Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
19:40 

Праздник Успения Пресвятой Богородицы

Максималист
Архимандрит Кирилл (Павлов)
Слово на Успение Пресвятой Богородицы


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, сегодня весь христианский мир торжественно и радостно празднует день светлого преставления Божией Матери. Хотя и кажется, что празднуемое событие печально, исполнено слез, потому что здесь мы встречаемся со смертью, однако святая Церковь облечена ныне в одежды торжества, радуется и ликует и нас к тому призывает. Почему же мы сегодня, в день Успения Божией Матери, должны радоваться? - Потому, что одно уже слово "успение" показывает, что смерть Божией Матери была необыкновенная. Это был сон, за которым скоро последовало радостное пробуждение. Икона Успения Пресвятой Богородицы

За несколько дней до успения Пресвятой Деве явился Архангел Гавриил с вестью о скором отшествии Ее из этой жизни. Исполненная глубокой веры в жизнь будущую, вечно блаженную жизнь, Она принимает эту весть не со страхом и печалью, а с чувством живейшей радости и величайшей благодарности Богу. В то же время всемогущая сила Божия со всей вселенной собирает в Иерусалим Апостолов, чтобы они воздали Богоматери честь и погребли Ее. В самый же час кончины необычайный свет осиявает храмину Пресвятой Девы и в отверстом небе присутствующие зрят Самого Господа Славы с Ангелами и святыми, исходящего в сретение Своей Матери. Апостол Фома, по особому устроению Божию, является после погребения Пречистой, желает поклониться Ей, гроб ради него открывают, но тела Богоматери в нем уже не находят...
читать дальше

@темы: История Православной церкви, Культура, Православие, Праздники

14:30 

Праздник прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких

Максималист
Официально праздник в православной традиции называется так: Перенесение мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566), второе перенесение мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992).

1429-1434 Преподобные Савватий и Герман поселились на севере пустынного Соловецкого острова и пять лет жили там пустынножительным уставом.
Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие
1435 — конец XV века После кончины святого Савватия преподобные Зосима и Герман основали общежительный монастырь на юге Соловецкого острова, на месте видения «церкви на воздусе» между Святым озером и бухтой Благополучия. В центре обители, на возвышении располагались деревянные Спасо-Преображенский собор с Никольским приделом и Успенская церковь.

В начале XX века на Соловках за монастырем числилось 6 скитов и 3 пустыни, 19 церквей (30 престолов) и 30 часовен. В обители существовали: училище для 200 детей поморов — «безбрадых трудников», Братское богословское семиклассное училище (с программой семинарии), метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литография, собственный ботанический сад. Некоторое время работала Биостанция — первое научное учреждение на Беломорье. Обитель имела хорошо налаженное и рентабельное хозяйство, ориентированное на прием паломников, число которых достигало 20 тысяч в год. Перевозки по морю осуществлялись тремя монастырскими пароходами; монастырский флот давал четвертую часть доходов обители.

В 1920 году монастырь был упразднен советской властью, в 1923 году - в стенах обители создан Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) ОГПУ, просуществовавший до 1939 года.

читать дальше

@темы: Праздники, Православие, История России, История Православной церкви

20:18 

М.Н. Катков о партиях консервативной и либеральной

Максималист
На сайте нашем "Литература и Жизнь" мы продолжаем публиковать произведения Михаила Никифоровича Каткова (1818-1887) - русского журналиста, публициста, издателя. Сегодня в библиотеке сайта опубликована статья "Национальная и антинациональная политика партии в России".
В ней М.Н. Катков пишет:

«...Нет ничего фальшивее толков о существовании в России партии консервативной и либеральной. Как и везде, у нас есть и всегда будут частные интересы желающих сохранения или упразднения каких-либо порядков. Так, частному интересу помещиков была невыгодна отмена крепостного права. Так, учителям наших прежних гимназий было невыгодно преобразование учебной системы, низводившее их на М.Н. Катковвторостепенное положение или вовсе упразднявшее. Так, некоторым кликам в нынешних профессорских коллегиях может казаться невыгодной всякая перемена в университетском устройстве, которая потребовала бы со стороны преподавателей более серьезного отношения к науке и более строгого исполнения своих обязанностей. Чинам полиции и административным властям может казаться неудобным допущение гласности. С другой стороны, ленивым ученикам была бы приятна отмена учения и право faire l'ecole buissonniere [прогуливать уроки (фр.)], как недавно предлагалось в одной либеральной петербургской газете. Кому терять нечего, тому выгодны перемены, открывающие более широкую возможность к безнаказанному присвоению чужой собственности. Всякий консервативен, когда дело идет о своем кармане или о своих правах, всякий либерален на чужой или на казенный счет...»

Полный текст статьи М.Н. Каткова "Национальная и антинациональная политика партии в России" можно прочитать на сайте "Литература и Жизнь".

@темы: История России, XIX век

19:47 

Праздник Преображения Господня

Максималист
Тропарь праздника:
Преобразился еси на горе, Христе Боже,/ показавый учеником Твоим славу Твою,/ якоже можаху,/ да возсияет и нам, грешным,/ Свет Твой присносущный/ молитвами Богородицы,// Светодавче, слава Тебе.

Икона Преображения ГосподняПраздник Преображения Господня существовал уже в IV веке. Об этом свидетельствуют поучения св. Ефрема Сирина и св. Иоанна Златоуста. Существование праздника в IV веке показывает, что начало его должно относиться к предшествующим трем векам христианства. Из VII века дошло до нас слово на Преображение Господне св. Андрея Критского (635-680). В этом слове термин «Преображение» рассматривается не только в догматическом смысле, но и в смысле действительного торжественного праздника Церкви. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и св. Косма Маиумский составили ряд стихир и каноны, которыми Православная Церковь прославляет событие праздника и в настоящее время.

Праздник Преображения имеет один день предпразднства (5 августа) и семь дней попразднства (с 7 по 13 августа). Отдание праздника совершается 13 августа.

К особенностям праздника Преображения Господня относится и то, что в этот день совершается освящение плодов.

Обычай освящать плоды — древний. Предписания относительно этого обычая изложены в 3-м Апост. правиле (срав.: 28-е правило VI Вселенского Собора). Основанием для установления обычая освящать плоды именно 6 августа было то, что на востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых — колосья и виноград – приносятся в храм для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии, о чем говорится и в самой молитве, читаемой над «гроздием».

В Русской Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, в праздник Преображения Господня освящаются яблоки. При этом яблоки, как бы заменяющие собой виноград, освящаются другой молитвой — «На освящение начаток овощей (плодов)».

Освящение плодов 6 августа имеет еще и другое, таинственно-символическое значение, а именно: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое обновленное состояние, в которое вступило человеческое естество по Воскресении Господа и вступят в общее воскресение все верующие. Но поскольку в мир через человека вошел грех, пришла в расстройство в связи с этим и природа, которая вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. И в этой надежде человек утверждается церковным благословением плодов.


Чин освящения плодов

После заамвонной молитвы, при пении тропаря и кондака праздника, священник кадит плоды. Затем диакон возглашает: «Господу помолимся», и священник читает молитву «в причащение гроздия»: «Благослови, Господи…» и молитву «о приносящих начатки овощей»: «Владыко Господи Боже наш…» (в Малом и Большом Требнике), после чего при пении тропаря окропляет плоды святой водой. Затем — «Буди имя Господне…» и отпуст праздника.

Особенностью праздника Преображения, как и всех Господских праздников, является то, что вечером в день праздника на великой вечерне бывает вход с кадилом и поется великий прокимен.

@темы: Культура, Православие, Праздники

20:41 

Страхов и его статья "Западная словесность в отношении к русской"

Максималист

Николай Николаевич Страхов (1828 - 1896). Российский философ, публицист,  член-корреспондент Петербургской АН, автор множества критических статей. На нашем сайте "Литература и Жизнь" публикуется очередная статья Н.Н. Страхова "Западная словесность в отношении к русской"

Небольшая заметка интересна своим мемуарным характером. Страхов пишет: "Живо помним мы еще последнее десятилетие прошлого царствования, помним тот склад, те приемы и формы, которые имела тогда наша умственная жизнь здесь, в Петербурге, где всего быстрее отражаются всякие явления нашего развития. Тогда все, кто имел притязание на образованность, сидели за иностранными книжками. Не только студенты, литераторы, ученые или готовящиеся к ученой карьере, но и чиновники, помещики, всякого рода люди, жаждавшие просвещения и считавшие себя способными к нему, старались почерпать свои понятия и взгляды из иностранных книжек. Если у кого было свое собрание книг, небольшая библиотека, то наверное она вся состояла из французов и немцев, а русская книга была в ней исключением, редкостию. Главная книжная торговля была иностранная. Толкучий рынок - место, на котором всего яснее отражается, какие книги в наибольшем употреблении, какое наследство осталось после умирающих, отъезжающих, разоряющихся, - толкучий рынок был завален иностранными книгами; лавочки, торговавшие одними русскими книгами, были исключением. Но самая существенная книжная торговля, та, которою питался сок образованных людей, будущая надежда литературы и передового Н.Н. Страховдвижения, была тайная торговля, происходившая с помощью так называемых букинистов. С мешками книг букинисты ходили по домам и доставляли за очень умеренные цены все запрещенные сочинения: Луи Блана, Леру Жорж-Занда, Фейербаха и пр. и пр. Таким образом, самые крайние учения Запада составляли главный предмет тогдашней умственной жадности. Новая книжка, представлявшая новый шаг тогдашнего европейского прогресса, тотчас была прочитываема избраннейшими, наиболее передовыми людьми. Под покровом тайны эти учения имели особую привлекательность, особый жгучий вкус, и были быстро усвояемы. В 1844 году материализм, социализм, нигилизм - были уже в полном ходу, составляли для человека, приехавшего из провинции, самую поразительную и яркую черту умственной жизни Петербурга..."


@темы: Литература, Культура, История России, XIX век

14:52 

Начало Успенского поста

Максималист
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и честного креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими булгарами в 1164 году.

Это первый из трех праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе. Второй - Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (6 августа), а третий - перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (16 августа в попразднство Успения Пресвятой Богородицы). Эти три праздника как бы связуют весь Успенский пост.
Церковь во имя иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость

Св Иоанн Злитоуст
Смирению научает нас Господь


Придите, говорит Господь, научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. И, 29). Я произношу эти слова не из тщеславия, но показал их вам опытом дел; ибо Я кроток и смирен сердцем — это можешь ты видеть из того, чем Я был. Посмотри на Мой вид, представь Мое достоинство и поклоняйся Моему снисхождению для тебя: рассуди, откуда Я пришел и где беседую с тобою; имея престолом небо, Я стою на земле и говорю с тобою; Я прославляюсь горе, и здесь как долготерпеливый не гневаюсь; ибо Я кроток и смирен сердцем. Если бы Я, сын Царя, не был кротким, то не избрал бы Себе в Матерь рабу; если бы Я, Творец невидимых и видимых существ, не был кротким, то не пришел бы к вам; если бы Я, Отец веков, не был кротким, то не допустил бы обвить Меня пеленами; если бы Я, владеющий богатством всей природы, не был смиренным, то не перенес бы бедности яслей; если бы Я, на Которого не могут взирать даже херувимы, не был кротким, то не стал бы жить вместе с бессловесными; если бы Я, плюновением доставляющий свет слепым, не был кротким, то не терпел бы заплевания из беззаконных уст; если бы Я, освобождающий рабов, не был кротким, то Я не принял бы рабского биения; если бы Я не был кротким, то не дал бы спины Моей на бичевание за пленников. Но почему Я не говорю о важнейшем? Если бы Я не был кротким, то, между тем как другие должны бы страдать, Я, Который нисколько неповинен, не заплатил бы за них смертного долга; но Я заплатил, чтобы и за тех, которые содержатся внизу, во аде, отдать долг наказания, ибо Я не только Царь живых, но и Владыка умерших. Поэтому Я и прошел тот и другой путь домостроительства; явился Человеком, был и мертвым на малое время, чтобы всем и тем, которые находились под землею, уделить дар Моего нетления. Придите... научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. Уничижение Мое — от произволения, а не от естества Моего; по существу Я неприступен, но по желанию снисхожу ко всем. Придите... научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, а не достоинством Своим; Я кроток по произволению, а не по могуществу: по могуществу Я страшен для ангелов, а по произволению смирен для людей. Придите... научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. Я говорю сообразно с Моим милосердием; больше власти Я люблю благость. Я, Царь, говорю с тобою; велика сила Моя, но Я не хочу поражать немощь твою присущим Мне могуществом. Не говорю: придите... научитесь от Меня, потому что Я — Владыка, Господь твари, Который, взирая на землю, заставляет ее трепетать, Который измерил небо пядью и землю объемлет дланью, но: придите... научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. Я так кроток: ты согрешил, а Я потерпел бичевание; Я так добровольно смирен: Я, Владыка, пришел освободить тех, которые находились в рабстве, а они Меня, Освободителя, били по ланитам, и рабы распяли Меня, а Я, несмотря на то, умоляя за них Отца Своего, говорил: Отче, прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34). Итак, придите... научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. Придите, Я усердно прошу и не стыжусь просить и умолять Своих рабов, чтобы не быть вынужденным наказать их; придите, и научитесь от Меня кротости прежде, нежели увидите от Меня страшное; придите, ныне Я врачую, а вскоре буду судить. Я ныне щажу, а немного после буду произносить приговор; ныне Я милосерд, а чрез несколько времени явлюсь праведным Судиею. Придите... научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. Или почтите кротость Мою, или устрашитесь могущества Моего. Придите, предупредите явление лица Моего исповеданием, потому что смирение Мое ограничено известным временем. Только настоящая жизнь, говорит Господь, есть время явления Моего долготерпения; наступит время, когда затворится дверь такой Моей благости; придет время, когда льющиеся слезы грешников не принесут пользы; придет время, когда звучащие трубы везде объявят Мое Второе пришествие, когда ангелы, облетев всю землю, представят на суд мириады мертвых, когда будет поставлен престол и Я приду на горних силах, когда начала и власти будут сопровождать Меня идущего, когда светила Царства Моего озарят весь мир, когда книги житейских дел откроются пред каждым, когда будет награждено точное исполнение закона и произнесен строгий суд над бесами, когда подсудимый будет стоять, имея предстоящими при себе одни только дела свои, когда мысли будут обвинять и совесть осуждать каждого, когда злые духи будут внимать словам Судии, когда печь будет ожидать приговора этого Судии, когда слово помилуй уже не поможет взывающему. Итак, придите прежде, нежели Я затворю двери Моего милосердия; прежде, нежели заключится торжище жизни, прежде, нежели окончится зрелище житейское; ибо назначенный срок кончины уже при вратах. Придите прежде, нежели Я начну судить; ибо если Я предворю, восседши производить суд, то уже не буду миловать. Для того Я и представил ясный пример юродивых дев, которых светильники жизни, не имевшие елея правды, погасли, для которых отвечали изнутри: не знаю вас, чтобы предуказать на слова, какие будут сказаны на том суде грешникам.

Из Беседы на память мученика Васса

@темы: Иоанн Златоуст, Православие, Святоотеческая литература

18:52 

Я - на бумаге

Максималист
Несмотря на то, что я неодобряю бумажные издательства, меня тут оказывается как раз в бумажном издании и опубликовали. Не меня, конечно, а мои фотографии. Газета "Неизвестный артефакт" поместила мои фотографии Константино-Елененского монастыря сделанные ещё в 2009 году, в статье про монастырь и даже на обложке газеты.

Если кто-то заинтересовался, скачать электронную версию газеты можно ЗДЕСЬ.

(Я уже скачивала и вирусов там не обнаружила)

Справедливости ради нужно признать, что фотографии в газете гораздо худшего качества, чем у меня на сайте. А каковы они на сайте можно посмотреть на ЭТОЙ СТРАНИЦЕ.

Кстати, фотографии были переданы мною редактору год назад и теоретически предназначались для путеводителя по святым местам Санкт-Петербурга. Но, по-видимому, с путеводителем у редакции как-то незаладилось...

@темы: Культура, О себе и о нас, Православная архитектура

21:26 

Катков об экономике России XIX века

Максималист
Катков Михаил Никифорович (1818-1887) - русский журналист, публицист, издатель.
Рост популярности Каткова был связан с его недюжинным публицистическим даром. Он мастерски владел словом. «Как публицист или собственно как стилист, он не имел себе равного между своими современниками, может быть, в целой Европе», - пишет историк Д.И. Иловайский". Катков

В 1862 г. Катков вместе с Леонтьевым приобретают в аренду газету «Московские ведомости». Очень скоро усилиями Михаила Никифоровича слабенькая университетская газета становится заметным явлением в отечественной журналистике.

Катков обращается в своих статьях к экономическим вопросам, касающимся России. "Не страна для промышленности, а промышленность для страны. Жалкая страна, не имеющая промыслов и потому находящаяся в зависимости от иностранцев; нужно поэтому заботиться о развитии промышленности в стране. Но коль скоро известная отрасль промышленности достигла значительной степени развития, удовлетворяя внутреннее потребление и высылая избыток в другие края, то в какую силу стали бы мы жертвовать интересами всего населения в угоду и наживу нескольким тузам? Но вот именно теперь мы присутствуем при одной из подобных попыток, имеющей даже шансы на успех..." пишет он в своей статье Заботы нефтепромышленников о пользе Отечества

Катковым был предложен также план социально-экономического переустройства пореформенной России, основными составляющими которого стали принцип «всесословности», опора на народную самобытность, бережное сохранение традиций и обычаев, ставка на государственный патриотизм и др.

@темы: XIX век, История России, Экономика

16:50 

День св. великомученика Пантелеимона

Максималист
Святой великомученик и целитель Пантелеимон - один из самых почитаемых святых Православной Церкви: едва ли мы найдем храм, где не было бы иконы святого. Среди раннехристианских целителей это пресвятое имя занимает особое место.

С древнейших времен св. Пантелеимон считается покровителем врачей. Молитвы болящих, с верой обращенные к нему, приносят облегчение исцеляют от физических и духовных недугов.

Память святого празднуется 9 августа н.ст.Церковь св. Пантелеимона

Тропарь Пантелеимону Целителю

Страстотерпче святый и целебниче Пантелеимоне, /
моли милостиваго Бога, /
да прегрешений оставление /
подаст душам нашим.

Молитва святому великомученику и целителю Пантелеимону
О великий Христов угодниче и преславный целебниче, великомучениче Пантелеимоне! Душею на Небеси Престолу Божию предстояй и Триипостасныя Его славы наслаждаяйся, телом же и ликом святым на земли в Божественных храмах почиваяй и данною ти свыше благодатию различные чудеса источаяй. Призри милостивым твоим оком на предстоящия люди и честней иконе умильно молящиеся и просящия от тебя целебныя помощи и заступления. Простри ко Господу Богу нашему теплые молитвы свои и испроси душам нашим оставление согрешений наших. С верою призываем имя твое, святый праведный Пантелеимоне. Яко ты приял еси благодать от Господа Бога - недуги отгоняти и страсти исцеляти. Тебя убо просим: не презри нас, недостойных, молящихся тебе и твоея помощи требующих. Буди нам в печалех утешитель, в недузех лютых страждущих врач. Напаствуемым - скорый покровитель. Очам недугующим - прозрения датель. В скорбях пребывающим - готовейший предстатель и исцелитель. Исходатайствуй всем вся, яже ко спасению полезная. Яко да твоими ко Господу Богу молитвами получивше благодать и милость, прославим всех благих Источника и Дароподателя, Бога Единого, в Троице Святой славимого, Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

@темы: Православие, Праздники

18:06 

Житие преподобного Кирилла Белозерского, составленное А.Н. Муравьёвым

Максималист
Кирилл(в мире Козьма) Белозерский - архимандрит Симонова монастыря (1388 - 90), основатель (1397) Кирилло-Белозерского монастыря. Происходил из знатного боярского рода. Служил казначеем у своего родственника Т.В. Вельяминова, окольничего Дмитрия Ивановича Донского.Кирилл Белозерский и Кирилл Александрийский

А.Н. Муравьёв пишет о преподобном: "От благочестивых родителей происходил Кирилл, в первопрестольной Москве; мирское имя его было Косьма; с детства воспитан был он в благословении и познании Священного Писания; это духовное образование, которым сам воспользовался, сделалось духовным наследием иноков его обители. Родители его при своей кончине поручили юношу сроднику своему, Тимофею Волуевичу, который служил окольничим у великого князя Димитрия Донского и превосходил честью и богатством многих бояр; но богатства вельможи не имели влияния на юного сироту, который вперил всю свою мысль к Богу и, постоянно прилежа к церкви, в посте и молитве, ничего больше не желал, как пострижения иноческого. Видя его добродетель, возраставшую с годами, боярин приблизил к себе юношу и даже поставил его над всем своим имением; но и это не изменило мыслей любителя безмолвия, а только огорчило его заботою, что труднее будет ему достигнуть желаемой цели; на Бога возложил он печаль свою и Богу, провидевшему великого подвижника в юном Косьме, благоугодно было споспешествовать ему к достижению иночества..."

А.Н. Муравьёв. Житие преподобного Кирилла Белозерского

Составитель Жития - Муравьёв Андрей Николаевич (1806 - 1874) камергер российского императорского двора; православный духовный писатель и историк Церкви, паломник и путешественник; драматург, поэт. Почётный член Императорской академии наук (1836).

@темы: Жития святых, История Православной церкви, История России, Культура, Православие

18:00 

Репатриация советских граждан: как это было

Максималист
Еще в начале апреля 1945 г. в Москве на секретном совещании в НКВД Л. Берия предупредил его участников, которым предстояло руководить реализацией репатриационных соглашений, что они будут "иметь дело с людьми, изменившими Родине, и в этом отношении нет разницы между пленными, вывезенными или уехавшими добровольно". Следовало возвратить их всех, поскольку "каждый из них, оставшись в руках противников СССР, может принести больше вреда, чем тысяча вредителей внутри страны".
(Нитобург Э. Л. У истоков русской диаспоры в США: Третья волна // США — Канада: Экономика. Политика. Культура. 1999. № 1. С. 84.)


Репатриация – возвращение определенной части населения (беженцев, перемещенных лиц, военнопленных), вынужденно оказавшегося на территории другого государства, в страну своего гражданства, постоянного проживания или национальной принадлежности». Энциклопедия юриста

Тема Великой Отечественной войны еще не изжита, так как до сих пор открываются новые грани, еще неизвестные или малоосвещенные, о которых нет вполне достоверных сведений, и историки-исследователи по мере открытия архивов как в России, так и за рубежом уточняют и обогащают историю новыми фактами.

Эта статья посвящена теме, которая мало освещалась в печати, более того, до конца 1980-х - начала 90-х годов все архивные материалы были недоступны и даже до сих пор открыта только часть из них. (Иностранные архивы были частично открыты в 1972 году). До сегодняшнего дня остается еще немало белых пятен в этой истории и маловероятно, что правдивая, однозначная информация о них станет известна миру. У каждой страны-участницы тех трагических событий были основания хранить правду о них в тайне.

К сожалению, для миллионов советских граждан окончание самой крупной и самой жестокой войны прошлого века еще не было счастливым ее концом, о чем большинство из нас ничего не знало.
читать дальше

@темы: Советский Союз, История России, ГУЛАГ, Вторая мировая война, Большевизм, XX век

16:30 

День памяти св. вмц. Маргариты

Максималист
Сегодня у моего соавтора День Ангела.Св. великомученица Маргарита (Марина)

Святая великомученица Маргарита (Марина) Антиохийская

Празднование памяти - 17 июля / 30 июля

Марина была дочерью идольского жреца. Познакомившись с христианским вероучением через свою кормилицу, святая Марина была схвачена при императоре Диоклетиане и подвергнута ужасным истязаниям: ее секли железными прутьями, строгали тело трезубцами, вбивали в нее гвозди, жгли огнем и бросали в воду. Святая Марина все терпеливо перенесла ради Господа и своим примером обратила ко Христу множество язычников.

Скончалась она в Антиохии Посидийской, усеченная мечом.

Тропарь: Агница Твоя, Иисусе, Марина зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и Тебе ищущи страдальчествую и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою; но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

@темы: Праздники, Православие, Культура, История Православной церкви, Именины, Жития святых

20:54 

Публикация писем Амвросия Оптинского

Максималист
Иеросхимонах Амвросий (Гренков) - (до пострижения Александр Михайлович) - иеромонах, старец Козельской Введенской Оптиной пустыни. Амвросий Оптинский

Продолжаем публикацию на сайте "Литература и Жизнь": Из собрания писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам.

Старец Амвросий Оптинский. О распространённых мнениях общества (о чудесах Христовых, о театре, о войне, о разводе, о награде за гробом и о духовной литературе)

Благословение на брак

Можно ли молиться за казненных

@темы: Святоотеческая литература, Православие, Оптинские старцы, История Православной церкви, XIX век

14:04 

Дружеская нога из Франции

Максималист
В статьях П.А. Вяземского периодически встречается выражение: кто-то с кем-то был на приятельской ноге.

У Гоголя в "Ревизоре" все помнят ставшую крылатой фразу: "Я с Пушкиным - не дружеской ноге!".

У русских писателей первой половины XIX века подобное выражение встречается довольно часто, а вот во второй половине того же XIX века его употребляют все реже и реже и наконец, в XX веке его уже не употребляет почти никто.

Мне выражение показалось довольно странным. Что значит, с кем-то на дружеской ноге? Вдвоём стоят на ноге у третьего??

Поиск в интернете дал такой результат:

« На короткой ноге
Почему о дружеских отношениях иногда говорят «быть с кем-либо на короткой ноге»? Может быть, это выражение вышло из лексикона одноногих пиратов, которые делились друг с другом деревяшками-протезами?

На самом деле дефект конечностей никакого отношения к нашей фразе не имеет. «Быть на короткой ноге» скопировано с французского etre sur un bon pied – буквально «быть на хорошей ноге». Заметьте, на хорошей, а не короткой. Иногда в русском языке говорят иначе: «на дружеской ноге», это отсюда же. Вы, может быть, думаете, что я только переписываю; нет, начальник отделения со мной на дружеской ноге. Этак ударит по плечу: «Приходи, братец, обедать!» (Н. Гоголь).

Из «хорошей» в «короткую» нога превратилась благодаря переносному значению последнего прилагательного. Короткий – значит «близкий, доверительный», накоротке – «в близких, дружеских отношениях».


Ежи Лисовский »

Это объясняет, почему выражение о "дружеской ноге" больше употребляли в начале 19 века: тогда русское общество испытывало очень сильное влияние французской культуры и идиомы французского языка часто переводились на русский, так как всем были привычны и в подлиннике. К концу 19 века французское влияние на культуру заметно ослабло.

@темы: Русский язык, Литература, Культура, История России, XIX век

18:37 

Как же мы любим играть в нищенство!

Максималист
Полёт творческой фантазии:

«В «Я шагаю по Москве-2» Никита Михалков будет просить милостыню?

В 2003 году на «Кинотавре» в Сочи после успешного показа юбилейного фильма «Я шагаю по Москве» режиссера Георгия Данелия корреспонденты спросили: «А вы не хотели бы снять продолжение картины?» - на что режиссер ответил: «Да, я подумываю об этом».Данелия
А нашему корреспонденту Данелия признался, что он даже уже придумал, что случится с его любимым актером Никитой Михалковым.

- Седой Никита будет стоять в подземном переходе и петь «А я иду, шагаю по Москве», а прохожие станут кидать ему монетки, - пояснил Данелия.

- А как сам Михалков относится к такой «перспективе»?

- Нормально! Я ему уже озвучил свою идею...

При этом, как отметил Георгий Николаевич, пока денег на проект никто не дал, поэтому съемки продолжения легендарного фильма еще только в планах.

Источник »



Реальность:

«Усадьбу российского кинорежиссера в в деревне Щепачихе в 10 км от города Павлово-на-Оке теперь охраняют не только вооруженные охранники, но и десятки ядовитых змей. Как утверждают соседи, идея привлечь гадюк для охраны своей территории принадлежит именно Михалкову.

По словам местного каменщика Андрея, егеря заранее предупредили жителей о соседстве с ядовитыми тварями.Михалков

Причина, по которой змей призвали охранять территорию, ни для кого не является секретом – чтобы никто не ходил, куда не надо. Обижаются на это немногие, в основном женщины, беспокоящиеся за детей, которые могут пострадать от ядовитых змей. Мужчины же относятся с пониманием, рассуждая: "Если бы у меня была такая же усадьба, я бы тоже так сделал. А то действительно, ходят же всякие!"

Кроме гадюк резиденцию охраняют десятки охранников, вооруженных карабинами.

Поместье Михалкова делится на две части. На первой половине размером 115 га находится сама усадьба, купленная режиссером за $15 миллионов, гостевые коттеджи, храм, конюшня, и другие хозяйственные постройки. Вторая часть протянулась на 140 тыс.га. Хотя вначале площадь территории отданной режиссеру на долгосрочную аренду составляла всего 37 тыс. гектаров... »

Источник


А перед чашечкой для сбора милостыни для Михалкова надпись: "Помогите, люди добрые! На прокорм гадюк для охраны двухсотпятидесятитысячегектарной дачи денег не хватает!"

Я бы тоже на такой фильм денег не дала!

@темы: Современная Россия, Менталитет, Культура, XXI век

19:04 

Достоевский - нашему современнику

Максималист
Постоянно приходится слушать завывания нашего современника о том, что ему государство что-то недодало и потому судьба его разбита и исковеркана, сам он унижен и уничтожен, жизни нормальной не имеет и т.д. и т.п. И виноваты в его несчастьях абсолютно все от Путина до соседа с верхнего этажа, в общем, весь мир без исключения.

Что сказать... К сожалению, это, вероятно, свойство русского человека, ибо ещё полтораста лет назад Достоевский писал об этом явлении, словами Ипполита, в романе "Идиот":

" Я не понимал, например, как эти люди, имея столько жизни, не умеют сделаться богачами (впрочем, не понимаю и теперь). Я знал одного бедняка, про которого мне потом рассказывали, что он умер с голоду, и, помню, это вывело меня из себя: если бы можно было этого бедняка оживить, я бы, кажется, казнил его. Мне иногда становилось легче на целые недели, и я мог выходить на улицу; но улица стала наконец Достоевскийпроизводить во мне такое озлобление, что я по целым дням нарочно сидел взаперти, хотя и Достоевский Ф.М.мог выходить, как и все. Я не мог выносить этого шныряющего, суетящегося, вечно озабоченного, угрюмого и встревоженного народа, который сновал около меня по тротуарам. К чему их вечная печаль, вечная их тревога и суета; вечная угрюмая злость их (потому что они злы, злы, злы)? Кто виноват, что они несчастны и не умеют жить, имея впереди по шестидесяти лет жизни? Зачем Зарницын допустил себя умереть с голоду, имея у себя шестьдесят лет впереди? И каждый-то показывает свое рубище, свои рабочие руки, злится и кричит: "Мы работаем как волы, мы трудимся, мы голодны как собаки и бедны! Другие не работают и не трудятся, а они богаты!" (Вечный припев!). Рядом с ними бегает и суетится с утра до ночи какой-нибудь несчастный сморчок "из благородных", Иван Фомич Суриков, -- в нашем доме, над нами живет, -- вечно с продранными локтями, с обсыпавшимися пуговицами, у разных людей на посылках, по чьим-нибудь поручениям, да еще с утра до ночи. Разговоритесь с ним: "Беден, нищ и убог, умерла жена, лекарства купить было не на что, а зимой заморозили ребенка; старшая дочь на содержанье пошла..." -- вечно хнычет, вечно плачется! О, никакой, никакой во мне не было жалости к этим дуракам, ни теперь, ни прежде, -- я с гордостью это говорю! Зачем же он сам не Ротшильд? Кто виноват, что у него нет миллионов, как у Ротшильда, что у него нет горы золотых империалов и наполеондоров, такой горы, такой точно высокой горы, как на масленице под балаганами! Коли он живет, стало быть, всё в его власти! Кто виноват, что он этого не понимает?.."

@темы: XIX век, XXI век, Менталитет, Современная Россия

15:33 

Психология современника

Максималист
В одном из учебников по психологии попалась мне картинка, которая как нельзя лучше отражает психологию среднеарифметического россиянина.



Примечательно, что люди об этом сказали (вернее нарисовали) ещё в 1990 году.

Картинка из учебника:

Практикум по общей психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. И. Абраменко, А. А. Алексеев, В. В. Богословский и др.; Под ред. А. И. Щербакова.— 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Просвещение, 1990.

@темы: Современная Россия, Психология, Менталитет

17:06 

Парадоксальная ностальгия. Разговор в поликлинике

Максималист
Довелось мне сегодня быть в поликлинике. Перед кабинетом - очередь. В очереди сидят два мужика пенсионера и разговаривают. О чем? Нет, не о футболе и не о погоде, а о том, о чем сейчас очень модно говорить, а именно: о том, какая сейчас жизнь плохая, и какая она была хорошая при советском строе. Поскольку разговор происходил в поликлинике, он невольно охватывал не только тему превосходства советского строя, но и тему здоровья нации.

И вот рассказывает наш мужик-пенсионер своему товарищу, как у его знакомых ребёнок всё болеет и болеет. Сколько они его витаминами не кормят - а он всё равно болеет!

- Вот в наше время, - продолжал мужик, - все дети бегали здоровые, ничем не болели, хотя ни какими витаминами их никто не кормил! Да и какие там были витамины? Не то что витаминов - есть-то и то было нечего: на шестерых детей, у которых отец погиб на фронте, давали пенсию в тридцать рублей! Это ж всего по пять рублей на человека! Как на эти деньги можно было прожить месяц?! - восклицал мужик, совсем не задумываясь, что его доказательство как раз опровергает первоначальный его тезис, о том, как прекрасно и правильно жилось в Советском Союзе, при социалистическом строе.

От себя могу добавить, что мне видится прямая связь между этими двумя фактами, изложенными пенсионером, который ожидал своей очереди к врачу.

Предшествующее поколение само ещё как-то выросло на этой пенсии за отца-фронтовика, но здорового потомства уже дать не смогло...

@темы: Мемуары, История России, Большевизм, Анти-ностальгия, XXI век, XX век, Менталитет, Советский Союз, Современная Россия

17:05 

Благоверный царь Николай Александрович и его семья

Максималист
Будущий Император Всероссийский Николай II родился 6 (18) мая 1868 года, в день святого праведного Иова Многострадального. Он был старшим сыном Императора Александра III и его супруги Императрицы Марии Феодоровны. Воспитание, полученное им под руководством отца, было строгим, почти суровым. «Мне нужны нормальные здоровые русские дети» — такое требование выдвигал Император к воспитателям своих детей. А такое воспитание могло быть по духу только православным. Еще маленьким ребенком Наследник Цесаревич проявлял особую любовь к Богу, к Его Церкви. Он получил весьма хорошее домашнее образование — знал несколько языков, изучил русскую и мировую историю, глубоко разбирался в военном деле, был широко эрудированным человеком. У Императора Александра III была программа всесторонней подготовки Наследника к исполнению монарших обязанностей, но этим планам в полной мере не суждено было осуществиться...Благоверный царь Николай Александрович и его семья

Императрица Александра Феодоровна (принцесса Алиса Виктория Елена Луиза Беатриса) родилась 25 мая (7 июня) 1872 года в Дармштадте, столице небольшого германского герцогства, к тому времени уже насильственно включенного в Германскую империю. Отцом Алисы был Великий герцог Гессен-Дармштадтский Людвиг, а матерью — принцесса Алиса Английская, третья дочь королевы Виктории. В младенчестве принцесса Алиса — дома ее звали Аликc — была веселым, живым ребенком, получив за это прозвище «Санни» (Солнышко). Дети гессенской четы — а их было семеро — воспитывались в глубоко патриархальных традициях. Жизнь их проходила по строго установленному матерью регламенту, ни одной минуты не должно было проходить без дела. Одежда и еда детей были очень простыми. Девочки сами зажигали камины, убирали свои комнаты. Мать старалась с детства привить им качества, основанные на глубоко христианском подходе к жизни.

Первое горе Аликс перенесла в шесть лет — от дифтерии в возрасте тридцати пяти лет умерла ее мать. После пережитой трагедии маленькая Аликс стала замкнутой, отчужденной, начала сторониться незнакомых людей; успокаивалась она только в семейном кругу. После смерти дочери королева Виктория перенесла свою любовь на ее детей, особенно на младшую, Аликс. Ее воспитание, образование отныне проходило под контролем бабушки.
читать дальше


Церковь во имя святаго страстотерпца царевича Алексия в пос. Саблино Лен. обл.

@темы: Православие, История России, История Православной церкви, Жития святых, Большевизм, XXI век, XX век

22:23 

Д.И. Иловайский и второй том его "Истории"

Максималист
Иловайский Дмитрий Иванович (1832 - 1920) русский историк и публицист, монархист. После сложнейших и глубоких исследований относящихся к вопросу о происхождении Руси, выступил решительным противником Норманской теории. В 1876-1905 Иловайский выпускает “Историю России” (тт. 1—5), в которой, следуя исторической концепции Н.М. Карамзина, дает общий обзор истории России с древнейших времен до царствования Алексея Михайловича. Подобно Карамзину, Иловайский считал, что история народа — это история развития его государственности, которая, прежде всего, воплощается в его царях и вождях.

Д.И. Иловайский. История России. В 5 томах. Том 2. Московско-Литовский период или собиратели Руси

Д.И. Иловайский пишет: "Почти в самой середине Восточно-Европейской равнины, в одной из наиболее возвышенных местностей Алаунского пространства, в отлогой котловине лежит город Москва, с именем которой неразрывно связано понятие о средоточии Великорусского племени и Русской государственности по преимуществу. Подобно и другим древним средоточиям государственной жизни, происхождение города Москвы сделалось достоянием легенды и разных домыслов, которые не замедлили изукрасить ее начальную историю. Известно, что этот город впервые упоминается под 1147 годом, когда Суздальский князь Юрий Долгорукий принимал здесь и угощал Святослава Ольговича Северского, своего союзника в борьбе с племянником Изяславом II Киевским. В летописях Москва называется иначе Кучковым. У сына Долгорукого, Андрея Боголюбского, как мы знаем, были бояре Кучковичи, два брата с своим зятем. Великий князь казнил одного из братьев; а другой брат и зять составили заговор и убили самого Андрея. Этих имен и обстоятельств было вполне достаточно, чтобы потом сложилась известная легенда.

Сущность ее следующая: Д.И. Иловайский

Был когда-то богатый и знатный боярин, по имени Степан Кучко, который владел несколькими "красными" селами на берегах реки Москвы. Раз он прогневал князя Юрия Долгорукого тем, что не воздал ему надлежащей чести; князь велел его казнить; а двух сыновей и дочь, красавицу Улиту, отослать во Владимир к своему сыну Андрею. Этот последний женился потом на Улите, а братьев ее сделал своими близкими боярами. Между тем села Кучковы князь Юрий присвоил себе; их красивое местоположение очень понравилось князю, и он построил тут город, который от реки назван Москвою..."

@темы: История России

Дневник Solo

главная