20:28 

Церковь прп. Серафима Саровского в Старом Петергофе

Максималист
Мы сегодня были в церкви преподобного Серафима Саровского (бывшее подворье Серафимо-Дивеевского монастыря). Это недалеко от Серафимо-Дивеевское подворьеСтарого Петергофа. До революции, на территории подворья находились 13 зданий кроме двух храмов, кирпичного и деревянного, была построена двухэтажная гостиница, деревянные служебные постройки и пр.Сейчас сохранилось только одно здание кирпичной церкви, в которой, после всех разрушений и перестроек, невозможно признать никакого "нарышкинского" барокко. Прочие постройки, в том числе и колокольня церкви - полностью утрачены.

В советское время здание храма приспособили  под складские помещения, внутреннее пространство церкви было разделено бетонными перекрытиями на четыре этажа, стены наращены новой кирпичной кладкой так, что здание стало иметь форму кирпичного куба, в стиле "коробок" советской застройки, через алтарь проходил грузовой лифт. К северному фасаду (со стороны Финского залива) пристроено здание угольной котельной с трубой, расположенной вплотную к храму.

Изуродованное здание вернули православной церкви в 1993 году. Сейчас на гранитной доске, что находится на стене храма надпись: "Московский патриархат Санкт-Петербургская епархия. Храм во имя преподобного Серафима Саровского. Бывшее подворье Серафимо-Дивеевского монастыря.
Освящен 19 октября 1909 г. Архитектор Н.Н. Никонов. Памятник архитектуры федерального значения. Охраняется государством".

Сможет ли когда-нибудь храм предстать в том виде, каким был создан, чтобы проходящие мимо люди не терялись в догадках: какое может быть федеральное значение у этого большого кирпичного куба?

Церковь прп Серафима Саровского

Последний раз мы там были три года назад. В церкви, во всяком случае, в её внешнем облике мало что изменилось.



По другую сторону от храма начинается Университетский парк (бывшая усадьба Лейхтенбергских).

Университетский парк

Университетский парк

@темы: Большевизм, Культура, Православие, Православная архитектура, Санкт-Петербург

22:15 

К.С. Аксаков о русской остории

Максималист
Константин Сергеевич Аксаков (1817–1860), русский публицист, критик, поэт, историк, языковед, один из идеологов славянофильства.Константин Сергеевич Аксаков

Первоначально статью "О русской истории" К.С. Аксаков задумывал в качестве предисловия к «Русской истории для детей», но затем изменил свое намерение и предполагал обработать ее как особую статью, однако так и не успел этого сделать.
Аксаков пишет: "Русская история совершенно отличается от западноевропейской и от всякой другой истории. Ее не понимали до настоящего времени, потому что приходили к ней с готовыми историческими рамками, заимствованными у Запада, и хотели ее туда насильно втискать, потому что хотели ее учить, а не у нее учиться; одним словом, потому, что позабыли свою народность и потеряли самобытный русский взгляд. Настоящее время не таково: его смысл, его труд заключается именно в пробуждении русского - в русских, и в возращении русским - русского. Русская история начинает являться в своем настоящем свете. Были патриоты на западный лад, им хотелось было увидать в русской истории всех западных героев, все западные славные дела, и они раскрашивали русскую историю иностранными красками: дело, разумеется, не клеилось, и история только обезображивалась. Такое направление настало вскоре после переворота Петра Великого, после которого появились в русской земле невиданные дотоле патриоты - иностранные и по имени и по духу. Не только подвиги и герои Запада, но и Рима и Греции, потребовались тогда для русской истории поэтам и прозаикам, как будто бы русская история непременно нуждалась в повторении великих дел народов чуждых, как будто бы она не могла явить своих подвигов и своих мужей, которые ни у кого не заимствованы. Время таких попыток и такого патриотизма, кажется, наконец прошло. Между тем западное влияние все еще держится. И вот, другие люди, не желая (очень справедливо) строить русской истории по западному образцу, но имея в то же время (к сожалению) только западные понятия об истории и не находя в русской истории никакого сходства с Западом, - в ней уже ровно ничего не видят; т.е. просто ее не понимают. Нетрудно, кажется, угадать, что и то и другое мнение ошибочно..."
Полный текст статьи К.С. Аксакова "О русской истории" можно прочитать в библиотеке сайта "Литература и Жизнь".

@темы: XIX век, История России

19:52 

Всю жизнь он фигу носил в кармане и лишь из могилы её показал

Максималист
Феоктистов Евгений Михайлович [1828, Москва, - 16(28).6.1898, Петербург], русский государственный деятель, литератор, мемуарист. Родился в семье офицера. Окончил Московский университет (1851). Сотрудничал в «Современнике», «Московских ведомостях». В 1871-1883 гг. - редактор «Журнала Министерства народного Феоктистов Евгений Михайловичпросвещения». От умеренного либерализма 50-60-х гг. эволюционировал в 70-80-х гг. к консерватизму. В 1883-1896 начальник Главного управления по делам печати, сотрудник министра внутренних дел Д. А. Толстого.

За свою достаточно долгую жизнь Евгений Феоктистов написал несколько десятков весьма живо и талантливо написанных статей преимущественно по новой истории: как русской, так и европейской. Большинство из этих статей было напечатано в «Русском Вестнике» (в 1856—1882 годах), а также в «Отечественных записках», впоследствии самим Феоктистовым и закрытых.

На протяжении многих лет своей административной деятельности Евгений Феоктистов вёл дневник (до сих пор не опубликованный), а в последние два года жизни написал мемуары, весьма желчно и остро описывающие в лицах чиновничий мир своего времени. Любопытно отметить, что эти мемуары были настолько рискованны, что смогли увидеть свет только в 1929 году (Всю жизнь он фигу носил в кармане и лишь из могилы её показал (Кукрыниксы?) А.В.). Они были опубликованы под названием «За кулисами политики и литературы» как пример тягостной сатиры на царскую бюрократию. Таким парадоксальным образом замкнулось кольцо в жизни и литературной деятельности Евгения Феоктистова.

И вот эту самую желчь мы и предоставляем Вашему вниманию.
Е.М. Феоктистов. Воспоминания. За кулисами политики и литературы. 1848-1896

Что ж поделаешь! И это свидетельство. А русские вообще любят говорить о плохом больше, чем о хорошем. Такое впечатление, что всей нации в глаз попал осколок зеркала тролля из сказки Андерсена "Снежная королева".

@темы: XIX век, XX век, История России, Культура, Литература, Мемуары

21:59 

В.В. Розанов о женщине, как охранительнице народного здоровья

Максималист
Этот вопрос В.В. Розанов никак не мог обойти стороной!
«...Телесное, биологическое здоровье человека никому так не близко, как той, которая вынашивает в своих недрах это здоровье, до известной степени сотворяет его и потом всю жизнь имеет сумму инстинктов, внутренно побуждающих стоять трепетным хранителем и стражем около этого здоровья. Здоровье ребенка, конечно, дорого и отцу; но мать как-то подробнее его видит, неусыпнее за ним следит; от нее не ускользают недельные и месячные перемены в здоровье детей, которые ускользают от отца, за которыми отец просто даже не следит. Тут ни порицаниям, ни похвалам нет места; это есть просто "разделение труда", проведенное в природе и ее инстинктах еще тоньше, чем в машине человеческой цивилизации, нежели в человеческой индустрии. Самочувствие взрослых сыновей и дочерей не останавливает на себе заботы отца, не внушает ему тревоги, если только эти взрослые не сваливаются с ног. Пока "на ногах", - здоров, - думает глава семьи и хозяин дома. Мать и в этом возрасте видит и обдумывает колебания в здоровье детей; она хранит их не только от болезни, - она заботится о поддержке их сил на известном уровне, заботится о расцвете и полноте сил, что отцу, вообще мужчине даже на ум не приходит. Если от отношения женщины к детям мы обратимся к отношению ее к взрослым, то и здесь отметим, что здоровье гражданина и мужа никому так трепетно не близко и не драгоценно, как жене; и во множестве случаев мы наблюдаем, что уже замужняя и многодетная дочь хранит и лелеет последние крохи жизни, какие остались у ее престарелых родителей. В сыновьях мы этого опять не наблюдаем или наблюдаем реже и не в такой интенсивной степени. Самою природою так устроено, что вопрос: "Как здоровье?" - постоянно стоит в голове женщины, без сомнения, в соответствии с ее женской природою, которая является тем мировым станком, на котором ткется вся ткань мировой жизни. Кто сотворяет, тот и сохраняет; кто сажает дерево, тот и старается, чтобы оно выросло, окрепло и дожило до принесения плода и чтобы как можно дольше приносило плод. В этом "дольше" все и дело...»
Далее статью В.В. Розанова "Женщина как охранительница народного здоровья" можно прочитать в библиотеке сайта "Литература и Жизнь". Там же опубликованы и другие статьи Розанова.

@темы: Женщина, XX век, XIX век, Менталитет, Культура

18:56 

Розанов о нравственности в литературе вообще и о Струве в частности

Максималист
С своей статье "Литературный террор" В.В. Розанов пишет: "...Да если бы Пушкина или Лермонтова, если бы Белинского или Добролюбова кто-нибудь с поличным уличил в краже, если бы целый полк полиции его застал на плутовстве и обмане: то я и весь мир рассмеялись бы полку в лицо... Наконец, скорей усомнился бы в своих глазах и в собственном здравом уме, нежели поверил бы, что писатели с жаром Белинского, Гоголя, Пушкина, Добролюбова, наконец, Писарева, - писавшие их языком, их слогом, на их темы, могли "играть на два фронта", иметь "два лица и две совести" (обвинение меня Струве) и вообще В.В. Розановмогли что-нибудь малейшее нечестное сделать. Наконец, предположим самое последнее и невероятное, что Пушкин украл (для спасения жены от болезни, смерти, ребенка от голода или проституции, - я быукрал), то я и со мною весь свет предпочел бы жить всю жизнь с "укравшим Пушкиным", чем "с неукравшим Струве", и сказал бы, что душа "укравшего Пушкина" несравненно ему драгоценнее, милее, на его взгляд, благороднее, чем "душа Струве, получающего от торгово-промышленников только выговоренное жалованье" (пишу для примера, без факта). Поэтому обвинения против меня Струве, при его же признании меня первоклассным талантом (ввел же его во искушение Бог), - обвинения прямо в мошенничестве, - представляют такую историю в истории литературы, какой, конечно, никогда не было..."
Полный текст статьи В.В. Розанова "Литературный террор"
Василий Васильевич Розанов (1856 - 1919) - русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.

@темы: Литература, Культура, XIX век

23:30 

Катков о фольклоре

Максималист
"...Так вот, где родник живой воды. Что же никто не приходит черпать из него? Что же по сю пору не проторены дорожки к нему - что же не обложены мрамором берега его? Или, нет: зачем забираться со своими требованиями так далеко? Спросим, почему по сю пору не разметаны пыль и сор, разбросанный вокруг него временем и заграждающий к нему доступ. Вы, добрые труженики, любители пыли, что это значит? Неужели эта пыль менее достойна вашего внимания, чем пыль архивная, которую оспариваете вы у обитательниц подполья? Выйдите из вашего душного заточения, выйдите под открытое небо, на чистый воздух: здесь обновятся ваши истощенные силы, освежатся ваши бледные лица; здесь солнце, в ваших кабинетах тусклая лампа; здесь жизнь, в ваших кабинетах смерть и тление, здесь труд не изнуряет, здесь труд живит, и здесь он легок и сладок, деятельность, не заключающая в себе никакого Катков М.Н.действительного содержания, не перетирает саму себя, здесь она беспрерывно наполняется вечно новым содержанием. Неужели мы всегда должны довольствоваться безверными, неочищенными отрывками, которые удастся нам случайно услышать там и там? Неужели навсегда только одни ямщики будут представителями нашей народной поэзии? Неужели всякий, кто захочет упиться ей, должен для этого ездить по всему огромному пространству России, по всем углам и закоулкам, и ловить православного мужичка под веселый час? Неужели всякий должен повторять одни и те же труды? Кто из образованных русских не захотел бы узнать поэзию своего народа во всей ее действительной целости? Но у всякого свое дело, свое призвание: все не могут посвящать свою деятельность одному и тому же предмету; требовать этого было бы нелепо. Собирать русские песни, изучать их, критизировать, по крайней мере, с исторической точки зрения обязаны более, нежели кто-нибудь, занимающиеся историей Руси: кто будет отрицать, что песни народа суть один из самых важных, из самых существенных источников для его истории? Скажем более: нигде народные песни не могут иметь такого значения, не заключают в себе столько важности для истории, как у нас. Славянские племена так бедны памятниками другого рода, жизнь многих из них и теперь еще чужда всемирно-исторического прогресса; они все очень хорошо сознают это и обращают все внимание на единственное выражение своей внутренней жизни - на песни...
Полный текст статьи М.Н. Каткова Песни русского народа, изданные И. Сахаровым. Пять частей. Санкт-Петербург, 1838-1839

Катков Михаил Никифорович (1818 - 1887) - русский публицист, издатель, литературный критик. Ряд его статей опубликован в библиотеке сайта "Литература и жизнь".

@темы: Литература, Культура, История России, XIX век

22:24 

Н.Н. Страхов и его статья "Славянофилы победили"

Максималист
Печатая на протяжении двух лет в «Эпохе», говоря его собственными словами, «отрывочные, но не вовсе бессвязные заметки», объединенные рубрикой «Заметки летописца», Страхов касался самых разных тем — общественных, литературных, научных. Писал он много, поспешно, нередко повторялся, охотно и помногу цитировал как других авторов, так и самого себя. Статья Н.Н. Страхова "Славянофилы победили" — итог страховских наблюдений над состоянием русской журналистики и русского общества с начала польского восстания в январе 1863 г.

«Глубокая перемена» настроения общественности — поправение либералов, ослабление влияния радикальных и нигилистических идей, несомненное укрепление позиций тех, кто отстаивал монархический, самодержавный принцип и незыблемость государственного единства Российской империи. В этом смысле Страхов был прав, утверждая: «Польское дело разбудило нас». Польский вопрос воспринимался либеральными и консервативными печатными органами как внутреннее дело России, их захлестнула шовинистическая волна. Выразителем общественных настроений стал редактор «Русского вестника» и «Московских ведомостей» М.Н. Катков, который из западника-англомана превратился в охранителя самодержавных устоев и поборника имперского патриотизма. Подобное превращение облегчалось и отчасти объяснялось тем, что западные державы пытались использовать польские события как предлог для давления на Россию и угрожали ей созданием коалиции, подобной той, что победила в Крымскую войну.

читать дальше

@темы: XIX век, История России, Культура, Литература

21:40 

Н.Н. Страхов о "поглупевшей Германии"

Максималист
Николай Николаевич Страхов (1828 - 1896). Российский философ, публицист, литературный критик, член-корреспондент Петербургской АН. Н.Н. Страховт
Данная заметка Страхова - "Германия поглупела" - представляет собой небольшой раздел статьи «Нечто об авторитетах», в которой Страхов рассматривал взгляды современных философов и политических писателей — француза И. Тэна и англичанина Дж Милля, чьи идеи он противопоставлял взглядам новейших представителей немецкого вульгарного материализма, воспринятым русскими нигилистами. Весьма характерна форма изложения, избранная Страховым. Близкие ему идеи он излагает, прибегая к пространному цитированию И. Тэна.
Полный текст статьи Н.Н. Страхова "Германия поглупела".

@темы: XIX век, Германия

19:40 

Праздник Успения Пресвятой Богородицы

Максималист
Архимандрит Кирилл (Павлов)
Слово на Успение Пресвятой Богородицы


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, сегодня весь христианский мир торжественно и радостно празднует день светлого преставления Божией Матери. Хотя и кажется, что празднуемое событие печально, исполнено слез, потому что здесь мы встречаемся со смертью, однако святая Церковь облечена ныне в одежды торжества, радуется и ликует и нас к тому призывает. Почему же мы сегодня, в день Успения Божией Матери, должны радоваться? - Потому, что одно уже слово "успение" показывает, что смерть Божией Матери была необыкновенная. Это был сон, за которым скоро последовало радостное пробуждение. Икона Успения Пресвятой Богородицы

За несколько дней до успения Пресвятой Деве явился Архангел Гавриил с вестью о скором отшествии Ее из этой жизни. Исполненная глубокой веры в жизнь будущую, вечно блаженную жизнь, Она принимает эту весть не со страхом и печалью, а с чувством живейшей радости и величайшей благодарности Богу. В то же время всемогущая сила Божия со всей вселенной собирает в Иерусалим Апостолов, чтобы они воздали Богоматери честь и погребли Ее. В самый же час кончины необычайный свет осиявает храмину Пресвятой Девы и в отверстом небе присутствующие зрят Самого Господа Славы с Ангелами и святыми, исходящего в сретение Своей Матери. Апостол Фома, по особому устроению Божию, является после погребения Пречистой, желает поклониться Ей, гроб ради него открывают, но тела Богоматери в нем уже не находят...
читать дальше

@темы: История Православной церкви, Культура, Православие, Праздники

14:30 

Праздник прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких

Максималист
Официально праздник в православной традиции называется так: Перенесение мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566), второе перенесение мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992).

1429-1434 Преподобные Савватий и Герман поселились на севере пустынного Соловецкого острова и пять лет жили там пустынножительным уставом.
Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие
1435 — конец XV века После кончины святого Савватия преподобные Зосима и Герман основали общежительный монастырь на юге Соловецкого острова, на месте видения «церкви на воздусе» между Святым озером и бухтой Благополучия. В центре обители, на возвышении располагались деревянные Спасо-Преображенский собор с Никольским приделом и Успенская церковь.

В начале XX века на Соловках за монастырем числилось 6 скитов и 3 пустыни, 19 церквей (30 престолов) и 30 часовен. В обители существовали: училище для 200 детей поморов — «безбрадых трудников», Братское богословское семиклассное училище (с программой семинарии), метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литография, собственный ботанический сад. Некоторое время работала Биостанция — первое научное учреждение на Беломорье. Обитель имела хорошо налаженное и рентабельное хозяйство, ориентированное на прием паломников, число которых достигало 20 тысяч в год. Перевозки по морю осуществлялись тремя монастырскими пароходами; монастырский флот давал четвертую часть доходов обители.

В 1920 году монастырь был упразднен советской властью, в 1923 году - в стенах обители создан Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) ОГПУ, просуществовавший до 1939 года.

читать дальше

@темы: Праздники, Православие, История России, История Православной церкви

20:18 

М.Н. Катков о партиях консервативной и либеральной

Максималист
На сайте нашем "Литература и Жизнь" мы продолжаем публиковать произведения Михаила Никифоровича Каткова (1818-1887) - русского журналиста, публициста, издателя. Сегодня в библиотеке сайта опубликована статья "Национальная и антинациональная политика партии в России".
В ней М.Н. Катков пишет:

«...Нет ничего фальшивее толков о существовании в России партии консервативной и либеральной. Как и везде, у нас есть и всегда будут частные интересы желающих сохранения или упразднения каких-либо порядков. Так, частному интересу помещиков была невыгодна отмена крепостного права. Так, учителям наших прежних гимназий было невыгодно преобразование учебной системы, низводившее их на М.Н. Катковвторостепенное положение или вовсе упразднявшее. Так, некоторым кликам в нынешних профессорских коллегиях может казаться невыгодной всякая перемена в университетском устройстве, которая потребовала бы со стороны преподавателей более серьезного отношения к науке и более строгого исполнения своих обязанностей. Чинам полиции и административным властям может казаться неудобным допущение гласности. С другой стороны, ленивым ученикам была бы приятна отмена учения и право faire l'ecole buissonniere [прогуливать уроки (фр.)], как недавно предлагалось в одной либеральной петербургской газете. Кому терять нечего, тому выгодны перемены, открывающие более широкую возможность к безнаказанному присвоению чужой собственности. Всякий консервативен, когда дело идет о своем кармане или о своих правах, всякий либерален на чужой или на казенный счет...»

Полный текст статьи М.Н. Каткова "Национальная и антинациональная политика партии в России" можно прочитать на сайте "Литература и Жизнь".

@темы: История России, XIX век

19:47 

Праздник Преображения Господня

Максималист
Тропарь праздника:
Преобразился еси на горе, Христе Боже,/ показавый учеником Твоим славу Твою,/ якоже можаху,/ да возсияет и нам, грешным,/ Свет Твой присносущный/ молитвами Богородицы,// Светодавче, слава Тебе.

Икона Преображения ГосподняПраздник Преображения Господня существовал уже в IV веке. Об этом свидетельствуют поучения св. Ефрема Сирина и св. Иоанна Златоуста. Существование праздника в IV веке показывает, что начало его должно относиться к предшествующим трем векам христианства. Из VII века дошло до нас слово на Преображение Господне св. Андрея Критского (635-680). В этом слове термин «Преображение» рассматривается не только в догматическом смысле, но и в смысле действительного торжественного праздника Церкви. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и св. Косма Маиумский составили ряд стихир и каноны, которыми Православная Церковь прославляет событие праздника и в настоящее время.

Праздник Преображения имеет один день предпразднства (5 августа) и семь дней попразднства (с 7 по 13 августа). Отдание праздника совершается 13 августа.

К особенностям праздника Преображения Господня относится и то, что в этот день совершается освящение плодов.

Обычай освящать плоды — древний. Предписания относительно этого обычая изложены в 3-м Апост. правиле (срав.: 28-е правило VI Вселенского Собора). Основанием для установления обычая освящать плоды именно 6 августа было то, что на востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых — колосья и виноград – приносятся в храм для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии, о чем говорится и в самой молитве, читаемой над «гроздием».

В Русской Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, в праздник Преображения Господня освящаются яблоки. При этом яблоки, как бы заменяющие собой виноград, освящаются другой молитвой — «На освящение начаток овощей (плодов)».

Освящение плодов 6 августа имеет еще и другое, таинственно-символическое значение, а именно: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое обновленное состояние, в которое вступило человеческое естество по Воскресении Господа и вступят в общее воскресение все верующие. Но поскольку в мир через человека вошел грех, пришла в расстройство в связи с этим и природа, которая вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. И в этой надежде человек утверждается церковным благословением плодов.


Чин освящения плодов

После заамвонной молитвы, при пении тропаря и кондака праздника, священник кадит плоды. Затем диакон возглашает: «Господу помолимся», и священник читает молитву «в причащение гроздия»: «Благослови, Господи…» и молитву «о приносящих начатки овощей»: «Владыко Господи Боже наш…» (в Малом и Большом Требнике), после чего при пении тропаря окропляет плоды святой водой. Затем — «Буди имя Господне…» и отпуст праздника.

Особенностью праздника Преображения, как и всех Господских праздников, является то, что вечером в день праздника на великой вечерне бывает вход с кадилом и поется великий прокимен.

@темы: Культура, Православие, Праздники

20:41 

Страхов и его статья "Западная словесность в отношении к русской"

Максималист

Николай Николаевич Страхов (1828 - 1896). Российский философ, публицист,  член-корреспондент Петербургской АН, автор множества критических статей. На нашем сайте "Литература и Жизнь" публикуется очередная статья Н.Н. Страхова "Западная словесность в отношении к русской"

Небольшая заметка интересна своим мемуарным характером. Страхов пишет: "Живо помним мы еще последнее десятилетие прошлого царствования, помним тот склад, те приемы и формы, которые имела тогда наша умственная жизнь здесь, в Петербурге, где всего быстрее отражаются всякие явления нашего развития. Тогда все, кто имел притязание на образованность, сидели за иностранными книжками. Не только студенты, литераторы, ученые или готовящиеся к ученой карьере, но и чиновники, помещики, всякого рода люди, жаждавшие просвещения и считавшие себя способными к нему, старались почерпать свои понятия и взгляды из иностранных книжек. Если у кого было свое собрание книг, небольшая библиотека, то наверное она вся состояла из французов и немцев, а русская книга была в ней исключением, редкостию. Главная книжная торговля была иностранная. Толкучий рынок - место, на котором всего яснее отражается, какие книги в наибольшем употреблении, какое наследство осталось после умирающих, отъезжающих, разоряющихся, - толкучий рынок был завален иностранными книгами; лавочки, торговавшие одними русскими книгами, были исключением. Но самая существенная книжная торговля, та, которою питался сок образованных людей, будущая надежда литературы и передового Н.Н. Страховдвижения, была тайная торговля, происходившая с помощью так называемых букинистов. С мешками книг букинисты ходили по домам и доставляли за очень умеренные цены все запрещенные сочинения: Луи Блана, Леру Жорж-Занда, Фейербаха и пр. и пр. Таким образом, самые крайние учения Запада составляли главный предмет тогдашней умственной жадности. Новая книжка, представлявшая новый шаг тогдашнего европейского прогресса, тотчас была прочитываема избраннейшими, наиболее передовыми людьми. Под покровом тайны эти учения имели особую привлекательность, особый жгучий вкус, и были быстро усвояемы. В 1844 году материализм, социализм, нигилизм - были уже в полном ходу, составляли для человека, приехавшего из провинции, самую поразительную и яркую черту умственной жизни Петербурга..."


@темы: Литература, Культура, История России, XIX век

14:52 

Начало Успенского поста

Максималист
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и честного креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими булгарами в 1164 году.

Это первый из трех праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе. Второй - Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (6 августа), а третий - перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (16 августа в попразднство Успения Пресвятой Богородицы). Эти три праздника как бы связуют весь Успенский пост.
Церковь во имя иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость

Св Иоанн Злитоуст
Смирению научает нас Господь


Придите, говорит Господь, научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. И, 29). Я произношу эти слова не из тщеславия, но показал их вам опытом дел; ибо Я кроток и смирен сердцем — это можешь ты видеть из того, чем Я был. Посмотри на Мой вид, представь Мое достоинство и поклоняйся Моему снисхождению для тебя: рассуди, откуда Я пришел и где беседую с тобою; имея престолом небо, Я стою на земле и говорю с тобою; Я прославляюсь горе, и здесь как долготерпеливый не гневаюсь; ибо Я кроток и смирен сердцем. Если бы Я, сын Царя, не был кротким, то не избрал бы Себе в Матерь рабу; если бы Я, Творец невидимых и видимых существ, не был кротким, то не пришел бы к вам; если бы Я, Отец веков, не был кротким, то не допустил бы обвить Меня пеленами; если бы Я, владеющий богатством всей природы, не был смиренным, то не перенес бы бедности яслей; если бы Я, на Которого не могут взирать даже херувимы, не был кротким, то не стал бы жить вместе с бессловесными; если бы Я, плюновением доставляющий свет слепым, не был кротким, то не терпел бы заплевания из беззаконных уст; если бы Я, освобождающий рабов, не был кротким, то Я не принял бы рабского биения; если бы Я не был кротким, то не дал бы спины Моей на бичевание за пленников. Но почему Я не говорю о важнейшем? Если бы Я не был кротким, то, между тем как другие должны бы страдать, Я, Который нисколько неповинен, не заплатил бы за них смертного долга; но Я заплатил, чтобы и за тех, которые содержатся внизу, во аде, отдать долг наказания, ибо Я не только Царь живых, но и Владыка умерших. Поэтому Я и прошел тот и другой путь домостроительства; явился Человеком, был и мертвым на малое время, чтобы всем и тем, которые находились под землею, уделить дар Моего нетления. Придите... научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. Уничижение Мое — от произволения, а не от естества Моего; по существу Я неприступен, но по желанию снисхожу ко всем. Придите... научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, а не достоинством Своим; Я кроток по произволению, а не по могуществу: по могуществу Я страшен для ангелов, а по произволению смирен для людей. Придите... научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. Я говорю сообразно с Моим милосердием; больше власти Я люблю благость. Я, Царь, говорю с тобою; велика сила Моя, но Я не хочу поражать немощь твою присущим Мне могуществом. Не говорю: придите... научитесь от Меня, потому что Я — Владыка, Господь твари, Который, взирая на землю, заставляет ее трепетать, Который измерил небо пядью и землю объемлет дланью, но: придите... научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. Я так кроток: ты согрешил, а Я потерпел бичевание; Я так добровольно смирен: Я, Владыка, пришел освободить тех, которые находились в рабстве, а они Меня, Освободителя, били по ланитам, и рабы распяли Меня, а Я, несмотря на то, умоляя за них Отца Своего, говорил: Отче, прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34). Итак, придите... научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. Придите, Я усердно прошу и не стыжусь просить и умолять Своих рабов, чтобы не быть вынужденным наказать их; придите, и научитесь от Меня кротости прежде, нежели увидите от Меня страшное; придите, ныне Я врачую, а вскоре буду судить. Я ныне щажу, а немного после буду произносить приговор; ныне Я милосерд, а чрез несколько времени явлюсь праведным Судиею. Придите... научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. Или почтите кротость Мою, или устрашитесь могущества Моего. Придите, предупредите явление лица Моего исповеданием, потому что смирение Мое ограничено известным временем. Только настоящая жизнь, говорит Господь, есть время явления Моего долготерпения; наступит время, когда затворится дверь такой Моей благости; придет время, когда льющиеся слезы грешников не принесут пользы; придет время, когда звучащие трубы везде объявят Мое Второе пришествие, когда ангелы, облетев всю землю, представят на суд мириады мертвых, когда будет поставлен престол и Я приду на горних силах, когда начала и власти будут сопровождать Меня идущего, когда светила Царства Моего озарят весь мир, когда книги житейских дел откроются пред каждым, когда будет награждено точное исполнение закона и произнесен строгий суд над бесами, когда подсудимый будет стоять, имея предстоящими при себе одни только дела свои, когда мысли будут обвинять и совесть осуждать каждого, когда злые духи будут внимать словам Судии, когда печь будет ожидать приговора этого Судии, когда слово помилуй уже не поможет взывающему. Итак, придите прежде, нежели Я затворю двери Моего милосердия; прежде, нежели заключится торжище жизни, прежде, нежели окончится зрелище житейское; ибо назначенный срок кончины уже при вратах. Придите прежде, нежели Я начну судить; ибо если Я предворю, восседши производить суд, то уже не буду миловать. Для того Я и представил ясный пример юродивых дев, которых светильники жизни, не имевшие елея правды, погасли, для которых отвечали изнутри: не знаю вас, чтобы предуказать на слова, какие будут сказаны на том суде грешникам.

Из Беседы на память мученика Васса

@темы: Иоанн Златоуст, Православие, Святоотеческая литература

18:52 

Я - на бумаге

Максималист
Несмотря на то, что я неодобряю бумажные издательства, меня тут оказывается как раз в бумажном издании и опубликовали. Не меня, конечно, а мои фотографии. Газета "Неизвестный артефакт" поместила мои фотографии Константино-Елененского монастыря сделанные ещё в 2009 году, в статье про монастырь и даже на обложке газеты.

Если кто-то заинтересовался, скачать электронную версию газеты можно ЗДЕСЬ.

(Я уже скачивала и вирусов там не обнаружила)

Справедливости ради нужно признать, что фотографии в газете гораздо худшего качества, чем у меня на сайте. А каковы они на сайте можно посмотреть на ЭТОЙ СТРАНИЦЕ.

Кстати, фотографии были переданы мною редактору год назад и теоретически предназначались для путеводителя по святым местам Санкт-Петербурга. Но, по-видимому, с путеводителем у редакции как-то незаладилось...

@темы: Культура, О себе и о нас, Православная архитектура

21:26 

Катков об экономике России XIX века

Максималист
Катков Михаил Никифорович (1818-1887) - русский журналист, публицист, издатель.
Рост популярности Каткова был связан с его недюжинным публицистическим даром. Он мастерски владел словом. «Как публицист или собственно как стилист, он не имел себе равного между своими современниками, может быть, в целой Европе», - пишет историк Д.И. Иловайский". Катков

В 1862 г. Катков вместе с Леонтьевым приобретают в аренду газету «Московские ведомости». Очень скоро усилиями Михаила Никифоровича слабенькая университетская газета становится заметным явлением в отечественной журналистике.

Катков обращается в своих статьях к экономическим вопросам, касающимся России. "Не страна для промышленности, а промышленность для страны. Жалкая страна, не имеющая промыслов и потому находящаяся в зависимости от иностранцев; нужно поэтому заботиться о развитии промышленности в стране. Но коль скоро известная отрасль промышленности достигла значительной степени развития, удовлетворяя внутреннее потребление и высылая избыток в другие края, то в какую силу стали бы мы жертвовать интересами всего населения в угоду и наживу нескольким тузам? Но вот именно теперь мы присутствуем при одной из подобных попыток, имеющей даже шансы на успех..." пишет он в своей статье Заботы нефтепромышленников о пользе Отечества

Катковым был предложен также план социально-экономического переустройства пореформенной России, основными составляющими которого стали принцип «всесословности», опора на народную самобытность, бережное сохранение традиций и обычаев, ставка на государственный патриотизм и др.

@темы: XIX век, История России, Экономика

16:50 

День св. великомученика Пантелеимона

Максималист
Святой великомученик и целитель Пантелеимон - один из самых почитаемых святых Православной Церкви: едва ли мы найдем храм, где не было бы иконы святого. Среди раннехристианских целителей это пресвятое имя занимает особое место.

С древнейших времен св. Пантелеимон считается покровителем врачей. Молитвы болящих, с верой обращенные к нему, приносят облегчение исцеляют от физических и духовных недугов.

Память святого празднуется 9 августа н.ст.Церковь св. Пантелеимона

Тропарь Пантелеимону Целителю

Страстотерпче святый и целебниче Пантелеимоне, /
моли милостиваго Бога, /
да прегрешений оставление /
подаст душам нашим.

Молитва святому великомученику и целителю Пантелеимону
О великий Христов угодниче и преславный целебниче, великомучениче Пантелеимоне! Душею на Небеси Престолу Божию предстояй и Триипостасныя Его славы наслаждаяйся, телом же и ликом святым на земли в Божественных храмах почиваяй и данною ти свыше благодатию различные чудеса источаяй. Призри милостивым твоим оком на предстоящия люди и честней иконе умильно молящиеся и просящия от тебя целебныя помощи и заступления. Простри ко Господу Богу нашему теплые молитвы свои и испроси душам нашим оставление согрешений наших. С верою призываем имя твое, святый праведный Пантелеимоне. Яко ты приял еси благодать от Господа Бога - недуги отгоняти и страсти исцеляти. Тебя убо просим: не презри нас, недостойных, молящихся тебе и твоея помощи требующих. Буди нам в печалех утешитель, в недузех лютых страждущих врач. Напаствуемым - скорый покровитель. Очам недугующим - прозрения датель. В скорбях пребывающим - готовейший предстатель и исцелитель. Исходатайствуй всем вся, яже ко спасению полезная. Яко да твоими ко Господу Богу молитвами получивше благодать и милость, прославим всех благих Источника и Дароподателя, Бога Единого, в Троице Святой славимого, Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

@темы: Православие, Праздники

18:06 

Житие преподобного Кирилла Белозерского, составленное А.Н. Муравьёвым

Максималист
Кирилл(в мире Козьма) Белозерский - архимандрит Симонова монастыря (1388 - 90), основатель (1397) Кирилло-Белозерского монастыря. Происходил из знатного боярского рода. Служил казначеем у своего родственника Т.В. Вельяминова, окольничего Дмитрия Ивановича Донского.Кирилл Белозерский и Кирилл Александрийский

А.Н. Муравьёв пишет о преподобном: "От благочестивых родителей происходил Кирилл, в первопрестольной Москве; мирское имя его было Косьма; с детства воспитан был он в благословении и познании Священного Писания; это духовное образование, которым сам воспользовался, сделалось духовным наследием иноков его обители. Родители его при своей кончине поручили юношу сроднику своему, Тимофею Волуевичу, который служил окольничим у великого князя Димитрия Донского и превосходил честью и богатством многих бояр; но богатства вельможи не имели влияния на юного сироту, который вперил всю свою мысль к Богу и, постоянно прилежа к церкви, в посте и молитве, ничего больше не желал, как пострижения иноческого. Видя его добродетель, возраставшую с годами, боярин приблизил к себе юношу и даже поставил его над всем своим имением; но и это не изменило мыслей любителя безмолвия, а только огорчило его заботою, что труднее будет ему достигнуть желаемой цели; на Бога возложил он печаль свою и Богу, провидевшему великого подвижника в юном Косьме, благоугодно было споспешествовать ему к достижению иночества..."

А.Н. Муравьёв. Житие преподобного Кирилла Белозерского

Составитель Жития - Муравьёв Андрей Николаевич (1806 - 1874) камергер российского императорского двора; православный духовный писатель и историк Церкви, паломник и путешественник; драматург, поэт. Почётный член Императорской академии наук (1836).

@темы: Жития святых, История Православной церкви, История России, Культура, Православие

18:00 

Репатриация советских граждан: как это было

Максималист
Еще в начале апреля 1945 г. в Москве на секретном совещании в НКВД Л. Берия предупредил его участников, которым предстояло руководить реализацией репатриационных соглашений, что они будут "иметь дело с людьми, изменившими Родине, и в этом отношении нет разницы между пленными, вывезенными или уехавшими добровольно". Следовало возвратить их всех, поскольку "каждый из них, оставшись в руках противников СССР, может принести больше вреда, чем тысяча вредителей внутри страны".
(Нитобург Э. Л. У истоков русской диаспоры в США: Третья волна // США — Канада: Экономика. Политика. Культура. 1999. № 1. С. 84.)


Репатриация – возвращение определенной части населения (беженцев, перемещенных лиц, военнопленных), вынужденно оказавшегося на территории другого государства, в страну своего гражданства, постоянного проживания или национальной принадлежности». Энциклопедия юриста

Тема Великой Отечественной войны еще не изжита, так как до сих пор открываются новые грани, еще неизвестные или малоосвещенные, о которых нет вполне достоверных сведений, и историки-исследователи по мере открытия архивов как в России, так и за рубежом уточняют и обогащают историю новыми фактами.

Эта статья посвящена теме, которая мало освещалась в печати, более того, до конца 1980-х - начала 90-х годов все архивные материалы были недоступны и даже до сих пор открыта только часть из них. (Иностранные архивы были частично открыты в 1972 году). До сегодняшнего дня остается еще немало белых пятен в этой истории и маловероятно, что правдивая, однозначная информация о них станет известна миру. У каждой страны-участницы тех трагических событий были основания хранить правду о них в тайне.

К сожалению, для миллионов советских граждан окончание самой крупной и самой жестокой войны прошлого века еще не было счастливым ее концом, о чем большинство из нас ничего не знало.
читать дальше

@темы: Советский Союз, История России, ГУЛАГ, Вторая мировая война, Большевизм, XX век

16:30 

День памяти св. вмц. Маргариты

Максималист
Сегодня у моего соавтора День Ангела.Св. великомученица Маргарита (Марина)

Святая великомученица Маргарита (Марина) Антиохийская

Празднование памяти - 17 июля / 30 июля

Марина была дочерью идольского жреца. Познакомившись с христианским вероучением через свою кормилицу, святая Марина была схвачена при императоре Диоклетиане и подвергнута ужасным истязаниям: ее секли железными прутьями, строгали тело трезубцами, вбивали в нее гвозди, жгли огнем и бросали в воду. Святая Марина все терпеливо перенесла ради Господа и своим примером обратила ко Христу множество язычников.

Скончалась она в Антиохии Посидийской, усеченная мечом.

Тропарь: Агница Твоя, Иисусе, Марина зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и Тебе ищущи страдальчествую и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою; но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

@темы: Праздники, Православие, Культура, История Православной церкви, Именины, Жития святых

Дневник Solo

главная