21:52 

Розанов. Поминки по славянофильстве

Максималист
В.В. Розанов пишет: «Есть идеи прилипчивые, навязчивые. Может быть, и не вполне основательные, ни в каком случае не глубокие, но которые как-то садняют в уме, - и верно в них есть какая-нибудь истина. Вот уже много лет, всякий раз, как мне приходится думать об А.С. Хомякове, столетний юбилей которого мы недавно почтили речами и статьями, приходит на ум странный, можно сказать, необычайный способ его смерти. РозановЧеловек универсального, пылкого и самоуверенного ума, он не только оспаривал исторические мысли Т.Н. Грановского, копался в санскрите, изобрел способ утилизации снега, но также и придумал "верно действующее" средство от холеры. И умер от холеры!!! Когда читаешь его биографию, такую трогательную, серьезную, всю исполненную напряжений и надежд, и доходишь до этого конца: "умер от холеры!" - то до того растериваешься, факт до того поражает ум, что впадаешь во что-то похожее на истерику и начинаешь смеяться. Человек - всех лечил в Москве (т.е. советовал всем лечиться), а в деревне и наверное уже и фактически лечил! И умер именно от этой болезни, сопровождаемой, как известно, ужасными страданиями. "Будь скромнее, человек!" - как бы прошептала смерть над этою могилою; или, как сказал Ф.М. Достоевский на памятном Пушкинском празднике в Москве: "смирись, гордый человек!" Во всяком случае, это поучение о скромности никак не умеет отделиться в уме моем от идеи о Хомякове; предательская холера 1869 г. скалит скверные зубы за его бронзовым монументом и говорит: "как он ошибся! как он ужасно ошибся со своим снадобьем! И ошибся не только в расчете на меня и мою податливость, но и вообще в расчетах своего пылкого, пусть очень острого, но слишком самоуверенного ума". Годы пронеслись после его смерти; годы - скажем о России - многих испытаний! И как-то не верится на слово; как-то хочется проверки делом. А вот перед проверкою делом большинство его возвышенных и благородных теорий: исторических, общественных, не говоря уже о научных, оказывается не реальнее и не целебнее, чем знаменитое средство от холеры. Едва умер сам изобретатель его, никто более не проверял и не занимался научною ценностью снадобья. Все просто его забыли. Огромное множество его идей, все так называемое "славянофильство"... да дайте осязаемые плоды его в руку?..»
В.В. Розанов. Поминки по славянофильстве и славянофилах
____________________________________

Василий Васильевич Розанов (1856 - 1919) - русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.

@темы: XIX век, История России, Культура, Публицистика

14:51 

Празднование памяти св. Серафима Саровского

Максималист
Мы видим, что такое христианство, в образе преподобного Серафима
Статья Алексея Ильича Осипова, профессора Московской Духовной Академиипреподобный Серафим Саровский

Значение преподобного Серафима для современного человека, как мне представляется, прежде всего, в том, что мы можем реально увидеть жизненный пример того, чего может достичь человек даже в наших страшных условиях жизни.

Почему я так говорю? Потому что первая треть XIX века практически мало по своему духу, по крайней мере, по направлениям жизни, по настроениям умов, мало отличается от нашей эпохи.

Вы помните, под каким воздействием эпохи просвещения, деятелей этой эпохи, Великой французской революции находилась образованная часть общества, особенно после Отечественной войны 1812 года, в александровскую эпоху. Очень и очень во многом наша эпоха и та эпоха перекликаются. Мы видим, что, оказывается, даже в такое время может человек, если у него есть искренние искания и если он прилагает достаточные усилия, он, оказывается, может достичь потрясающих высот духовной жизни, высот которые не так часто встречались даже во времена древней Церкви. Это — прежде всего.

Затем, немаловажным является образ преподобного Серафима, который показывает нам, в чем проявляется эта духовность. Ведь часто мы искаженно понимаем, что духовность — это исключительно самозамкнутость, которая не имеет никакого общения с миром, которая таится где-то в глубинах и никоим образом не выявляет себя.

Серафим Саровский показал, что, оказывается, для того чтобы чего-то достичь, да, необходим затвор, необходимо молчание, пять лет ведь он был в молчании, и почти десять лет был в затворе, необходимо, действительно, потрясающее углубление в себя, необходимы подвиги и только на основании этого человек может выйти и стать светочем и действительным проповедником Христа в нашем мире.

После такой длительной подготовки только смог он открыться миру, вернее даже не он смог открыться миру, а сама Богоматерь приказала ему выйти к людям и открыться миру, и тогда он стал поистине духовным наставником и целителем душ тех, кто к нему приходил. Он показал, кто может быть духовным руководителем. Не просто имеющий сан, не просто находящийся в монастыре, не тот, кто просто имеет бороду, убеленную сединами, а тот человек, который действительно почти всю свою жизнь отдал на такой подвиг, который нам даже трудно даже предположить. И он продемонстрировал это.

Случай, когда его избили три крестьянина, показывает, на каком уровне духовной жизни он находился. Мы бы этого не смогли перенести, он не только это перенес, а помните, когда хотели осудить этих крестьян, он сказал: уйду из монастыря и скроюсь, если их осудят. Он показал, что такое христианская любовь к тем, кто являлся его смертельными врагами, ибо они хотели убить его, и думали, что убьют его.

В то же время, он показал и иное, показал, что христианская жизнь является не чем иным, как тем драгоценнейшим кладом, открывая который, человек получает величайшее благо, которое он может иметь на земле.

Его слова «Христос воксресе!», его слова «Радуйтесь!», его поучения об этом, все свидетельствуют о том, какую радость имел он в душе. Ибо дух творит себе формы, и эта радость в его душе выражалась и во вне, его любовь, которая в нем была, она выражалась и во вне, я вам скажу что, это имеет огромнейшее значение, мы видим, что такое христианство в образе преподобного Серафима, оказывается это религия, которая открывает человеку тот клад, то Царство Божие, которое скрыто в душе каждого отдельного человека, он показал на своем примере — этот клад находим, его можно открыть, и можно воспользоваться теми сокровищами, которые лежат в нас. В этом я вижу огромное значение преподобного Серафима для современного человека.
Источник

@темы: XIX век, XVIII век, Жития святых, История Православной церкви, История России, Православие, Праздники

17:24 

Влас Дорошевич о Павле Алексеевиче Зеленом

Максималист
Павел Алексеевич Зеленой (5 января 1833 — 10 января 1909, Одесса) — русский военачальник и государственный деятель, полный генерал по Адмиралтейству (1902).
Из дворян. Третий сын в семье капитана-лейтенанта в отставке Алексея Николаевича Зеленого. Образование получил в Морском кадетском корпусе (1851). B 1850-52 плaвал нa Бaлтийском мope. Совершил два кругосветных плавания на фрегатах «Паллада» (в 1852-54) и «Диана» (1855). С 1854 года — лейтенант, в 1856-60 — на фрегате «Аскольд». Во время 2-го путешествия 6 месяцев провел в Павел Алексеевич Зеленойанглийском плену. С 1860—1865 — командир (капитан) брига «Алмаз», и до 1865 плавал в составе эскадры контр-адмирала С. С. Лесовского. B 1866-69 кoмандовал кopветом «Bитязь», затем — фрегатом «Светлана».

В 1870 уволен со службы для плавания на коммерческих судах, состоял инспектором в РОПИТе. Участник русско-турецкой войны 1877-78: командовал отрядом минных заградителей, руководил перевозкой русских войск из портов Мраморного моря в Россию. В 1882 г. произведен в контр-адмиралы. Затем на административной службе: с 1882 — Таганрогский, а с 1885 — Одесский градоначальник. B 1891 пoлyчил чин гeнерал-лейтенантa (по Адмиралтейству). С 1898 — почетный Опекун Опекунского Совета учреждений Императрицы Марии.

Был похоронен на 1-м Христианском (Старом) кладбище в Одессе, (разрушено в начале 1930-х годов, теперь Преображенский парк, ранее — парк Ильича).
Рассказ Власа Дорошевича "П.А. Зеленый. Страничка из русской истории" показался мне неправдоподобным. Вот и другие свидетельства об указанной личности:

"По воспоминаниям А. Кауфмана, начальница Одесского института благородных девиц В.П. Кандыба просила П.А. Зеленого о выделении охраны, которая должна была сопровождать институток во время переезда с загородной дачи в городское здание института. «Охрану для твоих девиц! <...> Вот еще что выдумала! Вон отсюда! — кричал благим матом Зеленый, которому померещилось, что княгиня — содержательница веселого дома, вызванная в тот же день в канцелярию по какому-то делу» (Кауфман А. Анекдотический градоначальник//Исторический вестник. 1912. № 4. С. 138).

Л. Троцкий пишет в своих воспоминаниях: «Главным лицом в городе был градоначальник, бывший контр-адмирал Зеленой Второй. Неограниченная власть сочеталась в нем с необузданным темпераментом. О нем ходили неисчислимые анекдоты, которые одесситы передавали друг другу шепотом. За границей, в вольной типографии, вышел в те годы целый сборник рассказов о подвигах контр-адмирала Зеленого Второго» (Троцкий Л. Моя жизнь. М., 1991. С. 73—74).

Будучи родом из известной семьи морских офицеров, П.А. Зеленый после окончания учебы в Морском корпусе мичманом участвовал в экспедиции адмирала Е.В. Путятина на фрегате «Паллада» (1852—1854) вместе с И.А. Гончаровым, который следующим образом описал молодого моряка: «Он еще принадлежит к счастливому возрасту перехода от юношества к возмужалости, оттого в нем наполовину того и другого. Кое-что в нем окрепло и выработалось: он любит и отлично знает свое дело, серьезно понимает и исполняет обязанности, строг к самому себе и в приличиях — это возмужалость. Но беспечен насчет всего, что лежит вне его прямых занятий; читает, гуляет, спит, ест с одинаковым расположением, не отдавая ничему особого преимущества... Он очень мил; у него много природного юмора, и он мастерски владеет шуткой. Существо вечно поющее, хохочущее и рассказывающее, никогда никого не оскорбляющее и никем не оскорбляемое. Мы все очень любим его... Он сию минуту уживается в быту, в который поставлен. Благодаря ему мы ни минуты не соскучились в поездке по колонии: это был драгоценный спутник» (Гончаров И.А. Собр. соч. М., 1978. Т. 2. С. 188—189). Затем Зеленый служил старшим офицером на фрегате «Аскольд» (до 1860 г.), был командиром клипера «Алмаз» (до 1865 г.), командовал корветом «Витязь» (1868—1870) и фрегатом «Светлана» (1870). После этого в течение семи лет служил в Русском обществе пароходства и торговли, во время Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. вернулся на военный флот, затем снова ушел «на коммерческие суда». В 1882 г. его произвели в контр-адмиралы, а в 1891 г. он стал генерал-лейтенантом (по Адмиралтейству). В 1882 г. его назначили таганрогским градоначальником, а в 1885 г. перевели на аналогичную должность в Одессе."

@темы: XIX век, История России, Мемуары

17:59 

Столыпин в Думе

Максималист
Столыпин Пётр Аркадьевич (1862 - 1911) государственный деятель Российской империи. В разные годы занимал посты уездного предводителя дворянства в Ковно, гродненского губернатора, саратовского губернатора, министра внутренних дел, премьер-министра. Столыпин Пётр Аркадьевич

26 апреля 1906 года Столыпин был назначен министром внутренних дел, а 8 июля 1906 года - одновременно и председателем Совета Министров Российской империи. В 1907 - 1911 определял правительственную политику. В 1906 провозгласил курс социально-политических реформ.

II Государственная дума была открыта 20 февраля 1907 г. По воспоминаниям епископа Евлогия, во время молебна при открытии заседаний молились члены правительства и депутаты из священников и крестьян. Остальные члены Думы «не только не присоединились к молящимся, но вели себя так непринужденно, что можно было подумать — они нас не видят и не слышат». Председателем Думы стал кадет Ф.А. Головин.

6 марта перед Государственной думой выступил с правительственной декларацией председатель Совета министров П.А. Столыпин. Он выразил надежду на тесное сотрудничество Думы с правительством в законодательном творчестве. Столыпин обозначил круг тем, по которым правительство намеревалось внести в Думу законопроекты, в частности о свободе совести и правовом статусе православной Церкви и других вероисповеданий. Он отметил, что «многовековая связь Русского государства с Христианской Церковью обязывает ... положить в основу всех законов о свободе совести начала государства христианского, в котором Православная Церковь, как господствующая, пользуется данью особого уважения и особою со стороны государства охраною… Вместе с тем права и преимущества Православной Церкви не могут и не должны нарушать прав других исповеданий и вероучений. Поэтому… министерство вносит в Государственную думу и Совет ряд законопроектов, определяющих переход из одного вероисповедания в другое, беспрепятственное богомоление, сооружение молитвенных зданий, образование религиозных общин, отмену связанных исключительно с исповеданием ограничений». Большинство депутатов встретили декларацию правительства криками возмущения и обструкцией. 10 мая 1907 г. Столыпин, вновь выступая в Думе, сказал, что «противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия»
Речь П.А Столыпина во II Государственной думе 6 марта 1907 г.
Разъяснение П.А. Столыпина 6 марта 1907 г.
Речь П.А. Столыпина во II Государственной думе 13 марта 1907 г.
Речь П.А. Столыпина во II Государственной думе 10 мая 1907 г.
1 июня 1907 г. Столыпин выступил перед Государственной думой с требованием лишить депутатской неприкосновенности 55 членов Думы, принадлежавших к социал-демократической фракции. Они обвинялись в заговоре, направленном на свержение правительства. Государственная дума не дала согласия на это, передав требование правительства в специальную комиссию.

читать дальше

@темы: История России, Гос. Дума, XX век

15:52 

Исследование Н.А. Захарова

Максималист
Захаров Николай Алексеевич (1883—1917), правовед. Окончил юридический факультет Новороссийского университета. По всей видимости, ученик профессора П. Е. Казанского.

В 1912 году Н.А. Захаров выпустил юридическое исследование «Система русской государственной власти», явившееся важным этапом развития русского государственного права. Выступая против схематичной теории Монтескье о разделении властей на три ветви и бездумном следовании западноевропейским правовым учениям, Захаров выделял четыре вида власти, формирующие верховную власть в государстве: судебную власть, власть законодательную, власть управления и власть самодержавную.

«Трудно установить, — отмечает в своем исследовании Захаров, — в силу каких условий происходит это нежелание скроить перчатку юридических концепций по русской руке, вероятнее всего, в силу психологических условий поклонения перед внешней стороной Запада, полнейшего обособления науки права от реальной жизни и пассивности нашей натуры, но во всяком случае как с кафедры, так и в литературе мы все время слышим о правовом строе Запада и весьма мало — об общих началах нашего государственного строя… Прежде чем изучать мировые идеи, надо ознакомиться с своими местными, а это игнорируется нашими юристами».

Захаров обращается в своем капитальном исследовании к выяснению основ русского государственного строя и строит идеологическую систему русской власти. «Смешение национального частноправового характера власти и византийского религиозного автократизма и легло в основание нашей идеи о верховной власти и нашем государственном строе. Такая единоличная власть с частноправовым характером, принадлежавшая князьям-вотчинникам из одного рода, препятствовала созданию аристократии и крупных поземельных собственников, образовавших на Западе господствовавший класс, который уже в н. XIII в. в Венгрии и Англии добился письменного подтверждения своих фактических прав и преимуществ в ущерб полноте королевской власти. У нас не было феодализма… отсутствие феодальных начал дало совершенно особое направление русской жизни. Феодальный западный строй создал борьбу классов, выдвинул один класс выше других, заставил королевскую власть за сохранение единства власти и государства бороться с земельной аристократией».
М. Смолин

@темы: История России, Государствоведение, XX век, XIX век

17:05 

Рождество Христово

Максималист
Поздравляю всех с праздником Рождества Христова!



В церкви на праздничной службе, на концерте* сегодня пели вот эту колядку. Эту песенку я не раз слышала в исполнении воспитанников воскресных школ при разных православных приходах. Каждый раз она мне казалась очень трогательной и непосредственной, по детски очень простой и милой.

Рождество Христово, Ангел прилетел,
Он летел по небу, людям песню пел:
“Вы люди, ликуйте, все днесь торжествуйте,
Днесь Христово Рождество!”

Пастыри в пещеру первые пришли
И младенца Бога с Матерью нашли,
Стояли, молились, Христу поклонились –
Днесь Христово Рождество!

Все мы согрешили, Спасе, пред Тобой,
Все мы, люди, грешны – Ты Один Святой.
Прости прегрешенья, дай нам оставленье –
Днесь Христово Рождество!
________________________________________

* "Запричастные концерты" - это авторские музыкальные сочинения разного времени и стиля на тексты стихир, тропарей, молитв праздника. Запричастные концерты поются в конце Литургии во время причащения священников в алтаре.


В библиотеке сайта "Литература и Жизнь" опубликована подборка статей В.В. Розанова, посвящённая рождественским праздникам:


В.В. Розанов. В ночь перед Рождеством (1906), День Рождества Христова (1907), Перед Вифлеемской звездой (1908), Встреча праздника, Рождество Христово ныне и вечно (1909), В сочельник (1909), Рождество Христово (1910), С Рождеством Христовым!.. (1913)


Статьи эти были написаны столетие назад. Всё российское общество и его менталитет значительно, если не сказать, радикально, изменились. Эти статьи - возможность хотя бы частично узнать, а, следовательно, и понять какие проблемы сто лет назад волновали русских людей.


С праздником!


@темы: Праздники, Православие, История России

19:05 

Св. Иоанн Златоуст. О сластолюбии и пьянстве

Максималист
О сластолюбии и пьянстве

Пост состоит не только в воздержании от пищи, но и воздержание от сластолюбия есть вид поста. Это-то в особенности я заповедаю: воздерживайтесь не от пищи, а от сластолюбия. Пища нам нужна, а не Воскресенский Новодевичий монастырьрастление; пища нам нужна, а не причина болезней, болезней и душевных, и телесных; пиша нам нужна, доставляющая сладость, а не сластолюбие, исполненное горечи; то полезно, а это вредно; то приятно, а это неприятно; то естественно, а это противоестественно. Ибо скажи мне: если бы кто-нибудь дал тебе напиться яду, не было ли бы это противоестественно? Если бы кто подал дрова и камни, ты не отвратился ли бы? Конечно, потому что это противоестественно. Таково и сластолюбие. Как в городе, осажденном неприятелями, бывает великое беспокойство и смятение, когда они вторгаются в него, так бывает и в душе, когда нападают на нее пьянство и сластолюбие. У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином (Притч. 23, 29). Что отвратительнее пьяного? Он смешон для рабов, смешон для врагов, жалок для друзей, достоин всякого осуждения, есть более зверь, нежели человек, ибо пресыщаться свойственно тигру, льву или медведю. Им это свойственно, потому что они не имеют разумной души. Впрочем, и они, когда насыщаются больше надлежащего и больше меры, назначенной им природою, то расстраивают все свое тело; не тем ли более мы? Для того-то Бог даровал нам небольшое чрево, для того назначил нам малую меру пищи, чтобы научить нас печься о душе.

Посмотрим на самое устройство нашего тела, и мы увидим, что одна только малая часть у нас имеет такое назначение. Ибо уста наши и язык назначены для песнопений, гортань для произнесения голоса. Посему естественная необходимость заставляет нас невольно воздерживаться от пресыщения. Если бы сластолюбие не сопровождалось неприятностями, недугами и болезнями, то оно не было бы противно; но теперь от природы тебе назначены пределы, чтобы ты не мог, хотя бы и желал, преступить их. Не наслаждений ли ищешь ты? Найдешь их в жизни воздержной. Не здравия ли? И это здесь. Не спокойствия ли? И это здесь. Не свободы ли? Не крепости ли и стройности тела? Не бодрости ли и деятельности души? Все эти блага здесь; а в том, напротив, неприятность, нездоровье, болезнь, стеснение, излишние издержки. Почему же, скажешь, все мы предаемся ему? По болезни. Ибо скажи мне: почему больной желает того, что вредно? Это самое не есть ли признак болезни? Почему хромой не ходит прямо? А все это от нерадения и оттого, что не хотят придти к врачу. Из вещей одни доставляют временное удовольствие, а потом вечное мучение; другие, напротив,— временное страдание, а потом вечное блаженство. Посему кто так сластолюбив и беспечен, что не презирает настоящих удовольствий для достижения будущих, тот скоро обманывается. Скажи мне: почему обманулся Исав, почему он предпочел настоящее удовольствие будущей чести? По сластолюбию и невоздержанию. А это самое, скажешь, откуда происходит? От нас самих, как видно из следующего: когда мы захотим, то воздерживаем себя и бываем терпеливы; если встретится какая-нибудь нужда, а часто даже только из соревнования, мы избираем полезное. Итак, когда будет возбуждаться в тебе сластолюбие, то представь кратковременность этого удовольствия, вред (ибо поистине вредно делать такие издержки к собственной погибели), недуги, болезни — и отвергни сластолюбие. Хочешь ли, я перечислю тебе, сколь многие тяжко пострадали от сластолюбия? Ной выпил вина, и опьянел, и лежал обнаженным — и, вспомни, сколько зла произошло от того (Быт. 9, 21—29). Исав по невоздержанию продал свое первенство и решатся на братоубийство (Быт. 21, 31—34). Израильтяне сели есть и пить... а после играть (Исх. 32, 6). Посему и сказано им: и будешь есть и насыщаться, тогда берегись, чтобы не забыл ты Господа Бога твоего (Втор. 6, 12). Ибо предавшиеся сластолюбию стоят на скользком пути. Вдовица, говорит Павел, сластолюбивая заживо умерла (1 Тим. 5, 6); и еще: Израиль... утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога (Втор. 32, 15); и в другом месте: попечения плоти не превращайте в похоти (Рим. 13, 14). Я уже не предписываю поста —ибо никто не стал бы слушать,— но запрещаю невоздержание, возбраняю сластолюбие, для вашей же пользы. Сластолюбие подобно бурному потоку истребляет все; его не удерживает никакое препятствие; оно отлучает от Царствия Небесного. Что еще сказать? Ты желаешь наслаждений? Подай бедным, призови Христа, и будешь наслаждаться даже по окончании трапезы. Ты желаешь наслаждений? Питай свою душу, предложи ей пищу, какая ей свойственна, не томи ее голодом. Теперь время борьбы, время подвигов —а ты сидишь и пресыщаешься? Разве не знаешь, что и сами цари в походах во время войны живут скудно? Наша брань не против крови и плоти (Еф. 6, 12); а ты утучняешь себя, приготовляясь на брань? Супостат стоит, скрежеща своими зубами,— а ты предаешься неге и занимаешься трапезою? Знаю, что я говорю это напрасно, но не для всех. Кто имеет уши слышать, да слышит (Лк. 8, 8). Христос истощается от голода, а ты расторгаешься от пресыщения — сугубая неумеренность! И какого зла не производит сластолюбие? Оно заключает противоречие в самом себе; не знаю даже, почему оно получило такое название; разве подобно тому, как слава земная, которая есть бесчестие, и богатство земное, которое есть бедность, получили свое название, так и сластолюбие, хотя оно само в себе есть горечь. Для чего ты приготовляешь червям роскошную трапезу? Для чего делаешь себя негодным ни к чему? Хочешь ли, чтобы глаз твой был исправен? Сделай все тело благоустроенным. Из струн та, которая жирна и не очищена, бывает неспособна издавать приятные звуки; а которая совершенно очищена, та бывает стройна и благозвучна. Для чего зарываешь душу? Для чего ограду ее делаешь толще? Для чего наводишь на нее великий дым и облако, когда испарения, как бы какая мгла, поднимаются отовсюду? Не будем нерадеть о душе своей, подавляемой телом, но соделаем взор ее более светлым, крылья ее — более легкими, узы — более сносными; будем питать ее духовными беседами, при воздержной жизни, так, чтобы тело было только здорово и крепко, чтобы она радовалась и не скорбела, чтобы, таким образом благоустроив себя, мы могли достигнуть высшей степени добродетели и сподобиться вечных благ.

Св. Иоанн Златоуст. Из 27-й беседы на Деяния святых апостолов


@темы: Иоанн Златоуст, Православие, Святоотеческая литература

21:59 

Новый год

Максималист
Новогодний праздник я почти не отмечаю. Вот праздник Рождества Христова - это другое дело! Это - настоящий праздник. А Новый год, он какой-то преждевременный, мирской, советский...
Так было не всегда. В советское время - Новый год был действительно самый главный праздник в году. Вся его ценность была в а-политичности. Все остальные праздники того времени были окрашены идеологией: 1 мая, 7 ноября - самые советские; 9 мая - праздник со слезами на глазах; 8 марта - праздник освобождённой от свободы женщины; ну про 23 февраля - и говорить нечего! день конституции - вообще воспринимался как внеочередной выходной, а не праздник. Оставался только единственный неподвластный идеологии праздник - Новый год. Неподвластный коммунистическому надзору, он был "наш", назло "им" - коммунистам.
31 декабря раньше был рабочий день, только укороченный на один час. 2 января - всем на работу. И только это волшебная ночь и следующий день, который все отсыпались после волшебной ночи, были самым сказочным днём в году, настоящим праздником!

Теперь - жизнь для меня идёт по другому руслу, и Новый год оказался как-то и не особенно нужен.
Ждём Рождества!


@темы: О себе и о нас

22:24 

Многострадальный Конёк-горбунок

Максималист
Ставшая хрестоматийной сказка Петра Павловича Ершова (1815— 1869) была издана в Петербурге (1834) и затем многократно тиражировалась, несмотря на отрицательные высказывания критиков.
Вот, например, отзыв В. Г. Белинского: «...Было время, когда наши поэты, даровитые и бездарные, лезли из кожи вон, чтобы попасть в классики, и из сил выбивались украшать природу искусством; тогда никто не смел быть естественным, всякой становился на ходули и облекался в мишурную тогу, боясь низкой природы; употребить какое-нибудь простонародное слово или выражение, а тем более заимствовать сюжет сочинения из народной жизни, не исказив его пошлым облагорожением, значило потерять навеки славу хорошего писателя. Теперь другое время; теперь все хотят быть народными; ищут с жадностию всего грязного, сального и дегтярного; доходят до того, что презирают здравым смыслом, и все это во имя народности.... О сказке г. Ершова - нечего и говорить. Она написана очень не дурными стихами, но, по вышеизложенным причинам, не имеет не только никакого художественного достоинства, но даже и достоинства забавного фарса. Говорят, что г. Ершов молодой человек с талантом; не думаю, ибо истинный талант начинает не с попыток и подделок, а с созданий, часто нелепых и чудовищных, но всегда пламенных и, в особенности, свободных от всякой стеснительной системы или заранее предположенной цели....»; Белинский В. Г. КОНЕК-ГОРБУНОК).

Н. В. Станкевич писал об этом произведении:
«Что путного в этом немощном подражании народным поговоркам, которые уродуются, искажаются стиха ради, и какого стиха? Пушкин изобрел этот ложный род» (Из письма к Я.М. Неверову от 30 октября 1834 г.).
Известен отзыв и А. С. Пушкина, знавшего об этих попреках, которые косвенно касались и его. По свидетельству Ершова, подтвержденному Е. Ф. Розеном, Пушкин, прочитав его сказку, заявил: «Теперь этот род литературы можно мне и оставить».

М.Н. Карков в своей статье "«Конек-Горбунок» русская сказка, сочинение П. Ершова. В III частях" писал:
«Но, к несчастию, Пушкин всегда пил горькую чашу от своих подражателей. Его выстраданный стих превратился у них в жестоко-тоскливую мизантропию, его народная сказка - в рифмованные нелепости, выезжающие на площадных выражениях. Да помилуйте, ради Бога, неужели народность состоит в том, чтобы говорить по-мужицки? После этого высочайшая бы народность заключалась в том, чтоб вывести на сцену двух мужиков, ругающихся площадною бранью... Неужели автор, начавший рассказ от сивки и бурки и вещего коурки и кончивший тем, что он мед и пиво пил, по усам текло, в рот не попало, - может думать, что он сделал все, что этим-то и стала его сказка народною? Нет! Не такою является сказка Пушкина. Он не считает ее за шутку, которую можно писать с грехом пополам, болтая всякий вздор и оскорбляя русское ухо. В Пушкине был жив дух народный; вот отчего он и мог легко сдружиться с формою народной сказки, не прибегая к повторению уличного идиома; вот отчего вымысл в его сказке грациозен и вместе народен, а не ряд нелепостей, из которых иногда нельзя составить себе представления...»

@темы: XIX век, Культура, Литература

19:38 

Александр Серафимович, урождённый Попов

Максималист
Александр Серафимович, урождённый Попов - советский писатель. Лауреат Сталинской премии первой степени (1943). Член РКП(б) с 1918 года. Творил в направлении социалистический реализм, был изрядно обласкан советской властью:
- Сталинская премия первой степени (1943) — за многолетние выдающиеся достижения в литературе
- орден Ленина (1933)
- орден Трудового Красного Знамени
- орден «Знак Почёта»
- медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

В годы Великой Отечественной войны передал Сталинскую премию в Фонд обороны:

Дорогой товарищ Сталин !
Глубокую сердечную благодарность примите за высокую оценку моей литературной деятельности.
Разрешите премию мою — 100 000 рублей — внести на вооружение оружием наиболее необходимым в деле нашей Красной Армии.
А. СЕРАФИМОВИЧ


Мандельштам, практиковавшийся в критическом ремесле, сочинил на "Город в степи" Серафимовича статейку:
«"Город в степи" Серафимовича своей тематикой касается одного из важнейших этапов русского капитализма, а именно - 90-х годов. Финансовое грюндерство эпохи Витте, бурный рост железнодорожной сети, хищническое первоначальное накопление на фоне нищей деревни, лязг капиталистического железа под либеральный говорок интеллигенции, стихийное брожение рабочей массы в шорах "экономических требований" и т.д. Однако роман Серафимовича написан так, что, лишь устранив из него всех "действующих лиц" и все "литературные красоты" Серафимовича, можно разобраться - по фактическому остатку - в движущих силах эпохи...»
Желающие могут с ней ознакомиться в библиотеке сайта "Литература и Жизнь":
О.Э. Мандельштам. A. Серафимович. "Город в степи"
Осип Эмильевич Мандельштам (1891 - 1938) - поэт, литературный критик, эссеист, переводчик. Несмотря на все свои старания, советской властью не обласкан.

@темы: Литература, XX век

18:47 

Святитель Спиридон Тримифунтский

Максималист
"С IV века и доныне Греческая Церковь хвалится целокупными мощами угодника Божия св. Спиридона Тримифунтскаго, которыя не только нетленны, но в продолжение 15-ти веков сохранили мягкость. Николай Васильевич Гоголь, бывши в Оптиной Свт.  Спиридон ТримифунтскийПустыни, передавал издателю жития и писем затворника Задонскаго Георгия (о. Порфирию Григорову), что он сам видел мощи св. Спиридона и был свидетелем чуда от оных. При нем мощи обносились около города, как это ежегодно совершается 12 декабря с большим торжеством. Все бывшие тут прикладывались к мощам, а один английский путешественник не хотел оказать им должнаго почтения, говоря, что спина угодника будто бы была прорезана и тело набальзамировано; потом однако решился подойти, и мощи сами обратились к нему спиною. Англичанин в ужасе пал на землю пред святыней. Этому были свидетелями многие зрители, в том числе и Гоголь, на котораго сильно подействовал этот случай. Кроме мощей св. Спиридона, в греческих синаксарях упоминается о многих других нетленных мощах, например, Иоанна Поливотскаго (4 декабря), царя Иоанна Ватаци (4 ноября), преподобной Феоклиты (3 и 21 августа), прославленной множеством чудес и др."
Иеросхимонах Амвросий, Оптинский старец. О почитании святых мощей (Из собрания писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам)
Святитель Спиридон Тримифунтский родился в конце III века на острове Кипр. О его жизни сведений сохранилось мало. Известно, что он был пастухом, имел жену и детей. Все свои средства он отдавал на нужды ближних и странников, за это Господь вознаградил его даром чудотворения: он исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов. После смерти жены, в царствование императора Константина Великого (306—337), он был избран епископом города Тримифунта. В сане епископа святитель не изменил своего образа жизни, соединив пастырское служение с делами милосердия. По свидетельству церковных историков, святитель Спиридон в 325 году принимал участие в деяниях I Вселенского Собора. На Соборе святитель вступил в состязание с греческим философом, защищавшим ариеву ересь. Простая речь святителя Спиридона показала всем немощь. человеческой мудрости перед Премудростью Божией: «Слушай, философ, что я буду говорить тебе: мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Своим Словом и Духом небо, землю, человека и весь видимый и невидимый мир. Слово это есть Сын Божий, Который сошел ради наших грехов на землю, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес, искупив Своими страданиями первородный грех, и совоскресил с Собою человеческий род. Мы веруем, что Он Единосущен и Равночестен со Отцем, и веруем этому без всяких лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно».читать дальше

@темы: Жития святых, История Православной церкви, Культура, Православие, Праздники

16:01 

Преподобный Савва Освященный

Максималист

Сегодня день празднования памяти Преподобного Саввы Освященного.

Преподобный Савва Освященный родился в V веке, в Каппадокии в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии. Его отец был военачальником. Уехав по делам службы в Александрию, он взял с собой жену, а пятилетнего сына оставил на попечение дяди. Когда мальчику шел восьмой год, он поступил в находившийся поблизости монастырь святой Флавианы. Одаренный ребенок скоро научился читать и хорошо изучил Священное Писание. Напрасно родители уговаривали святого Савву вернуться в мир и вступить в брак.Преподобный Савва Освященный

В 17 лет он принял монашеский постриг  и так преуспел в посте и молитвах, что  был удостоен дара чудотворений.  Проведя десять лет в обители  Флавианы, преподобный отправился в  Иерусалим, а оттуда в обитель преподобного Евфимия Великого. Но  преподобный Евфимий (память 20 января) направил святого Савву к авве  Феоктисту, настоятелю близлежащего монастыря со строгим общежительным  уставом. В той обители пробыл преподобный Савва послушником до  30-летнего возраста.

После смерти старца Феоктиста, его  преемник благословил преподобного Савву затвориться в пещере: лишь в  субботу святой покидал затвор и приходил в обитель, участвовал в  Богослужении и принимал пищу. Через некоторое время преподобному  разрешили совсем не оставлять затвора,  и святой Савва подвизался в  пещере в течение 5 лет.

Преподобный Евфимий внимательно следил за жизнью юного инока и, видя, как он духовно возрос, стал брать его с собой в пустыню Рув (у Мертвого моря). Они выходили 14 января и пребывали в ней до Недели Ваий. Преподобный Евфимий называл святого Савву отроком-старцем и заботливо воспитывал его в высших иноческих добродетелях.

Когда преподобный Евфимий отошел ко Господу (+ 473), святой Савва ушел из Лавры и поселился в пещере близ обители преподобного Герасима Иорданского. Преподобный Герасим Иорданский (+ 475; память 4 марта) Через несколько лет к преподобному Савве стали собираться ученики - все, кто хотел иноческой жизни. Так возникла Великая Лавра. По указанию свыше (через огненный столп) иноки устроили в пещере церковь.

Лавра Саввы Освященного/3764841_lavra_savvy_osvyachennigo (500x281, 27Kb)Преподобный Савва, несмотря на  просьбы учеников, отказывался принять сан священника. Некоторые монахи,  недовольные слишком строгим уставом святого Саввы, решили воспользоваться  скромностью своего руководителя. Они пошли к Иерусалимскому Патриарху и  попросили поставить им другого настоятеля вместо святого Саввы,  который не был иереем. Патриарх послал за преподобным Саввой и, против  желания святого, рукоположил его во священника. «Вот вам отец ваш и игумен  вашей лавры, избранный Богом, а не  людьми. Я, Патриарх Иерусалимский,  только утвердил Божественную волю». С тех пор преподобный Савва стал именоваться Освященным, поскольку принял священный сан. Вскоре к святому Савве пришла его престарелая мать. Она сообщила о смерти отца и отдала своему сыну-игумену огромное наследство умершего родителя. Эти деньги преподобный Савва употребил на постройку монастырских зданий, а для матери устроил келью неподалеку от своей лавры, где она в монашестве провела остаток жизни. Всего святой основал 7 монастырей, главный из них – лавра преподобного Саввы Освященного. В этих монастырях еще при жизни основателя подвизались свыше 5 000 монахов. И для всех без исключения святой Савва был добрым и заботливым отцом. Преподобный Савва немало потрудился для блага всей христианской Церкви. В 517 году трон занял император Анастасий, разделявший ересь  монофизитов. Это лжеучение было осуждено на 4-м Вселенском Лавра Саввы Освященного/3764841_lavra_savvy_osvyachennigo2 (400x269, 34Kb)соборе. Однако император Анастасий вновь принялся насаждать ересь. Тогда престарелый игумен Савва  пришел в Иерусалим, встал посреди храма и громогласно объявил: «Знайте, христиане, чему учит наша святая  Церковь. У Господа нашего Иисуса Христа – две  природы: Божественная и человеческая. Поэтому Он  именуется Богочеловеком. Прошу вас, не слушайте еретиков, даже если с ними - сам царь»! Авторитет Саввы Освященного был так велик, что с учением монофизитов в Иерусалиме было покончено. Савва Освященный остался в истории христианской церкви и как автор первого богослужебного устава, называемого Типикон. В Русской  Православной Церкви устав преподобного Саввы  Освященного, называемый Иерусалимским, принят с  14-го века. Святой Савва умер в 532 году, прожив без  малого сто лет.

Гробница Саввы Освященного

Гробница Саввы Освященного/3764841_lavra_savvy_osvyachennigo_grobnica (300x452, 18Kb)



@темы: История Православной церкви, Культура, Православие, Праздники

20:09 

Мандельштам и Дарвин

Максималист
Осип Эмильевич Мандельштам (1891 - 1938) - поэт, литературный критик, эссеист, переводчик.
Чем только не занимался Мандельштам! В частности, изучал Дарвина и конкретно - его литературный стиль.
О.Э. Мандельштам

«Во все критические эпохи естественные науки были ареной особо ожесточенной борьбы за мировоззрение. Только внимательно изучив историю воззрений на природу, мы поймем закономерность в смене литературных стилей естествознания...» - пишет Мандельштам в своей статье "К проблеме научного стиля Дарвина".
С полным текстом статьи можно ознакомиться в библиотеке сайта "Литература и Жизнь".

@темы: Культура, Литература

18:43 

День памяти Священномученика митрополита Серафима (Чичагова)

Максималист

Икона: Священномученик митрополит Серафим (Чичагов)/3764841_serafim_chichagov (267x400, 36Kb)Священномученик Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился в семье военного и принадлежал к именитому дворянскому роду. Священномученик митрополит Серафим (Чичагов)После окончания Императорского Пажеского корпуса участвовал в Балканской войне 1876-77 годов. По возвращении с фронта в Петербург знакомится с праведным Иоанном Кронштадтским и становится его духовным чадом. В 1879 году сочетается благочестивым христианским браком с Н. Н. Дохтуровой. В 1891 году выходит в отставку с воинской службы и в 1893 г. по благословению Иоанна Кронштадтского принимает священнический сан. Служит в разных храмах Москвы. В 1895 году умирает его жена. В это время он начинает работать над «Летописью Серафимо-Дивеевского монастыря» и в 1898 году принимает монашеский постриг с именем Серафим. Вскоре он назначается настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиевско-го монастыря. В 1903 году по составленному им представлению и при активном содействии императора Николая II был прославлен преподобный Серафим Саровский. В это же время он составляет акафист преподобному. В 1905 году он — епископ Сухумский. С 1906 по 1912 годы был архиепископом Орловским, Кишиневским и Тверским. Участвовал в Поместном соборе 1917-18 годов, где возглав-лял отдел «Монастыри и монашество».

 В 1917 году владыка Серафим был изгнан обновленцами со своей кафедры. Патриарх Тихон назначил его в Варшаву, но он так и не прибыл на место служения в связи с происходившими там боевыми действиями.

В 1921 году Владыка Серафим был арестован. Постановлением судебной тройки ВЧК присужден к высылке в Архангельский концлагерь сроком на два года . Затем последовала ещё одна ссылка, арест, но по ходатайству Патриарха Тихона и церковной общественности в августе 1925 года следствие было прекращено и Владыка был отпущен на свободу. 

<В 1928 году Владыка назначен управляющим Ленинградской епархией.

В 1929 году, он, рискуя обратить на себя гнев властей, добился разрешения похоронить по христианскому обычаю, достойно духовному сану, скончавшегося на этапе, во время пересылки с Соловков в Казахстан, епископа Илариона (Троицкого), с которым их связывали духовные узы, близость к Патриарху Тихону и время, проведенное в архангельской ссылке.

В 1937 году митрополиту Серафиму шёл 82 год. Он имел ясный ум, доброе, истинно христианское сердце, мгновенно откликался на нужды ближних. В ноябре 1937 года несмотря на заступничество митрополита Сергия владыку Серафима арестовали. Он был тяжело болен и его не могли увезти в тюремном автомобиле. Тем, кто производил арест, пришлось вызвать карету скорой помощи. Всё его имущество, включая иконы, книги, рукописи, облачения, было конфисковано.

Позднее стало известно, что он был арестован по обвинению в «контрреволюционной монархической агитации». Как видно из материалов допросов , Владыка виновным  себя не признал, несмотря на зверские истязания, которым был подвергнут в тюрьме. Сохранилась эта последняя фотография владыки Серафима, сделанная в тюрьме:

Священномученик Серафим (Чичагов)/3764841_serafim_chichagov2 (380x232, 52Kb)

Есть свидетельства, что владыке Серафиму обещали сохранить жизнь, если он публично отречётся от веры и Православной церкви. Но он не отрёкся. 7 декабря 1937 года постановлением тройки Управления НКВД по Московской области он был осуждён на смерть и расстрелян 11 декабря 1937 года на месте массовых казней в подмосковном Бутово. К месту казни его, истерзанного пытками, но несломленного духом, палачи принесли на носилках...

Спустя пятьдесят лет, 10 ноября 1987 года Леонид Михайлович Чичагов был полностью реабилитирован

23 февраля 1997 года Русская Православная Церковь прославила Митрополита Серафима в лике Святых.

Владыка писал иконы. Чудесный образ Спасителя его работы находится в московском храме Илии пророка.

Источники:

http://days.pravoslavie.ru/Life/life6827.htm

http://missia.od.ua/articles/calendar/794-svjashhennomuchenik-mitropolit-serafim-chichagov.html

http://rys-arhipelag.ucoz.ru/publ/svjashhennomuchenik_mitropolit_serafim_chichagov/31-1-0-2054


@темы: Советский Союз, Православие, История России, История Православной церкви, Жития святых, XX век

19:27 

Гумилев и журнал «Гиперборей»

Максималист
Журнал «Гиперборей» (первоначальное проектировавшееся название — «Невская цевница») был разрешен к изданию в сентябре 1912 г.; до марта 1914 г. вышло девять его выпусков. Издатель и ответственный редактор — М. Л. Лозинский. Журнал содержал только стихи — в основном, членов Цеха поэтов — и краткие рецензии на поэтические книги. По поводу первого номера, отталкиваясь от анонимного редакционного предуведомления (написанного Городецким), А. Я. Левинсон писал: «Признав в делах и исканиях славных предшественников, от Ломоносова до Блока, драгоценное, но опасное для их творческой независимости наследие прошлого (критический отдел первого выпуска журнала с нарочитым смирением воздает этим предшественникам дань уважения; лапидарно-краткие рецензии о книгах В. Брюсова, К. Бальмонта, Вяч. Иванова почтительны и пиететны — как эпитафии), поэты Цеха дружно устремились к новым берегам...» (Театр. 1912. 25 ноября; рецензия на «Cor Ardens» Вяч. Иванова принадлежала Городецкому).
В этом журнале Н.С. Гумилев публиковал множество рецензий на произведения своих современников:
Н.С. Гумилев. Рецензии: Валерий Брюсов. Зеркало теней; К. Бальмонт. "Зарево зорь"; М. Кузмин. "Осенние озера"; Ю. Балтрушайтис. "Горная тропа"
Н.С. Гумилев. Рецензия: М. Кузмин. "Осенние озера"
Н.С. Гумилев. Рецензии: Вячеслав Иванов. Cor Ardens. Часть вторая; Николай Клюев. Братские песни. Книга вторая; Владимир Нарбут. Аллилуйя. Стихи; Петр Бобринский. Стихи; Оскар Уайльд. Сфинкс. Перевод Льва Дейча
Н.С. Гумилев. Рецензия: М. Кузмин. "Осенние озера". Вторая книга стихов

Николай Степанович Гумилев (1886-1921) русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, переводчик, литературный критик, путешественник.

@темы: XX век, Культура, Литература, Серебряный век

15:10 

Святитель Иннокентий и его труд "О великих Господских и Богородичных праздниках"

Максималист
Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический (в миру Иван Алексеевич Борисов) родился 15 декабря 1800 года в городе Ельце Орловской губернии в семье священника Успенской церкви Алексия Борисова.
Святитель Иннокентий
Родители преосвященного Иннокентия были люди простые, доброй жизни. Отец Алексей Борисов получил домашнее образование. Из низших степеней клира он дослужился до священника и старался в частых проповедях донести до прихожан слова отцев и учителей Церкви. Мать преосвященного Иннокентия Акилина была женщина неграмотная, но умная и набожная. В родительском доме Иван изучил славянскую азбуку, Часослов и Псалтирь и научился письму.

В 1819 году Иван Борисов окончил курс семинарского учения с отличным успехом и поступил в Киевскую Духовную Академию. Здесь он предался изучению наук с таким жаром, что иногда целые ночи проводил за книгой. Повинуясь внутреннему призванию, более всего занимался он составлением и обработкой проповедей.

В 1823 году 23-летний Иван Алексеевич окончил полный курс академического учения первым магистром и был определён в Санкт-Петербургскую Духовную Семинарию на должность инспектора и профессора Церковной истории, но не прошло и трёх месяцев, как он занял и должность ректора Санкт-Петербургского Александро-Невского Духовного училища. Здесь же он принял пострижение в монашество с именем Иннокентий и был рукоположен в иеромонаха. В декабре 1824 года отец Иннокентий назначается бакалавром богословских наук в Санкт-Петербургской Духовной Академии, а через несколько месяцев её инспектором и экстраординарным профессором. В марте 1826 года он возводится в сан архимандрита.

Лекции свои отец Иннокентий обыкновенно преподавал наизусть. Он внимательно следил за современным состоянием и успехами естественных наук, и в его воззрениях эти знания не только не противоречили, но наилучшим образом служили богословию. Предлагаем вашему вниманию труд Святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического (Борисова). О великих Господских и Богородичных праздниках, опубликованный в библиотека сайта "Литература и Жизнь".

Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический (1800 - 1857) был ректором Киевской духовной академии, профессором богословия; членом Российской академии (1836); членом Святейшего Синода с 26 августа 1856 года, знаменитым русским богословом и церковным оратором, был прозван в свое время "Русским Златоустом". Канонизован Русской Православной Церковью в 1997 году.

@темы: XIX век, История Православной церкви, Культура, Православие

20:12 

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

Максималист
Поздравляю всех с праздником Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Введено-Оятинский монастырь. Церковь Введения Богородицы во храм

Тропарь праздника:
Днесь благоволения Божия предображение/ и человеков спасения проповедание:/ в храме Божии ясно Дева является/ и Христа всем предвозвещает./ Той и мы велегласно возопиим:/ радуйся, смотрения// Зиждителева исполнение.

О празднуемом событии известно из древнего церковного предания, которое отражено в церковных песнопениях.
О введении во храм Пресвятой Девы в трехлетнем возрасте упоминает в I веке Антиохийский епископ Еводий и в IV веке — блаженный Иероним.
Время установления праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы с достоверной точностью неизвестно. На востоке праздник получил повсеместное распространение уже в VIII—IX вв. Но воспоминание этого события было в IV веке (см. слова св. Григория Нисского (IV в.), Германа и Тарасия, патриархов Константинопольских (VII в.). В IX веке Георгий, архиепископ Никомидийский, составил первый канон празднику («Отверзу уста моя») и ряд стихир, а в Х веке Василий Пагариот, архиепископ Кесарийский, составил второй канон празднику («Песнь победную…»). Эти стихиры и каноны поются Церковью и в настоящее время.
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (20 ноября) и четыре дня попразднства. Отдание праздника — 25 ноября (8 декабря н. ст.).

@темы: История Православной церкви, Культура, Православие, Праздники

23:41 

Кокошкин

Максималист
Кокошкин Федор Федорович (1871—1918) — юрист, профессор кафедры государственного права Московского университета. Депутат I Государственной думы от Москвы. С 1905 г. — один из основателей и руководителей партии кадетов, член ее ЦК. После Февральской революции возглавлял Юридическое совещание и Особое совещание по подготовке закона о выборах в Учредительное собрание. Государственный контролер в составе 2-го коалиционного Временного правительства с 24 июля по 26 августа 1917 г. Депутат Учредительного собрания. 28 ноября 1917 г. был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. В связи с заболеванием (туберкулез) переведен в Мариинскую Кокошкин Федор Федоровичтюремную больницу вместе с А.И. Шингаревым, где они были зверски убиты в ночь с 6 на 7 января 1918 г. ворвавшимися в больницу матросами и солдатами.
Предлагаю вашему вниманию ряд статей Кокошкина, опубликованных в библиотеке сайта "Литература и Жизнь":

Ф.Ф. Кокошкин. Республика Данное сочинение представляет собой доклад Ф. Ф. Кокошкина о государственном строе в России, прочитанный на Седьмом съезде Конституционно-демократической партии на дневном заседании 25 марта 1917 г.

Ф.Ф. Кокошкин. Учредительное Собрание Данное сочинение представляет собой доклад Ф.Ф. Кокошкина, который был прочитан на Седьмом съезде Конституционно-демократической партии на вечернем заседании 25 марта 1917 г.

Ф.Ф. Кокошкин. Областная автономия и единство России

Ф.Ф. Кокошкин. Автономия и федерация Доклад был прочитан на Восьмом съезде Конституционно-демократической партии на дневном заседании 11 мая 1917 г.

@темы: XIX век, XX век, Государствоведение, История России, История государства и права

23:40 

Розанов на родительском собрании

Максималист
Товарищ Розанов пришёл в ужас от посещения родительского собрания:
«Прежде всего впечатление в родительских кружках не всегда бывает таким печальным, с каким, вернувшись домой, я сел на этот раз за бумагу. После резкой критики убийственного детского журнала "Задушевное Слово", с эффектными рассказами г-жи Чарской, одна из педагогичек предложила вниманию родителей доклад о выработке типа "идеального детского журнала", - так сказать, о схеме наилучшего здесь. После доклада, по обычаю, были прения. Говорили почти исключительно матери семейств, - но именно маленьких детей, так как само собрание было устроено кружком дошкольного воспитания. Таким образом, говорилось о журнале не для юношества и даже не для отрочества, - но именно о детском журнале как первой пище для чтения после обучения грамотности. "Что детям нужно? Что для них желательно?" Каждый видит, до чего в самом деле интересно, чего "родители желают своим детям". Отмечу прежде всего, что докладчице в первую голову возражала другая учительница, - именно русского языка, отринувшая вовсе нужду детского журнала, даже идеального. "Пусть будет литература детских книг; пусть дети читают книги. А журнала, ни худого, ни даже хорошего, - им вовсе не нужно". Докладчица возражала тем, что журнал объединяет чтение, возбуждает в детях разговоры и споры об одних предметах и на одни темы; так сказать, фиксирует интерес их. Наконец, самою периодичностью своего появления, постоянством в появлении - журнал тоже приносит пользу. Книга - случайна: сегодня есть, завтра - нет; одни дети ее прочли, другие прочли совсем другую. Все это вносит беспорядок, анархию и случайность в чтение, устранить которые желательно, и журнал это устраняет. Скажу два слова критики...»
Критику Розанова читаете далее... В.В. Розанов. Школьные течения наших дней и продолжение предыдущей статьи: В.В. Розанов. На родительском собрании
Статьи опубликованы в библиотеке сайта "Литература и Жизнь".

@темы: XIX век, XX век, Культура, Педагогика

19:41 

Карамзин о Франции

Максималист
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) - русский историк-историограф, писатель, поэт, почётный член Петербургской Академии наук (1818)

Консульскую Францию Карамзин называл монархией, лишь прикрытой некоторыми республиканскими формами.
« Не Бонапарте свергнул Бурбонов с трона; не Бонапарте сделал революцию: он только воспользовался ею для властолюбия...» - пишет Карамзин.

Карамзин. О похитителях

@темы: XIX век, История зарубежных стран

Дневник Solo

главная