23:11 

Катков. Речь на Пушкинском празднике

Максималист
Речь произнесена 6 июня 1880 г. на торжественном обеде в Благородном собрании, данном городским обществом всем депутациям, прибывшим по приглашению и полномочию представителей Москвы на открытие памятника Пушкину.
 Катков

В речи Каткова есть замечательные слова: «Всякий любит хорошее, и всякому приятно чувствовать хорошее в себе. Это очень естественно, но тут кроется опасность. Мы невольно приучаемся хорошее любить в себе, а дурное ненавидеть в других. Благодатный мир водворился бы на земле, если бы люди приучились, напротив, хорошее любить более в других, а дурное ненавидеть в себе...»

Полный текст этого маленького произведения: М.Н. Катков. Речь на Пушкинском празднике (Произнесена на думском обеде 6 июня)
Опубликовано в библиотеке сайта "Литература и Жизнь."

@темы: XIX век, Культура, Литература

20:20 

Очередной мемуар. Демонстрация

Максималист
А.М. Возлядовская
Демонстрация

Я закончила школу при развитом социализме. У власти стоял Брежнев, вернее - ЦК КПСС. В то время явка на демонстрации дважды в год - 7 ноября и 1 мая - была строго обязательна для лиц, старше 14 лет. Мы, школьники, начиная с восьмого класса, точно так же как и наши родители, должны были в обязательном порядке являться утром означенного дня на пункт сбора. Нас всех проверяли по списку, отмечая не явившихся. Потом дети строились в колонну, и колонна стартовала, держа путь в несколько километров к площади, на которой, вознесенное трибунами над толпой, стояло наше городское партийное руководство и взирало на дисциплинированных строителей коммунизма, которые шеренгами проходили внизу перед ним. Никакой транспорт в центре города несколько часов не ходил, так как нужно было пропустить огромную массу народа - практически всех жителей города, исключая только маленьких детей, да неходячих инвалидов.

Кто ходил на демонстрации, тот помнит характерные "пробки", когда очередная колонна демонстрантов останавливалась, пропуская ту, что должна была следовать впереди неё по установленному графику. Чем ближе к вожделенному центру с партийным руководством мы подходили, тем пробки становились чаще и продолжительнее. В конце концов, толпа народа уже начинала напоминать верблюда, который пролезает в игольное ушко.

Я родилась и выросла в третьем по величине городе России - Новосибирске. Климат этой местности резко континентальный: то есть зима длинная и очень холодная, лето короткое и очень жаркое. Межсезонье чрезвычайно коротко: весна порой длится две недели и за эти четырнадцать дней умудряются растаять все сугробы и вырасти на деревьях полноценные листья. Ноябрь - это уже настоящая зима в Новосибирске, а первое мая - ещё почти зима: местами сугробы, утрамбованный лёд, оставшийся от минувших холодов...
Продолжение - на сайте "Литература и Жизнь"


Любительская фотография тех времён. Новосибирск, демонстрация 7 ноября 1970 г.

Фотография не моя - из открытых источников инернета.

@темы: XX век, Мемуары, О себе и о нас, Развитой социализм, Советский Союз

18:22 

День Параскевы Пятницы и мой день рождения

Максималист

В 1990 году мне кто-то сказал, что имя Алла - неправославное. Я тут же взяла церковный календарь (в 90-м году уже начали такие выпускать) и посмотрела в день какого святого я родилась, решив, что крещусь именно этим именем. Увидела, что в этот день празднуется память св. великомученицы Параскевы и тут же решила, что раз такая судьба мне была родиться в этот день, то и креститься надо именно Параскевой.Св. Параскева Пятница

Ну, потом выяснилось, что имя Алла на самом деле православное (кто до сих пор не верит, тот пусть посмотрит на следующий день после праздника Благовещения), и крестили меня именно им даже не спрашивая. Но, тем не менее, я всё равно считаю св. мученицу Параскеву своей святой.

Тропарь, Глас 4-й
Премудрая и всехвальная Христова мученица Параскево,/ Мужескую крепость приемши,/ Женскую же немощь отвергши,/ Диавола победи и мучителя посрами,/Вопиющи и глаголющи/Приидите тело мое мечем ссецыте и огнем сожгите,/ Аз бо радующися иду ко Христу,/Жениху моему;/Тоя молитвами Христе Боже спаси души наша.

_____________________________

Кстати, 10 ноября по новому стилю празднуется ещё и память св. Неониллы, но почему-то креститься этим именем у меня мысли не было.

А в миру в этот день празднуется "День полиции"!


@темы: О себе и о нас

20:46 

Кошелёв Александр Иванович и его Записки

Максималист
Кошелёв Александр Иванович (1806 -1883) публицист, общественный деятель, славянофил.
Получил домашнее начальное образование. В Москве, вместе с Киреевскими, Кошелев брал уроки у Мерзлякова, а у Шлецера-сына учился политическим наукам. В 1821 г. Кошелев поступил в Московский университет, но скоро оставил его, вследствие требования ректора, чтоб студенты слушали по восьми предметов, так как из этих обязательных лекций не все были ему интересны. Кошелёв Александр Иванович

В 1822 году он поступил на службу в московский архив министерства иностранных дел.
В 1823-25 член “Общества любомудрия”. С 1840-х вошел в кружок славянофилов. Издавал и редактировал их журналы “Русская беседа” и “Сельское благоустройство”. Участвовал в подготовке крестьянской реформы 1861. Выступал за созыв земской думы, работал в органах земского и городского самоуправления.

Записки Александра Ивановича Кошелева (1812-1883 годы) опубликованы в библиотеке сайта "Литература и Жизнь".

@темы: Мемуары, История России, XIX век

23:24 

Дорошевич Об Иоанне Кронштадтском

Максималист
«Скромный "батюшка", даже внешностью похожий на "раннего священника", скромный, любящий, кроткий и верующий, верующий той вере, которая "горами двигает".

Когда он молился у постели тяжелобольного, - казалось, что он видит Бога.

Казалось, что исполняется заповедь:

- Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят! Его нельзя было не любить.

Ему посылали телеграммы:

- Батюшка, молитесь за такого-то.

Посылали не только православные. Посылали, случалось, евреи, магометане...»
Полный текст статьи В.М. Дорошевича "О. Иоанн Кронштадтский"
Статья опубликована в библиотеке сайта "Литература и Жизнь".

@темы: XIX век, Культура

00:11 

Мандельштам - критик

Максималист
Осип Эмильевич Мандельштам, русский поэт, родился в еврейской семье в Варшаве. Жизнь оборвалась в транзитном (пересыльном) лагере Вторая Речка во Владивостоке.

Хотя он и родился в Варшаве, но считал своим, "любимым до слез" — другую европейскую столицу — город Петербург, куда семья переехала в 1897 году. Детство и юнность прошли в Петербурге и Павловске. Мандельштам

До 1907 года учился в тенишевском училище (школе), увлекался эсеровскими идеями (воспоминания "Шум времени", 1925 год)

Год слушал лекции в Сорбонне, еще год в Гейдельберге, потом пять лет изучал романскую филологию в Петербургском университете (курса не закончил).
Начинал как представитель акмеизма. Поэзия насыщена культурно-историческими образами и мотивами, отмечена конкретно-вещественным восприятием мира, трагическим переживанием гибели культуры.

Сборники "Камень", "Tristia", цикл "Воронежские тетради". Книга "Разговор о Данте", автобиографическая проза, статьи о поэзии. Репрессирован; реабилитирован посмертно.
Мандельштам писал и критические статьи. Например <Набросок статьи о Чехове>, опубликованный в библиотеке сайта "Литература и Жизнь".

@темы: Литература, XX век

18:02 

Владыко Гедеон

Максималист
Владыко Гедеон возглавлял Новосибирскую Епархию с 1972 по 1990 год. возглавлял Новосибирскую Епархию с 1972 по 1990 год. Я никогда не видела его, но когда приехала в Новосибирск в 1991 году, слышала много рассказов о нём. Его помнили и любили. И вот сейчас, спустя двадцать лет я решила написать то, что помню из этих рассказов. Долго я собиралась, ничего не скажешь!

Но лучше поздно, чем никогда.

"...Владыко Гедеон был назначен в Новосибирск во время правления Брежнева, это был классический период застоя советского времени. И вот в то время - во время хотя и не активного, но всё же давления на церковь, епископ Гедеон добивается разрешения коммунистических властей на реконструкцию и капитальный ремонт старого обветшалого храма. Напоминаю, что в то время без разрешения партийной власти церковь ремонтировать было невозможно. По разумению партийного руководства разрешение на капитальный ремонт имело двоякий смысл. С одной стороны, ремонтировать церковь - это плохо, но с другой стороны, партийцы ожидали, что на время капитального ремонта церковь должна будет закрыться, а идеологически это было хорошо, поскольку, пока службы идти не будут, часть народа опять-таки отвыкнет ходить в храм и когда она, наконец, снова откроется - прихожан станет уже меньше.

В общем, с большим трудом, но разрешение на ремонт митрополит Гедеон получил. Основное условие которое поставили ему - не делать храм выше и просторнее. А далее происходила вещь и вовсе удивительная..."
Полный текст небольшого очерка можно прочитать на нашем сайте "Литература и Жизнь".



Вознесенский кафедральный собор. Новосибирск. Тот самый храм.

(фото из Википедии, к сожалению. Но своего у меня нет)

@темы: Советский Союз, Сибирь, Православная архитектура, Православие, Новосибирск, Мемуары, Культура, История России, Большевизм, XX век

18:40 

Победоносцев о семейных участках

Максималист
Победоносцев Константин Петрович (1827 - 1907) российский государственный деятель, учёный-правовед, писатель, переводчик, историк Церкви; действительный тайный советник. В 1880 - 1905 годы занимал пост Обер-прокурора Святейшего Синода. Член Государственного совета (с 1872), почётный член Императорской Академии наук (1880).Победоносцев
«...Отвлеченное начало равенства, овладевшее умами со времени французской революции, отразилось повсюду в законах, и между прочим в законе о наследствах. Так произошла известная 826-я статья французского гражданского кодекса, перешедшая вместе с ним и во многие другие законодательства*. Повсюду и особливо во Франции она была причиною значительных экономических бедствий. В силу этой статьи при разделе наследственного имущества каждый из сонаследников имеет право требовать себе выдела натурою следующей части из недвижимого и движимого имения. С другой стороны, французский закон постановлением о законной доле наследников стесняет всякого владельца в праве распорядиться имением на случай смерти по своему усмотрению и передать свое цельное хозяйство в руки, по усмотрению его, благонадежные. Таким образом, закон вводит в сферу экономическую принудительное начало раздробления имуществ, действующее непрерывно и последовательно, и притом механически, без всякого различения лиц и имуществ...»
Полный текст статьи К.П. Победоносцева "Семейные участки". Статья опубликована в библиотеке сайта "Литература и Жизнь".

@темы: История России, XIX век

15:46 

Что крестьянин то и обезьянин

Максималист
Увидела у Stevia тест на муми-тролей и решила его пройти (на старости лет!!). Я вообще на такие тесты никогда не хожу, но тут...
Рассчитывала получить Снусмумрика - это мой любимый персонаж, но получился совсем иной результат:
Если вы отвечали на все вопросы то, что в голову приходило, значит вы - Снорк
Кроме способности менять цвет в зависимости от настроения, никакими общими качествами снорки не отличаются. В отличие от своей нежной и рассеянной сестрицы, Снорк весьма тверд, категоричен, обожает все планировать и делать расчеты. Он ничего не теряет и никуда не торопится, он знает, что главное во всяком деле — это точный план.

Больше всего на свете Снорк не выносит суету и беспорядок. Он кажется черствым и ворчливым, но на самом деле он славный и его близкие всегда могут на него положиться.

image
Пройти тест

@темы: О себе и о нас

15:19 

На днях мы были в Петергофе

Максималист
Меня, человека, родившегося и выросшего в Сибири, такая осень приводит в восхищение. Полноценное время года - осень, а вовсе не двухнедельная прослойка между летом и зимой.



Очень характерная картина: фонтан почти выключен, на с него ещё под малым напором стекает вода;
Скульптуры готовят к зиме и слева от статуи видна часть ящика в которую её заколотят;
На переднем плане - отдыхающая бродячая собака, коих очень много развелось благодаря стараниям Матвиенко.



Главный фонтан Петродворца ещё частично работает. Но Самсон, раздирающий пасть льва, уже отдыхает.



Здание оранжереи. Летом так не сфотографируешь - всё в зелени.

@темы: Санкт-Петербург

18:00 

Поздравляю всех с праздником Покрова Пресвятой Богородицы

Максималист
Тропарь праздника:

Днесь, благовернии людие, светло празднуем,/ осеняеми Твоим, Богомати, пришествием,/ и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем:/ покрый нас честным Твоим Покровом/ и избави нас от всякаго зла,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,// спасти души наша.



Фото: Собор Покрова Пресвятой Богородицы в Гатчине. Альбом с фотографиями Собора

@темы: Православие, Праздники

23:04 

Печать и наше общество

Максималист
«...Мы убеждены, и каждый день убеждаемся все более, что нет на свете двух вещей, менее соответствующих одна другой, как наша печать и наше общество. По нашей печати не только нельзя судить о глубине народных сил, глубине таинственной и неизведанной, - наша печать не может служить меркою даже того, что мы знаем: нашего образованного общества. Что совершенно возможно у нас в печати, то было бы совершенно невозможно в обществе. Глубокая образованность, зрелый ум, всесторонняя мысль, богатый опыт жизни встречаются у нас часто в различных сферах общества, но все это редко является или вовсе не является в печати и по многим причинам не чувствует к тому охоты. Будущее покажет, как много разные посторонние условия препятствуют нашей печати принять более достойный вид и быть действительным выражением общества и органом народного гения. Все, что рассчитано на незрелую не умеющую владеть собою мысль, все то по необходимости должно ослаблять и умалять действие зрелой мысли, которая невольно сторонится, говорит полутоном и лишь кое о чем либо остается вдали от литературы, преданная в глуши какому-нибудь безвестному, уединенному труду...»

Эти слова очень подходят к сегодняшнему дню, а ведь написаны полторы сотни лет назад. Автор их - М.Н. Катков. Писал он это в статье «Наш язык и что такое свистуны»

Ф.М. Достоевский отозвался на эту статью «Ответом "Русскому Вестнику"» (Вр. 1861. № 5. Б. п.), в котором продолжил полемику о женском вопросе и «Египетских ночах» Пушкина, начатую им статьей «Образцы чистосердечия» (Вр. 1861. № 3; б.п.). В № 3 Достоевский анонимно напечатал и вторую свою статью — «"Свисток" и "Русский Вестник"», расширившую рамки дискуссии и переведшую ее в обсуждение общественно-литературных проблем.

@темы: XIX век, Культура, Литература

23:39 

В.В. Розанов "Впереди себя гибели не видишь" - несчастный случай или халатнсть?

Максималист
«Гибель детей Нобеля мерещится ночью...
Родители вчера были счастливы: богатство, положение, любимая деятельность, "милая жена" и двое невинных, прекрасных детей... В.В. Розанов

Сегодня - ничего нет. И, главное, может быть, - никогда ничего не нужно будет.

За несколько дней до этого сообщалось тоже об ужасной гибели детей. Пятеро детей, очевидно совершенные малютки, оставшись одни, открыли пустой сундук и все залезли в него. Известно, дети везде любят устраивать "свою комнатку". Должно быть, крышку они прислонили к стене, и она стояла круто. Должно быть, тронули тесемки, которые держат крышку, они - натянулись, крышка, едва-едва бывшая вне "момента безразличия", перешла "сюда" через него и захлопнула всех пятерых в сундуке. Конечно, они кричали... Конечно, головками и ручками старались ее поднять, - но, верно, петля попала "куда нужно" и заперла их... Долго не входил никто, а когда вошли и, не найдя детей, подняли крышку - под нею нашли пять задохшихся трупиков... Можно представить состояние родителей!!

И никто не спас, не помог, не услышал. Никогда никто не предупреждал о возможности такого ужаса. Никто его не предвидел: самое главное!! Если бы предвидели...»
В.В. Розанов. "Впереди себя гибели не видишь"... (О гибели детей Нобеля)

Статья опубликована в библиотеке сайта "Литература и Жизнь".

@темы: XIX век, XX век, Публицистика, Семья

16:53 

Странный памятник архитектуры федерального значения

Максималист
Наконец-то я дополнила новыми фотографиями (месячной давности) альбом "Церковь в имя св. преподобного Серафима Саровского возле Петродворца (пос. Просвещение), бывшее подворье Серафимо-Дивеевского монастыря".



Здание было построено до революции в стиле нарышкинского барокко. После революции перестроено советскими строителями в нечто кубическое и приспособлено под овощной склад. В 1993 году это издевательство вернули церкви. Удастся ли восстановить его первоначальный вид - неизвестно, но на стене висит табличка: "Памятник архитектуры федерального значения. Охраняется государством"

Издевательская надпись, не правда ли?

Посмотреть, что это за памятник архитектуры можно на нашем сайте в альбоме "Церковь в имя св. преподобного Серафима Саровского возле Петродворца (пос. Просвещение), бывшее подворье Серафимо-Дивеевского монастыря"

@темы: Санкт-Петербург, Православная архитектура, Православие, Культура

18:39 

Прибалтийский интерес Лескова

Максималист
Лесков Николай Семёнович (псевд. Лесков-Стебницкий; М. Стебницкий) (1831 - 1895) русский писатель, публицист написал не только "Левшу" и "Очарованного странника". Его перу принадлежит ряд статей о территории России, которая теперь является частью Прибалтики. Лесков Николай Семёнович

Остзейский край (от немецкого названия Балтийского моря — Ostsee) — в Российской империи общее обозначение Курляндской, Лифляндской и Эстляндской губерний (современная территория Эстонии и большая часть Латвии), или Прибалтийского края. С 1801 по 1876 г. — генерал-губернаторство с центром в г. Риге.

Предлагаем вашему вниманию статью Н.С. Лескова "О рижских прелестницах и о благословенных браках", опубликованную в библиотеке сайта "Литература и Жизнь".

@темы: XIX век, История России

22:55 

Как поменялось отношение к школам за последние 150 лет!

Максималист
«Церковно-приходская школа достаточно удовлетворяет народному духу, и удовлетворяет потому, что весь народ и за всю свою историю почти исключительно черпал впечатления и поучения из церкви. В.В. РозановВот отчего введение церковно-приходских школ не встретило никакого противодействия в народе, никакого неудовольствия. И чрезвычайно образованные люди, как знаменитый московский врач проф. Захарьин, жертвовали на этот тип школ сотни тысяч рублей. Они жертвовали потому, что церковно-приходская школа наряду с первоначальным умственным развитием давала или, по крайней мере, поддерживала и основные нравственные представления и навыки...»
Это писал Розанов в статье О разных ведомствах, заведующих народною школой
Насколько сейчас изменилось мнение о церковно-приходских школах! Самый яростный отпор они встречают от родителей, а не от чиновников. Родители не хотят, чтобы их детям объяснили, что за вероисповедание такое было на Руси вплоть до наступления советской власти. Не хотят, чтобы детям объяснили, что добро это хорошо, а зло - плохо. Как следствие этого - растущая с каждым годом преступность и детская преступность в частности.
Напоследок, ещё три статьи В.В. Розанова, касающиеся педагогики и образования в России в XIX:

В.В. Розанов. Увеличение университетской наукоспособности
В.В. Розанов. В училищном мире
В.В. Розанов. Еще о материальном обеспечении учителей
Статьи опубликованы в библиотеке сайта "Литература и Жизнь".

@темы: Педагогика, История России, XIX век

19:08 

Рожков и его статьи

Максималист
Николай Александрович Рожков (1868 - 1927) русский историк и политический деятель: член РСДРП (б) с 1905 г., с августа 1917 г. член ЦК партии меньшевиков, с мая по июль 1917 г. - товарищ (заместитель) министра Временного правительства, автор ряда трудов по русской истории, экономике сельского хозяйства России, экономической и социальной истории.Николай Александрович Рожков

Ленин в письме к Сталину от 13 декабря 1922 г. так сформулировал отношение к Рожкову: «...держать его надо под строгим надзором, ибо этот человек есть и будет, вероятно, врагом нашим до конца»

"В отличие от В.О. Ключевского, сумевшего отказаться от общественной деятельности и полностью посвятить себя науке, Рожков стал жертвой небезопасных в России политических убеждений и увлечений...

...Всего в общей сложности — около 3 лет тюремного заключения и 9 лет ссылки. Несмотря на такую биографию и благодаря необычайной работоспособности, ученый смог написать, не считая многих публицистических статей, порядка 400 работ, часть из них опубликована в библиотеке сайта "Литература и Жизнь":

Н.А. Рожков. Великая французская и русская революции

Н.А. Рожков. Очерк истории труда в России

Возможно в библиотеке сайта будут опубликованы и другие статьи Рожкова, если они конечно будут стоить того, чтобы их публиковать.

@темы: История зарубежных стран, История России

15:58 

Поздравляю всех с праздником Рождества Пресвятой Богородицы

Максималист
Тропарь праздника:

Рождество Твое, Богородице Дево,/ радость возвести всей вселенней:/ из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш,/ и, разрушив клятву, даде благословение,// и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный. Икона Рождества Пресвятой Богородицы

Слово на день преславнаго Рождества Пресвятой Богородицы св. прав. Иоанна Кронштадтского
Всемирная радость от праведных Иоакима и Анны возсия нам, всепетая Дева, яже премногия ради чистоты храм Божий оду­шевленный бывает, и едина воистину Бого­родица познавается. (На стиховне стихира предпразд. служба).


Прежде чем начать мое убогое слово о рождестве Ма­тери Бога Слова, молю сие Предвечное Слово дать мне разум прославить по силам моим, а вернее по благодати Божией, настоящий великий христианский праздник, Рож­дества Пресвятыя Девы Марии, предназначенной от Творца веков быть Матерью Сына Божия по плоти.

Сопоставляю в мысли моей двух дев: первозданную деву Еву, когда она еще не познала общения, и настоящую Пречистую Деву и Приснодеву Богородицу Марию.
читать дальше

@темы: Культура, Православие, Праздники, Святоотеческая литература

00:00 

Кузмин и его критические статьи

Максималист
Кузмин Михаил Алексеевич (1872 - 1936) русский поэт Серебряного века, переводчик, прозаик, композитор, родился в Ярославле в семье дворянина.
Определённая известность пришла к М.Кузмину после его музыкальных выступлений на «Вечерах современной музыки» - музыкального отделения журнала «Мир искусства». Кузмин поддерживал дружеские отношения с художниками группы «Мир искусства». Эстетика мирискусников оказала влияние на его литературное творчество. Кузмин Михаил Алексеевич

Большое влияние на Кузмина оказала юношеская дружба и переписка с Г. В. Чичериным и путешествия по Египту и Италии, а затем по русскому Северу (долгое время Кузмин увлекался русским старообрядчеством).

По некоторым данным, в 1905 году Кузмин вступил в Союз Русского Народа, во всяком случае, его устойчивый интерес к националистическому движению хорошо засвидетельствован современниками.

После революции Михаил Кузмин остался в России и занимался, в основном, переводами. В 20-30-е гг. Михаил Алексеевич вынужденно перестал печатать свои стихи и прозу, временами он принимал участие в театральных постановках в качестве музыкального руководителя, писал театральные рецензии. По приглашению Максима Горького Кузмин участвовал в составлении планов французской секции издательства «Всемирная литература», переводил прозу Анатоля Франса и редактировал собрание его сочинений.

Кузмин относительно спокойно, хотя и в тревоге за своих близких, пережил начало политических репрессий. Возможно, свою роль в этом сыграла давняя, еще с гимназических времен, дружба с Г. В. Чичериным – наркомом иностранных дел СССР.
Примерно к тому времени относятся два очерка Кузмина: "К.Д. Бальмонт" и "Островский", опубликованные в библиотеке сайта "Литература и Жизнь".

@темы: Культура, XX век

23:25 

Михаил Михайлович Богословский и его труды о Петре I

Максималист
Михаил Михайлович Богословский (1867 - 1929) - российский историк. Академик Российской академии наук (1921; член-корреспондент с 1920).

Богословский - автор около 90 научных работ, посвящённых истории реформ Петра Великого, преобразований екатерининского времени, эволюции русского дворянства, земскому самоуправлению, древним и средневековым русским юридическим документам («правдам»). Также известен многочисленными очерками, посвящёнными истории крестьянства (о черносошных и государственных крестьянах, о псковских изорниках и др.). Написал учебник по русской истории для средней школы и курс лекций по истории России XVIII и XIX вв.

В своей магистерской диссертации характеризовал курс Петра I как политику просвещенного абсолютизма, в его областной реформе видел попытку построения «идеального» государственного здания по европейскому образцу. В докторской диссертации представил результаты исследований экономического и социального быта северных территорий, вопросов земельной собственности, расслоения крестьянства, финансовой, административной, судебной, церковной и других сфер земского самоуправления.

Автор посмертно изданной фундаментальной биографии Петра I, оставшейся незаконченной (доведена до начала Северной войны). Этот труд представляет собой капитальный свод данных о молодых годах первого русского императора.


Богословский участвовал в деятельности Археографической комиссии при Московском археологическом обществе, Историко-юридической комиссии при Юридическом обществе при Московском университете. Член-соревнователь Общества истории и древностей Российских (1904), за отзыв на магистерское сочинение А. А. Кизеветтера «Посадская община в России в XVIII в.» был удостоен золотой медали общества. Был членом Русского исторического общества, Псковской археографической комиссии, в 1916 принимал активное участие в воссоздании Исторического общества при Московском университете, с 1922 был председателем комитета этого общества. С 1922 — член Археографической комиссии Российской академии наук.

С 1921 — председатель Историко-общественного отделения Московского исторического музея, также руководил в этом музее отделением истории XVII века. Возглавлял секцию русской истории Исторического института при факультете общественных наук МГУ.

Скончался до начала репрессий против историков в рамках «дела академика Платонова», но посмертно был «зачислен» органами государственной безопасности в число заговорщиков и контрреволюционеров.

На сайте "Литература и Жизнь" опубликовано исследование М.М. Богословского "Фабрично-заводская промышленность при Петре Великом"

@темы: История России

Дневник Solo

главная