Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
15:46 

Что крестьянин то и обезьянин

Максималист
Увидела у Stevia тест на муми-тролей и решила его пройти (на старости лет!!). Я вообще на такие тесты никогда не хожу, но тут...
Рассчитывала получить Снусмумрика - это мой любимый персонаж, но получился совсем иной результат:
Если вы отвечали на все вопросы то, что в голову приходило, значит вы - Снорк
Кроме способности менять цвет в зависимости от настроения, никакими общими качествами снорки не отличаются. В отличие от своей нежной и рассеянной сестрицы, Снорк весьма тверд, категоричен, обожает все планировать и делать расчеты. Он ничего не теряет и никуда не торопится, он знает, что главное во всяком деле — это точный план.

Больше всего на свете Снорк не выносит суету и беспорядок. Он кажется черствым и ворчливым, но на самом деле он славный и его близкие всегда могут на него положиться.

image
Пройти тест

@темы: О себе и о нас

15:19 

На днях мы были в Петергофе

Максималист
Меня, человека, родившегося и выросшего в Сибири, такая осень приводит в восхищение. Полноценное время года - осень, а вовсе не двухнедельная прослойка между летом и зимой.



Очень характерная картина: фонтан почти выключен, на с него ещё под малым напором стекает вода;
Скульптуры готовят к зиме и слева от статуи видна часть ящика в которую её заколотят;
На переднем плане - отдыхающая бродячая собака, коих очень много развелось благодаря стараниям Матвиенко.



Главный фонтан Петродворца ещё частично работает. Но Самсон, раздирающий пасть льва, уже отдыхает.



Здание оранжереи. Летом так не сфотографируешь - всё в зелени.

@темы: Санкт-Петербург

18:00 

Поздравляю всех с праздником Покрова Пресвятой Богородицы

Максималист
Тропарь праздника:

Днесь, благовернии людие, светло празднуем,/ осеняеми Твоим, Богомати, пришествием,/ и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем:/ покрый нас честным Твоим Покровом/ и избави нас от всякаго зла,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,// спасти души наша.



Фото: Собор Покрова Пресвятой Богородицы в Гатчине. Альбом с фотографиями Собора

@темы: Православие, Праздники

23:04 

Печать и наше общество

Максималист
«...Мы убеждены, и каждый день убеждаемся все более, что нет на свете двух вещей, менее соответствующих одна другой, как наша печать и наше общество. По нашей печати не только нельзя судить о глубине народных сил, глубине таинственной и неизведанной, - наша печать не может служить меркою даже того, что мы знаем: нашего образованного общества. Что совершенно возможно у нас в печати, то было бы совершенно невозможно в обществе. Глубокая образованность, зрелый ум, всесторонняя мысль, богатый опыт жизни встречаются у нас часто в различных сферах общества, но все это редко является или вовсе не является в печати и по многим причинам не чувствует к тому охоты. Будущее покажет, как много разные посторонние условия препятствуют нашей печати принять более достойный вид и быть действительным выражением общества и органом народного гения. Все, что рассчитано на незрелую не умеющую владеть собою мысль, все то по необходимости должно ослаблять и умалять действие зрелой мысли, которая невольно сторонится, говорит полутоном и лишь кое о чем либо остается вдали от литературы, преданная в глуши какому-нибудь безвестному, уединенному труду...»

Эти слова очень подходят к сегодняшнему дню, а ведь написаны полторы сотни лет назад. Автор их - М.Н. Катков. Писал он это в статье «Наш язык и что такое свистуны»

Ф.М. Достоевский отозвался на эту статью «Ответом "Русскому Вестнику"» (Вр. 1861. № 5. Б. п.), в котором продолжил полемику о женском вопросе и «Египетских ночах» Пушкина, начатую им статьей «Образцы чистосердечия» (Вр. 1861. № 3; б.п.). В № 3 Достоевский анонимно напечатал и вторую свою статью — «"Свисток" и "Русский Вестник"», расширившую рамки дискуссии и переведшую ее в обсуждение общественно-литературных проблем.

@темы: XIX век, Культура, Литература

23:39 

В.В. Розанов "Впереди себя гибели не видишь" - несчастный случай или халатнсть?

Максималист
«Гибель детей Нобеля мерещится ночью...
Родители вчера были счастливы: богатство, положение, любимая деятельность, "милая жена" и двое невинных, прекрасных детей... В.В. Розанов

Сегодня - ничего нет. И, главное, может быть, - никогда ничего не нужно будет.

За несколько дней до этого сообщалось тоже об ужасной гибели детей. Пятеро детей, очевидно совершенные малютки, оставшись одни, открыли пустой сундук и все залезли в него. Известно, дети везде любят устраивать "свою комнатку". Должно быть, крышку они прислонили к стене, и она стояла круто. Должно быть, тронули тесемки, которые держат крышку, они - натянулись, крышка, едва-едва бывшая вне "момента безразличия", перешла "сюда" через него и захлопнула всех пятерых в сундуке. Конечно, они кричали... Конечно, головками и ручками старались ее поднять, - но, верно, петля попала "куда нужно" и заперла их... Долго не входил никто, а когда вошли и, не найдя детей, подняли крышку - под нею нашли пять задохшихся трупиков... Можно представить состояние родителей!!

И никто не спас, не помог, не услышал. Никогда никто не предупреждал о возможности такого ужаса. Никто его не предвидел: самое главное!! Если бы предвидели...»
В.В. Розанов. "Впереди себя гибели не видишь"... (О гибели детей Нобеля)

Статья опубликована в библиотеке сайта "Литература и Жизнь".

@темы: XIX век, XX век, Публицистика, Семья

16:53 

Странный памятник архитектуры федерального значения

Максималист
Наконец-то я дополнила новыми фотографиями (месячной давности) альбом "Церковь в имя св. преподобного Серафима Саровского возле Петродворца (пос. Просвещение), бывшее подворье Серафимо-Дивеевского монастыря".



Здание было построено до революции в стиле нарышкинского барокко. После революции перестроено советскими строителями в нечто кубическое и приспособлено под овощной склад. В 1993 году это издевательство вернули церкви. Удастся ли восстановить его первоначальный вид - неизвестно, но на стене висит табличка: "Памятник архитектуры федерального значения. Охраняется государством"

Издевательская надпись, не правда ли?

Посмотреть, что это за памятник архитектуры можно на нашем сайте в альбоме "Церковь в имя св. преподобного Серафима Саровского возле Петродворца (пос. Просвещение), бывшее подворье Серафимо-Дивеевского монастыря"

@темы: Санкт-Петербург, Православная архитектура, Православие, Культура

18:39 

Прибалтийский интерес Лескова

Максималист
Лесков Николай Семёнович (псевд. Лесков-Стебницкий; М. Стебницкий) (1831 - 1895) русский писатель, публицист написал не только "Левшу" и "Очарованного странника". Его перу принадлежит ряд статей о территории России, которая теперь является частью Прибалтики. Лесков Николай Семёнович

Остзейский край (от немецкого названия Балтийского моря — Ostsee) — в Российской империи общее обозначение Курляндской, Лифляндской и Эстляндской губерний (современная территория Эстонии и большая часть Латвии), или Прибалтийского края. С 1801 по 1876 г. — генерал-губернаторство с центром в г. Риге.

Предлагаем вашему вниманию статью Н.С. Лескова "О рижских прелестницах и о благословенных браках", опубликованную в библиотеке сайта "Литература и Жизнь".

@темы: XIX век, История России

22:55 

Как поменялось отношение к школам за последние 150 лет!

Максималист
«Церковно-приходская школа достаточно удовлетворяет народному духу, и удовлетворяет потому, что весь народ и за всю свою историю почти исключительно черпал впечатления и поучения из церкви. В.В. РозановВот отчего введение церковно-приходских школ не встретило никакого противодействия в народе, никакого неудовольствия. И чрезвычайно образованные люди, как знаменитый московский врач проф. Захарьин, жертвовали на этот тип школ сотни тысяч рублей. Они жертвовали потому, что церковно-приходская школа наряду с первоначальным умственным развитием давала или, по крайней мере, поддерживала и основные нравственные представления и навыки...»
Это писал Розанов в статье О разных ведомствах, заведующих народною школой
Насколько сейчас изменилось мнение о церковно-приходских школах! Самый яростный отпор они встречают от родителей, а не от чиновников. Родители не хотят, чтобы их детям объяснили, что за вероисповедание такое было на Руси вплоть до наступления советской власти. Не хотят, чтобы детям объяснили, что добро это хорошо, а зло - плохо. Как следствие этого - растущая с каждым годом преступность и детская преступность в частности.
Напоследок, ещё три статьи В.В. Розанова, касающиеся педагогики и образования в России в XIX:

В.В. Розанов. Увеличение университетской наукоспособности
В.В. Розанов. В училищном мире
В.В. Розанов. Еще о материальном обеспечении учителей
Статьи опубликованы в библиотеке сайта "Литература и Жизнь".

@темы: Педагогика, История России, XIX век

19:08 

Рожков и его статьи

Максималист
Николай Александрович Рожков (1868 - 1927) русский историк и политический деятель: член РСДРП (б) с 1905 г., с августа 1917 г. член ЦК партии меньшевиков, с мая по июль 1917 г. - товарищ (заместитель) министра Временного правительства, автор ряда трудов по русской истории, экономике сельского хозяйства России, экономической и социальной истории.Николай Александрович Рожков

Ленин в письме к Сталину от 13 декабря 1922 г. так сформулировал отношение к Рожкову: «...держать его надо под строгим надзором, ибо этот человек есть и будет, вероятно, врагом нашим до конца»

"В отличие от В.О. Ключевского, сумевшего отказаться от общественной деятельности и полностью посвятить себя науке, Рожков стал жертвой небезопасных в России политических убеждений и увлечений...

...Всего в общей сложности — около 3 лет тюремного заключения и 9 лет ссылки. Несмотря на такую биографию и благодаря необычайной работоспособности, ученый смог написать, не считая многих публицистических статей, порядка 400 работ, часть из них опубликована в библиотеке сайта "Литература и Жизнь":

Н.А. Рожков. Великая французская и русская революции

Н.А. Рожков. Очерк истории труда в России

Возможно в библиотеке сайта будут опубликованы и другие статьи Рожкова, если они конечно будут стоить того, чтобы их публиковать.

@темы: История зарубежных стран, История России

15:58 

Поздравляю всех с праздником Рождества Пресвятой Богородицы

Максималист
Тропарь праздника:

Рождество Твое, Богородице Дево,/ радость возвести всей вселенней:/ из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш,/ и, разрушив клятву, даде благословение,// и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный. Икона Рождества Пресвятой Богородицы

Слово на день преславнаго Рождества Пресвятой Богородицы св. прав. Иоанна Кронштадтского
Всемирная радость от праведных Иоакима и Анны возсия нам, всепетая Дева, яже премногия ради чистоты храм Божий оду­шевленный бывает, и едина воистину Бого­родица познавается. (На стиховне стихира предпразд. служба).


Прежде чем начать мое убогое слово о рождестве Ма­тери Бога Слова, молю сие Предвечное Слово дать мне разум прославить по силам моим, а вернее по благодати Божией, настоящий великий христианский праздник, Рож­дества Пресвятыя Девы Марии, предназначенной от Творца веков быть Матерью Сына Божия по плоти.

Сопоставляю в мысли моей двух дев: первозданную деву Еву, когда она еще не познала общения, и настоящую Пречистую Деву и Приснодеву Богородицу Марию.
читать дальше

@темы: Культура, Православие, Праздники, Святоотеческая литература

00:00 

Кузмин и его критические статьи

Максималист
Кузмин Михаил Алексеевич (1872 - 1936) русский поэт Серебряного века, переводчик, прозаик, композитор, родился в Ярославле в семье дворянина.
Определённая известность пришла к М.Кузмину после его музыкальных выступлений на «Вечерах современной музыки» - музыкального отделения журнала «Мир искусства». Кузмин поддерживал дружеские отношения с художниками группы «Мир искусства». Эстетика мирискусников оказала влияние на его литературное творчество. Кузмин Михаил Алексеевич

Большое влияние на Кузмина оказала юношеская дружба и переписка с Г. В. Чичериным и путешествия по Египту и Италии, а затем по русскому Северу (долгое время Кузмин увлекался русским старообрядчеством).

По некоторым данным, в 1905 году Кузмин вступил в Союз Русского Народа, во всяком случае, его устойчивый интерес к националистическому движению хорошо засвидетельствован современниками.

После революции Михаил Кузмин остался в России и занимался, в основном, переводами. В 20-30-е гг. Михаил Алексеевич вынужденно перестал печатать свои стихи и прозу, временами он принимал участие в театральных постановках в качестве музыкального руководителя, писал театральные рецензии. По приглашению Максима Горького Кузмин участвовал в составлении планов французской секции издательства «Всемирная литература», переводил прозу Анатоля Франса и редактировал собрание его сочинений.

Кузмин относительно спокойно, хотя и в тревоге за своих близких, пережил начало политических репрессий. Возможно, свою роль в этом сыграла давняя, еще с гимназических времен, дружба с Г. В. Чичериным – наркомом иностранных дел СССР.
Примерно к тому времени относятся два очерка Кузмина: "К.Д. Бальмонт" и "Островский", опубликованные в библиотеке сайта "Литература и Жизнь".

@темы: Культура, XX век

23:25 

Михаил Михайлович Богословский и его труды о Петре I

Максималист
Михаил Михайлович Богословский (1867 - 1929) - российский историк. Академик Российской академии наук (1921; член-корреспондент с 1920).

Богословский - автор около 90 научных работ, посвящённых истории реформ Петра Великого, преобразований екатерининского времени, эволюции русского дворянства, земскому самоуправлению, древним и средневековым русским юридическим документам («правдам»). Также известен многочисленными очерками, посвящёнными истории крестьянства (о черносошных и государственных крестьянах, о псковских изорниках и др.). Написал учебник по русской истории для средней школы и курс лекций по истории России XVIII и XIX вв.

В своей магистерской диссертации характеризовал курс Петра I как политику просвещенного абсолютизма, в его областной реформе видел попытку построения «идеального» государственного здания по европейскому образцу. В докторской диссертации представил результаты исследований экономического и социального быта северных территорий, вопросов земельной собственности, расслоения крестьянства, финансовой, административной, судебной, церковной и других сфер земского самоуправления.

Автор посмертно изданной фундаментальной биографии Петра I, оставшейся незаконченной (доведена до начала Северной войны). Этот труд представляет собой капитальный свод данных о молодых годах первого русского императора.


Богословский участвовал в деятельности Археографической комиссии при Московском археологическом обществе, Историко-юридической комиссии при Юридическом обществе при Московском университете. Член-соревнователь Общества истории и древностей Российских (1904), за отзыв на магистерское сочинение А. А. Кизеветтера «Посадская община в России в XVIII в.» был удостоен золотой медали общества. Был членом Русского исторического общества, Псковской археографической комиссии, в 1916 принимал активное участие в воссоздании Исторического общества при Московском университете, с 1922 был председателем комитета этого общества. С 1922 — член Археографической комиссии Российской академии наук.

С 1921 — председатель Историко-общественного отделения Московского исторического музея, также руководил в этом музее отделением истории XVII века. Возглавлял секцию русской истории Исторического института при факультете общественных наук МГУ.

Скончался до начала репрессий против историков в рамках «дела академика Платонова», но посмертно был «зачислен» органами государственной безопасности в число заговорщиков и контрреволюционеров.

На сайте "Литература и Жизнь" опубликовано исследование М.М. Богословского "Фабрично-заводская промышленность при Петре Великом"

@темы: История России

20:28 

Церковь прп. Серафима Саровского в Старом Петергофе

Максималист
Мы сегодня были в церкви преподобного Серафима Саровского (бывшее подворье Серафимо-Дивеевского монастыря). Это недалеко от Серафимо-Дивеевское подворьеСтарого Петергофа. До революции, на территории подворья находились 13 зданий кроме двух храмов, кирпичного и деревянного, была построена двухэтажная гостиница, деревянные служебные постройки и пр.Сейчас сохранилось только одно здание кирпичной церкви, в которой, после всех разрушений и перестроек, невозможно признать никакого "нарышкинского" барокко. Прочие постройки, в том числе и колокольня церкви - полностью утрачены.

В советское время здание храма приспособили  под складские помещения, внутреннее пространство церкви было разделено бетонными перекрытиями на четыре этажа, стены наращены новой кирпичной кладкой так, что здание стало иметь форму кирпичного куба, в стиле "коробок" советской застройки, через алтарь проходил грузовой лифт. К северному фасаду (со стороны Финского залива) пристроено здание угольной котельной с трубой, расположенной вплотную к храму.

Изуродованное здание вернули православной церкви в 1993 году. Сейчас на гранитной доске, что находится на стене храма надпись: "Московский патриархат Санкт-Петербургская епархия. Храм во имя преподобного Серафима Саровского. Бывшее подворье Серафимо-Дивеевского монастыря.
Освящен 19 октября 1909 г. Архитектор Н.Н. Никонов. Памятник архитектуры федерального значения. Охраняется государством".

Сможет ли когда-нибудь храм предстать в том виде, каким был создан, чтобы проходящие мимо люди не терялись в догадках: какое может быть федеральное значение у этого большого кирпичного куба?

Церковь прп Серафима Саровского

Последний раз мы там были три года назад. В церкви, во всяком случае, в её внешнем облике мало что изменилось.



По другую сторону от храма начинается Университетский парк (бывшая усадьба Лейхтенбергских).

Университетский парк

Университетский парк

@темы: Большевизм, Культура, Православие, Православная архитектура, Санкт-Петербург

22:15 

К.С. Аксаков о русской остории

Максималист
Константин Сергеевич Аксаков (1817–1860), русский публицист, критик, поэт, историк, языковед, один из идеологов славянофильства.Константин Сергеевич Аксаков

Первоначально статью "О русской истории" К.С. Аксаков задумывал в качестве предисловия к «Русской истории для детей», но затем изменил свое намерение и предполагал обработать ее как особую статью, однако так и не успел этого сделать.
Аксаков пишет: "Русская история совершенно отличается от западноевропейской и от всякой другой истории. Ее не понимали до настоящего времени, потому что приходили к ней с готовыми историческими рамками, заимствованными у Запада, и хотели ее туда насильно втискать, потому что хотели ее учить, а не у нее учиться; одним словом, потому, что позабыли свою народность и потеряли самобытный русский взгляд. Настоящее время не таково: его смысл, его труд заключается именно в пробуждении русского - в русских, и в возращении русским - русского. Русская история начинает являться в своем настоящем свете. Были патриоты на западный лад, им хотелось было увидать в русской истории всех западных героев, все западные славные дела, и они раскрашивали русскую историю иностранными красками: дело, разумеется, не клеилось, и история только обезображивалась. Такое направление настало вскоре после переворота Петра Великого, после которого появились в русской земле невиданные дотоле патриоты - иностранные и по имени и по духу. Не только подвиги и герои Запада, но и Рима и Греции, потребовались тогда для русской истории поэтам и прозаикам, как будто бы русская история непременно нуждалась в повторении великих дел народов чуждых, как будто бы она не могла явить своих подвигов и своих мужей, которые ни у кого не заимствованы. Время таких попыток и такого патриотизма, кажется, наконец прошло. Между тем западное влияние все еще держится. И вот, другие люди, не желая (очень справедливо) строить русской истории по западному образцу, но имея в то же время (к сожалению) только западные понятия об истории и не находя в русской истории никакого сходства с Западом, - в ней уже ровно ничего не видят; т.е. просто ее не понимают. Нетрудно, кажется, угадать, что и то и другое мнение ошибочно..."
Полный текст статьи К.С. Аксакова "О русской истории" можно прочитать в библиотеке сайта "Литература и Жизнь".

@темы: XIX век, История России

19:52 

Всю жизнь он фигу носил в кармане и лишь из могилы её показал

Максималист
Феоктистов Евгений Михайлович [1828, Москва, - 16(28).6.1898, Петербург], русский государственный деятель, литератор, мемуарист. Родился в семье офицера. Окончил Московский университет (1851). Сотрудничал в «Современнике», «Московских ведомостях». В 1871-1883 гг. - редактор «Журнала Министерства народного Феоктистов Евгений Михайловичпросвещения». От умеренного либерализма 50-60-х гг. эволюционировал в 70-80-х гг. к консерватизму. В 1883-1896 начальник Главного управления по делам печати, сотрудник министра внутренних дел Д. А. Толстого.

За свою достаточно долгую жизнь Евгений Феоктистов написал несколько десятков весьма живо и талантливо написанных статей преимущественно по новой истории: как русской, так и европейской. Большинство из этих статей было напечатано в «Русском Вестнике» (в 1856—1882 годах), а также в «Отечественных записках», впоследствии самим Феоктистовым и закрытых.

На протяжении многих лет своей административной деятельности Евгений Феоктистов вёл дневник (до сих пор не опубликованный), а в последние два года жизни написал мемуары, весьма желчно и остро описывающие в лицах чиновничий мир своего времени. Любопытно отметить, что эти мемуары были настолько рискованны, что смогли увидеть свет только в 1929 году (Всю жизнь он фигу носил в кармане и лишь из могилы её показал (Кукрыниксы?) А.В.). Они были опубликованы под названием «За кулисами политики и литературы» как пример тягостной сатиры на царскую бюрократию. Таким парадоксальным образом замкнулось кольцо в жизни и литературной деятельности Евгения Феоктистова.

И вот эту самую желчь мы и предоставляем Вашему вниманию.
Е.М. Феоктистов. Воспоминания. За кулисами политики и литературы. 1848-1896

Что ж поделаешь! И это свидетельство. А русские вообще любят говорить о плохом больше, чем о хорошем. Такое впечатление, что всей нации в глаз попал осколок зеркала тролля из сказки Андерсена "Снежная королева".

@темы: XIX век, XX век, История России, Культура, Литература, Мемуары

21:59 

В.В. Розанов о женщине, как охранительнице народного здоровья

Максималист
Этот вопрос В.В. Розанов никак не мог обойти стороной!
«...Телесное, биологическое здоровье человека никому так не близко, как той, которая вынашивает в своих недрах это здоровье, до известной степени сотворяет его и потом всю жизнь имеет сумму инстинктов, внутренно побуждающих стоять трепетным хранителем и стражем около этого здоровья. Здоровье ребенка, конечно, дорого и отцу; но мать как-то подробнее его видит, неусыпнее за ним следит; от нее не ускользают недельные и месячные перемены в здоровье детей, которые ускользают от отца, за которыми отец просто даже не следит. Тут ни порицаниям, ни похвалам нет места; это есть просто "разделение труда", проведенное в природе и ее инстинктах еще тоньше, чем в машине человеческой цивилизации, нежели в человеческой индустрии. Самочувствие взрослых сыновей и дочерей не останавливает на себе заботы отца, не внушает ему тревоги, если только эти взрослые не сваливаются с ног. Пока "на ногах", - здоров, - думает глава семьи и хозяин дома. Мать и в этом возрасте видит и обдумывает колебания в здоровье детей; она хранит их не только от болезни, - она заботится о поддержке их сил на известном уровне, заботится о расцвете и полноте сил, что отцу, вообще мужчине даже на ум не приходит. Если от отношения женщины к детям мы обратимся к отношению ее к взрослым, то и здесь отметим, что здоровье гражданина и мужа никому так трепетно не близко и не драгоценно, как жене; и во множестве случаев мы наблюдаем, что уже замужняя и многодетная дочь хранит и лелеет последние крохи жизни, какие остались у ее престарелых родителей. В сыновьях мы этого опять не наблюдаем или наблюдаем реже и не в такой интенсивной степени. Самою природою так устроено, что вопрос: "Как здоровье?" - постоянно стоит в голове женщины, без сомнения, в соответствии с ее женской природою, которая является тем мировым станком, на котором ткется вся ткань мировой жизни. Кто сотворяет, тот и сохраняет; кто сажает дерево, тот и старается, чтобы оно выросло, окрепло и дожило до принесения плода и чтобы как можно дольше приносило плод. В этом "дольше" все и дело...»
Далее статью В.В. Розанова "Женщина как охранительница народного здоровья" можно прочитать в библиотеке сайта "Литература и Жизнь". Там же опубликованы и другие статьи Розанова.

@темы: Женщина, XX век, XIX век, Менталитет, Культура

18:56 

Розанов о нравственности в литературе вообще и о Струве в частности

Максималист
С своей статье "Литературный террор" В.В. Розанов пишет: "...Да если бы Пушкина или Лермонтова, если бы Белинского или Добролюбова кто-нибудь с поличным уличил в краже, если бы целый полк полиции его застал на плутовстве и обмане: то я и весь мир рассмеялись бы полку в лицо... Наконец, скорей усомнился бы в своих глазах и в собственном здравом уме, нежели поверил бы, что писатели с жаром Белинского, Гоголя, Пушкина, Добролюбова, наконец, Писарева, - писавшие их языком, их слогом, на их темы, могли "играть на два фронта", иметь "два лица и две совести" (обвинение меня Струве) и вообще В.В. Розановмогли что-нибудь малейшее нечестное сделать. Наконец, предположим самое последнее и невероятное, что Пушкин украл (для спасения жены от болезни, смерти, ребенка от голода или проституции, - я быукрал), то я и со мною весь свет предпочел бы жить всю жизнь с "укравшим Пушкиным", чем "с неукравшим Струве", и сказал бы, что душа "укравшего Пушкина" несравненно ему драгоценнее, милее, на его взгляд, благороднее, чем "душа Струве, получающего от торгово-промышленников только выговоренное жалованье" (пишу для примера, без факта). Поэтому обвинения против меня Струве, при его же признании меня первоклассным талантом (ввел же его во искушение Бог), - обвинения прямо в мошенничестве, - представляют такую историю в истории литературы, какой, конечно, никогда не было..."
Полный текст статьи В.В. Розанова "Литературный террор"
Василий Васильевич Розанов (1856 - 1919) - русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.

@темы: Литература, Культура, XIX век

23:30 

Катков о фольклоре

Максималист
"...Так вот, где родник живой воды. Что же никто не приходит черпать из него? Что же по сю пору не проторены дорожки к нему - что же не обложены мрамором берега его? Или, нет: зачем забираться со своими требованиями так далеко? Спросим, почему по сю пору не разметаны пыль и сор, разбросанный вокруг него временем и заграждающий к нему доступ. Вы, добрые труженики, любители пыли, что это значит? Неужели эта пыль менее достойна вашего внимания, чем пыль архивная, которую оспариваете вы у обитательниц подполья? Выйдите из вашего душного заточения, выйдите под открытое небо, на чистый воздух: здесь обновятся ваши истощенные силы, освежатся ваши бледные лица; здесь солнце, в ваших кабинетах тусклая лампа; здесь жизнь, в ваших кабинетах смерть и тление, здесь труд не изнуряет, здесь труд живит, и здесь он легок и сладок, деятельность, не заключающая в себе никакого Катков М.Н.действительного содержания, не перетирает саму себя, здесь она беспрерывно наполняется вечно новым содержанием. Неужели мы всегда должны довольствоваться безверными, неочищенными отрывками, которые удастся нам случайно услышать там и там? Неужели навсегда только одни ямщики будут представителями нашей народной поэзии? Неужели всякий, кто захочет упиться ей, должен для этого ездить по всему огромному пространству России, по всем углам и закоулкам, и ловить православного мужичка под веселый час? Неужели всякий должен повторять одни и те же труды? Кто из образованных русских не захотел бы узнать поэзию своего народа во всей ее действительной целости? Но у всякого свое дело, свое призвание: все не могут посвящать свою деятельность одному и тому же предмету; требовать этого было бы нелепо. Собирать русские песни, изучать их, критизировать, по крайней мере, с исторической точки зрения обязаны более, нежели кто-нибудь, занимающиеся историей Руси: кто будет отрицать, что песни народа суть один из самых важных, из самых существенных источников для его истории? Скажем более: нигде народные песни не могут иметь такого значения, не заключают в себе столько важности для истории, как у нас. Славянские племена так бедны памятниками другого рода, жизнь многих из них и теперь еще чужда всемирно-исторического прогресса; они все очень хорошо сознают это и обращают все внимание на единственное выражение своей внутренней жизни - на песни...
Полный текст статьи М.Н. Каткова Песни русского народа, изданные И. Сахаровым. Пять частей. Санкт-Петербург, 1838-1839

Катков Михаил Никифорович (1818 - 1887) - русский публицист, издатель, литературный критик. Ряд его статей опубликован в библиотеке сайта "Литература и жизнь".

@темы: Литература, Культура, История России, XIX век

22:24 

Н.Н. Страхов и его статья "Славянофилы победили"

Максималист
Печатая на протяжении двух лет в «Эпохе», говоря его собственными словами, «отрывочные, но не вовсе бессвязные заметки», объединенные рубрикой «Заметки летописца», Страхов касался самых разных тем — общественных, литературных, научных. Писал он много, поспешно, нередко повторялся, охотно и помногу цитировал как других авторов, так и самого себя. Статья Н.Н. Страхова "Славянофилы победили" — итог страховских наблюдений над состоянием русской журналистики и русского общества с начала польского восстания в январе 1863 г.

«Глубокая перемена» настроения общественности — поправение либералов, ослабление влияния радикальных и нигилистических идей, несомненное укрепление позиций тех, кто отстаивал монархический, самодержавный принцип и незыблемость государственного единства Российской империи. В этом смысле Страхов был прав, утверждая: «Польское дело разбудило нас». Польский вопрос воспринимался либеральными и консервативными печатными органами как внутреннее дело России, их захлестнула шовинистическая волна. Выразителем общественных настроений стал редактор «Русского вестника» и «Московских ведомостей» М.Н. Катков, который из западника-англомана превратился в охранителя самодержавных устоев и поборника имперского патриотизма. Подобное превращение облегчалось и отчасти объяснялось тем, что западные державы пытались использовать польские события как предлог для давления на Россию и угрожали ей созданием коалиции, подобной той, что победила в Крымскую войну.

читать дальше

@темы: XIX век, История России, Культура, Литература

21:40 

Н.Н. Страхов о "поглупевшей Германии"

Максималист
Николай Николаевич Страхов (1828 - 1896). Российский философ, публицист, литературный критик, член-корреспондент Петербургской АН. Н.Н. Страховт
Данная заметка Страхова - "Германия поглупела" - представляет собой небольшой раздел статьи «Нечто об авторитетах», в которой Страхов рассматривал взгляды современных философов и политических писателей — француза И. Тэна и англичанина Дж Милля, чьи идеи он противопоставлял взглядам новейших представителей немецкого вульгарного материализма, воспринятым русскими нигилистами. Весьма характерна форма изложения, избранная Страховым. Близкие ему идеи он излагает, прибегая к пространному цитированию И. Тэна.
Полный текст статьи Н.Н. Страхова "Германия поглупела".

@темы: XIX век, Германия

Дневник Solo

главная