20:10 

Церковь во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радосте" в Николаевском дворце

Максималист

Главу с православным крестом над зданием Николаевского дворца теперь можно увидеть издалека. Дверец этот, переименованный в социалистические времена в "Дворец труда", был построен третьим сыном Императора Николая I - русским полководцем, героем Балканской войны Великим Князем Николаем Николаевичем.

Далее можно прочитать на сайте Монастыри и храмы Северо-запада России

В альбоме несколько фотографии. Надеюсь, в ближайшее время добавить другие фотографии.

@темы: Культура, Православие, Православная архитектура, Санкт-Петербург

19:51 

Сегодня - праздник св. Георгия Победоносца

Максималист
Тропарь великомученика Георгия Икона св. Георгия Победоносца
глас 4

Яко пленных свободитель/ и нищих защититель,/ немощствующих врач,/ православных поборниче,/ победоносче, великомучениче Георгие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
__________________________________

Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности — Белит), у подножия Ливанских гор.

Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.

читать дальше

@темы: Праздники, Православие, Культура, Жития святых

22:40 

Кареев и его Историка

Максималист

Николай Иванович Кареев (1850 - 1931) - русский историк и философ. С 1910 член-корреспондент Петербургской академии наук, с 1917 г. член-корреспондент Российской Академии Наук, с 1929 почётный член АН СССР.
Николай Иванович Кареев
Родился 24 ноября (6 декабря) 1850 г. в семье мелкопоместного дворянина в Москве. Получил дворянское воспитание, окончил 1-ю Московскую губернскую гимназию.
Выросши Кареев выступал противником политики властей в отношении высшей школы.

В годы революции участвовал в депутации ряда литературных и общественных деятелей Петербурга, обратившихся к властям с просьбой отказаться от применения силы против народной манифестации 9 января 1905. За участие в депутации был арестован и несколько дней провел в Петропавловской крепости. Вступил в конституционно-демократическую (кадетскую) партию. В 1905 был избран в Государственную думу от партии кадетов.

 

После октябрьской революции не эмигрировал. Но публиковать статьи и книги становилось все труднее. В условиях коммунистической перестройки высшего образования как «буржуазный» специалист был уволен из университета. Испытывал материальные лишения: голод, безденежье и, как результат, – болезни и слабость. Радостным событием для 79-летнего ученого стало его избрание в 1929 почетным членом Академии наук СССР и назначение высокой пенсии. Но в то же время большевики арестовали его сына Константина (дочь Елена вышла замуж за художника Г. С. Верейского и стала известной детской писательницей); в связи с так называемым академическим делом начались репрессии против близких друзей по научной и профессорской среде.

Умер Н.И. Кареев в Ленинграде 18 февраля 1931.
На нашем сайте опубликовано произведение Кареева:
Н.И. Кареев. Историка
Теория исторического знания: Из лекций по общей теории истории. Желающие могут ознакомиться.


@темы: XIX век, XX век, Биографии, История России, История государства и права

22:16 

И.М. Кабештов и его Воспоминания

Максималист

Иван Михайлович Кабештов (1827 — не позднее 1918), незаконнорожденный сын саратовского дворянина и крепостной крестьянки — известный во второй половине XIX и начале XX в. на юге России хозяйственный деятель, почетный член Общества сельского хозяйства Южной России, популяризатор практических знаний по сельскому хозяйству и животноводству. Кабештов был одним из инициаторов создания «Общества взаимопомощи служащим по сельскому хозяйству и сельскохозяйственной промышленности» (1900).

Фотографии И.М. Кабештова у меня нет, поэтому здесь просто фотография.

Первая часть задуманных И.М. Кабештовым воспоминаний опубликована в библиотеке сайта "Литература и Жизнь"

И.М. Кабештов. Моя жизнь и воспоминания, бывшего до шести лет дворянином, потом двадцать лет крепостным

Желающие могут ознакомиться с этим произведением.


@темы: Мемуары, XIX век

15:42 

Демография. Статистика - относительная правда

Максималист
Меня всегда удивлял этот график - Численность населения России - знакомый нам с древних советских времён. Я, конечно же, имею в виду первую его часть (советскую), где резкий взлёт.

График 1. Численность населения России (Вы его найдёте на любом сайте, посвящённом демографии или статистике)

Меня этот график всегда ставил в тупик. Я, как и все люди, ходила в школу, проучилась 10 лет в одном классе и прекрасно знала, своих одноклассников, прекрасно знала, сколько у кого братьев и сестёр в семьях, да и есть ли эти братья и сестры вообще. Соотношение распределялось примерно так: половина семей имела по два ребёнка, половина - по одному. Только у одного мальчика в моём классе было трое детей в семье. На него всегда смотрели с сочувствием: "Ну, конечно, им тяжело: у них трое детей в семье!"

Знакомые вне школы: те с которыми я ходила в спортивные секции, клубы, те, с которыми проводила летние каникулы, эту же статистику подтверждала: у половины не было ни братьев, ни сестёр, у другой половины был кто-то один. Другая семья с тремя детьми мне попалась в моей советской юности ещё только раз и то, там такое событие произошло в результате курьёза: мама решила родить второго ребёнка, но у неё родилась двойня.

Напоминаю, что я закончила школу при развитом социализме, т.е. при Брежневе. И перед моими глазами была самая что ни на есть настоящая советская жизнь, доперестроечная.

Потом, приехав в Ленинград, я убедилась, что там среди семей больший процент тех, у кого 2 ребёнка в семье. По опросам моих сверстников складывалось примерно такое соотношение: 2/3 семей с двумя детьми, 1/3 - с одним ребёнком. Это не удивительно: в советское время уровень жизни в Ленинграде был гораздо выше, чем в том же Новосибирске. Во всяком случае лимита на продукты не было - ешь сколько хочешь, колбасный социалистический рай!

Однако три ребёнка - и для Ленинграда была редкость.

И я всё время ломала голову: где же те многодетные семьи по 5-10 детей, которые перекрывают недостаточную рождаемость Ленинграда, Новосибирска, Омска, Томска, Новгорода, Красноярска и других городов, а также их областей.

Своими глазами я видела, что в сельской местности состояние нисколько не лучше, а даже хуже. Мои родители, загоревшись желанием приобрести дачу, купили старый деревенский дом в селе Мотково, Мошковского района, Новосибирской области. Я тогда училась в шестом классе. И с тех пор все свои летние каникулы я проводила в этой деревне в лютой тоске, потому что в нашем районе деревни, на протяжении нескольких десятков деревенских дворов не было ни одного ребёнка и мне попросту не с кем было играть. По соседству с нами жила семья у которой был один (!) ребёнок - слабовидящая девочка. Но она ни с кем ни общалась и даже из дома почти не выходила. В доме напротив нас был ребёнок двухлетнего возраста, и лишь домах в десяти от нас жила девочка-первоклассница. Только с ней мне и приходилось общаться, потому что других детей по близости просто не было. Это не значит, что детей в Мотково не было вообще. Мотково - большая деревня, площадью несколько километров и в других концах деревни дети непременно были... "Редкие, как острова в архипелаге..."

Потом, став молодым советским специалистом и получив советское распределение в советскую деревню, я работала даже в нескольких посёлках Новосибирской области, но демографическая картина в них мало отличалась от уже знакомой мне. Дети "редкие, как острова в архипелаге..."

Ну и где ж те семьи, которые делают такую блестящую советскую статистику?

Вопрос оставался без ответа. Своими глазами, в школе, во дворе, среди родственников и знакомых и даже незнакомых, в Новосибирске, в Краснодаре, в Красноярске, Томске, Свердловске, в городе или деревне я видела только то, что опровергало этот график.

Чтобы понять, что это всё означает, нужно посмотреть другой демографических график:



График 2. Естественный рост населения России с 1950 (Этот график также находится везде в свободном доступе)

А вот то, что начерчено здесь, полностью подтверждает то, что все мы видели своими глазками в 1960-1970-1980-е годы. Падает рождаемость, падает! Рассматриваем период советского времени: Естественный прирост за период развитого социализма упал с 18 (1956 - Хрущевская оттепель), до 5 (1980 г - при Леониде Ильиче). И именно тогда, в 1966 году произошёл первый "русский крест", о котором официально заявил Международный Красный Крест

Эта информация уже не особо доступна. В советские времена о том, что там заявил Международный Красный Крест вообще тщательно скрывалось, а сейчас... забылось что ли. Или может быть, не политкорректно, так как сейчас принято считать, что при социализме у нас всё было о'кей, а такой факт портит эту жизнерадостную сказку. я видела статью о "Русском кресте" в 1966 году, но не догадалась сохранить текст или ссылку, а теперь не могу её найти второй раз - возможно, её просто удалили.

Итак, на графике № 2 как раз и отражена та картина, которую мы своими глазами видели в своём социалистическом детстве.

Но как же второй график уживается с ура-показательным первым?

Одна из официальных гипотез:

миграционный прирост полностью компенсировал численные потери населения и превысил их на... % (каждый год процент разный)

_____________________________________

P.S. В 1992 году мне довелось в Колывани, Новосибирской области, встретить женщину с семью детьми. Она была хакасска (в паспорте было написано - русская).

@темы: Современная Россия, Советский Союз, Менталитет, Мемуары, Демография, Анти-ностальгия, XX век

15:04 

Антипасха

Максималист

Богослужение этого дня посвящено, главным образом, воспоминанию явлений Христа по Воскресении Апостолам, в том числе и Фоме. Вся служба побуждает верующих пробудиться от сна греховного, обратиться к Солнцу Правды - Христу, укрепить в себе веру и вместе с ап. Фомой искренно, радостно воскликнуть: «Господь мой и Бог мой».

Константино-Еленинский монастырь

Св. Иоанн Златоуст. О предпочтении благ небесных благам земным

Авраам, будучи вызываем Богом из земли в землю, показал такое послушание, что никакие препятствия не могли остановить его, но бежал и спешил, как бодрый юноша, исполнить повеление Божие; мы, напротив, призываемые не из земли в землю, но с земли на небо, не покажем и такого же, как праведник, усердия в послушании, но будем представлять пустые и ничтожные причины, и не увлекут нас ни величие обетовании, ни маловажность видимого как земного и временного, ни достоинство Призывающего — напротив, обнаружим такую невнимательность, что временное предпочтем всегда пребывающему: землю — небу, и никогда не могущее кончиться поставим ниже того, что улетает, прежде чем появится. Доколе, скажи мне, будем мы показывать такую жадность к собиранию денег? Что за умоисступление — каждый день увлекаться этою мучительною страстью и никогда не чувствовать сытости, но быть едва ли не хуже и пьяных? Ибо как эти, чем больше пьют вина, тем более распаляют в себе жажду и тем сильнейший разжигают огонь, так и предавшиеся сильной страсти к деньгам никогда не успокаиваются, но чем более получают, тем более в них поднимается пламень страсти и разгорается печь. Разве мы не видим, что было с жившими прежде нас, как они, завладев, так сказать, всею вселенною, восхищены были отсюда нагие и без всего, с тем только, чтобы там подвергнуться отчету и наказанию за все? Имение нередко разделяют между собою многие, а грехи, сделанные им из-за этого имения, уносит с собою он один, подвергается за оные мучительному наказанию и ни в чем не находит утешения. Для чего же, скажи мне, так нерадим о своем спасении и о своей душе думаем, как о чужой? Не слышишь ли, как говорит Христос: какой выкуп даст человек за душу свою? И еще: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей навредит? (Мф. 16, 26). Что можешь сравнить с душою? Назови всю вселенную, и тогда ничего не скажешь. Ибо какая польза, как сказал Христос, приобрести весь мир и повредить душе своей, которой ближе к нам нет ничего? И ее-то, столь драгоценную, ее-то, о которой нам надлежало бы столько заботиться, мы оставим в таком небрежении, чтобы она мучилась каждый день, то осаждаемая сребролюбием, то терзаемая невоздержанием, то унижаемая гневом, и различно каждою страстию возмущаемая,— и не приложим о ней, хотя и поздно, никакого попечения? Кто же наконец удостоит нас прощения или избавит от угрожающего нам наказания? Посему, прошу, доколь еще есть у нас время, омоем скверну ее обильною милостынею и угасим ею же пламя грехов наших. Ибо сказано: вода угасит пламя огня, и милостыня очистит грехи (Сир. 3, 30). И действительно, ничто другое так не может избавить нас от огня геенского, как щедрая милостыня. Если мы будем подавать ее по предписанной заповеди, то есть не из тщеславия, но по любви к Богу, то в состоянии будем и омыть скверну от грехов наших и сподобиться Божия человеколюбия.

Св. Иоанн Златоуст. Из 81-й беседы на Книгу Бытия

 


@темы: Иоанн Златоуст, Праздники, Православие, Пасха, Культура, Святоотеческая литература

20:06 

Максималист
Христос Воскресе!



Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.

@темы: Праздники, Православие, Пасха, Культура

16:41 

Праздники

Максималист
В этом году неожиданное для меня совпадение церковных праздников:

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы совпал с Лазаревой Субботой, а Вербное Воскресение выпало на мои именины: день памяти св. мученицы Аллы Готфской.

Праздник Входа Господня в Иерусалим

называется еще Цветоносной Неделей, а также Вербным воскресеньем - от обычая освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербою.

Тропарь праздника:

На престоле на небеса, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати
____________________

Сегодня Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы

Тропарь праздника:

Днесь спасения нашего главизна/ и еже от века таинства явление:/ Сын Божий Сын Девы бывает,/ и Гавриил благодать благовествует./ Темже и мы с ним Богородице возопиим:/ радуйся, Благодатная,// Господь с Тобою.
____________________________

Святая Мученица Алла Готфская.
Празднование памяти - 26 марта /8 апреля.

Святая мученица Алла пострадала в первой половине IV века в Готфии, где она по приказу царя Унгерика была сожжена вместе с другими мучениками в Храме во время церковной службы.

Тропарь:
Агница Твоя, Иисусе, Алла зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и Тебе ищущи страдальчествую и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою; но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

@темы: Православие, Праздники

19:26 

Польша и Heidenrich (критика на рассказ Ярослава Ивашкевича)

Максималист
Наконец-то я закончила свою критическую статью на рассказ Ярослава Ивашкевича.

Сам рассказ "Гейденрейх" можно прочитать ЗДЕСЬ

А моя статья размещена на нашем сайте "Литература и Жизнь" по адресу http://dugward.ru/publ/s71.html

Рассказ Ивашкевича мне очень понравился, а для написания статьи пришлось конкретизировать свои знания по истории Польши. Если бы хватало времени, непременно занялась бы историей Польши серьёзно - всё таки фамилия обязывает.

В 1569 году Польша образовала с Великим княжеством Литовским объединённое конфедеративное государство и таким образом была создана I Речь Посполита. Это было очень сильное государство, имевшее большое влияние в Европе. В его состав во время расцвета входила бóльшая часть территории современной Польши, вся территория современной Беларуси, почти вся территория современной Украины, бóльшая часть Литвы, часть Латвии, западная часть России и ряд других территорий.

Население Речи Посполитой в 1650 году составляло 11 млн человек, а население России в XVII веке насчитывало всего около 10, 5 млн. человек.

Первое столетие существования Речи Посполитой называют "Золотым веком" Польши. В конце XVI, начале XVII веков Речь Посполита принимала участие в военных конфликтах почти со всеми своими соседями.


battle of Miechow during January Uprising 1863

@темы: Речь Посполита, Польша, Литература, История России, Иностранная литература, XIX век

13:42 

Память Сорока мучеников Севастийских

Максималист
В 313 году император Константин Великий подписал закон о свободе исповедания веры. Его соправитель император Ликиний тоже подписал этот закон, но в подвластных ему областях гонения на христиан Сорок мучеников Севастийскихпродолжались. Около 320 года в городе Севастии, в Армении, стояло римское войско. В войске находилось 40 воинов-христиан родом из Каппадокии (ныне на территории Турции). Военачальник Агрикола принуждал их принести жертву идолам, но воины отказались.

Тогда воинов арестовали и связанными повели к озеру близ города Севастии. Стояла зима, вечерело. Воинов раздетыми поставили в покрытое льдом озеро. Страшная стужа сковала члены святых мучеников, и они начали замерзать. Мучение это было для них особенно тяжелым, потому что на берегу озера для соблазна была поставлена теплая баня. Кто хотел спасти свою жизнь, должен был заявить тюремному сторожу, что он отрекся от Христа, и тогда он мог войти в теплую баню и отогреться. Всю ночь воины мужественно переносили лютый мороз, ободряя друг друга и поя священные гимны Богу.

Ранним утром один из воинов не выдержал страданий. Он вышел из озера и поспешил к бане. Но как только теплый воздух коснулся его тела, он упал мертвым. Вскоре после этого тюремный сторож Аглай увидел, как над мучениками, оставшимися в озере, заблистал неземной свет. Аглай был так потрясен этим чудом, что, объявив себя христианином, сбросил с себя одежду и присоединился к 39 мученикам. Мучители, пришедшие немного спустя, увидели, что воины-христиане не только не замерзли, но, по-видимому, даже отогрелись. Тогда мучители молотами перебили им голени и побросали в огонь, а потом обугленные кости мучеников сбросили в реку.

Через три дня мученики явились епископу Севастийскому Петру и рассказали о своем подвиге. Еп. Петр собрал их кости и с честью похоронил. Имена мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай. Память 40 мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. В день их памяти, 9 марта, облегчается строгость Великого Поста и совершается литургия Преждеосвященных даров.
Слово на память четыредесяти мучеников Святителя Иннокентия (Борисова), архиепископа Херсонского и Таврического

@темы: Великий Пост, Жития святых, История Православной церкви, Культура, Православие, Праздники

19:27 

Св. Иоанн Златоуст о покаянии

Максималист
Восстанем, возлюбленные, восстанем хотя ныне и будем стоять твердо. Доколе мы будем лежать? Церковь святителя Николая на Никольском кладбище Александро-Невской лаврыДоколе будем упиваться и предаваться житейским пожеланиям? И ныне благовременно сказать: к кому мне говорить и кого увещевать, чтобы слушали? (Иер. 6, 10). Так все сделались глухи к учению о добродетели и потому исполнились множества пороков! Если бы можно было обнажить души, то как между воинами после поражения видны то мертвые, то раненые, такое мы увидели бы зрелище и в Церкви. Посему увещеваю и прошу, подадим друг другу руки и восстанем; ибо и я из числа раненых и требующих врача. Не отчаивайтесь; раны наши хотя тяжки, но не неисцельны. Врач наш таков, что мы только бы чувствовали раны, а Он, хотя бы они были крайне опасны, откроет нам много путей ко спасению. Если ты оставишь гнев на ближнего, то и тебе будут прощены грехи твои: ибо если вы будете прощать людям согрешения их, говорит Господь, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф. 6, 14). Если ты подашь милостыню, то и твои грехи будут прощены: искупи грехи твои, говорит пророк, милосердием к бедным (Дан. 4, 24). Если будешь усердно молиться, получишь прощение; это доказывает вдова, неотступною просьбою преклонившая на милость жестокого судию (Л к. 18, 5). Если станешь осуждать себя за грехи свои, получишь утешение: говори ты о грехах твоих, чтобы оправдаться (Ис. 43, 26). Если станешь скорбеть о них, и это будет для тебя полезным врачевством: Я видел, говорит Господь, пути его и исцелю его (Ис. 57, 17). Если будешь великодушно переносить постигшее тебя бедствие, от всего избавишься; ибо и богачу Авраам сказал: получил Лазарь злое; ныне же он здесь утешается (Лк. 16, 25). Если окажешь милость вдовице, очистятся грехи твои: защищайте, говорит пророк, сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное,— как снег убелю; если будут красны, как пурпур,— как волну убелю (Ис. 1, 17—18). Бог не оставит на тебе и следа от ран твоих.

Хотя бы мы впали в такую глубину зол, в какую впал сын, расточивший отеческое имение и питавшийся кормом свиней, и тогда, если покаемся, непременно спасемся; хотя бы должны были тысячу талантов, и тогда, если припадем ко Господу и не будем помнить зла, получим прощение во всем; хотя бы заблуждались так же, как овца заблудшая, и тогда Господь может спасти нас; будем только мы желать этого, возлюбленные; а Бог человеколюбив. Для Него довольно было и того, что должник тысячи талантов припал к Нему, что расточивший отеческое имение только возвратился, что заблудшая овца пожелала быть спасенною. Посему, представляя себе Его человеколюбие, будем умилостивлять Его здесь и поспешим принести пред лице Его исповедание, дабы, отошедши отсюда неоправданными, не подвергнуться тяжкому наказанию. Если в настоящей жизни мы покажем хотя некоторое тщание, то получим величайшую пользу, а если отойдем отсюда, нисколько не исправившись, то, как бы мы ни раскаивались там, не будет нам от того никакой пользы. Надобно подвизаться, пока мы еще на поприще; а по окончании зрелища бесполезно плакать и рыдать, как делал богач, который, хотя плакал и рыдал, но напрасно и тщетно, потому что пропустил надлежащее время. Впрочем, не он один, а много и ныне подобных ему богачей, которые денег не презирают, а душу презирают. Я удивляюсь, когда вижу, как часто они просят у Бога милости, а сами к себе немилосерды, не щадят души своей, как будто она враг их. Не будем шутить, возлюбленные, не будем издеваться и обольщать себя, прося себе у Бога милости, а сами предпочитая этой милости деньги, пресыщение и все прочее. Если бы кто предложил тебе на суд дела какого-нибудь человека и сказал бы, что он, подвергаясь смертным опасностям и будучи в состоянии небольшим количеством денег освободить себя от погибели, решился лучше умереть, нежели потерять сколько-нибудь своего имущества, то ты, конечно, признал бы его недостойным никакой милости или прощения. Так суди и о себе самом, ибо и мы делаем то же — пренебрегаем своим спасением, а дорожим деньгами. Как же ты можешь испросить милость у Бога, когда не щадишь сам себя и предпочитаешь деньги душе?

Св. Иоанн Златоуст. Из 23-ей беседы на Первое послание к Коринфянам


@темы: Культура, Иоанн Златоуст, Великий Пост, Православие, Святоотеческая литература

18:52 

Ломоносов и его "Краткий Российский летописец"

Максималист
Ломоносов, Михаил Васильевич (1711 — 1765) — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи, — многие фундаментальные законы, в числе которых Ломоносов, Михаил Васильевичодно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера. Действительный член Академии наук и художеств (адъюнкт физического класса с 1742, профессор химии с 1745).

Отрабатывая отдельные разделы «Российской истории», Ломоносов составляет «Краткий российский летописец с родословием». Здесь в сжатой форме излагались все основные события русской истории с 862 по 1725 г. Эта книга облегчала пользование летописями и другими историческими документами, давала краткий, но содержательный свод исторических фактов. Потребность в таком издании была очень велика, и после выхода в свет оно получило признание читателей. Кроме того, еще при жизни Ломоносова «Летописец» был переведен на немецкий язык, а затем дважды, в 1767 и 1771 гг., переиздавался. В 1767 г. вышел его английский перевод.

@темы: XVIII век, История России, Культура, Литература

21:40 

Катков о Тургеневе

Максималист
Ни один из романов И. С. Тургенева не вызвал столько споров в литературной критике, как «Отцы и дети».
М.Н. Катков пишет: "Публика уже имела время оценить литературное достоинство нового романа г. Тургенева. Действительно, все в этом произведении свидетельствует о созревшей силе этого М.Н. Катковпервоклассного таланта: ясность идей, мастерство в обрисовке типов, простота в замысле и ходе действия, воздержанность и ровность в исполнении, драматизм, возникающий естественно из самых обыкновенных положений, ничего лишнего, ничего задерживающего, ничего постороннего. Но сверх этих общих достоинств роман г. Тургенева имеет еще тот интерес, что в нем уловлен текущий момент, схвачено убегающее явление, типически изображена и запечатлена на веки мимолетная фаза нашей жизни. Вот задача художника, который хочет непосредственно действовать на свое время; вот в чем истинный смысл того требования, чтобы художник оставался сыном своего времени, гражданином своей страны. Искусство может действовать только теми средствами, которые ему свойственны; насиловать его природу, делать его органом каких-нибудь преднамеренных тенденций значит уничтожать его силу и значение. Произведение искусства не может быть ни поучением, ни проповедью; его сила чисто теоретического свойства; оно должно быть созерцанием жизни в ее правде и сущности. Только в саду такого созерцания произведение искусства может быть плодотворно и в практическом отношении. В истинном произведении искусства ничто не должно возмущать чистоты созерцания, которое ровным светом простирается на все, представляя каждую вещь в ее существенных очертаниях, в ее внутренних отношениях. Всякая случайная примесь не только повредит внутреннему достоинству художественного произведения, но и уменьшит его значение для жизни, отнимет у него силу действия, или сообщит ему совсем другое значение и, пожалуй, заставит его действовать в обратном смысле..."
М.Н. Катков. Роман Тургенева и его критики

Михаил Никифоровым Катков (1818-1887) - русский публицист, философ, литературный критик, издатель журнала "Русский вестник", редактор-издатель газеты "Московские ведомости".

@темы: Литература, Культура, XIX век

20:41 

Зимовий ранок

Максималист
Именно эти слова - название пьесы Чайковского из "Детского альбома", который у меня был почему-то на украинском языке - приходили мне в голову, когда я шла ранним утром по зимнему Саблино. Начинался очень нежный рассвет и всё вокруг выглядело чистым и свежим, даже покосившиеся заборы.



И вот теперь я наконец-то выложила новые фотографии в альбоме "Зимнее Саблино" и убрала те жуткие, которые стояли там до сегодняшнего дня.

Желающие могут посмотреть альбом по адресу http://palmernw.ru/mir-piter/sablino/sablino2.html

@темы: Саблино, Санкт-Петербург, Фотография

16:25 

Торжество Православия

Максималист
Тихвинский Богородице-успенский мужской монастырь

Св. Иоанн Златоуст. О посте, при вступлении в пост

Светлый сегодня у нас праздник и торжественнее обыкновенного собрание. Какая же тому причина? Это, я знаю, дело поста — поста, еще не наступившего, но ожидаемого. Он нас собрал в отеческий дом, он сегодня привел в материнские объятия и тех, которые доселе были ленивы. Если же пост, только еще ожидаемый, внушил нам столько ревности, то сколько благочестия он произведет в нас, когда явится и наступит? Так и город, ожидая прибытия страшного начальника, отлагает совсем беспечность и высказывает великую рачительность. Но, услышав о посте, не испугайтесь его, как страшного начальника: он страшен не нам, но демонам. Если кто одержим злым духом, покажи ему лице поста, и он, оковываемый страхом и удерживаемый как бы какими цепями, станет неподвижнее самих камней, особенно когда увидит в союзе с постом сестру и подругу поста — молитву. Поэтому и Христос говорит: сей род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21). Если же он так прогоняет неприятелей нашего спасения и так страшен врагам нашей жизни, то надобно его любить и принимать с радостью, а не бояться. Если же должно бояться, то бояться надобно пьянства и объедения, а не поста. Те, связав у нас сзади руки, предают нас рабами и пленниками жестокому владычеству страстей, как некоему свирепому господину, а пост, найдя нас в рабстве и в узах, разрешает от уз, избавляет от жестокого владычества и возвращает на прежнюю свободу. Читать дальше...


@темы: Великий Пост, Иоанн Златоуст, Культура, Православие, Святоотеческая литература

15:10 

Прощёное Воскресение

Максималист
Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной (так как именно сегодня заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Всякому праведнику необходимо пройти путем скорби. Христос сказал, что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель... тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (Мф. 7, 15, 14). Если же войти в жизнь можно только таким образом, а иначе невозможно, то следует, что тесным путем шли все те, которые вошли в жизнь. Господь, кого любит, говорит апостол, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого не наказывал отец? (Евр. 12, 6—7). Если Бог наказывает вас, то для исправления, а не для истязания, не для мучения, не для страданий. Претерпевая такие бедствия, вы уже думаете, что Бог оставил и ненавидит вас? Нет, если бы вы не страдали, тогда следовало бы опасаться этого; ибо, если Он бьет всякого сына, которого принимает, то не биемый, может быть, уже не сын Его. Но как, скажешь, разве злые люди не страдают? Конечно, страдают — и могут ли они не страдать? — но он не сказал: всякий биемый есть сын, а: всяк сын бывает бием. Посему ты не можешь говорить: есть много и злых людей, которых бьют, например человекоубийцы, разбойники, чародеи, гробокопатели. Они бывают наказываемы за собственные злодеяния; они бывают не биемы, как сыны, но наказываемы, как злодеи; а вы — как сыны. Если же, говорит, остаетесь без наказания... то вы незаконные дети, а не сыны (ст. 8). Видишь ли, что, как я выше сказал, сыну невозможно оставаться ненаказанным? Как в семействах отцы не заботятся о детях незаконнорожденных, хотя бы они никогда не сделались известными, о законных же сыновьях заботятся, чтобы они не были беспечными, так и в настоящем случае. Посему, если не быть наказанным свойственно детям незаконнорожденным, то нужно радоваться наказанию как знаку истинного родства. По этому самому апостол и говорит: Бог поступает с вами, как с сынами.
Следовательно, наказание полезно; следовательно, наказание доставляет святость. И конечно, так. Ибо, если оно истребляет леность, порочные пожелания, привязанность к предметам житейским, если оно сосредоточивает душу, если располагает ее презирать все здешнее — а отсюда и происходит скорбь,— то не свято ли оно, не привлекает ли оно благодати Духа? Будем же постоянно представлять себе праведников и помнить, почему все они прославились, и во-первых, Авель и Ной,— не посредством ли скорбей? Невозможно, чтобы один праведник не скорбел среди какого множества нечестивых: один Ной, говорит Писание, был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом (Быт. 6, 9). Представь: если теперь, имея такое множество мужей, и отцов, и учителей, добродетелям которых можем подражать, мы, однако, испытываем столько скорбей, то как должен был страдать он, будучи один среди столь многих? Но говорить ли мне о том, что было во время чудного и необыкновенного потопа? Говорить ли об Аврааме, о том, что ему случалось терпеть, как то: о непрестанных его странствованиях, лишении жены, опасностях, сражениях? Говорить ли об Иакове, сколько бедствий он перенес, будучи отовсюду изгоняем, трудясь напрасно и изнуряя себя для других? Нет нужды перечислять все его искушения, довольно будет привести свидетельство, которое он сам высказал в беседе с фараоном: малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до лет жизни отцов моих (Быт. 47, 9). Говорить ли об Иосифе, Моисее, Иисусе Навине, Давиде, Самуиле, Илие, Данииле и всех пророках? Известно, что все они прославились посредством скорбей. А ты, скажи мне, хочешь прославиться посредством удовольствий и роскоши? Но это невозможно. Говорить ли об апостолах? И они превзошли всех скорбями. Но что я говорю? Сам Христос сказал: в мире будете иметь скорбь (Ин. 16, 33); еще: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется (Ин. 16, 20); и еще: узкий путь, ведущий в жизнь (Мф. 7, 14). Господь этого пути сказал, что он узок и тесен, а ты ищешь широкого? Не безрассудно ли это? Потому ты и не достигнешь жизни, что идешь другим путем, а достигнешь погибели, потому что избрал путь, ведущий туда.
Хочешь ли, я представлю тебе и опишу людей, преданных роскоши? От позднейших обратимся к древнейшим. Богач, горящий в огне, иудеи, преданные чреву, для которых чрево было богом, которые в пустыне постоянно искали наслаждений, почему погибли? Подобно как и современники Ноя, также и содомляне погибли за чревоугодие: вот в чем было беззаконие, говорит пророк, в гордости, пресыщении и праздности (Иез. 16, 49). Так сказано о содомлянах. Если же пресыщение хлебом произвело столько зла, то что сказать о других наслаждениях? Не был ли невоздержан Исав? Не таковы ли были те из сынов Божиих, которые прельстились женами и увлеклись в пропасть? И все цари языческие, вавилонские, египетские, не бедственно ли окончили жизнь свою? Не преданы ли они мучению? Но не то же ли, скажи мне, бывает и теперь? Послушай, что говорит Христос: носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских (Мф. 11, 8); а те, которые не носят таких одежд, суть на небесах. Будем же избирать тесный путь, дабы нам получить обетованные блага.

Св. Иоанн Златоуст. Из 29-я беседы на Послание к Евреям

@темы: Иоанн Златоуст, Православие, Праздники, Святоотеческая литература

14:05 

Ксения Блаженная

Максималист
Сегодня, 6 февраля по новому стилю, празднуется память Святой блаженной Ксении Петербургской.

Блаженная Ксения Петербургская еще при жизни и на протяжении XIX-XX веков почиталась скорой помощницей и чудотворицей. Ради спасения и любви к ближним она взяла на себя подвиг казаться безумною. За свои труды, молитвы, пощения, странничества и претерпевание со смирением насмешек блаженная получила от Бога дар прозорливости и чудотворения. Ее часовня на Смоленском кладбище была испещрена благодарностями за содеянные чудеса по ее молитвенному предстательству.Икона: св. Ксения Блаженная

Тропарь блаженной Ксении Петербургской

Нищету Христову возлюбивши,/ безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися,/ безумием мнимым безумие мира обличивши,/ смирением крестным силу Божию восприяла еси,/ сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая,/ Ксение блаженная, моли Христа Бога// избавитися нам от всякаго зла покаянием.
_________________________


Подробное житие Ксении Блаженной можно прочитать ЗДЕСЬ

На часовню над могилой св. Ксении Петербургской можно посмотреть В ЭТОМ АЛЬБОМЕ

Молитва блаженной Ксении Петербургской

О святая всеблаженная мати Ксение! Под кровом Всевышнего жившая, ведомая и укрепляемая Богоматерью, голод и жажду, холод и зной, поношения и гонения претерпевшая, дар прозорливости и чудотворения от Бога получила еси и под сенью Всемогущаго по­коишися. Ныне Святая Церковь, яко благоуханный цвет, прославляет тя. Предстояще на месте твоего погребения, пред образом твоим святым, яко живей ти, сущей с нами, молимся ти: приими прошения наша и принеси их ко Престолу Милосерднаго Отца Небеснаго, яко дерзновение к Нему имущая. Испроси притекающим к тебе вечное спасение, на благая дела и начинания наша щедрое благословение, от всяких бед и скорбей избавление. Предстани святыми твоими мо­литвами пред Всемилостивым Спасителем нашим о нас, недостойных и грешных. Помози, святая блаженная мати Ксение, младенцы светом святаго крещения озарити и печатью дара Духа Святаго запечатлети, отроки и отроковицы в вере, честности, богобоязненности воспитати и успехи в учении им даровати; болящия и недугующия исцели, семейным любовь и согласие ниспосли; мона­шествующих подвигом добрым подвизатися удостой и от поношений огради, пастыри в крепости Духа Святаго утверди, народ и страну нашу в мире и безмятежии сохрани, о лишенных в предсмертный час причащения Святых Христовых Таин умоли. Ты наша надежда и упование, скорое услышание и избавление, тебе благодарение воссылаем и с тобою славим Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Часовня Ксении Блаженной

@темы: Жития святых, История Православной церкви, Культура, Православие, Православная архитектура, Праздники, Санкт-Петербург

17:04 

Самарин о конституции и польском мятеже

Максималист
Самарин Юрий Фёдорович (1819 - 1876) - русский публицист и философ.
"...Первый публикатор работы - статьи Ю.Ф. Самарина "По поводу толков о конституции", редактор «Руси» И. С. Аксаков дал ей название и в редакционной статье указывал, что труд Самарина представляет собой черновой проект заявления, которое славянофилы думали пустить в обращение как протест против предполагавшегося адреса о даровании конституции. Дело происходило, по мнению Аксакова, «в самом начале 1862 г. или в самом конце 1861 г.». Аксаков связывал проект Самарина с дворянскими конституционными толками накануне и во время московского дворянского съезда, который проходил в январе 1862 г. Вместе с тем он упоминал о «юном иностранце» А. Бенни, который готовил адрес к царю с пожеланием конституции...

...Другая Ю.Ф. Самарина "Как относится к нам Римская церковь?" свидетельствует об определенном переломе в воззрениях Самарина, наступившем в пореформенное время, под непосредственным воздействием польских событий. В латинстве, в западной цивилизации он склонен усматривать прямую угрозу целостности Российской империи, его историософия сводится к возвеличиванию православия и русских начал. Заметка, по мнению Нольде, была написана «без чувства меры». Следы «невольного упрощения всякого вопроса, вызываемого отдаленностью впечатлений» (она была прислана И. С. Аксакову из Самары), свидетельствовали о том, что у Самарина нередко «политическая страсть ослепляет коренной либерализм его воззрений и его политической деятельности»...

...Ещё одна статья Ю.Ф. Самарина "По поводу мнения "Русского Вестника" о занятиях философиею, о народных началах и об отношении их к цивилизации"
была написана в связи с той полемикой, что возникла после появления в журнале «Время» сочинения Н. Н. Страхова «Роковой вопрос». Под впечатлением польского восстания Страхов, ведущий идеолог почвенничества, писал о непреодолимости противоречий между Россией и Европой, о различии западной и славянской цивилизаций. Выступление Страхова было проникнуто симпатией к полякам, которые поставлены судьбой на рубеже двух цивилизаций. Именно этим оно вызвало резкую отповедь со стороны «Русского вестника», под редакцией М. Н. Каткова, сохранявшего репутацию западнического и либерального издания. Публикация статьи послужила поводом к закрытию «Времени». Редакции было предъявлено обвинение в философско-историческом оправдании польского мятежа..."
Цимбаев Н.И. Комментарии // Самарин Ю.Ф. Избранные труды. М.: РОССПЭН, 2010.


Ю.Ф. Самарин.

@темы: История России, XIX век

20:08 

Б.Н. Чичерин и его "История политических учений"

Максималист
Чичерин Борис Николаевич (1828 - 1904) русский правовед, философ и историк. Почётный член Петербургской Академии наук (1893).

Б. Н. Чичерин происходил из старинного дворянского рода. Детство прошло в тамбовском имении отца Караул. Получил домашнее образование. Среди учителей был К. Н. Бестужев-Рюмин, впоследствии академик Петербургской Академии наук и основатель Высших женских курсов. В декабре 1844 году живёт вместе с матерью в Москве и готовится к экзаменам в университет.Чичерин Борис Николаевич

В 1845—1849 годах — студент юридического факультета Московского университета; среди преподавателей были Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин. Большое влияние на формирование взглядов Чичерина оказал Т. Н. Грановский, с которым его познакомил старый друг отца писатель Н. Ф. Павлов, у которого Чичерин часто бывал. Недолгое увлечение славянофильством сменилось сближением с западничеством.

В конце 1840-х — начале 1850-х гг. знакомится с П. В. Анненковым, А. И. Герценом, К. Д. Кавелиным, И. С. Тургеневым. Изучал работы Гегеля, испытал значительное влияние идей французских политических мыслителей. По окончании университета живёт в родовом селе.

В 1853 году представил к защите магистерскую диссертацию «Областные учреждения России в XVII веке», которая была отклонена с заключением, что в ней в ложном свете представлена деятельность старой администрации России. Диссертация была защищена лишь в 1857 году после некоторого ослабления цензуры.

В 1857 году познакомился с Л. Н. Толстым, с которым у него на несколько лет установились близкие отношения. В 1858—61 годах Чичерин совершил заграничное путешествие, во время которого знакомился с европейскими политическими учениями. В 1858 году в Лондоне встречается с А. И. Герценом, который опубликовал «Современные задачи русской жизни» Чичерина в «Голосах из России». Чичерин имел в русском обществе уже в ранние свои годы репутацию консерватора. Был приглашен в учителя к наследнику при Александре II; с 1863 года начал читать Николаю Александровичу курс государственного права, но в 1865 году наследник скончался.

В 1861—1867 годах Чичерин — экстраординарный профессор Московского университета по кафедре государственного права; в своей фундаментальной работе «О народном представительстве» (докторская диссертация Чичерина, опубликована в 1866 г. и переиздана в 1899 г.) впервые в русской юридической литературе проследил развитие институтов парламентаризма у европейских народов. Относительно их применимости к тогдашней России Чичерин писал: «Не скрою, что я люблю свободные учреждения; но я не считаю их приложимыми всегда и везде, и предпочитаю честное самодержавие несостоятельному представительству». В 1868 г. вместе с рядом других профессоров вышел в отставку в знак протеста против курса Министерства народного просвещения.

После поездки в Париж вновь поселился в родовом имении Караул. Занялся земской деятельностью; был товарищем (заместителем) председателя Комиссии, учреждённой для исследования железнодорожного дела в России. В эти годы им написаны и изданы в Москве «История политических учений» часть первая: Древний мир, Средние века и часть вторая: Новое время (начало) (1869—1872), «Наука и религия» (1879).
Твердо и неуступчиво защищая права личности, Чичерин связывал с этим идею «порядка» — он очень сознательно стоял за твёрдую власть, решительно и резко осуждал все проявления революционного духа.
Позже была написана Третья часть труда Б.Н. Чичерин. История политических учений. Новое время. (продолжение)

В Москве бывал наездами. В начале 1882 был избран московским городским головой, сменив на этом посту досрочно ушедшего в отставку С. М. Третьякова. Чичерину удалось добиться некоторых улучшений в городском хозяйстве Москвы, в частности обеспечить поступление в московский водопровод мытищинской воды. Участвовал в мероприятиях по случаю коронации императора Александра III (15 мая 1883 года); 16 мая, выступая на торжественном обеде городских голов, высказался за «единение всех земских сил для блага отечества» и выразил надежду, что власть признает необходимость сотрудничества с земским движением. Речь была расценена кругами, близкими к императору, как требование конституции и послужила причиной его отставки.

В сентябре 1883 года Московская городская дума сделала Б. Н. Чичерина почетным гражданином Москвы «за труды его на пользу Московского городского общества в звании Московского городского Головы».

Вернувшись в Караул, Чичерин вновь занялся научной деятельностью, написал ряд работ по философии, а также по химии и биологии, которые дали основание Д.И. Менделееву рекомендовать Чичерина к избранию почётным членом Русского физико-химического общества. Чичерин принимает деятельное и плодотворное участие в работах тамбовского земства.

@темы: XIX век, Государствоведение, История России, История государства и права

18:55 

Отдание праздника Богоявления

Максималист
По церковному уставу праздник Богоявления продолжается со 2 (15)-го по 14 (27)-ое января; первые Икона праздника Крещениячетыре дня служат как бы приготовлением к празднику, а последний - отданием, завершением.

Попразднство праздника Богоявления продолжается восемь дней; отдание праздника совершается 14 (27) января.

Суббота и воскресенье, следующие за праздником Богоявления, называются субботой и Неделей (Воскресеньем) по Просвещении. В эти дни читаются особые прокимен, Апостол и Евангелие, имеющие отношение к празднику.

Ещё сегодня, 27 января по новому стилю, празднуется память св. равноапостольной Нины, Просветительницы Грузии
.
Икона св. Нины
Свет Евангелия, принесенный девой Ниной в Грузию, как светильник, зажженный от огней Иерусалимского храма, воплотился в дивные произведения христианской письменности и церковного искусства, в величественные соборы, похожие на изваяния из цельных глыб гранита, в церкви – каменные цветы, украсившие всю страну, как сад Пресвятой Богородицы, в часовни, венчающие вершины гор, так что сами скалы и утесы кажутся подножьями храмов.

Тропарь равноапостольной Нине

Слова Божия служительнице,/ во апостольстей проповеди первозванному Андрею/ и прочим апостолом подражавшая,/ просветительнице Иверии и Духа Святаго цевнице,/ святая равноапостольная Нино,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кроме того, сегодня отмечается ещё один праздник - День снятия блокады Ленинграда.

@темы: Православие, Праздники

Дневник Solo

главная