакомился еще в 1890-х годах. Оно оказало серьезное влияние на поэзию Брюсова, способствуя развитию в пей большой общественной, исторической темы, укрепляя ее урбанистическую основу и определяя опыты Брюсова в разработке «свободного стиха». Для всех печатных высказываний Брюсова о Верхарне характерна высокая оценка мятежного бельгийского поэта. Первую книгу своих переводов Верхарна — «Стихи о современности» — Брюсов выпустил в 1906 г., в период революционного подъема в России. Роль Брюсова как первого популяризатора Верхарна в России общепризнанна. В предисловии к переводу «Поэм» Верхарна (Пг.— М., 1923, с. 10), выпущенному Брюсовым за год до смерти, он называет Верхарна «поэтом Земли, как особого мира, поэтом, которым мы вправе гордиться перед гениями других планет».
Р. Помирчего // Брюсов В. Сочинения. В 2-х т. Т. 2. Статьи и рецензии 1893—1924; Из книги «Далекие и близкие»: Miscellanea/Вступ. статья [Д. Максимова]; сост. [Д. Максимова] и Р. Помирчего; коммент. Р. Помирчего.— М.: Худож. лит., 1987.

В.Я. Брюсов. Данте современности [Об Эмиле Верхарне]

@темы: Иностранная литература, Культура, Литература, Серебряный век

15:27 

Великий Четверг

Максималист
В четверг Страстной седмицы Церковь вспоминает важнейшее евангельское событие: Тайную вечерю, на которой Христос установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии).


Это была последняя пасхальная вечеря, которую Господь мог праздновать со Своими учениками в Своей земной жизни: вместо этой ветхозаветной Пасхи, совершаемой в память чудесного избавления еврейских младенцев от гибели во дни египетский казней, Он вознамеривался установить теперь истинную Пасху – таинство Евхаристии (Евхаристия – означает Благодарение).
читать дальше

@темы: Страстная Седмица, Православие, Великий Пост

22:40 

Максималист
Федор Иванович Буслаев (1818-1897) русский филолог, языковед, фольклорист, литературовед, историк искусства, академик Петербургской Академии наук (1860).

Окончив гимназию в Пензе (1833), поступил на словесное отделение Московского университета. По окончании его (1838) преподавал в гимназиях Москвы и давал частные уроки. Именно ко времени учёбы в Московском университете относятся воспоминания Ф.И. Буслаева.Федор Иванович Буслаев

Ф.И. Буслаев пишет: "В своем повествовании остановлюсь на первых десятилетиях моего профессорства в среде тогдашних моих друзей и товарищей. В "Моих Воспоминаниях" я привел несколько подробностей о наших веселых беседах на вечерних товарищеских сходках, которые должны были внезапно прекратиться вследствие ареста и высылки за границу профессора университета Гофмана в 1848 году. Хотя эти многолюдные собрания в известный день и час стали уже невозможны, однако наши сношения друг с другом не прекращались, поддерживая наши интересы и возбуждая в нас разные литературные замыслы. Именно в это-то самое время созрел план издания "Пропилеев", задуманного Леонтьевым и приведенного в исполнение сообща с ним его друзьями и товарищами: Катковым, Кудрявцевым, Шестаковым, мною и некоторыми другими. Грановский готовил тогда свои монографии из истории средних веков: о знаменитом аббате Сугерии (Abbe' Suger) и о Винете; Катков и Леонтьев только что воротились из Берлина, где слушали лекции Шеллинга о философии религии в историческом развитии верований христианского и языческого мира, и оба они были так увлечены и восторжены идеями автора знаменитой книги о трансцедентальном идеализме, что вполне отказались от туманных отвлечений и бессодержательных форм Гегелевской философии, которую до своей поездки в Берлин они усердно и подобострастно исповедовали. Лекции Шеллинга, обильные жизненным историческим содержанием, открывали им новые пути и просветы для исследований по истории верований, поэзии и вообще искусства. Катков составил для леонтьевских "Пропилеев" монографию о древнейших греческих философах, предшествовавших Сократу, и этюд о поэтическом творчестве Пушкина для своего "Русского Вестника"; Леонтьев занимался исследованием об эгинских или эгинетских группах, древнегреческого стиля, украшавших некогда храм Афины, или Минервы, на острове Эгине, а в настоящее время находящихся в Мюнхенской Глиптотеке; для своих же "Пропилеев" он составил обширную статью о греческой литературе. В то же время Кудрявцев писал свое классическое произведение о "Римских женщинах по Тациту", а товарищ и друг его, профессор римской словесности Шестаков переводил на русский язык для "Пропилеев" греческие трагедии и римские комедии, постоянно обращаясь ко мне, как к самому близкому из всех его друзей, за советами и справками, как точнее и, вместе с тем, изящнее то или другое слово с греческого или латинского языка передать на русский, и притом - то с оттенком величия, важности церковнославянской речи, то с грубой простотою народного говора. Что касается до меня, то я, по своим путевым заметкам и по наглядным впечатлениям, вынесенным из Италии, составил для "Пропилеев" "Эстетический этюд о женских типах в изваяниях греческих богинь". Замечу мимоходом, что это очень тонкое и ловкое заглавие, вполне исчерпывающее содержание этой статьи, мне подсказал Катков..."

Полностью текст воспоминаний Ф.И. Буслаева "Эпизоды из истории Московского университета" можно прочитать на сайте "Литература и Жизнь"

@темы: Литература, Культура, XIX век, Мемуары

15:30 

Великая Среда

Максималист
Этот день - день предания на страдания и смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.
Ночь на среду Господь провел в Вифании (Мф. 26, 6-17).

Здесь в доме Симона прокаженного в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, - некая жена грешница возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он о ее поступке.


@темы: Великий Пост, Православие, Страстная Седмица

23:28 

Воспоминания Ходасевича

Максималист
В 1917 году Ходасевич с восторгом принял Февральскую революцию и поначалу согласился сотрудничать с большевиками после Октябрьской революции, но быстро пришёл к выводу, что «при большевиках литературная деятельность невозможна», и решил «писать разве лишь для себя». Об этом времени и пишет Ходасевич в своих воспоминаниях "Поездка в Порхов". Ходасевич

«Я читаю все "толстые" советские журналы, нередко вижу газеты и, в общем, могу сказать, что нынешний быт СССР мне знаком. Однако мне не совсем ясно, сохранилась ли еще там характернейшая особенность эпохи донэповской, а затем и нэповской: тот нелепый порядок, при котором решительно все люди, как правящие, так и управляемые, заняты были не своим делом, а если иногда и своим, то в столь бессмысленных условиях, что дело превращалось в толчение воды. Отсюда возникала вторая особенность эпохи - глубочайшая ложь и притворство, которыми она была пропитана, вечный "камуфляж", без которого нельзя было ступить шагу. Думаю, что и теперь там продолжается все то же самое, изменилась разве только окраска. Суждение мое основывается, впрочем, не на литературном материале, а на газетном. В литературе всеобщая чепуха и всеобщая ложь сказываются слабо, потому что это - самое уязвимое место советского порядка и о нем нельзя даже намекнуть. Беллетристы о нем помалкивают, как молчали и в те времена, когда я еще жил в советской России. Возможно и то, что теперь смешную и грустную чепуху тамошнего уклада менее замечают: одни к ней привыкли, другие в ней выросли. В "мое" время люди от нее сильно страдали, утешаясь лишь тем, что она давала немало поводов для остроумия и злорадства. Недаром предмет чуть ли не всех советских анекдотов - обывательское притворство. Об одном из самых нелепых дней моей подсоветской жизни мне хочется рассказать...»
В.Ф. Ходасевич. Поездка в Порхов на сайте "Литература и Жизнь".
Владислав Фелицианович Ходасевич (1886-1939) поэт, прозаик, литературовед.

@темы: Мемуары, История России, Большевизм, XX век

13:23 

Великий Вторник

Максималист
Звучащая в первые три дня Страстной седмицы песнь «Се, Жених грядет в полунощи» напоминает нам притчу о десяти девах, которые, взяв светильники, вышли навстречу Жениху. Здесь пять мудрых и пять неразумных дев обозначают всех христиан; из них одни мудры – по своей вере, добродетельной жизни и готовности к смерти, а другие неразумны – по своему маловерию и равнодушию, порочной жизни.
Тихвинский монастырь
Светильники – это души наши, масло – милостыня и другие добрые дела. Жених в этой притче – Сам Иисус Христос. Все мы выходим навстречу Ему: сначала на частный суд после смерти, а потом и на общий – после воскресения из мертвых. Жених медлит, то есть не пресекает нашу жизнь смертью, ожидая от каждого человека покаяния. Но люди, не предвидя конца своей жизни и всего мира, беспечно погружаются в сон.

И вот в полночь раздается крик о приходе Жениха. Тогда все встрепенулись и зажгли свои светильники, то есть напрягли свое душевное внимание. Хорошо мудрым христианам: они запаслись добрыми делами, и души их будут гореть любовью к Господу. Плохо неразумным: их души начнут угасать, предвкушая муки ада; они спохватятся и пойдут за елеем к продающим, то есть пойдут искать случая делать добрые дела, но в это время придет Жених, и двери в Его чертог закроются. Итак, – заключает Господь притчу, – бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, когда придет Сын Человеческий.
(Фрагмент статьи с сайта Православие и мир)

@темы: Страстная Седмица, Православие, Великий пост

22:54 

Святой благоверный царевич Димитрий Угличский (Московский)

Максималист
Родился 19 октября 1582 г. и был сыном царя Иоанна Грозного. В царствование Феодора Иоанновича, когда фактически правителем Русского государства был его шурин — властолюбивый боярин Борис Годунов, царевич Димитрий вместе с матерью, царицей Марией Феодоровной, был удален со Двора в г. Углич. Желая избавиться от законного наследника русского трона, Борис Годунов стал действовать против царевича, как против личного врага. Сначала он пытался оклеветать юного наследника престола, распустив лживые слухи о его мнимой незаконной рожденности. Потом распространил новый вымысел, что будто бы Димитрий унаследовал суровость Государя отца своего. Поскольку эти действия не принесли желаемого, то коварный Борис решился погубить царевича. Попытка отравить Димитрия не увенчалась успехом: смертоносное зелье не вредило отроку. Тогда злодеи решились на явное преступление.Царевич Димитрий Угличский

В субботний день 15 мая 1591 г., кода отрок гулял с кормилицей во дворе, подосланные убийцы, Осип Волхвов, Данило Битяговский и Никита Качалов, зверски зарезали царевича.

Царевич Димитрий был погребен в Угличе, во дворцовом храме в честь Преображения Господня. Множество чудес и исцелений стало совершаться у его гробницы, особенно часто исцелялись больные глазами. А 3 июля 1606 г. святые мощи страстотерпца царевича Димитрия были обретены нетленными.
Составлено несколько житий этого святого. Одно из них написал Муравьёв Андрей Николаевич (1806 - 1874) камергер российского императорского двора; православный духовный писатель и историк Церкви, паломник и путешественник; драматург, поэт, почётный член Императорской академии наук (1836).
А.Н. Муравьёв пишет: "Сей блаженный восьмилетний отрок был сын славные памяти великого государя Иоанна Васильевича всея Руси от брака его с Мариею Федоровною из рода Нагих. Спустя четыре года после смерти своего родителя как не единокровный по матери обладающему царю Феодору Иоанновичу послан был невинный младенец по совету всех начальнейших вельмож российских в назначенное ему от отца пространство, удельный город Углич, вместе с матерью-царицею и дядями своими Нагими; даже самое имя его перестало быть возносимо во время священнодействия, как рожденного от седьмого супружества, и сие, по сказанию современников, советом боярина Годунова, дабы отклонить сердце народа от последней отрасли царской..."
А.Н. Муравьёв. Страдание царевича Димитрия

Житие это можно прочитать на нашем сайте "Литература и Жизнь".

@темы: Жития святых, История Православной церкви, История России, Культура, Православие

12:14 

Великий Понедельник

Максималист


Проповедь в Великий Понедельник.
О бесплодной смоковнице

В сегодняшний Великий, по церковному календарю, понедельник, мы вспоминаем, как Господь совершил изгнание торгующих из Иерусалимского храма и проклял бесплодную смоковницу.

Эти события, действия Христа, как непонятные на первый взгляд, вызывают смущение и непонимание. За что была проклята смоковница, если Иисус пришел к ней, когда еще не время было собирания смокв (Мк. 11: 13)? Но такие поступки Спасителя, как проклятие смоковницы, оказываются полны символического и духовного значения, если всмотреться в детали.

После торжественного входа в Иерусалим Христос провел со Своими учениками ночь в Вифании. Утром, идя в храм, Он по дороге взалкал. Для удовлетворения Своих человеческих потребностей Христос никогда не пользовался Божественной силой, а прибегал к человеческим средствам, отвергнув диавольское искушение о сотворении хлебов из камней.

Когда вдали показалась смоковница, покрытая листьями, Христос к ней как человек подошел. Распущенные листья дерева наводили на мысль, что на смоковнице будут плоды, ведь смоковница сначала дает плоды, а затем – листья. Поскольку время собирания смокв еще не настало (см.: Мк. 11: 13) и ранние плоды еще не снимались, можно было ожидать, что хотя бы незрелые они найдутся на зеленеющей смоковнице. Однако, подойдя ближе, Господь обнаружил, что на ней ни зеленых, ни прошлогодних плодов нет. Значит, дерево, несвоевременно покрытое листьями, было совершенно бесплодно.

читать дальше

@темы: Великий пост, Православие, Страстная Седмица

20:00 

Вербное Воскресение!

Максималист
Вход Господень в Иерусалим. Проповедь святителя Филарета (Вознесенского)

Мы с вами вспоминаем молитвенно и торжественно Царский вход Царя Славы, Господа Иисуса Христа в Его "стольный град царский", Его столицу, во св. град Иерусалим.

Шумно волновался народ иудейский, когда Христос входил туда, перед наступлением пасхи. К этому празднику в Иерусалим стекались миллионы людей, и он был уже заполнен народом, когда происходила торжественно-царственная встреча долгожданного Мессии - Спасителя мира.Икона: Вход Господень в Иерусалим

Св. евангелист Иоанн Богослов в своем Евангелии отмечает, что перед входом Господним в Иерусалим, еще по пути среди народа молниеносно распространился слух о Чуде воскрешения Лазаря, сотворенном Иисусом Христом; весть об этом поразительном Чуде подняла дух у всех, кто почитал и любил Спасителя. После этого, как говорит Св. Евангелист Лука, все в радости стали славить Бога за все дивные Знамения, которые они видели за это время. Нужно иметь в виду, что все апостолы ждали того, что их Учитель придет в Иерусалим, чтобы там прославиться, как прославляется земной царь. Им казалось, что этот момент уже наступил, что Христос входит в Иерусалим с Царскою славою именно для того, чтобы принять Престол и воцариться; и они ликующе возглашали: "Осанна, благословен Грядый во Имя Господне". Восторг народа был настолько велик, что люди постилали свои одежды на пути, по которому ехал Спаситель, срезали ветви финиковых пальм и других деревьев, устилая ими Его путь, шли, имея их в руках, как знамение торжества и празднования.

Велик был восторг и апостолов, и народа. Но Сам святейший Виновник торжества не принимал участия в этом ликовании; напротив того - как говорит Св. Евангелист Лука - когда они приблизились к Иерусалиму, и открылся вид на красоту этого св. города, Христос Спаситель, вопреки ликованию всех Его окружавших, как бы не видя и не слыша этого ликования, - заплакал, глядя на город, и сказал: "О, если бы ты хоть в этот день понял, что служит к спасению твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих; и придет день, когда враги тебя окружат, осадят, разрушат и камня на камне тебе не оставят за то, что не уразумел ты времени посещения своего…"

Господь знал, как непостоянен народ, и как переменчива толпа. Своим всеведением он провидел, что не пройдет и недели, как возгласы "Осанна Сыну Давидову" сменятся воплями "Возьми, возьми, распни Его", и что эти ужасные слова будет кричать тот самый народ, который только что восторженно встречал Его. Это наполнило глубокой скорбью Его Святейшую Душу. Одно было утешительно и радостно для Спасителя при Его входе в храм: это - чистые детские голоса, от чистой души и чистого сердца восклицавшие Ему: "Осанна Сыну Давидову". Вот этому радовался Господь, ибо это был чистый детский восторг, и дети, - как дети, от всего сердца радовались и торжествовали, не понимая, как должно, всего происходящего, но непосредственно выражая Ему свои восторг и любовь.

Вот это мы с вами ныне вспоминаем и празднуем; но помним также, что, по словам молитвы церковной, этот день не только праздничный, но и предпраздничный. Ибо, если завтрашнее воскресение именуется "Вербное Воскресение" или "Вход Господень в Иерусалим", то в следующий воскресный день будет праздников Праздник - Святая Пасха Христова, до которой всякая верующая душа надеется по милости Божией дожить и встретить Ее еще более торжественно и радостно.

А между этими двумя великими Праздниками, между этими двумя воскресными днями - находится Страстная седмица, с ее богатством богослужебных воспоминаний, молитвословий и священнодействий. Так постарайтесь же, возлюбленные, почерпнуть как можно больше из этого богатства Страстной Седмицы. Это особое, благодатное и священное время в церковно-богослужебном году. И прекрасно делает тот, кто пользуется каждой возможностью в дни страстной седмицы, особенно в ее три последние дня, - в четверг, пятницу и субботу, как можно чаще побывать в храме. Тот, кто по каким-либо причинам не бывал раньше в храме в эти святые дни и приходит впервые -с поражается красотой молитв и священнодействий, и сплошь и рядом горько упрекает себя за то, что раньше пренебрегал этим, и сам себя лишал этого духовного богатства и укрепления. Это богатство Церковь предлагает нам теперь. Постараемся же воспользоваться им и, освятившись и укрепившись святыми службами Страстной Седмицы, - встретим, как должно, и Пасху Святую! Аминь.
Источник

@темы: История Православной церкви, Культура, Православие, Праздники

22:29 

Лазарева Суббота

Максималист
Митрополит Филарет (Вознесенский)
Лазарева Суббота


Господь наш Иисус Христос, как мы знаем из Евангелия, сказал окружавшим Его: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз упокою вы" — по-русски: "и Я успокою вас". И дальше указал на то, что если человек возьмет иго Его, заповеди Его и закон Его себе, то "обрящете покой душам вашим". Сын Божий для того и воплотился, для того и на землю пришел, чтобы принести именно успокоение измучившемуся человечеству.Икона: Воскрешение праведного Лазаря

И вот, в частности, чего больше всего боятся, обыкновенно, люди на земле — смерти. Пред смертью отступает всякая философия. Всякая мудрость умолкает, когда пред человеком гроб, а в нем разрушающееся тело умершего человека. Никакая философия тут не поможет! Как говорил герой одного из романов Тургенева: "Попробуй отрицать смерть, она тебя отрицает и кончено!" Так вот, Господь для того и пришел, повторяю, чтобы успокоить человеческие души и знал, что больше всего человека пугает, что страшнее для него всего — это смерть. И вот Он в этом страшном вопросе дает нам такое успокоение и радость, какую, конечно, кроме Него никто и никогда дать не может. Он говорил много раз, что Он — воскресение и жизнь, что верующий в Него, если и умрет, то оживет. И в Евангелии мы читаем, как Он пророчески сказал, предсказывая будущее, что будет момент, когда "все сущие во гробах услышат глас Сына Божия и изыдут". Вот какое светлое обетование дал Он нам.

Но Его заботливость на этом не успокоилась. Он знал хорошо, что как ни утешает человека такое обетование, а все-таки наличная действительность смерти — ужасна. Вот потому-то пред самым концом Своей земной жизни, Он совершает потрясающее великое чудо — идет ко гробу умершего Лазаря. Были случаи и до этого — Он воскрешал умерших: сына наинской вдовы, отроковицу Тавифу, дочь Иаира, но это были свежие жертвы, которых только что захватила смерть, а Он их вернул к жизни. А здесь, пред нами ужасающая картина того, что смерть не только захватила уже свою жертву, а делает свое страшное дело и уничтожает физический состав человека, который разлагается и разрушается.

Пред этой страшной картиной смерти предстал Начальник жизни и говорит: "Возьмите камень!" Испугались окружавшие Его. Марфа торопливо говорит: "Господи, уже смердит — четверодневен бо есть". Другие, вероятно, еще больше испугались и думают: "Что такое? Запах тления будет невыносим. Чего Он хочет?" Но, когда послушали Его слово и отвалили камень, то Он, как человек, вознес Свою благодарственную мольбу Отцу Небесному, а как Бог, обращается к разлагающемуся трупу, и мы слышим тот Голос, который загремит когда-то в будущем, когда исполнится Его Божественное слово о том, что все мертвые выйдут из гробов на глас Сына Божия. И чтобы показать людям и успокоить их окончательно, Он показывает, как это будет. И слышится Его потрясающий глас: "Лазарь, выйди вон!" Как говорится в молитвах церковных — этот голос потряс всю адскую бездну, все глубины преисподней. Ад затрепетал, отдал свою жертву, и тот, кто только что всех пугал из гробницы, выходит из нее живым и здоровым.

Какое потрясающее и, вместе с тем, радостное чудо! Вот почему этот праздник, Лазарева Суббота, как мы ее называем, особенно светла и носит радостный характер, один из самых светлых дней в году! Мы видим тут на деле, как произойдет наше воскресение, когда Сын Божий даст Свой глас, и по этому гласу умершие оставят свои гробницы и выйдут из них живыми. Только Он мог дать людям такую надежду и так нас уверить! После этого Церковь, действительно, могла спокойно возглашать, что когда человек умирает, то это для него не бездна небытия, не уничтожение, а если он христианин, то для него это только — "во блаженном успении вечный покой". Вот, что дал нам Господь в этом поражающем, потрясающем Своем чуде!

Но не забудьте, возлюбленные, что этот Праздник является как бы предпразднеством следующему завтрашнему великому празднику. У них и тропарь один и тот же: "Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже". Но этот завтрашний великий праздник вводит нас уже в новые богослужебные священные воспоминания о последних днях жизни нашего Спасителя, о Его последних беседах и наставлениях и, наконец, о том великом и святом Деле, которое Он совершил в саду Гефсиманском, взяв на Себя наши грехи, на Голгофском кресте, пригвоздив эти грехи ко кресту и омыв их Своею Пречистою кровию и, наконец, во славе выйдя из Своего Гроба, как Воскресший Победитель ада и смерти! Не забудьте об этом! Начинается самая чудесная, самая прекрасная пора в нашем церковном богослужебном году. Всякий должен позаботиться о том, чтобы как можно больше посещать Божии храмы в эти священные дни, чтобы духовно свою душу нам напитать и укрепиться духовно и на последующее время. Аминь.

Источник

@темы: История Православной церкви, Культура, Православие, Праздники

Дневник Solo

главная