• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
22:24 

Многострадальный Конёк-горбунок

Максималист
Ставшая хрестоматийной сказка Петра Павловича Ершова (1815— 1869) была издана в Петербурге (1834) и затем многократно тиражировалась, несмотря на отрицательные высказывания критиков.
Вот, например, отзыв В. Г. Белинского: «...Было время, когда наши поэты, даровитые и бездарные, лезли из кожи вон, чтобы попасть в классики, и из сил выбивались украшать природу искусством; тогда никто не смел быть естественным, всякой становился на ходули и облекался в мишурную тогу, боясь низкой природы; употребить какое-нибудь простонародное слово или выражение, а тем более заимствовать сюжет сочинения из народной жизни, не исказив его пошлым облагорожением, значило потерять навеки славу хорошего писателя. Теперь другое время; теперь все хотят быть народными; ищут с жадностию всего грязного, сального и дегтярного; доходят до того, что презирают здравым смыслом, и все это во имя народности.... О сказке г. Ершова - нечего и говорить. Она написана очень не дурными стихами, но, по вышеизложенным причинам, не имеет не только никакого художественного достоинства, но даже и достоинства забавного фарса. Говорят, что г. Ершов молодой человек с талантом; не думаю, ибо истинный талант начинает не с попыток и подделок, а с созданий, часто нелепых и чудовищных, но всегда пламенных и, в особенности, свободных от всякой стеснительной системы или заранее предположенной цели....»; Белинский В. Г. КОНЕК-ГОРБУНОК).

Н. В. Станкевич писал об этом произведении:
«Что путного в этом немощном подражании народным поговоркам, которые уродуются, искажаются стиха ради, и какого стиха? Пушкин изобрел этот ложный род» (Из письма к Я.М. Неверову от 30 октября 1834 г.).
Известен отзыв и А. С. Пушкина, знавшего об этих попреках, которые косвенно касались и его. По свидетельству Ершова, подтвержденному Е. Ф. Розеном, Пушкин, прочитав его сказку, заявил: «Теперь этот род литературы можно мне и оставить».

М.Н. Карков в своей статье "«Конек-Горбунок» русская сказка, сочинение П. Ершова. В III частях" писал:
«Но, к несчастию, Пушкин всегда пил горькую чашу от своих подражателей. Его выстраданный стих превратился у них в жестоко-тоскливую мизантропию, его народная сказка - в рифмованные нелепости, выезжающие на площадных выражениях. Да помилуйте, ради Бога, неужели народность состоит в том, чтобы говорить по-мужицки? После этого высочайшая бы народность заключалась в том, чтоб вывести на сцену двух мужиков, ругающихся площадною бранью... Неужели автор, начавший рассказ от сивки и бурки и вещего коурки и кончивший тем, что он мед и пиво пил, по усам текло, в рот не попало, - может думать, что он сделал все, что этим-то и стала его сказка народною? Нет! Не такою является сказка Пушкина. Он не считает ее за шутку, которую можно писать с грехом пополам, болтая всякий вздор и оскорбляя русское ухо. В Пушкине был жив дух народный; вот отчего он и мог легко сдружиться с формою народной сказки, не прибегая к повторению уличного идиома; вот отчего вымысл в его сказке грациозен и вместе народен, а не ряд нелепостей, из которых иногда нельзя составить себе представления...»

@темы: XIX век, Культура, Литература

19:38 

Александр Серафимович, урождённый Попов

Максималист
Александр Серафимович, урождённый Попов - советский писатель. Лауреат Сталинской премии первой степени (1943). Член РКП(б) с 1918 года. Творил в направлении социалистический реализм, был изрядно обласкан советской властью:
- Сталинская премия первой степени (1943) — за многолетние выдающиеся достижения в литературе
- орден Ленина (1933)
- орден Трудового Красного Знамени
- орден «Знак Почёта»
- медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

В годы Великой Отечественной войны передал Сталинскую премию в Фонд обороны:

Дорогой товарищ Сталин !
Глубокую сердечную благодарность примите за высокую оценку моей литературной деятельности.
Разрешите премию мою — 100 000 рублей — внести на вооружение оружием наиболее необходимым в деле нашей Красной Армии.
А. СЕРАФИМОВИЧ


Мандельштам, практиковавшийся в критическом ремесле, сочинил на "Город в степи" Серафимовича статейку:
«"Город в степи" Серафимовича своей тематикой касается одного из важнейших этапов русского капитализма, а именно - 90-х годов. Финансовое грюндерство эпохи Витте, бурный рост железнодорожной сети, хищническое первоначальное накопление на фоне нищей деревни, лязг капиталистического железа под либеральный говорок интеллигенции, стихийное брожение рабочей массы в шорах "экономических требований" и т.д. Однако роман Серафимовича написан так, что, лишь устранив из него всех "действующих лиц" и все "литературные красоты" Серафимовича, можно разобраться - по фактическому остатку - в движущих силах эпохи...»
Желающие могут с ней ознакомиться в библиотеке сайта "Литература и Жизнь":
О.Э. Мандельштам. A. Серафимович. "Город в степи"
Осип Эмильевич Мандельштам (1891 - 1938) - поэт, литературный критик, эссеист, переводчик. Несмотря на все свои старания, советской властью не обласкан.

@темы: Литература, XX век

18:47 

Святитель Спиридон Тримифунтский

Максималист
"С IV века и доныне Греческая Церковь хвалится целокупными мощами угодника Божия св. Спиридона Тримифунтскаго, которыя не только нетленны, но в продолжение 15-ти веков сохранили мягкость. Николай Васильевич Гоголь, бывши в Оптиной Свт.  Спиридон ТримифунтскийПустыни, передавал издателю жития и писем затворника Задонскаго Георгия (о. Порфирию Григорову), что он сам видел мощи св. Спиридона и был свидетелем чуда от оных. При нем мощи обносились около города, как это ежегодно совершается 12 декабря с большим торжеством. Все бывшие тут прикладывались к мощам, а один английский путешественник не хотел оказать им должнаго почтения, говоря, что спина угодника будто бы была прорезана и тело набальзамировано; потом однако решился подойти, и мощи сами обратились к нему спиною. Англичанин в ужасе пал на землю пред святыней. Этому были свидетелями многие зрители, в том числе и Гоголь, на котораго сильно подействовал этот случай. Кроме мощей св. Спиридона, в греческих синаксарях упоминается о многих других нетленных мощах, например, Иоанна Поливотскаго (4 декабря), царя Иоанна Ватаци (4 ноября), преподобной Феоклиты (3 и 21 августа), прославленной множеством чудес и др."
Иеросхимонах Амвросий, Оптинский старец. О почитании святых мощей (Из собрания писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам)
Святитель Спиридон Тримифунтский родился в конце III века на острове Кипр. О его жизни сведений сохранилось мало. Известно, что он был пастухом, имел жену и детей. Все свои средства он отдавал на нужды ближних и странников, за это Господь вознаградил его даром чудотворения: он исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов. После смерти жены, в царствование императора Константина Великого (306—337), он был избран епископом города Тримифунта. В сане епископа святитель не изменил своего образа жизни, соединив пастырское служение с делами милосердия. По свидетельству церковных историков, святитель Спиридон в 325 году принимал участие в деяниях I Вселенского Собора. На Соборе святитель вступил в состязание с греческим философом, защищавшим ариеву ересь. Простая речь святителя Спиридона показала всем немощь. человеческой мудрости перед Премудростью Божией: «Слушай, философ, что я буду говорить тебе: мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Своим Словом и Духом небо, землю, человека и весь видимый и невидимый мир. Слово это есть Сын Божий, Который сошел ради наших грехов на землю, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес, искупив Своими страданиями первородный грех, и совоскресил с Собою человеческий род. Мы веруем, что Он Единосущен и Равночестен со Отцем, и веруем этому без всяких лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно».читать дальше

@темы: Жития святых, История Православной церкви, Культура, Православие, Праздники

16:01 

Преподобный Савва Освященный

Максималист

Сегодня день празднования памяти Преподобного Саввы Освященного.

Преподобный Савва Освященный родился в V веке, в Каппадокии в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии. Его отец был военачальником. Уехав по делам службы в Александрию, он взял с собой жену, а пятилетнего сына оставил на попечение дяди. Когда мальчику шел восьмой год, он поступил в находившийся поблизости монастырь святой Флавианы. Одаренный ребенок скоро научился читать и хорошо изучил Священное Писание. Напрасно родители уговаривали святого Савву вернуться в мир и вступить в брак.Преподобный Савва Освященный

В 17 лет он принял монашеский постриг  и так преуспел в посте и молитвах, что  был удостоен дара чудотворений.  Проведя десять лет в обители  Флавианы, преподобный отправился в  Иерусалим, а оттуда в обитель преподобного Евфимия Великого. Но  преподобный Евфимий (память 20 января) направил святого Савву к авве  Феоктисту, настоятелю близлежащего монастыря со строгим общежительным  уставом. В той обители пробыл преподобный Савва послушником до  30-летнего возраста.

После смерти старца Феоктиста, его  преемник благословил преподобного Савву затвориться в пещере: лишь в  субботу святой покидал затвор и приходил в обитель, участвовал в  Богослужении и принимал пищу. Через некоторое время преподобному  разрешили совсем не оставлять затвора,  и святой Савва подвизался в  пещере в течение 5 лет.

Преподобный Евфимий внимательно следил за жизнью юного инока и, видя, как он духовно возрос, стал брать его с собой в пустыню Рув (у Мертвого моря). Они выходили 14 января и пребывали в ней до Недели Ваий. Преподобный Евфимий называл святого Савву отроком-старцем и заботливо воспитывал его в высших иноческих добродетелях.

Когда преподобный Евфимий отошел ко Господу (+ 473), святой Савва ушел из Лавры и поселился в пещере близ обители преподобного Герасима Иорданского. Преподобный Герасим Иорданский (+ 475; память 4 марта) Через несколько лет к преподобному Савве стали собираться ученики - все, кто хотел иноческой жизни. Так возникла Великая Лавра. По указанию свыше (через огненный столп) иноки устроили в пещере церковь.

Лавра Саввы Освященного/3764841_lavra_savvy_osvyachennigo (500x281, 27Kb)Преподобный Савва, несмотря на  просьбы учеников, отказывался принять сан священника. Некоторые монахи,  недовольные слишком строгим уставом святого Саввы, решили воспользоваться  скромностью своего руководителя. Они пошли к Иерусалимскому Патриарху и  попросили поставить им другого настоятеля вместо святого Саввы,  который не был иереем. Патриарх послал за преподобным Саввой и, против  желания святого, рукоположил его во священника. «Вот вам отец ваш и игумен  вашей лавры, избранный Богом, а не  людьми. Я, Патриарх Иерусалимский,  только утвердил Божественную волю». С тех пор преподобный Савва стал именоваться Освященным, поскольку принял священный сан. Вскоре к святому Савве пришла его престарелая мать. Она сообщила о смерти отца и отдала своему сыну-игумену огромное наследство умершего родителя. Эти деньги преподобный Савва употребил на постройку монастырских зданий, а для матери устроил келью неподалеку от своей лавры, где она в монашестве провела остаток жизни. Всего святой основал 7 монастырей, главный из них – лавра преподобного Саввы Освященного. В этих монастырях еще при жизни основателя подвизались свыше 5 000 монахов. И для всех без исключения святой Савва был добрым и заботливым отцом. Преподобный Савва немало потрудился для блага всей христианской Церкви. В 517 году трон занял император Анастасий, разделявший ересь  монофизитов. Это лжеучение было осуждено на 4-м Вселенском Лавра Саввы Освященного/3764841_lavra_savvy_osvyachennigo2 (400x269, 34Kb)соборе. Однако император Анастасий вновь принялся насаждать ересь. Тогда престарелый игумен Савва  пришел в Иерусалим, встал посреди храма и громогласно объявил: «Знайте, христиане, чему учит наша святая  Церковь. У Господа нашего Иисуса Христа – две  природы: Божественная и человеческая. Поэтому Он  именуется Богочеловеком. Прошу вас, не слушайте еретиков, даже если с ними - сам царь»! Авторитет Саввы Освященного был так велик, что с учением монофизитов в Иерусалиме было покончено. Савва Освященный остался в истории христианской церкви и как автор первого богослужебного устава, называемого Типикон. В Русской  Православной Церкви устав преподобного Саввы  Освященного, называемый Иерусалимским, принят с  14-го века. Святой Савва умер в 532 году, прожив без  малого сто лет.

Гробница Саввы Освященного

Гробница Саввы Освященного/3764841_lavra_savvy_osvyachennigo_grobnica (300x452, 18Kb)



@темы: История Православной церкви, Культура, Православие, Праздники

20:09 

Мандельштам и Дарвин

Максималист
Осип Эмильевич Мандельштам (1891 - 1938) - поэт, литературный критик, эссеист, переводчик.
Чем только не занимался Мандельштам! В частности, изучал Дарвина и конкретно - его литературный стиль.
О.Э. Мандельштам

«Во все критические эпохи естественные науки были ареной особо ожесточенной борьбы за мировоззрение. Только внимательно изучив историю воззрений на природу, мы поймем закономерность в смене литературных стилей естествознания...» - пишет Мандельштам в своей статье "К проблеме научного стиля Дарвина".
С полным текстом статьи можно ознакомиться в библиотеке сайта "Литература и Жизнь".

@темы: Культура, Литература

18:43 

День памяти Священномученика митрополита Серафима (Чичагова)

Максималист

Икона: Священномученик митрополит Серафим (Чичагов)/3764841_serafim_chichagov (267x400, 36Kb)Священномученик Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился в семье военного и принадлежал к именитому дворянскому роду. Священномученик митрополит Серафим (Чичагов)После окончания Императорского Пажеского корпуса участвовал в Балканской войне 1876-77 годов. По возвращении с фронта в Петербург знакомится с праведным Иоанном Кронштадтским и становится его духовным чадом. В 1879 году сочетается благочестивым христианским браком с Н. Н. Дохтуровой. В 1891 году выходит в отставку с воинской службы и в 1893 г. по благословению Иоанна Кронштадтского принимает священнический сан. Служит в разных храмах Москвы. В 1895 году умирает его жена. В это время он начинает работать над «Летописью Серафимо-Дивеевского монастыря» и в 1898 году принимает монашеский постриг с именем Серафим. Вскоре он назначается настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиевско-го монастыря. В 1903 году по составленному им представлению и при активном содействии императора Николая II был прославлен преподобный Серафим Саровский. В это же время он составляет акафист преподобному. В 1905 году он — епископ Сухумский. С 1906 по 1912 годы был архиепископом Орловским, Кишиневским и Тверским. Участвовал в Поместном соборе 1917-18 годов, где возглав-лял отдел «Монастыри и монашество».

 В 1917 году владыка Серафим был изгнан обновленцами со своей кафедры. Патриарх Тихон назначил его в Варшаву, но он так и не прибыл на место служения в связи с происходившими там боевыми действиями.

В 1921 году Владыка Серафим был арестован. Постановлением судебной тройки ВЧК присужден к высылке в Архангельский концлагерь сроком на два года . Затем последовала ещё одна ссылка, арест, но по ходатайству Патриарха Тихона и церковной общественности в августе 1925 года следствие было прекращено и Владыка был отпущен на свободу. 

<В 1928 году Владыка назначен управляющим Ленинградской епархией.

В 1929 году, он, рискуя обратить на себя гнев властей, добился разрешения похоронить по христианскому обычаю, достойно духовному сану, скончавшегося на этапе, во время пересылки с Соловков в Казахстан, епископа Илариона (Троицкого), с которым их связывали духовные узы, близость к Патриарху Тихону и время, проведенное в архангельской ссылке.

В 1937 году митрополиту Серафиму шёл 82 год. Он имел ясный ум, доброе, истинно христианское сердце, мгновенно откликался на нужды ближних. В ноябре 1937 года несмотря на заступничество митрополита Сергия владыку Серафима арестовали. Он был тяжело болен и его не могли увезти в тюремном автомобиле. Тем, кто производил арест, пришлось вызвать карету скорой помощи. Всё его имущество, включая иконы, книги, рукописи, облачения, было конфисковано.

Позднее стало известно, что он был арестован по обвинению в «контрреволюционной монархической агитации». Как видно из материалов допросов , Владыка виновным  себя не признал, несмотря на зверские истязания, которым был подвергнут в тюрьме. Сохранилась эта последняя фотография владыки Серафима, сделанная в тюрьме:

Священномученик Серафим (Чичагов)/3764841_serafim_chichagov2 (380x232, 52Kb)

Есть свидетельства, что владыке Серафиму обещали сохранить жизнь, если он публично отречётся от веры и Православной церкви. Но он не отрёкся. 7 декабря 1937 года постановлением тройки Управления НКВД по Московской области он был осуждён на смерть и расстрелян 11 декабря 1937 года на месте массовых казней в подмосковном Бутово. К месту казни его, истерзанного пытками, но несломленного духом, палачи принесли на носилках...

Спустя пятьдесят лет, 10 ноября 1987 года Леонид Михайлович Чичагов был полностью реабилитирован

23 февраля 1997 года Русская Православная Церковь прославила Митрополита Серафима в лике Святых.

Владыка писал иконы. Чудесный образ Спасителя его работы находится в московском храме Илии пророка.

Источники:

http://days.pravoslavie.ru/Life/life6827.htm

http://missia.od.ua/articles/calendar/794-svjashhennomuchenik-mitropolit-serafim-chichagov.html

http://rys-arhipelag.ucoz.ru/publ/svjashhennomuchenik_mitropolit_serafim_chichagov/31-1-0-2054


@темы: Советский Союз, Православие, История России, История Православной церкви, Жития святых, XX век

19:27 

Гумилев и журнал «Гиперборей»

Максималист
Журнал «Гиперборей» (первоначальное проектировавшееся название — «Невская цевница») был разрешен к изданию в сентябре 1912 г.; до марта 1914 г. вышло девять его выпусков. Издатель и ответственный редактор — М. Л. Лозинский. Журнал содержал только стихи — в основном, членов Цеха поэтов — и краткие рецензии на поэтические книги. По поводу первого номера, отталкиваясь от анонимного редакционного предуведомления (написанного Городецким), А. Я. Левинсон писал: «Признав в делах и исканиях славных предшественников, от Ломоносова до Блока, драгоценное, но опасное для их творческой независимости наследие прошлого (критический отдел первого выпуска журнала с нарочитым смирением воздает этим предшественникам дань уважения; лапидарно-краткие рецензии о книгах В. Брюсова, К. Бальмонта, Вяч. Иванова почтительны и пиететны — как эпитафии), поэты Цеха дружно устремились к новым берегам...» (Театр. 1912. 25 ноября; рецензия на «Cor Ardens» Вяч. Иванова принадлежала Городецкому).
В этом журнале Н.С. Гумилев публиковал множество рецензий на произведения своих современников:
Н.С. Гумилев. Рецензии: Валерий Брюсов. Зеркало теней; К. Бальмонт. "Зарево зорь"; М. Кузмин. "Осенние озера"; Ю. Балтрушайтис. "Горная тропа"
Н.С. Гумилев. Рецензия: М. Кузмин. "Осенние озера"
Н.С. Гумилев. Рецензии: Вячеслав Иванов. Cor Ardens. Часть вторая; Николай Клюев. Братские песни. Книга вторая; Владимир Нарбут. Аллилуйя. Стихи; Петр Бобринский. Стихи; Оскар Уайльд. Сфинкс. Перевод Льва Дейча
Н.С. Гумилев. Рецензия: М. Кузмин. "Осенние озера". Вторая книга стихов

Николай Степанович Гумилев (1886-1921) русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, переводчик, литературный критик, путешественник.

@темы: XX век, Культура, Литература, Серебряный век

15:10 

Святитель Иннокентий и его труд "О великих Господских и Богородичных праздниках"

Максималист
Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический (в миру Иван Алексеевич Борисов) родился 15 декабря 1800 года в городе Ельце Орловской губернии в семье священника Успенской церкви Алексия Борисова.
Святитель Иннокентий
Родители преосвященного Иннокентия были люди простые, доброй жизни. Отец Алексей Борисов получил домашнее образование. Из низших степеней клира он дослужился до священника и старался в частых проповедях донести до прихожан слова отцев и учителей Церкви. Мать преосвященного Иннокентия Акилина была женщина неграмотная, но умная и набожная. В родительском доме Иван изучил славянскую азбуку, Часослов и Псалтирь и научился письму.

В 1819 году Иван Борисов окончил курс семинарского учения с отличным успехом и поступил в Киевскую Духовную Академию. Здесь он предался изучению наук с таким жаром, что иногда целые ночи проводил за книгой. Повинуясь внутреннему призванию, более всего занимался он составлением и обработкой проповедей.

В 1823 году 23-летний Иван Алексеевич окончил полный курс академического учения первым магистром и был определён в Санкт-Петербургскую Духовную Семинарию на должность инспектора и профессора Церковной истории, но не прошло и трёх месяцев, как он занял и должность ректора Санкт-Петербургского Александро-Невского Духовного училища. Здесь же он принял пострижение в монашество с именем Иннокентий и был рукоположен в иеромонаха. В декабре 1824 года отец Иннокентий назначается бакалавром богословских наук в Санкт-Петербургской Духовной Академии, а через несколько месяцев её инспектором и экстраординарным профессором. В марте 1826 года он возводится в сан архимандрита.

Лекции свои отец Иннокентий обыкновенно преподавал наизусть. Он внимательно следил за современным состоянием и успехами естественных наук, и в его воззрениях эти знания не только не противоречили, но наилучшим образом служили богословию. Предлагаем вашему вниманию труд Святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического (Борисова). О великих Господских и Богородичных праздниках, опубликованный в библиотека сайта "Литература и Жизнь".

Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический (1800 - 1857) был ректором Киевской духовной академии, профессором богословия; членом Российской академии (1836); членом Святейшего Синода с 26 августа 1856 года, знаменитым русским богословом и церковным оратором, был прозван в свое время "Русским Златоустом". Канонизован Русской Православной Церковью в 1997 году.

@темы: XIX век, История Православной церкви, Культура, Православие

20:12 

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

Максималист
Поздравляю всех с праздником Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Введено-Оятинский монастырь. Церковь Введения Богородицы во храм

Тропарь праздника:
Днесь благоволения Божия предображение/ и человеков спасения проповедание:/ в храме Божии ясно Дева является/ и Христа всем предвозвещает./ Той и мы велегласно возопиим:/ радуйся, смотрения// Зиждителева исполнение.

О празднуемом событии известно из древнего церковного предания, которое отражено в церковных песнопениях.
О введении во храм Пресвятой Девы в трехлетнем возрасте упоминает в I веке Антиохийский епископ Еводий и в IV веке — блаженный Иероним.
Время установления праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы с достоверной точностью неизвестно. На востоке праздник получил повсеместное распространение уже в VIII—IX вв. Но воспоминание этого события было в IV веке (см. слова св. Григория Нисского (IV в.), Германа и Тарасия, патриархов Константинопольских (VII в.). В IX веке Георгий, архиепископ Никомидийский, составил первый канон празднику («Отверзу уста моя») и ряд стихир, а в Х веке Василий Пагариот, архиепископ Кесарийский, составил второй канон празднику («Песнь победную…»). Эти стихиры и каноны поются Церковью и в настоящее время.
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (20 ноября) и четыре дня попразднства. Отдание праздника — 25 ноября (8 декабря н. ст.).

@темы: История Православной церкви, Культура, Православие, Праздники

23:41 

Кокошкин

Максималист
Кокошкин Федор Федорович (1871—1918) — юрист, профессор кафедры государственного права Московского университета. Депутат I Государственной думы от Москвы. С 1905 г. — один из основателей и руководителей партии кадетов, член ее ЦК. После Февральской революции возглавлял Юридическое совещание и Особое совещание по подготовке закона о выборах в Учредительное собрание. Государственный контролер в составе 2-го коалиционного Временного правительства с 24 июля по 26 августа 1917 г. Депутат Учредительного собрания. 28 ноября 1917 г. был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. В связи с заболеванием (туберкулез) переведен в Мариинскую Кокошкин Федор Федоровичтюремную больницу вместе с А.И. Шингаревым, где они были зверски убиты в ночь с 6 на 7 января 1918 г. ворвавшимися в больницу матросами и солдатами.
Предлагаю вашему вниманию ряд статей Кокошкина, опубликованных в библиотеке сайта "Литература и Жизнь":

Ф.Ф. Кокошкин. Республика Данное сочинение представляет собой доклад Ф. Ф. Кокошкина о государственном строе в России, прочитанный на Седьмом съезде Конституционно-демократической партии на дневном заседании 25 марта 1917 г.

Ф.Ф. Кокошкин. Учредительное Собрание Данное сочинение представляет собой доклад Ф.Ф. Кокошкина, который был прочитан на Седьмом съезде Конституционно-демократической партии на вечернем заседании 25 марта 1917 г.

Ф.Ф. Кокошкин. Областная автономия и единство России

Ф.Ф. Кокошкин. Автономия и федерация Доклад был прочитан на Восьмом съезде Конституционно-демократической партии на дневном заседании 11 мая 1917 г.

@темы: XIX век, XX век, Государствоведение, История России, История государства и права

23:40 

Розанов на родительском собрании

Максималист
Товарищ Розанов пришёл в ужас от посещения родительского собрания:
«Прежде всего впечатление в родительских кружках не всегда бывает таким печальным, с каким, вернувшись домой, я сел на этот раз за бумагу. После резкой критики убийственного детского журнала "Задушевное Слово", с эффектными рассказами г-жи Чарской, одна из педагогичек предложила вниманию родителей доклад о выработке типа "идеального детского журнала", - так сказать, о схеме наилучшего здесь. После доклада, по обычаю, были прения. Говорили почти исключительно матери семейств, - но именно маленьких детей, так как само собрание было устроено кружком дошкольного воспитания. Таким образом, говорилось о журнале не для юношества и даже не для отрочества, - но именно о детском журнале как первой пище для чтения после обучения грамотности. "Что детям нужно? Что для них желательно?" Каждый видит, до чего в самом деле интересно, чего "родители желают своим детям". Отмечу прежде всего, что докладчице в первую голову возражала другая учительница, - именно русского языка, отринувшая вовсе нужду детского журнала, даже идеального. "Пусть будет литература детских книг; пусть дети читают книги. А журнала, ни худого, ни даже хорошего, - им вовсе не нужно". Докладчица возражала тем, что журнал объединяет чтение, возбуждает в детях разговоры и споры об одних предметах и на одни темы; так сказать, фиксирует интерес их. Наконец, самою периодичностью своего появления, постоянством в появлении - журнал тоже приносит пользу. Книга - случайна: сегодня есть, завтра - нет; одни дети ее прочли, другие прочли совсем другую. Все это вносит беспорядок, анархию и случайность в чтение, устранить которые желательно, и журнал это устраняет. Скажу два слова критики...»
Критику Розанова читаете далее... В.В. Розанов. Школьные течения наших дней и продолжение предыдущей статьи: В.В. Розанов. На родительском собрании
Статьи опубликованы в библиотеке сайта "Литература и Жизнь".

@темы: XIX век, XX век, Культура, Педагогика

19:41 

Карамзин о Франции

Максималист
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) - русский историк-историограф, писатель, поэт, почётный член Петербургской Академии наук (1818)

Консульскую Францию Карамзин называл монархией, лишь прикрытой некоторыми республиканскими формами.
« Не Бонапарте свергнул Бурбонов с трона; не Бонапарте сделал революцию: он только воспользовался ею для властолюбия...» - пишет Карамзин.

Карамзин. О похитителях

@темы: XIX век, История зарубежных стран

23:11 

Катков. Речь на Пушкинском празднике

Максималист
Речь произнесена 6 июня 1880 г. на торжественном обеде в Благородном собрании, данном городским обществом всем депутациям, прибывшим по приглашению и полномочию представителей Москвы на открытие памятника Пушкину.
 Катков

В речи Каткова есть замечательные слова: «Всякий любит хорошее, и всякому приятно чувствовать хорошее в себе. Это очень естественно, но тут кроется опасность. Мы невольно приучаемся хорошее любить в себе, а дурное ненавидеть в других. Благодатный мир водворился бы на земле, если бы люди приучились, напротив, хорошее любить более в других, а дурное ненавидеть в себе...»

Полный текст этого маленького произведения: М.Н. Катков. Речь на Пушкинском празднике (Произнесена на думском обеде 6 июня)
Опубликовано в библиотеке сайта "Литература и Жизнь."

@темы: XIX век, Культура, Литература

20:20 

Очередной мемуар. Демонстрация

Максималист
А.М. Возлядовская
Демонстрация

Я закончила школу при развитом социализме. У власти стоял Брежнев, вернее - ЦК КПСС. В то время явка на демонстрации дважды в год - 7 ноября и 1 мая - была строго обязательна для лиц, старше 14 лет. Мы, школьники, начиная с восьмого класса, точно так же как и наши родители, должны были в обязательном порядке являться утром означенного дня на пункт сбора. Нас всех проверяли по списку, отмечая не явившихся. Потом дети строились в колонну, и колонна стартовала, держа путь в несколько километров к площади, на которой, вознесенное трибунами над толпой, стояло наше городское партийное руководство и взирало на дисциплинированных строителей коммунизма, которые шеренгами проходили внизу перед ним. Никакой транспорт в центре города несколько часов не ходил, так как нужно было пропустить огромную массу народа - практически всех жителей города, исключая только маленьких детей, да неходячих инвалидов.

Кто ходил на демонстрации, тот помнит характерные "пробки", когда очередная колонна демонстрантов останавливалась, пропуская ту, что должна была следовать впереди неё по установленному графику. Чем ближе к вожделенному центру с партийным руководством мы подходили, тем пробки становились чаще и продолжительнее. В конце концов, толпа народа уже начинала напоминать верблюда, который пролезает в игольное ушко.

Я родилась и выросла в третьем по величине городе России - Новосибирске. Климат этой местности резко континентальный: то есть зима длинная и очень холодная, лето короткое и очень жаркое. Межсезонье чрезвычайно коротко: весна порой длится две недели и за эти четырнадцать дней умудряются растаять все сугробы и вырасти на деревьях полноценные листья. Ноябрь - это уже настоящая зима в Новосибирске, а первое мая - ещё почти зима: местами сугробы, утрамбованный лёд, оставшийся от минувших холодов...
Продолжение - на сайте "Литература и Жизнь"


Любительская фотография тех времён. Новосибирск, демонстрация 7 ноября 1970 г.

Фотография не моя - из открытых источников инернета.

@темы: XX век, Мемуары, О себе и о нас, Развитой социализм, Советский Союз

18:22 

День Параскевы Пятницы и мой день рождения

Максималист

В 1990 году мне кто-то сказал, что имя Алла - неправославное. Я тут же взяла церковный календарь (в 90-м году уже начали такие выпускать) и посмотрела в день какого святого я родилась, решив, что крещусь именно этим именем. Увидела, что в этот день празднуется память св. великомученицы Параскевы и тут же решила, что раз такая судьба мне была родиться в этот день, то и креститься надо именно Параскевой.Св. Параскева Пятница

Ну, потом выяснилось, что имя Алла на самом деле православное (кто до сих пор не верит, тот пусть посмотрит на следующий день после праздника Благовещения), и крестили меня именно им даже не спрашивая. Но, тем не менее, я всё равно считаю св. мученицу Параскеву своей святой.

Тропарь, Глас 4-й
Премудрая и всехвальная Христова мученица Параскево,/ Мужескую крепость приемши,/ Женскую же немощь отвергши,/ Диавола победи и мучителя посрами,/Вопиющи и глаголющи/Приидите тело мое мечем ссецыте и огнем сожгите,/ Аз бо радующися иду ко Христу,/Жениху моему;/Тоя молитвами Христе Боже спаси души наша.

_____________________________

Кстати, 10 ноября по новому стилю празднуется ещё и память св. Неониллы, но почему-то креститься этим именем у меня мысли не было.

А в миру в этот день празднуется "День полиции"!


@темы: О себе и о нас

20:46 

Кошелёв Александр Иванович и его Записки

Максималист
Кошелёв Александр Иванович (1806 -1883) публицист, общественный деятель, славянофил.
Получил домашнее начальное образование. В Москве, вместе с Киреевскими, Кошелев брал уроки у Мерзлякова, а у Шлецера-сына учился политическим наукам. В 1821 г. Кошелев поступил в Московский университет, но скоро оставил его, вследствие требования ректора, чтоб студенты слушали по восьми предметов, так как из этих обязательных лекций не все были ему интересны. Кошелёв Александр Иванович

В 1822 году он поступил на службу в московский архив министерства иностранных дел.
В 1823-25 член “Общества любомудрия”. С 1840-х вошел в кружок славянофилов. Издавал и редактировал их журналы “Русская беседа” и “Сельское благоустройство”. Участвовал в подготовке крестьянской реформы 1861. Выступал за созыв земской думы, работал в органах земского и городского самоуправления.

Записки Александра Ивановича Кошелева (1812-1883 годы) опубликованы в библиотеке сайта "Литература и Жизнь".

@темы: Мемуары, История России, XIX век

23:24 

Дорошевич Об Иоанне Кронштадтском

Максималист
«Скромный "батюшка", даже внешностью похожий на "раннего священника", скромный, любящий, кроткий и верующий, верующий той вере, которая "горами двигает".

Когда он молился у постели тяжелобольного, - казалось, что он видит Бога.

Казалось, что исполняется заповедь:

- Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят! Его нельзя было не любить.

Ему посылали телеграммы:

- Батюшка, молитесь за такого-то.

Посылали не только православные. Посылали, случалось, евреи, магометане...»
Полный текст статьи В.М. Дорошевича "О. Иоанн Кронштадтский"
Статья опубликована в библиотеке сайта "Литература и Жизнь".

@темы: XIX век, Культура

00:11 

Мандельштам - критик

Максималист
Осип Эмильевич Мандельштам, русский поэт, родился в еврейской семье в Варшаве. Жизнь оборвалась в транзитном (пересыльном) лагере Вторая Речка во Владивостоке.

Хотя он и родился в Варшаве, но считал своим, "любимым до слез" — другую европейскую столицу — город Петербург, куда семья переехала в 1897 году. Детство и юнность прошли в Петербурге и Павловске. Мандельштам

До 1907 года учился в тенишевском училище (школе), увлекался эсеровскими идеями (воспоминания "Шум времени", 1925 год)

Год слушал лекции в Сорбонне, еще год в Гейдельберге, потом пять лет изучал романскую филологию в Петербургском университете (курса не закончил).
Начинал как представитель акмеизма. Поэзия насыщена культурно-историческими образами и мотивами, отмечена конкретно-вещественным восприятием мира, трагическим переживанием гибели культуры.

Сборники "Камень", "Tristia", цикл "Воронежские тетради". Книга "Разговор о Данте", автобиографическая проза, статьи о поэзии. Репрессирован; реабилитирован посмертно.
Мандельштам писал и критические статьи. Например <Набросок статьи о Чехове>, опубликованный в библиотеке сайта "Литература и Жизнь".

@темы: Литература, XX век

18:02 

Владыко Гедеон

Максималист
Владыко Гедеон возглавлял Новосибирскую Епархию с 1972 по 1990 год. возглавлял Новосибирскую Епархию с 1972 по 1990 год. Я никогда не видела его, но когда приехала в Новосибирск в 1991 году, слышала много рассказов о нём. Его помнили и любили. И вот сейчас, спустя двадцать лет я решила написать то, что помню из этих рассказов. Долго я собиралась, ничего не скажешь!

Но лучше поздно, чем никогда.

"...Владыко Гедеон был назначен в Новосибирск во время правления Брежнева, это был классический период застоя советского времени. И вот в то время - во время хотя и не активного, но всё же давления на церковь, епископ Гедеон добивается разрешения коммунистических властей на реконструкцию и капитальный ремонт старого обветшалого храма. Напоминаю, что в то время без разрешения партийной власти церковь ремонтировать было невозможно. По разумению партийного руководства разрешение на капитальный ремонт имело двоякий смысл. С одной стороны, ремонтировать церковь - это плохо, но с другой стороны, партийцы ожидали, что на время капитального ремонта церковь должна будет закрыться, а идеологически это было хорошо, поскольку, пока службы идти не будут, часть народа опять-таки отвыкнет ходить в храм и когда она, наконец, снова откроется - прихожан станет уже меньше.

В общем, с большим трудом, но разрешение на ремонт митрополит Гедеон получил. Основное условие которое поставили ему - не делать храм выше и просторнее. А далее происходила вещь и вовсе удивительная..."
Полный текст небольшого очерка можно прочитать на нашем сайте "Литература и Жизнь".



Вознесенский кафедральный собор. Новосибирск. Тот самый храм.

(фото из Википедии, к сожалению. Но своего у меня нет)

@темы: Советский Союз, Сибирь, Православная архитектура, Православие, Новосибирск, Мемуары, Культура, История России, Большевизм, XX век

18:40 

Победоносцев о семейных участках

Максималист
Победоносцев Константин Петрович (1827 - 1907) российский государственный деятель, учёный-правовед, писатель, переводчик, историк Церкви; действительный тайный советник. В 1880 - 1905 годы занимал пост Обер-прокурора Святейшего Синода. Член Государственного совета (с 1872), почётный член Императорской Академии наук (1880).Победоносцев
«...Отвлеченное начало равенства, овладевшее умами со времени французской революции, отразилось повсюду в законах, и между прочим в законе о наследствах. Так произошла известная 826-я статья французского гражданского кодекса, перешедшая вместе с ним и во многие другие законодательства*. Повсюду и особливо во Франции она была причиною значительных экономических бедствий. В силу этой статьи при разделе наследственного имущества каждый из сонаследников имеет право требовать себе выдела натурою следующей части из недвижимого и движимого имения. С другой стороны, французский закон постановлением о законной доле наследников стесняет всякого владельца в праве распорядиться имением на случай смерти по своему усмотрению и передать свое цельное хозяйство в руки, по усмотрению его, благонадежные. Таким образом, закон вводит в сферу экономическую принудительное начало раздробления имуществ, действующее непрерывно и последовательно, и притом механически, без всякого различения лиц и имуществ...»
Полный текст статьи К.П. Победоносцева "Семейные участки". Статья опубликована в библиотеке сайта "Литература и Жизнь".

@темы: История России, XIX век

Дневник Solo

главная