Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
13:13 

Праздник Рождества святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Максималист
Икона св. Иоанна Предтечи
Праздник установлен в воспоминание событий, связанных с рождением Иоанна Крестителя, которые описаны в Евангелии от Луки (Лк.1:24-25, 57-68, 76, 80).

Ещё древним иудеям было предсказано, что перед приходом Мессии должен явиться его предшественник — предтеча, которым в соответствии с пророчеством Малахии (Мал. 4:5) считается пророк Илия.

Рождество Иоанна, Пророка, Предтечи и Крестителя Господа нашего Иисуса Христа было предвозвещено Пророком Исаией еще за 700 лет до самого события: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис. 40, 3), а прославил его Сам Господь, Который назвал Иоанна Ангелом и сказал, что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 10-11).

Традиция прославлять Иоанна Крестителя в дни его рождения и мученической кончины сложилась еще в первых христианских общинах. С III века праздник Рождества Иоанна Предтечи уже широко отмечался как восточными, так и западными христианами — его называли «светлым торжеством» и «денницей Солнца правды». В начале IV века праздник был введен в христианский календарь.

@темы: История Православной церкви, Культура, Православие, Праздники

22:37 

Н.Н. Глубоковский о Лебедеве

Максималист
Лебедев Алексей Петрович (1845 - 1908) - известный историк церкви, профессор Московской духовной академии и Московского университета, составитель громадного курса истории Восточной церкви.Лебедев А.П.
Н.Н. Глубоковский пишет: "лекционное влияние А.П. Лебедева на все академическое студенчество было огромное и благотворное в течение всех 25 лет академической службы. Здесь оно простиралось на всю массу, но по отношению ко многим проявлялось с особой индивидуальной энергией. Это было в тот период, когда студенческое юношество делает последний шаг к достижению академической зрелости путем письменной диссертации на степень кандидата богословия. Работников по этой части у А.П. Лебедева всегда было достаточно, и между ними преобладали лучшие силы. Казалось бы, нужно ожидать противного. Правда, церковно-историческая область высоко интересна сама по себе, но зато она и столь обширна, что можно совсем растеряться - с большой опасностью либо в центре напасть на решенный уже вопрос, либо на периферии удариться в такую глушь, откуда может раздаться лишь замогильный голос, наводящий ужас. Наряду с этим, церковно-исторический материал требует большой эрудиции для надлежащей обработки, которая обязывает к систематическому и напряженному труду. В частности, здесь необходима многоязычная филологическая подготовка, какой обладали далеко не все студенты, где большинство искало тем с "русскими источниками"..."
Н.Н. Глубоковский. Памяти покойного профессора Алексея Петровича Лебедева (Под первым впечатлением тяжелой утраты)

Глубоковский Николай Никанорович (1863 - 1937), русский православный богослов, экзегет, патролог, историк Церкви.
Н.Н. Глубоковский

@темы: XIX век, Биографии, История Православной церкви, Культура, Литература

17:02 

Реформа церковно-славянского языка

Максималист

В конце девяностых годов прошлого века мне довелось посещать огласительные беседы для желающих принять Крещение при Санкт-Петербургской духовной академии. Проводил эти беседы о. Александр. Беседы имели не совсем ту аудиторию, для которой предназначались. На одном из занятий о. Александр попросил: "Поднимите руки те, кто уже крещены!" - поднялся лес рук. Отец Александр поправился: "Поднимите руки те, кто ещё не крещены!" - подняли руки три человека. "Так, - резюмировал о. Александр, - значит, остальные крещены, но не воцерковлены".

Вот именно такие люди и составляли основную массу зала.Церковь Благовещения. Александро Невская лавра

В процессе Бесед у слушателей возникало множество вопросов. Один молодой человек, в частности, очень сильно возмущался, что службы в православной церкви проходят на церковно-славянском языке, и это ему непонятно, этого делать не следует, потому, что всё равно на этом языке никто сейчас не говорит. О. Александр возразил, что существует, например, поэзия, и никого не смущает, что в повседневной жизни никто не говорит стихами. Стихи существуют для одного, повседневная речь - для другого. Точно так же церковно-славянский язык существует именно для богослужений. Но молодой человек настаивал на своём. Отец Александр предложил ему подняться на кафедру перед залом, а потом сказал, обращаясь к залу: "Кто за то, чтобы службы в православной церкви велись на современном русском языке, поднимите руки". Примерно половина зала подняла руки. "А теперь, поднимите руки те, кто хочет, чтобы службы проводились на церковно-славянском языке". На этот раз другая половина зала подняла руки. Напоминаю, Беседы посещали невоцерковлённые в большинстве христиане.

- Вот, - обратился о. Александр к молодому человеку. - Что вы видите сейчас?

Молодой человек стал охотно объяснять:

- Не менее пятидесяти процентов всех присутствующих хочет, чтобы службы велись на современном русском языке!

- Нет, - ответил о. Александр. - Сейчас вы видите перед собой раскол.

На меня эти слова и этот пример произвели очень большое впечатление. В то время казалось невозможным представить, что пройдёт чуть больше десяти лет и теоретический опыт о. Александра станет практикой.

Инициаторы реформы богослужебного языка предлагают "осовременить" язык и заменить ряд церковнославянских слов. Например, слово «живот» заменить словом «жизнь», словосочетание «лесть идольская» - словом «заблуждение», «потир» заменить на  «сосуд» и т.д.

Наш современник, по их мнению, стал слишком глуп, чтобы понимать эти слова.

Очень странно, что современное общество считает десятилетних детей достаточно умными, чтобы изучить и понять английский, французский, немецкий язык, но этих же детей, если они уже выросли, современное общество считает беспробудно тупыми и глупыми для того, чтобы изучить и понять язык, имеющий схожие корни и правила словообразования, что и родной русский?

Напомним, что разговорный язык России XIX века очень мало отличался от современного русского. Наш современник читает Пушкина и Льва Толстого без перевода (пока ещё). И, тем не менее, человек XIXвека прекрасно справлялся с освоением церковно-славянского языка. Причём, справлялись все: и малограмотные крестьяне, и образованная аристократия. Никому в голову не приходило, что, например, словосочетание "лесть идольская" нуждается в переводе.

Невольно приходит в голову мысль о том, насколько же деградировали наши современники, что для них церковно-славянский язык, на котором проводились богослужения в Русской Православной Церкви две тысячи лет, вдруг сейчас, в XXI веке, стал непреодолимым препятствием! Тут впору задуматься, что человечество находится в состоянии стремительного регресса умственных способностей. Налицо огромная разница интеллекта среднего человека XIX века и нашего современника, проживающего в XXI веке.

У подобной реформы церковно-славянского языка есть и ещё одна сторона, мирская, филологическая, если можно так сказать. Посещая богослужения, мы непроизвольно изучаем церковно-славянский язык, обогащаем свой словарный запас и, простите за штамп, расширяем свои культурные рамки. Благодаря чему те многочисленные цитаты и ссылки, которыми пестрят тексты русских историков, мемуаристов и публицистов XIX и начала XX века, становятся нам автоматически понятны. Например, К.С. Аксаков в статье "Русская история" пишет:

"Я скажу даже, что чувство Отечества мало является в нашей истории сравнительно с чувством веры. Это давно уже выражено ясно на Руси. Нестор в летописи, говоря, что у всякого народа (языческого) свой обычай, сказал: «Мы же, христиане, закон имамы един, елици во Христа крестихомся, во Христа облекохомся». Вот когда (и вот как ясно, глубоко и истинно) уже перейдены были границы той исключительной национальности, в которой пребывали мы, по мнению Запада, до начала прошедшего столетия, и которой у нас никогда не бывало".

Сейчас мы читаем цитату писателя XIX века и нам она понятна, потому что мы много раз слышали приведённые им слова в церкви, и они не нуждаются в переводе. Конкретно это цитата из Послания к Галатам святого апостола Павла, гл. 3, 27, но этого можно на зубок и не зазубривать - общий смысл цитаты и того, что говорит Аксаков, сейчас нам понятен. У последующих поколений не будет возможности понимать то, что процитировал Аксаков. Не будет возможности понимать мысль Аксакова без комментариев и переводчиков. Им негде будет этому научиться, ведь слово "имамы" заменят на более современное слово "есть"; "елици" - на "все"; "крестихомся" - "креститься"; "облекохомся"- это слово даже не знаю, на что заменят, т.к. слово современное "облечься" имеет более узкое значение.

Кроме всего прочего, подобная реформа приведёт к обеднению современной культуры и ещё большему культурному разрыву между современным и предшествующими поколениями.

А.М. Возлядовская

Статья впервые опубликована на сайте "Литература и Жизнь"


@темы: XXI век, Культура, Менталитет, Регресс, Современная Россия

23:18 

А.А. Блок и "Сограждане"

Максималист
Блок Александр Александрович (1880 - 1921) русский поэт. А.А. Блок
Фельетон написан в дни, когда ожидалось наступление немцев на Петроград. В основу фельетона положена беседа с русским офицером, зафиксированная Блоком 27 февраля 1918 г.

А.А. Блок. Сограждане

@темы: XX век, Культура, Литература

22:04 

Святитель Петр, митрополит Московский и всея России чудотворец

Максималист
Святой митрополит Петр родился на Волыни от благочестивых родителей. Двенадцати лет поступил в монастырь. Достигнув священства, он по благословению своего наставника удалился из монастыря и основал обитель в уединенном месте на берегу реки Рати. Здесь он так прославился подвигами благочестия, что сделался известным всей Волыни. В 1308 году патриарх Константинопольский Афанасий возвел св. Петра на Русскую митрополию. Много трудностей испытал Первосвятитель в годы управления. В страдавшей под татарским игом Русской Земле утверждал истинную веру, призывал враждовавших князей к миролюбию и единству.Святитель Петр

В 1325 году свт. Петр по просьбе Иоанна Калиты перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву, что имело важное значение для всей Русской Земли. Свт. Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России. Скончался в 1326 году.

О святителе Петре писал Муравьёв Андрей Николаевич (1806 - 1874) камергер российского императорского двора; православный духовный писатель и историк Церкви, паломник и путешественник; драматург, поэт. Почётный член Императорской академии наук (1836).

«5 октября ликует первопрестольная столица, и с нею вся Россия совершает торжественно общую память трех своих великих святителей: Петра, Алексия и Ионы, митрополитов Киевских и всея Руси, и им воспевает: "Первопрестольницы Российстии, истиннии хранители апостольских преданий, столпы непоколебимии, православия наставницы, Петре, и Алексее, и Ионо, Владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашим велию милость". Благочестивый царь Феодор Иоаннович и первый патриарх Всероссийский Иов установили в 1589 году совершать память сих трех святителей по примеру празднества греческих трех иерархов: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, чтобы и Церковь Российская, украсившаяся в лице Иова высоким саном патриаршества, уподоблялась матери своей, Церкви Преческой, чествованием своих великих перво-престольников, восседавших на кафедре Киевской и Московской как единонравных апостолам и наместников их престола. Нет летописного указания, почему собственно 5 октября избрано для учреждения общего им празднества, хотя в одной старой рукописи упомянуто, что торжество учредилось по случаю исцеления царской дочери, малолетней Феодосии...»
А.Н. Муравьёв. Житие святителя Петра, митрополита Московского и всей России чудотворца

@темы: Жития святых, История Православной церкви, История России, Культура, Православие

16:54 

Праздник Троицы. Коленопреклоненная молитва

Максималист
Вечерня в день Пятидесятницы совершается сразу после литургии для того, чтобы народ в трезвенном и благоговейном состоянии, не расходясь по домам, присутствовал при чтении на вечерне указанных возвышенных молитв св. Василия Великого (впервые совершаемом с коленопреклонением со дня Пасхи).

С древних времен сохраняется обычай в праздник Пятидесятницы украшать храмы и жилища зеленью (ветвями деревьев), растениями и цветами. Этот обычай был соблюдаем еще с ветхозаветной Церкви в праздник Пятидесятницы (Лев. 23,10-17; Числ. 28,26). Очевидно, так была убрана и Сионская горница, где Дух Святой в день Пятидесятницы сошел на апостолов. С того времени, по обычаю апостолов, и христиане украшают храмы и дома зелеными древесными ветвями и цветами. Эти украшения напоминают также ту священную дубраву, где патриарх Авраам удостоился принять Триединого Бога под видом трех странников.

Вместе с тем, деревья и цветы вечно обновляющейся природы указывают нам на таинственное обновление душ наших силою Святого Духа, служат напоминанием и призывом к духовному обновлению и к жизни во Христе, Господе и Спасителе нашем.
— — — — — — — — — — — — — — — —
К особенностям службы Пятидесятницы относится и то, что Великая вечерня в день Пятидесятницы обычно совершается сразу же после литургии. На вечерне к обычным прошениям великой ектении присоединяются особые прошения. Вход бывает с кадилом (но если служит архиерей, то вход совершается с Евангелием), и поется великий прокимен: Кто бог велий

Особенностью вечерни является то, что на ней читаются три молитвы св. Василия Великого с коленопреклонением (колена преклоняются впервые после Пасхи). Священник читает их в царских вратах на коленях, лицом к народу.

Первая молитва читается сразу же после входа и пения великого прокимна Кто бог велий. Вторая — после сугубой ектении «Рцем вси...». Третья — после «Сподоби, Господи...».

В первой молитве, возносимой Богу Отцу, верующие исповедуют свои грехи, испрашивают прощения их и благодатной небесной помощи против козней вражиих.
Во второй молитве верующие просят дарования им Духа Святого, наставляющего и укрепляющего их в соблюдении заповедей Божиих для достижения блаженной жизни.
В третьей молитве, обращенной к Сыну Божию, исполнившему все смотрение (домостроительство) спасения человеческого рода, Церковь молится об упокоении усопших отцев и братий наших.

@темы: Культура, Православие, Праздники

19:39 

Сейчас модно хвалить СССР

Максималист
Сейчас модно хвалить СССР. А ругать - немодно. Послушаешь современных пенсионеров - они прямо в раю жили в советское время. Всё-то было правильно у коммунистов и хорошо. И по сей день бы пенсионеры в раю жили (при пенсии в 20 рублей в месяц и при отсутствии в советское время каких-либо льгот), но вот подлые американцы (не иначе, как они!) развалили Союз!

Лично мне и моим соотечественникам-сибирякам ненаглядное советское государство с 1978 года позволило покупать в магазине только 500 грамм сливочного масла и 1000 грамм мясопродуктов в месяц!

Так что вы, дорогие пенсионеры элитарных городов можете сколько угодно рыдать о потерянном "коммунистическом рае", но моей поддержки вы никогда не получите, потому что я привыкла чёрное называть чёрным, а белое - белым, а совков - совками. А на 500 грамм масла и 1000 грамм мяса в месяц прожить нельзя, а можно только голодать с хронической анемией, которую ни один врач не имел смелости диагностировать, потому, что не мог во всеуслышание заявить, что при развитом социализме у каждого третьего ребёнка, проживающего не в элитарном городе - анемия.

Кому не нравится современная Россия - пусть в Корею едет - там до сих пор социализм.


@темы: XX век, XXI век, Анти-ностальгия, Большевизм, Современная Россия

21:51 

И.С. Аксаков о раскольниках

Максималист
Иван Сергеевич Аксаков (1823 - 1886), русский публицист, поэт и общественный деятель.

Публикуемая «Записка» стала результатом длительной служебной командировки, которую И.С.Аксаков предпринял после завершения бессарабского расследования.

Вследствие ссоры ярославского губернатора А.П. Бутурлина с вице-губернатором В.Н. Муравьевым последним был сделан донос в Министерство внутренних дел о беспорядках в губернии. Министр Перовский назначил в Ярославль следственную комиссию под председательством гр. Ю.И. Стенбок-Фермора, в которую и был назначен И.С. Аксаков с особым поручением.

И.С. отнесся к нему с большой ответственностью. Известно, что, не ограничиваясь изучением обстановки на текущий момент, он много времени посвятил собиранию и изучению старообрядческих книг (Письма к родным. 2. С. 37)

В 1851 г. расследование было завершено и Аксаков представил в Министерство итоговую деловую «Записку». В процессе расследования им было написано несколько различных донесений, три из которых и публикуются в настоящем издании.

Сам И.С. неоднократно писал о своем расследовании родным. См., например, о секретности ярославского поручения — в письме от 30 мая 1849 г.; от 1 августа 1850 г. — о комиссии по секте бегунов; о романово-борисоглебском расколе — от 13 августа (Письма к родным. 2). Воззрения И.С. на проблему старообрядчества сильно отличались от принятых в Министерстве внутренних дел, что отчетливо явствует уже из текста бессарабского донесения. В Ярославле И.С. Аксаков выступил решительным противником введения единоверия. «Думаю в скором времени послать министру подробное изложение своего взгляда на положение здешних раскольничьих дел, — писал он домой, — и буду сильно протестовать против так называемой единоверческой церкви» (Письма к родным. 2. С. 21).

И.С. Аксаков. О расколе и об единоверческой церкви в Ярославской губернии

@темы: XIX век, История России, Культура

16:56 

Праздник Вознесения Господня

Максималист
Вчера было Отдание Пасхи. Сегодня - праздник Вознесения Господня.

Праздник Вознесения Господня относится к числу подвижных Господских праздников и совершается в сороковой день по Воскресении Иисуса Христа, в день, в который Господь вознесся на небо (Деян. 1, 1-12; Мк. 16, 12-19; Лк. 24, 50-52). Этот праздник всегда проходится на четверг 6-й седмицы после Пасхи.

Закончились пасхальные торжества, которые длились сорок дней.Икона вознесения Господня
Сорок дней праздника Пасхи почему-то всегда пролетают гораздо быстрее, нежели сорок дней Великого поста.

А если учесть, что я уже вторую пасху подряд болею и не могу попасть в церковь, то становится совсем грустно.

На дворе уже совсем лето, а я вот тут болею, болею...

@темы: Православие, Праздники

23:30 

Блок об иронии

Максималист
Блок Александр Александрович (1880 - 1921) русский поэт.Блок
А.А. Блок пишет: "Самые живые, самые чуткие дети нашего века поражены болезнью, незнакомой телесным и духовным врачам. Эта болезнь - сродни душевным недугам и может быть названа "иронией". Ее проявления - приступы изнурительного смеха, который начинается с дьявольски-издевательской, провокаторской улыбки, кончается - буйством и кощунством.

Я знаю людей, которые готовы задохнуться от смеха, сообщая, что умирает их мать, что они погибают с голоду, что изменила невеста. Человек хохочет, - и не знаешь, выпьет он сейчас, расставшись со мною, уксусной эссенции, увижу ли его еще раз? И мне самому смешно, что этот самый человек, терзаемый смехом, повествующий о том, что он всеми унижен и всеми оставлен, - как бы отсутствует; будто не с ним я говорю, будто и нет этого человека, только хохочет передо мною его рот. Я хочу потрясти его за плечи, схватить за руки, закричать, чтобы он перестал смеяться над тем, что ему дороже жизни, - и не могу. Самого меня ломает бес смеха; и меня самого уже нет. Нас обоих нет. Каждый из нас - только смех, оба мы - только нагло хохочущие рты..."

А.А. Блок. Ирония

@темы: Литература, Культура, XX век

20:46 

Почему меня нет в "Одноклассниках"

Максималист
Одноклассники.ru — социальная сеть, используемая для поиска одноклассников, однокурсников и бывших выпускников...

...Сайт «Одноклассники», как и другие подобные социальные сети, иногда используется банковскими коллекторами для поиска должников. Также, социальные сети иногда используются преступниками для поиска жертв.

Цитата из Вики

У меня нет аккаунтов ни в социальной сети Одноклассники.ру, ни ВКонтакте. Я туда принципиально не хожу. И вряд ли когда-нибудь пойду. Во-первых, я не переношу принудительную регистрацию и ресурс, закрытый для гостя (или поисковика) для меня - не ресурс. Это не значит, что я предлагаю всем "обнажаться". На любом форуме/блоге/сайте есть некоторые разделы/сообщения, закрытые для гостей. И это нормально. Не нужно всем подряд сообщать абсолютно всё.  Но вот закрыть весь ресурс до последней буквы, с моей точки зрения - не нормально. Тем более, что настоящих преступников такое "закрытие" не остановит.

В общем, мне противно, что там принудительная регистрация: не увидишь НИЧЕГО, пока не зарегистрируешься. А я, может, не хочу регистрироваться!

Но это - только один момент, отталкивающий меня от подобных сетей. Другой момент...
Честно говоря, я и не очень-то хочу находить одноклассников и вообще старых друзей, которых много лет не видела.
К этому тоже есть две причины.

Периодически я сама, без помощи сайта "Одноклассники.ру" ищу своих старых друзей детства и юности. Несколько лет подряд набирала в поиске имя, отчество и фамилию одного своего старого знакомого, который, правда не был моим одноклассником, но мы с ним были очень хорошо знакомы по Фонду Молодёжной Инициативы (было в перестройку в Новосибирске такое начинание). Человек это был очень весёлый, жизнерадостный, афористический, очень общительный и я считала, что он, как очень общительный человек, непременно должен как-то высветиться в интернете. Но он никак не находился. Я в течение нескольких лет пробовала искать его, пока случайно не нашла опубликованное интервью с его матерью, поэтессой, которая в разговоре с корреспондентом упоминала, что её старший сын погиб в автомобильной катастрофе ещё в начале девяностых...

Меня эта информация просто сразила. Я не могла представить себе, что этот человек погиб и погиб, оказывается, так давно!

Несколько дней я пребывала в ошеломлённом состоянии, а потом решила, что больше никого не буду искать. Лучше я буду думать, что все мои старые друзья живы и здоровы и что у них всё хорошо!

Но я всё-таки иногда ищу: набираю в поиске фамилию, имя и отчество... Иногда нахожу. Знаю, например, что один из моих одноклассников стал тренером по параолимпийским видам спорта, а другой - снял фильм: один из самый потрясающих и самых страшных фильмов в мире.

Так хочу я найти одноклассников или нет?
Не могу однозначно ответить на этот вопрос. Не так давно нашла домашнюю страничку ещё одного одноклассника. На страничке - его фотография. Когда я её увидела, я пришла в некоторый трепет: всклокоченная седая бородатая рожа, вся в морщинах! Минут пять я не могла отвести взгляда от монитора, потом побежала показывать Мэгги фотографию, с ужасом спрашивая: "Неужели я выгляжу такой же старой и страшной?!!!" (Мэгги меня, естественно, утешила, сказав, что я выгляжу гораздо лучше: однозначно, у меня нет бороды!)

Так вот, не хочу я идти на портал Одноклассники.ру, даже если вдруг его откроют. Я хочу верить, что мои друзья и одноклассники живы, здоровы, молоды и красивы и что в жизни у них всё прекрасно.Для Одноклассников

Ещё одна причина, почему мне не нравятся эти социальные сети. Мне кажется, всё же что на них собирается не тот контингент, который был бы мне интересен.

Вот отзывы разных людей об Одноклассниках.ру и ВКонтакте (адресов не даю ибо отзывы, в основном, негативные и такие отзывы можно прекрасно найти и без адресов).

А свою фамилию я не скрываю, и кто захочет меня найти - сразу найдёт.

Итак, разные люди высказываются о социальных сетях:
читать дальше

@темы: XXI век, Интернет, Одноклассники, Современная Россия

18:51 

Царевич Димитрий Угличский

Максималист
Сегодня празднуется память Святого благоверного царевича Димитрия Угличского (Московского)

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ:
Святой благоверный царевич Димитрий Угличский (Московский)
Дни памяти: Май 15, Май 23 (Ростов.), Июнь 3 (Перенесение мощей), Октябрь 19
Родился 19 октября 1582 г. и был сыном царя Иоанна Грозного. В царствование Феодора Иоанновича, когда фактически правителем Русского государства был его шурин — властолюбивый боярин Борис Годунов, царевич Димитрий вместе с матерью, царицей Марией Феодоровной, был удален со Двора в г. Углич. Желая избавиться от законного наследника русского трона, Борис Годунов стал действовать против царевича, как против личного врага. Сначала он пытался оклеветать юного наследника престола, распустив лживые слухи о его мнимой незаконной рожденности. Потом распространил новый вымысел, что будто бы Димитрий унаследовал суровость Государя отца своего. Поскольку эти действия не принесли желаемого, то коварный Борис решился погубить царевича. Попытка отравить Димитрия не увенчалась успехом: смертоносное зелье не вредило отроку. Тогда злодеи решились на явное преступление.Святой благоверный царевич Димитрий Угличский (Московский)

В субботний день 15 мая 1591 г., кода отрок гулял с кормилицей во дворе, подосланные убийцы, Осип Волхвов, Данило Битяговский и Никита Качалов, зверски зарезали царевича.

Царевич Димитрий был погребен в Угличе, во дворцовом храме в честь Преображения Господня. Множество чудес и исцелений стало совершаться у его гробницы, особенно часто исцелялись больные глазами. А 3 июля 1606 г. святые мощи страстотерпца царевича Димитрия были обретены нетленными.

Источник: ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Материал из Википедии:

Жизнь
Дми́трий Ива́нович, прямое имя (по дню рождения) Уа́р (19 (29) октября 1582, Москва — 15 (25) мая 1591, Углич) — царевич, князь углицкий, младший сын Ивана Грозного от Марии Фёдоровны Нагой, шестой или седьмой его жены (невенчанной). Прожил всего восемь лет, однако политический кризис, во многом связанный с его загадочной гибелью (Смутное время) продолжался как минимум двадцать два года после его смерти. Канонизирован в 1606 как благоверный царевич Димитрий Углицкий (день памяти — 15 мая по старому стилю, в XXI веке — 28 мая по новому стилю).
После смерти отца остался единственным представителем московской линии дома Рюриковичей, кроме старшего брата, царя Фёдора Иоанновича. Однако он был рождён от не менее чем шестого брака отца, в то время как православная церковь считает законными только три последовательных брака, и, следовательно, мог считаться незаконнорождённым и исключаться из числа претендентов на престол (см. например историю о проблемах императора Льва VI с попыткой обеспечить право на престол своему сыну от такой «неодобренной» 4-й жены Зои — Константину Багрянородному). Отправлен регентским советом вместе с матерью в Углич, где считался правящим князем и имел свой двор (последний русский удельный князь), официально — получив его в удел, но по всей видимости, реальной причиной тому было опасение властей, что Дмитрий вольно или невольно может стать центром, вокруг которого сплотятся все недовольные правлением царя Фёдора.

Эта версия подтверждается тем, что никаких реальных прав на «удел» кроме получения части доходов уезда ни сам царевич, ни его родня не получили. Реальная власть сосредотачивалась в руках присланных из Москвы «служилых людей» под руководством дьяка Михаила Битяговского.[1]

Смерть
15 (25) мая 1591 года царевич играл «в тычку», причём компанию ему составляли маленькие робятка жильцы Петруша Колобов и Важен Тучков — сыновья постельницы и кормилицы, состоявших при особе царицы, а также Иван Красенский и Гриша Козловский. Царевича опекали мамка Василиса Волохова, кормилица Арина Тучкова и постельница Марья Колобова.

Правила игры, не изменившиеся до нынешнего времени, состоят в том, что на земле проводится черта, через которую бросают нож или заостренный гвоздь, стараясь, чтобы он воткнулся в землю как можно дальше. Побеждает тот, кто сделал самый дальний бросок.[2] Если верить показаниям очевидцев событий, данным во время следствия, в руках у царевича была «свая» — заострённый четырёхгранный гвоздь или перочинный нож. То же подтвердил брат царицы Андрей Нагой, передававший, впрочем, события с чужих слов. Существует несколько иной вариант, записанный со слов некоего Ромки Иванова «со товарищи» (также говоривших, по всей вероятности, с чужих слов): царевич тешился сваею в кольцо.

Относительно дальнейшего очевидцы в основном единодушны — у Дмитрия начался приступ эпилепсии — говоря языком того времени — «черной немочи», и во время судорог он случайно ударил себя «сваей» в горло.

По словам кормилицы Арины Тучковой Она того не уберегла, как пришла на царевича болезнь черная, а у него в те поры был нож в руках, и он ножем покололся, и она царевича взяла к себе на руки, и у нее царевича на руках и не стало.[3]

Ту же версию с некоторыми вариациями повторяли и другие очевидцы событий, а также один из братьев царицы Григорий Федорович Нагой.

Впрочем, царица и другой её брат, Михаил, упорно придерживались версии, что Дмитрий был зарезан Осипом Волоховым (сыном мамки царевича), Никитой Качаловым и Данилой Битяговским (сыном дьяка Михаила, присланного надзирать за опальной царской семьей) — то есть по прямому приказу Москвы.

Возбуждённая толпа, поднявшаяся по набату, растерзала предполагаемых убийц. Впоследствии колоколу, послужившему набатом, по распоряжению Василия Шуйского был отрезан язык (как человеку), и он вместе с угличанами-мятежниками стал первым ссыльным в только что присоединённую к Российскому государству Сибирь. Только в конце XIX века опальный колокол был возвращен в Углич. В настоящее время он висит в церкви царевича Димитрия «На крови». Тело царевича было отнесено для отпевания в церковь, рядом с ним «безотступно» находился Андрей Александрович Нагой. 19 (29) мая 1591 года, через четыре дня после смерти царевича, из Москвы прибыла следственная комиссия в составе митрополита Геласия, главы Поместного приказа думного дьяка Елизария Вылузгина, окольничего Андрея Петровича Луп-Клешнина и будущего царя Василия Шуйского. Выводы комиссии на тот момент были однозначны — царевич погиб от несчастного случая.

Обычно считается, что он был невыгоден правителю государства Борису Годунову, завладевшему абсолютной властью в 1587 году, как претендент на престол; однако многие историки утверждают, что Борис считал его по указанной выше причине незаконнорождённым и не рассматривал как серьёзную угрозу.

Исследования
С прекращением Смутного времени правительство Михаила Фёдоровича вернулось к официальной версии правительства Василия Шуйского: Дмитрий погиб в 1591 году от руки наёмников Годунова. Она же была признана как официальная и церковью. Эта версия была описана в «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина [4]). В 1829 году историк М. П. Погодин рискнул выступить в защиту невиновности Бориса [5]. Обнаруженный в архивах подлинник уголовного дела комиссии Шуйского стал решающим аргументом в споре. Он уверил многих историков и биографов Бориса (С. Ф. Платонова, Р. Г. Скрынникова) в том, что причиной гибели сына Ивана Грозного был несчастный случай. Некоторые криминалисты утверждают, что показания, записанные комиссией Шуйского, производят впечатление составленных под диктовку, а ребёнок-эпилептик не может во время припадка поранить себя ножом, потому что в это время ладони широко раскрыты[6].

читать дальше


@темы: XVI век, Жития святых, История Православной церкви, История России, Культура, Православие

22:59 

Саблино

Максималист


Саблино - посёлок городского типа Тосненского района Ленинградской области. С 1922 года его обозвали "Ульяновкой" в честь умершего Ленина. Но жители по старинке вот уже почти 90 лет называют его всё так же - Саблино, тем более что через посёлок проходит железная дорога (бывшая Николаевская) СПб-Москва и железнодорожная станция называется всё так же историческим названием - "Саблино".

Почему - Саблино? Потому что тут протекает небольшая, очень извилистая речка Саблинка. В XIX веке возле Николаевской железной дороги возник дачный посёлок, где уставшие от городской жизни петербуржцы проводили лето. Тогда он назывался Поселок Новое Саблино (именовавшийся также Дачное Саблино). Где конкретно находится/находилось "Старое Саблино" - мне пока узнать не удалось. Возле посёлка протекает ещё одна река - Тосна. Саблинка - её приток.

Фотоальбом "Саблино" на сайте palmernw.ru

@темы: Саблино, Санкт-Петербург

19:02 

XX век: отношение к женщине

Максималист
Наконец-то я написала очерк, черновик которого лежал у меня давным-давно.



А.М. Возлядовская
Наследство XX века: Отношение к женщине


Помню как-то в конце 90-х, довелось мне стать свидетельницей одного разговора, который происходил рядом со мной в тамбуре головного вагона электрички. В тамбуре, кроме меня был ещё один человек. Вдруг дверь из салона открылась и в тамбур вошла "коробейница" - из тех, кто ходит по вагонам с огромными клеенчатыми сумками: обложки для паспортов, бактерицидный лейкопластырь, мужские носки, носовые платки и прочее, чем набиты её огромные сумки и что она громогласно предлагает пассажирам за сходную цену. "Коробейница" тоже решила ждать конечной остановки в тамбуре. Торговля окончена (во всяком случае в данной электричке) не зачем толпиться в вагоне, тем более, что в вагоне она только загораживает и без того узкий проход своими огромными сумками. Стоявший в тамбуре мужчина окликнул "коробейницу" по имени - она оказалась его старой знакомой.

- Аня! - (может быть, Таня или Лена или Ира - имя стёрлось в моей памяти, да и не очень-то это важно, на месте Тани вполне могла оказаться и Ира и Лена...) - Ты что, теперь торгуешь? Денег не хватает? - участливо спрашивает мужчина свою старую знакомую.

- Да, и деньги, конечно, тоже немаловажно, но деньги - не главное! - отвечает она и тут же рассказывает свою историю. Она потеряла работу, как и многие в начале 90-х, Свекровь работает, муж - тоже (живут все вместе). Двое детей ходят в школу. Женщина занялась домашним хозяйством.

Продолжение читайте на сайте "Литература и Жизнь"

@темы: XX век, XXI век, Женщина, Менталитет, Публицистика, Современная Россия

22:49 

Веневитинов - философ

Максималист
Веневитинов, Дмитрий Владимирович (1805 — 1827) — русский поэт романтического направления, переводчик, прозаик и философ.Веневитинов

Организовал вместе с князем В.Ф. Одоевским тайное философское «Общество любомудрия», куда входили также И.В. Киреевский, А.И. Кошелев, В.П. Титов, Н.А. Мельгунов и другие. Посещали заседания кружка, не являясь формально его членами, А.С. Хомяков, М.П. Погодин и С.П. Шевырев. Кружок занимался изучением немецкой идеалистической философии — трудов Ф. Шеллинга, И. Канта, Ф. Шлегеля и других.
Примерно в это время Веневитинов пишет статью "О математической философии (Ответ Вагнера г-ну Блише)"

Статья является переводом сочинения немецкого философа Иоганна Якова Вагнера (1775—1834). В письме А.И. Кошелеву Веневитинов сообщал: «Перевел я ученый спор между Вагнером и Блише... Я осмелился прибавить свое замечание к статье Вагнера и прошу вас сделать то же. Так как статья его довольно велика, то я решился довольствоваться одной выпиской». Веневитинов добавил к переводу лишь свои замечания в начале и в конце статьи, а также большое подстрочное примечание.

@темы: XIX век, Философия

20:59 

П.Ф. Каптерев об эстетическом развитии и воспитании

Максималист
Каптерев Пётр Фёдорович (1849 - 1922) – российский педагог и психолог.

Статья впервые напечатана в 1895 г. в журнале «Русская школа» (№ 1 и 2). Позже Каптерев включил статью в книгу «Педагогическая психология» (3-е изд., 1914) в виде самостоятельной главы (XVII) Каптерев Пётр Фёдорович«Эстетическое чувство и его воспитание», состоящей из двух частей: «Элементы эстетического чувства» и «Развитие эстетического чувства у детей». Исключив полустраничное введение, которым начиналась статья в журнале «Русская школа» и в котором указывалось на пробел в разработке вопроса о развитии эстетического чувства у детей, об отношении эстетического развития к общему строю душевного развития и склада человека, в частности к нравственному развитию, Каптерев далее в упомянутой главе сохранил весь текст, несколько изменив лишь название.

Статья переиздавалась и в советское время. Перепуганные идеологи поспешили изъять из статьи «2 библейских примера», мотивируя том, что они «повторяются в «Дидактических очерках», гл. XI.» Текст статьи без идеологичемких мне купюр найти не удалось.

Этой работой Каптерев одним из первых педагогов-психологов попытался дать очерк эстетического развития детей. Интерес его к проблеме имеет давнюю историю. Еще в 1876 г. Каптерев критически осветил состояние русской детской литературы. Выясняя ее педагогическую ценность, он отметил крупные недостатки произведений для детей с точки зрения эстетического развития и воспитания (см.: Народная школа, 1876, № 6—7, 8).

П.Ф. Каптерев. Об эстетическом развитии и воспитании

@темы: Педагогика, История педагогики, XX век

16:25 

Неделя Жен Мироносиц

Максималист
Проповедь митр. Антония Сурожского, произнесенная 21 апреля 1991 г. в неделю Святых жен-мироносиц
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.


Мы празднуем сегодня день святых жен-мироносиц, Иосифа Аримафейского и Никодима. Они еле упоминаются в Евангелии до страстных дней, когда Христос был предан, взят, оставлен, распят, убит; но вот в это время они вдруг появляются. У креста – апостолов не было; Иуда повесился; и только Иоанн стоял с Божией Матерью: потому что он был апостолом любви, как и Матерь Божия была любовью воплощенной, выражением любви всей земли к Богу и всей любви Божественной к нам, людям. И когда была по видимости одержана победа зла над Христом, когда Он был предан и распят, когда Он умер, как бы бесповоротно пораженный, тогда появились Иосиф и Никодим, которые оказались верными Ему не только во дни Его учительства, но во дни Его поражения: кажущегося, но очевидного поражения, в котором никто не мог сомневаться и которое могли победить только любовь и верность до конца. Жены Мироносицы

И вот встает вопрос перед каждым из нас: мы знаем, что Христос одержал победу; мы не можем уподобиться ни женам-мироносицам, ни Иосифу Аримафейскому, ни Никодиму в том смысле, что мы не можем вернуться даже воображением к страшным дням кажущегося поражения Спасителя. Он сказал нам: то, что вы совершили над самым малым, самым ничтожным человеком, вы сделали для Меня... И мы все, все без исключения бываем постоянно пораженными; мы устремлены к добру – и отпадаем от добра; мы верим в добро – и изменяем добру; мы стремимся изо всех сил к тому, чтобы быть достойными человеческого звания, – и это нам не удается.

И вот в эти моменты – а они случаются постоянно в нашей среде, в среде всего человечества – мы должны подумать о женах-мироносицах, подумать об Иосифе Аримафейском, о Никодиме, и как скала твердая стоять, поддерживая друг друга. Друг друга тяготы носите, и так вы исполните закон Христов, – говорит апостол Павел. Если мы не будем друг друга тяготы нести, если мы не будем изо всех сил поддерживать друг друга, если мы не будем постоянно, милосердно, вдумчиво, щедро относиться друг ко другу именно в моменты, когда нам кажется, что наш ближний, наш друг не достоин ни себя, ни нашей дружбы, мы не исполним закона Христова.

Подумаем о себе, и о каждом человеке, который вокруг нас находится, о самых близких – и о случайных встречах; подумаем о хрупкости человеческой, о том, как легко поскользнуться и упасть; и в момент поражения останемся верными до конца, любящим сердцем не изменим, и из страха – не отвернемся. И тогда действительно, понеся друг друга тяготы, мы исполним закон Христов; тогда мы войдем в сонм тех жен-мироносиц, соединимся с Иосифом и Никодимом, и останемся с теми, кто в течение всей истории жизни человечества не стыдился пораженных, не отворачивался от падших, был Божией любовью и Божиим промыслом. Аминь.
Источник

@темы: Культура, Пасха, Православие, Праздники

20:16 

B.О. Ключевский о Ф.И. Буслаеве

Максималист
Буслаев, Фёдор Иванович (1818-1897) русский филолог, языковед, фольклорист, литературовед, историк искусства, академик Петербургской Академии наук (1860).Ф.И. БуслаевОкончив гимназию в Пензе (1833), поступил на словесное отделение Московского университета. По окончании его (1838) преподавал в гимназиях Москвы и давал частные уроки. В качестве домашнего учителя в семье графа С.Г. Строганова жил в Германии и Италии, изучал археологию и историю европейского искусства, труды по языковедению и истории В. Гумбольдта и Я. Гримма. Университетскую карьеру начал с 1842, когда был прикомандирован к профессорам И.И. Давыдову и С.П. Шевыреву, с 1847 начал читать лекции, с 1848 — адъюнкт, затем экстраординарный профессор (1850), ординарный профессор (1859), заслуженный профессор (1873); член-корреспондент Императорской академии наук (1852), академик (1860).

Автор работ по славянскому и русскому языкознанию, древнерусской литературе, устному народному творчеству, древнерусскому изобразительному искусству. Магистерская диссертация — «О влиянии христианства на славянский язык» (1848), докторская — «Исторические очерки русской народной словесности и искусства» (1861, т. 1—2).

Речь В.О. Ключевского памяти Ф.И. Буслаева, произнесенная 27 сентября 1897 г. в Обществе истории и древностей российских. Впервые напечатана в изд.: Ключевский В. О. Сочинения. Т. 8. М., 1959
B.О. Ключевский. Ф.И. Буслаев как преподаватель и исследователь

@темы: XIX век, Культура, Литература, Мемуары

20:09 

Николай Константинович Михайловский

Максималист
Михайловский, Николай Константинович (1842 - 1904) русский публицист, социолог, литературный критик; теоретик народничества.
Учился в Петербургском институте горных инженеров. Литературную деятельность начал в 1860 в журнале «Рассвет» под редакцией В. А. Кремпина. Сотрудничал в различных периодических изданиях («Книжный вестник», «Гласный суд», «Неделя», «Современное обозрение»). Перевёл «Французскую демократию» Прудона (Санкт-Петербург, 1867). Михайловский

С 1868 участвовал в журнале «Отечественные записки». После смерти Н. А. Некрасова (1877) стал одним из редакторов журнала (вместе с М. Е. Салтыковым-Щедриным и Г. З. Елисеевым).

В 1879 сблизился с организацией «Народная воля», его первая встреча с руководителями партии состоялась в библиотеке П. В. Засодимского по адресу Невский, 80. Михайловский публиковал статьи в газете «Народная воля». После закрытия «Отечественных записок» (1884) сотрудничал в журнале «Северный вестник» и «Русская мысль», в газете «Русские ведомости». Высылался из Петербурга (1882, 1891) за связи с революционными организациями. С 1892 один из редакторов журнала «Русское богатство» (совместно с В. Г. Короленко.

Николай Константинович скончался в 1904 году и был похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.

А.В. Амфитеатров написал некролог, посвящённый писателю и переводчику: Н.К. Михайловский (После сороковин)

В начале XX века в кругах демократической, особенно народнической, интеллигенции фигура Михайловского была окружена культом, его ставили в один ряд с крупнейшими фигурами освободительного движения, такими, как А. И. Герцен или Н. Г. Чернышевский. Однако после 1917 года слава Михайловского померкла: он был оппонентом марксизма и сторонником критиковавшейся марксистами теории героев и толпы, в эмиграции к его наследию также обращались редко.

@темы: Литература, Культура, XIX век

18:04 

Медицина традиционная и нетрадиционная (по Уманскому)

Максималист
— Яйцо?! — панически восклицала больная. — Ни в коем случае. Разве я не знаю, что желток — это бомба замедленного действия, начиненная холестерином, который ведет к склерозу!
— Помидоры?! — снова ужас на лице. — Ведь это основная причина подагры!
читать дальше

@темы: диета, XX век, здоровье, медицина, невропатология, питание

Дневник Solo

главная