Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
19:26 

Польша и Heidenrich (критика на рассказ Ярослава Ивашкевича)

Максималист
Наконец-то я закончила свою критическую статью на рассказ Ярослава Ивашкевича.

Сам рассказ "Гейденрейх" можно прочитать ЗДЕСЬ

А моя статья размещена на нашем сайте "Литература и Жизнь" по адресу http://dugward.ru/publ/s71.html

Рассказ Ивашкевича мне очень понравился, а для написания статьи пришлось конкретизировать свои знания по истории Польши. Если бы хватало времени, непременно занялась бы историей Польши серьёзно - всё таки фамилия обязывает.

В 1569 году Польша образовала с Великим княжеством Литовским объединённое конфедеративное государство и таким образом была создана I Речь Посполита. Это было очень сильное государство, имевшее большое влияние в Европе. В его состав во время расцвета входила бóльшая часть территории современной Польши, вся территория современной Беларуси, почти вся территория современной Украины, бóльшая часть Литвы, часть Латвии, западная часть России и ряд других территорий.

Население Речи Посполитой в 1650 году составляло 11 млн человек, а население России в XVII веке насчитывало всего около 10, 5 млн. человек.

Первое столетие существования Речи Посполитой называют "Золотым веком" Польши. В конце XVI, начале XVII веков Речь Посполита принимала участие в военных конфликтах почти со всеми своими соседями.


battle of Miechow during January Uprising 1863

@темы: Речь Посполита, Польша, Литература, История России, Иностранная литература, XIX век

13:42 

Память Сорока мучеников Севастийских

Максималист
В 313 году император Константин Великий подписал закон о свободе исповедания веры. Его соправитель император Ликиний тоже подписал этот закон, но в подвластных ему областях гонения на христиан Сорок мучеников Севастийскихпродолжались. Около 320 года в городе Севастии, в Армении, стояло римское войско. В войске находилось 40 воинов-христиан родом из Каппадокии (ныне на территории Турции). Военачальник Агрикола принуждал их принести жертву идолам, но воины отказались.

Тогда воинов арестовали и связанными повели к озеру близ города Севастии. Стояла зима, вечерело. Воинов раздетыми поставили в покрытое льдом озеро. Страшная стужа сковала члены святых мучеников, и они начали замерзать. Мучение это было для них особенно тяжелым, потому что на берегу озера для соблазна была поставлена теплая баня. Кто хотел спасти свою жизнь, должен был заявить тюремному сторожу, что он отрекся от Христа, и тогда он мог войти в теплую баню и отогреться. Всю ночь воины мужественно переносили лютый мороз, ободряя друг друга и поя священные гимны Богу.

Ранним утром один из воинов не выдержал страданий. Он вышел из озера и поспешил к бане. Но как только теплый воздух коснулся его тела, он упал мертвым. Вскоре после этого тюремный сторож Аглай увидел, как над мучениками, оставшимися в озере, заблистал неземной свет. Аглай был так потрясен этим чудом, что, объявив себя христианином, сбросил с себя одежду и присоединился к 39 мученикам. Мучители, пришедшие немного спустя, увидели, что воины-христиане не только не замерзли, но, по-видимому, даже отогрелись. Тогда мучители молотами перебили им голени и побросали в огонь, а потом обугленные кости мучеников сбросили в реку.

Через три дня мученики явились епископу Севастийскому Петру и рассказали о своем подвиге. Еп. Петр собрал их кости и с честью похоронил. Имена мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай. Память 40 мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. В день их памяти, 9 марта, облегчается строгость Великого Поста и совершается литургия Преждеосвященных даров.
Слово на память четыредесяти мучеников Святителя Иннокентия (Борисова), архиепископа Херсонского и Таврического

@темы: Великий Пост, Жития святых, История Православной церкви, Культура, Православие, Праздники

19:27 

Св. Иоанн Златоуст о покаянии

Максималист
Восстанем, возлюбленные, восстанем хотя ныне и будем стоять твердо. Доколе мы будем лежать? Церковь святителя Николая на Никольском кладбище Александро-Невской лаврыДоколе будем упиваться и предаваться житейским пожеланиям? И ныне благовременно сказать: к кому мне говорить и кого увещевать, чтобы слушали? (Иер. 6, 10). Так все сделались глухи к учению о добродетели и потому исполнились множества пороков! Если бы можно было обнажить души, то как между воинами после поражения видны то мертвые, то раненые, такое мы увидели бы зрелище и в Церкви. Посему увещеваю и прошу, подадим друг другу руки и восстанем; ибо и я из числа раненых и требующих врача. Не отчаивайтесь; раны наши хотя тяжки, но не неисцельны. Врач наш таков, что мы только бы чувствовали раны, а Он, хотя бы они были крайне опасны, откроет нам много путей ко спасению. Если ты оставишь гнев на ближнего, то и тебе будут прощены грехи твои: ибо если вы будете прощать людям согрешения их, говорит Господь, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф. 6, 14). Если ты подашь милостыню, то и твои грехи будут прощены: искупи грехи твои, говорит пророк, милосердием к бедным (Дан. 4, 24). Если будешь усердно молиться, получишь прощение; это доказывает вдова, неотступною просьбою преклонившая на милость жестокого судию (Л к. 18, 5). Если станешь осуждать себя за грехи свои, получишь утешение: говори ты о грехах твоих, чтобы оправдаться (Ис. 43, 26). Если станешь скорбеть о них, и это будет для тебя полезным врачевством: Я видел, говорит Господь, пути его и исцелю его (Ис. 57, 17). Если будешь великодушно переносить постигшее тебя бедствие, от всего избавишься; ибо и богачу Авраам сказал: получил Лазарь злое; ныне же он здесь утешается (Лк. 16, 25). Если окажешь милость вдовице, очистятся грехи твои: защищайте, говорит пророк, сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное,— как снег убелю; если будут красны, как пурпур,— как волну убелю (Ис. 1, 17—18). Бог не оставит на тебе и следа от ран твоих.

Хотя бы мы впали в такую глубину зол, в какую впал сын, расточивший отеческое имение и питавшийся кормом свиней, и тогда, если покаемся, непременно спасемся; хотя бы должны были тысячу талантов, и тогда, если припадем ко Господу и не будем помнить зла, получим прощение во всем; хотя бы заблуждались так же, как овца заблудшая, и тогда Господь может спасти нас; будем только мы желать этого, возлюбленные; а Бог человеколюбив. Для Него довольно было и того, что должник тысячи талантов припал к Нему, что расточивший отеческое имение только возвратился, что заблудшая овца пожелала быть спасенною. Посему, представляя себе Его человеколюбие, будем умилостивлять Его здесь и поспешим принести пред лице Его исповедание, дабы, отошедши отсюда неоправданными, не подвергнуться тяжкому наказанию. Если в настоящей жизни мы покажем хотя некоторое тщание, то получим величайшую пользу, а если отойдем отсюда, нисколько не исправившись, то, как бы мы ни раскаивались там, не будет нам от того никакой пользы. Надобно подвизаться, пока мы еще на поприще; а по окончании зрелища бесполезно плакать и рыдать, как делал богач, который, хотя плакал и рыдал, но напрасно и тщетно, потому что пропустил надлежащее время. Впрочем, не он один, а много и ныне подобных ему богачей, которые денег не презирают, а душу презирают. Я удивляюсь, когда вижу, как часто они просят у Бога милости, а сами к себе немилосерды, не щадят души своей, как будто она враг их. Не будем шутить, возлюбленные, не будем издеваться и обольщать себя, прося себе у Бога милости, а сами предпочитая этой милости деньги, пресыщение и все прочее. Если бы кто предложил тебе на суд дела какого-нибудь человека и сказал бы, что он, подвергаясь смертным опасностям и будучи в состоянии небольшим количеством денег освободить себя от погибели, решился лучше умереть, нежели потерять сколько-нибудь своего имущества, то ты, конечно, признал бы его недостойным никакой милости или прощения. Так суди и о себе самом, ибо и мы делаем то же — пренебрегаем своим спасением, а дорожим деньгами. Как же ты можешь испросить милость у Бога, когда не щадишь сам себя и предпочитаешь деньги душе?

Св. Иоанн Златоуст. Из 23-ей беседы на Первое послание к Коринфянам


@темы: Культура, Иоанн Златоуст, Великий Пост, Православие, Святоотеческая литература

18:52 

Ломоносов и его "Краткий Российский летописец"

Максималист
Ломоносов, Михаил Васильевич (1711 — 1765) — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи, — многие фундаментальные законы, в числе которых Ломоносов, Михаил Васильевичодно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера. Действительный член Академии наук и художеств (адъюнкт физического класса с 1742, профессор химии с 1745).

Отрабатывая отдельные разделы «Российской истории», Ломоносов составляет «Краткий российский летописец с родословием». Здесь в сжатой форме излагались все основные события русской истории с 862 по 1725 г. Эта книга облегчала пользование летописями и другими историческими документами, давала краткий, но содержательный свод исторических фактов. Потребность в таком издании была очень велика, и после выхода в свет оно получило признание читателей. Кроме того, еще при жизни Ломоносова «Летописец» был переведен на немецкий язык, а затем дважды, в 1767 и 1771 гг., переиздавался. В 1767 г. вышел его английский перевод.

@темы: XVIII век, История России, Культура, Литература

21:40 

Катков о Тургеневе

Максималист
Ни один из романов И. С. Тургенева не вызвал столько споров в литературной критике, как «Отцы и дети».
М.Н. Катков пишет: "Публика уже имела время оценить литературное достоинство нового романа г. Тургенева. Действительно, все в этом произведении свидетельствует о созревшей силе этого М.Н. Катковпервоклассного таланта: ясность идей, мастерство в обрисовке типов, простота в замысле и ходе действия, воздержанность и ровность в исполнении, драматизм, возникающий естественно из самых обыкновенных положений, ничего лишнего, ничего задерживающего, ничего постороннего. Но сверх этих общих достоинств роман г. Тургенева имеет еще тот интерес, что в нем уловлен текущий момент, схвачено убегающее явление, типически изображена и запечатлена на веки мимолетная фаза нашей жизни. Вот задача художника, который хочет непосредственно действовать на свое время; вот в чем истинный смысл того требования, чтобы художник оставался сыном своего времени, гражданином своей страны. Искусство может действовать только теми средствами, которые ему свойственны; насиловать его природу, делать его органом каких-нибудь преднамеренных тенденций значит уничтожать его силу и значение. Произведение искусства не может быть ни поучением, ни проповедью; его сила чисто теоретического свойства; оно должно быть созерцанием жизни в ее правде и сущности. Только в саду такого созерцания произведение искусства может быть плодотворно и в практическом отношении. В истинном произведении искусства ничто не должно возмущать чистоты созерцания, которое ровным светом простирается на все, представляя каждую вещь в ее существенных очертаниях, в ее внутренних отношениях. Всякая случайная примесь не только повредит внутреннему достоинству художественного произведения, но и уменьшит его значение для жизни, отнимет у него силу действия, или сообщит ему совсем другое значение и, пожалуй, заставит его действовать в обратном смысле..."
М.Н. Катков. Роман Тургенева и его критики

Михаил Никифоровым Катков (1818-1887) - русский публицист, философ, литературный критик, издатель журнала "Русский вестник", редактор-издатель газеты "Московские ведомости".

@темы: Литература, Культура, XIX век

20:41 

Зимовий ранок

Максималист
Именно эти слова - название пьесы Чайковского из "Детского альбома", который у меня был почему-то на украинском языке - приходили мне в голову, когда я шла ранним утром по зимнему Саблино. Начинался очень нежный рассвет и всё вокруг выглядело чистым и свежим, даже покосившиеся заборы.



И вот теперь я наконец-то выложила новые фотографии в альбоме "Зимнее Саблино" и убрала те жуткие, которые стояли там до сегодняшнего дня.

Желающие могут посмотреть альбом по адресу http://palmernw.ru/mir-piter/sablino/sablino2.html

@темы: Саблино, Санкт-Петербург, Фотография

16:25 

Торжество Православия

Максималист
Тихвинский Богородице-успенский мужской монастырь

Св. Иоанн Златоуст. О посте, при вступлении в пост

Светлый сегодня у нас праздник и торжественнее обыкновенного собрание. Какая же тому причина? Это, я знаю, дело поста — поста, еще не наступившего, но ожидаемого. Он нас собрал в отеческий дом, он сегодня привел в материнские объятия и тех, которые доселе были ленивы. Если же пост, только еще ожидаемый, внушил нам столько ревности, то сколько благочестия он произведет в нас, когда явится и наступит? Так и город, ожидая прибытия страшного начальника, отлагает совсем беспечность и высказывает великую рачительность. Но, услышав о посте, не испугайтесь его, как страшного начальника: он страшен не нам, но демонам. Если кто одержим злым духом, покажи ему лице поста, и он, оковываемый страхом и удерживаемый как бы какими цепями, станет неподвижнее самих камней, особенно когда увидит в союзе с постом сестру и подругу поста — молитву. Поэтому и Христос говорит: сей род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21). Если же он так прогоняет неприятелей нашего спасения и так страшен врагам нашей жизни, то надобно его любить и принимать с радостью, а не бояться. Если же должно бояться, то бояться надобно пьянства и объедения, а не поста. Те, связав у нас сзади руки, предают нас рабами и пленниками жестокому владычеству страстей, как некоему свирепому господину, а пост, найдя нас в рабстве и в узах, разрешает от уз, избавляет от жестокого владычества и возвращает на прежнюю свободу. Читать дальше...


@темы: Великий Пост, Иоанн Златоуст, Культура, Православие, Святоотеческая литература

15:10 

Прощёное Воскресение

Максималист
Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной (так как именно сегодня заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Всякому праведнику необходимо пройти путем скорби. Христос сказал, что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель... тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (Мф. 7, 15, 14). Если же войти в жизнь можно только таким образом, а иначе невозможно, то следует, что тесным путем шли все те, которые вошли в жизнь. Господь, кого любит, говорит апостол, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого не наказывал отец? (Евр. 12, 6—7). Если Бог наказывает вас, то для исправления, а не для истязания, не для мучения, не для страданий. Претерпевая такие бедствия, вы уже думаете, что Бог оставил и ненавидит вас? Нет, если бы вы не страдали, тогда следовало бы опасаться этого; ибо, если Он бьет всякого сына, которого принимает, то не биемый, может быть, уже не сын Его. Но как, скажешь, разве злые люди не страдают? Конечно, страдают — и могут ли они не страдать? — но он не сказал: всякий биемый есть сын, а: всяк сын бывает бием. Посему ты не можешь говорить: есть много и злых людей, которых бьют, например человекоубийцы, разбойники, чародеи, гробокопатели. Они бывают наказываемы за собственные злодеяния; они бывают не биемы, как сыны, но наказываемы, как злодеи; а вы — как сыны. Если же, говорит, остаетесь без наказания... то вы незаконные дети, а не сыны (ст. 8). Видишь ли, что, как я выше сказал, сыну невозможно оставаться ненаказанным? Как в семействах отцы не заботятся о детях незаконнорожденных, хотя бы они никогда не сделались известными, о законных же сыновьях заботятся, чтобы они не были беспечными, так и в настоящем случае. Посему, если не быть наказанным свойственно детям незаконнорожденным, то нужно радоваться наказанию как знаку истинного родства. По этому самому апостол и говорит: Бог поступает с вами, как с сынами.
Следовательно, наказание полезно; следовательно, наказание доставляет святость. И конечно, так. Ибо, если оно истребляет леность, порочные пожелания, привязанность к предметам житейским, если оно сосредоточивает душу, если располагает ее презирать все здешнее — а отсюда и происходит скорбь,— то не свято ли оно, не привлекает ли оно благодати Духа? Будем же постоянно представлять себе праведников и помнить, почему все они прославились, и во-первых, Авель и Ной,— не посредством ли скорбей? Невозможно, чтобы один праведник не скорбел среди какого множества нечестивых: один Ной, говорит Писание, был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом (Быт. 6, 9). Представь: если теперь, имея такое множество мужей, и отцов, и учителей, добродетелям которых можем подражать, мы, однако, испытываем столько скорбей, то как должен был страдать он, будучи один среди столь многих? Но говорить ли мне о том, что было во время чудного и необыкновенного потопа? Говорить ли об Аврааме, о том, что ему случалось терпеть, как то: о непрестанных его странствованиях, лишении жены, опасностях, сражениях? Говорить ли об Иакове, сколько бедствий он перенес, будучи отовсюду изгоняем, трудясь напрасно и изнуряя себя для других? Нет нужды перечислять все его искушения, довольно будет привести свидетельство, которое он сам высказал в беседе с фараоном: малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до лет жизни отцов моих (Быт. 47, 9). Говорить ли об Иосифе, Моисее, Иисусе Навине, Давиде, Самуиле, Илие, Данииле и всех пророках? Известно, что все они прославились посредством скорбей. А ты, скажи мне, хочешь прославиться посредством удовольствий и роскоши? Но это невозможно. Говорить ли об апостолах? И они превзошли всех скорбями. Но что я говорю? Сам Христос сказал: в мире будете иметь скорбь (Ин. 16, 33); еще: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется (Ин. 16, 20); и еще: узкий путь, ведущий в жизнь (Мф. 7, 14). Господь этого пути сказал, что он узок и тесен, а ты ищешь широкого? Не безрассудно ли это? Потому ты и не достигнешь жизни, что идешь другим путем, а достигнешь погибели, потому что избрал путь, ведущий туда.
Хочешь ли, я представлю тебе и опишу людей, преданных роскоши? От позднейших обратимся к древнейшим. Богач, горящий в огне, иудеи, преданные чреву, для которых чрево было богом, которые в пустыне постоянно искали наслаждений, почему погибли? Подобно как и современники Ноя, также и содомляне погибли за чревоугодие: вот в чем было беззаконие, говорит пророк, в гордости, пресыщении и праздности (Иез. 16, 49). Так сказано о содомлянах. Если же пресыщение хлебом произвело столько зла, то что сказать о других наслаждениях? Не был ли невоздержан Исав? Не таковы ли были те из сынов Божиих, которые прельстились женами и увлеклись в пропасть? И все цари языческие, вавилонские, египетские, не бедственно ли окончили жизнь свою? Не преданы ли они мучению? Но не то же ли, скажи мне, бывает и теперь? Послушай, что говорит Христос: носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских (Мф. 11, 8); а те, которые не носят таких одежд, суть на небесах. Будем же избирать тесный путь, дабы нам получить обетованные блага.

Св. Иоанн Златоуст. Из 29-я беседы на Послание к Евреям

@темы: Иоанн Златоуст, Православие, Праздники, Святоотеческая литература

14:05 

Ксения Блаженная

Максималист
Сегодня, 6 февраля по новому стилю, празднуется память Святой блаженной Ксении Петербургской.

Блаженная Ксения Петербургская еще при жизни и на протяжении XIX-XX веков почиталась скорой помощницей и чудотворицей. Ради спасения и любви к ближним она взяла на себя подвиг казаться безумною. За свои труды, молитвы, пощения, странничества и претерпевание со смирением насмешек блаженная получила от Бога дар прозорливости и чудотворения. Ее часовня на Смоленском кладбище была испещрена благодарностями за содеянные чудеса по ее молитвенному предстательству.Икона: св. Ксения Блаженная

Тропарь блаженной Ксении Петербургской

Нищету Христову возлюбивши,/ безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися,/ безумием мнимым безумие мира обличивши,/ смирением крестным силу Божию восприяла еси,/ сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая,/ Ксение блаженная, моли Христа Бога// избавитися нам от всякаго зла покаянием.
_________________________


Подробное житие Ксении Блаженной можно прочитать ЗДЕСЬ

На часовню над могилой св. Ксении Петербургской можно посмотреть В ЭТОМ АЛЬБОМЕ

Молитва блаженной Ксении Петербургской

О святая всеблаженная мати Ксение! Под кровом Всевышнего жившая, ведомая и укрепляемая Богоматерью, голод и жажду, холод и зной, поношения и гонения претерпевшая, дар прозорливости и чудотворения от Бога получила еси и под сенью Всемогущаго по­коишися. Ныне Святая Церковь, яко благоуханный цвет, прославляет тя. Предстояще на месте твоего погребения, пред образом твоим святым, яко живей ти, сущей с нами, молимся ти: приими прошения наша и принеси их ко Престолу Милосерднаго Отца Небеснаго, яко дерзновение к Нему имущая. Испроси притекающим к тебе вечное спасение, на благая дела и начинания наша щедрое благословение, от всяких бед и скорбей избавление. Предстани святыми твоими мо­литвами пред Всемилостивым Спасителем нашим о нас, недостойных и грешных. Помози, святая блаженная мати Ксение, младенцы светом святаго крещения озарити и печатью дара Духа Святаго запечатлети, отроки и отроковицы в вере, честности, богобоязненности воспитати и успехи в учении им даровати; болящия и недугующия исцели, семейным любовь и согласие ниспосли; мона­шествующих подвигом добрым подвизатися удостой и от поношений огради, пастыри в крепости Духа Святаго утверди, народ и страну нашу в мире и безмятежии сохрани, о лишенных в предсмертный час причащения Святых Христовых Таин умоли. Ты наша надежда и упование, скорое услышание и избавление, тебе благодарение воссылаем и с тобою славим Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Часовня Ксении Блаженной

@темы: Жития святых, История Православной церкви, Культура, Православие, Православная архитектура, Праздники, Санкт-Петербург

17:04 

Самарин о конституции и польском мятеже

Максималист
Самарин Юрий Фёдорович (1819 - 1876) - русский публицист и философ.
"...Первый публикатор работы - статьи Ю.Ф. Самарина "По поводу толков о конституции", редактор «Руси» И. С. Аксаков дал ей название и в редакционной статье указывал, что труд Самарина представляет собой черновой проект заявления, которое славянофилы думали пустить в обращение как протест против предполагавшегося адреса о даровании конституции. Дело происходило, по мнению Аксакова, «в самом начале 1862 г. или в самом конце 1861 г.». Аксаков связывал проект Самарина с дворянскими конституционными толками накануне и во время московского дворянского съезда, который проходил в январе 1862 г. Вместе с тем он упоминал о «юном иностранце» А. Бенни, который готовил адрес к царю с пожеланием конституции...

...Другая Ю.Ф. Самарина "Как относится к нам Римская церковь?" свидетельствует об определенном переломе в воззрениях Самарина, наступившем в пореформенное время, под непосредственным воздействием польских событий. В латинстве, в западной цивилизации он склонен усматривать прямую угрозу целостности Российской империи, его историософия сводится к возвеличиванию православия и русских начал. Заметка, по мнению Нольде, была написана «без чувства меры». Следы «невольного упрощения всякого вопроса, вызываемого отдаленностью впечатлений» (она была прислана И. С. Аксакову из Самары), свидетельствовали о том, что у Самарина нередко «политическая страсть ослепляет коренной либерализм его воззрений и его политической деятельности»...

...Ещё одна статья Ю.Ф. Самарина "По поводу мнения "Русского Вестника" о занятиях философиею, о народных началах и об отношении их к цивилизации"
была написана в связи с той полемикой, что возникла после появления в журнале «Время» сочинения Н. Н. Страхова «Роковой вопрос». Под впечатлением польского восстания Страхов, ведущий идеолог почвенничества, писал о непреодолимости противоречий между Россией и Европой, о различии западной и славянской цивилизаций. Выступление Страхова было проникнуто симпатией к полякам, которые поставлены судьбой на рубеже двух цивилизаций. Именно этим оно вызвало резкую отповедь со стороны «Русского вестника», под редакцией М. Н. Каткова, сохранявшего репутацию западнического и либерального издания. Публикация статьи послужила поводом к закрытию «Времени». Редакции было предъявлено обвинение в философско-историческом оправдании польского мятежа..."
Цимбаев Н.И. Комментарии // Самарин Ю.Ф. Избранные труды. М.: РОССПЭН, 2010.


Ю.Ф. Самарин.

@темы: История России, XIX век

20:08 

Б.Н. Чичерин и его "История политических учений"

Максималист
Чичерин Борис Николаевич (1828 - 1904) русский правовед, философ и историк. Почётный член Петербургской Академии наук (1893).

Б. Н. Чичерин происходил из старинного дворянского рода. Детство прошло в тамбовском имении отца Караул. Получил домашнее образование. Среди учителей был К. Н. Бестужев-Рюмин, впоследствии академик Петербургской Академии наук и основатель Высших женских курсов. В декабре 1844 году живёт вместе с матерью в Москве и готовится к экзаменам в университет.Чичерин Борис Николаевич

В 1845—1849 годах — студент юридического факультета Московского университета; среди преподавателей были Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин. Большое влияние на формирование взглядов Чичерина оказал Т. Н. Грановский, с которым его познакомил старый друг отца писатель Н. Ф. Павлов, у которого Чичерин часто бывал. Недолгое увлечение славянофильством сменилось сближением с западничеством.

В конце 1840-х — начале 1850-х гг. знакомится с П. В. Анненковым, А. И. Герценом, К. Д. Кавелиным, И. С. Тургеневым. Изучал работы Гегеля, испытал значительное влияние идей французских политических мыслителей. По окончании университета живёт в родовом селе.

В 1853 году представил к защите магистерскую диссертацию «Областные учреждения России в XVII веке», которая была отклонена с заключением, что в ней в ложном свете представлена деятельность старой администрации России. Диссертация была защищена лишь в 1857 году после некоторого ослабления цензуры.

В 1857 году познакомился с Л. Н. Толстым, с которым у него на несколько лет установились близкие отношения. В 1858—61 годах Чичерин совершил заграничное путешествие, во время которого знакомился с европейскими политическими учениями. В 1858 году в Лондоне встречается с А. И. Герценом, который опубликовал «Современные задачи русской жизни» Чичерина в «Голосах из России». Чичерин имел в русском обществе уже в ранние свои годы репутацию консерватора. Был приглашен в учителя к наследнику при Александре II; с 1863 года начал читать Николаю Александровичу курс государственного права, но в 1865 году наследник скончался.

В 1861—1867 годах Чичерин — экстраординарный профессор Московского университета по кафедре государственного права; в своей фундаментальной работе «О народном представительстве» (докторская диссертация Чичерина, опубликована в 1866 г. и переиздана в 1899 г.) впервые в русской юридической литературе проследил развитие институтов парламентаризма у европейских народов. Относительно их применимости к тогдашней России Чичерин писал: «Не скрою, что я люблю свободные учреждения; но я не считаю их приложимыми всегда и везде, и предпочитаю честное самодержавие несостоятельному представительству». В 1868 г. вместе с рядом других профессоров вышел в отставку в знак протеста против курса Министерства народного просвещения.

После поездки в Париж вновь поселился в родовом имении Караул. Занялся земской деятельностью; был товарищем (заместителем) председателя Комиссии, учреждённой для исследования железнодорожного дела в России. В эти годы им написаны и изданы в Москве «История политических учений» часть первая: Древний мир, Средние века и часть вторая: Новое время (начало) (1869—1872), «Наука и религия» (1879).
Твердо и неуступчиво защищая права личности, Чичерин связывал с этим идею «порядка» — он очень сознательно стоял за твёрдую власть, решительно и резко осуждал все проявления революционного духа.
Позже была написана Третья часть труда Б.Н. Чичерин. История политических учений. Новое время. (продолжение)

В Москве бывал наездами. В начале 1882 был избран московским городским головой, сменив на этом посту досрочно ушедшего в отставку С. М. Третьякова. Чичерину удалось добиться некоторых улучшений в городском хозяйстве Москвы, в частности обеспечить поступление в московский водопровод мытищинской воды. Участвовал в мероприятиях по случаю коронации императора Александра III (15 мая 1883 года); 16 мая, выступая на торжественном обеде городских голов, высказался за «единение всех земских сил для блага отечества» и выразил надежду, что власть признает необходимость сотрудничества с земским движением. Речь была расценена кругами, близкими к императору, как требование конституции и послужила причиной его отставки.

В сентябре 1883 года Московская городская дума сделала Б. Н. Чичерина почетным гражданином Москвы «за труды его на пользу Московского городского общества в звании Московского городского Головы».

Вернувшись в Караул, Чичерин вновь занялся научной деятельностью, написал ряд работ по философии, а также по химии и биологии, которые дали основание Д.И. Менделееву рекомендовать Чичерина к избранию почётным членом Русского физико-химического общества. Чичерин принимает деятельное и плодотворное участие в работах тамбовского земства.

@темы: XIX век, Государствоведение, История России, История государства и права

18:55 

Отдание праздника Богоявления

Максималист
По церковному уставу праздник Богоявления продолжается со 2 (15)-го по 14 (27)-ое января; первые Икона праздника Крещениячетыре дня служат как бы приготовлением к празднику, а последний - отданием, завершением.

Попразднство праздника Богоявления продолжается восемь дней; отдание праздника совершается 14 (27) января.

Суббота и воскресенье, следующие за праздником Богоявления, называются субботой и Неделей (Воскресеньем) по Просвещении. В эти дни читаются особые прокимен, Апостол и Евангелие, имеющие отношение к празднику.

Ещё сегодня, 27 января по новому стилю, празднуется память св. равноапостольной Нины, Просветительницы Грузии
.
Икона св. Нины
Свет Евангелия, принесенный девой Ниной в Грузию, как светильник, зажженный от огней Иерусалимского храма, воплотился в дивные произведения христианской письменности и церковного искусства, в величественные соборы, похожие на изваяния из цельных глыб гранита, в церкви – каменные цветы, украсившие всю страну, как сад Пресвятой Богородицы, в часовни, венчающие вершины гор, так что сами скалы и утесы кажутся подножьями храмов.

Тропарь равноапостольной Нине

Слова Божия служительнице,/ во апостольстей проповеди первозванному Андрею/ и прочим апостолом подражавшая,/ просветительнице Иверии и Духа Святаго цевнице,/ святая равноапостольная Нино,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кроме того, сегодня отмечается ещё один праздник - День снятия блокады Ленинграда.

@темы: Православие, Праздники

21:52 

Розанов. Поминки по славянофильстве

Максималист
В.В. Розанов пишет: «Есть идеи прилипчивые, навязчивые. Может быть, и не вполне основательные, ни в каком случае не глубокие, но которые как-то садняют в уме, - и верно в них есть какая-нибудь истина. Вот уже много лет, всякий раз, как мне приходится думать об А.С. Хомякове, столетний юбилей которого мы недавно почтили речами и статьями, приходит на ум странный, можно сказать, необычайный способ его смерти. РозановЧеловек универсального, пылкого и самоуверенного ума, он не только оспаривал исторические мысли Т.Н. Грановского, копался в санскрите, изобрел способ утилизации снега, но также и придумал "верно действующее" средство от холеры. И умер от холеры!!! Когда читаешь его биографию, такую трогательную, серьезную, всю исполненную напряжений и надежд, и доходишь до этого конца: "умер от холеры!" - то до того растериваешься, факт до того поражает ум, что впадаешь во что-то похожее на истерику и начинаешь смеяться. Человек - всех лечил в Москве (т.е. советовал всем лечиться), а в деревне и наверное уже и фактически лечил! И умер именно от этой болезни, сопровождаемой, как известно, ужасными страданиями. "Будь скромнее, человек!" - как бы прошептала смерть над этою могилою; или, как сказал Ф.М. Достоевский на памятном Пушкинском празднике в Москве: "смирись, гордый человек!" Во всяком случае, это поучение о скромности никак не умеет отделиться в уме моем от идеи о Хомякове; предательская холера 1869 г. скалит скверные зубы за его бронзовым монументом и говорит: "как он ошибся! как он ужасно ошибся со своим снадобьем! И ошибся не только в расчете на меня и мою податливость, но и вообще в расчетах своего пылкого, пусть очень острого, но слишком самоуверенного ума". Годы пронеслись после его смерти; годы - скажем о России - многих испытаний! И как-то не верится на слово; как-то хочется проверки делом. А вот перед проверкою делом большинство его возвышенных и благородных теорий: исторических, общественных, не говоря уже о научных, оказывается не реальнее и не целебнее, чем знаменитое средство от холеры. Едва умер сам изобретатель его, никто более не проверял и не занимался научною ценностью снадобья. Все просто его забыли. Огромное множество его идей, все так называемое "славянофильство"... да дайте осязаемые плоды его в руку?..»
В.В. Розанов. Поминки по славянофильстве и славянофилах
____________________________________

Василий Васильевич Розанов (1856 - 1919) - русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.

@темы: XIX век, История России, Культура, Публицистика

14:51 

Празднование памяти св. Серафима Саровского

Максималист
Мы видим, что такое христианство, в образе преподобного Серафима
Статья Алексея Ильича Осипова, профессора Московской Духовной Академиипреподобный Серафим Саровский

Значение преподобного Серафима для современного человека, как мне представляется, прежде всего, в том, что мы можем реально увидеть жизненный пример того, чего может достичь человек даже в наших страшных условиях жизни.

Почему я так говорю? Потому что первая треть XIX века практически мало по своему духу, по крайней мере, по направлениям жизни, по настроениям умов, мало отличается от нашей эпохи.

Вы помните, под каким воздействием эпохи просвещения, деятелей этой эпохи, Великой французской революции находилась образованная часть общества, особенно после Отечественной войны 1812 года, в александровскую эпоху. Очень и очень во многом наша эпоха и та эпоха перекликаются. Мы видим, что, оказывается, даже в такое время может человек, если у него есть искренние искания и если он прилагает достаточные усилия, он, оказывается, может достичь потрясающих высот духовной жизни, высот которые не так часто встречались даже во времена древней Церкви. Это — прежде всего.

Затем, немаловажным является образ преподобного Серафима, который показывает нам, в чем проявляется эта духовность. Ведь часто мы искаженно понимаем, что духовность — это исключительно самозамкнутость, которая не имеет никакого общения с миром, которая таится где-то в глубинах и никоим образом не выявляет себя.

Серафим Саровский показал, что, оказывается, для того чтобы чего-то достичь, да, необходим затвор, необходимо молчание, пять лет ведь он был в молчании, и почти десять лет был в затворе, необходимо, действительно, потрясающее углубление в себя, необходимы подвиги и только на основании этого человек может выйти и стать светочем и действительным проповедником Христа в нашем мире.

После такой длительной подготовки только смог он открыться миру, вернее даже не он смог открыться миру, а сама Богоматерь приказала ему выйти к людям и открыться миру, и тогда он стал поистине духовным наставником и целителем душ тех, кто к нему приходил. Он показал, кто может быть духовным руководителем. Не просто имеющий сан, не просто находящийся в монастыре, не тот, кто просто имеет бороду, убеленную сединами, а тот человек, который действительно почти всю свою жизнь отдал на такой подвиг, который нам даже трудно даже предположить. И он продемонстрировал это.

Случай, когда его избили три крестьянина, показывает, на каком уровне духовной жизни он находился. Мы бы этого не смогли перенести, он не только это перенес, а помните, когда хотели осудить этих крестьян, он сказал: уйду из монастыря и скроюсь, если их осудят. Он показал, что такое христианская любовь к тем, кто являлся его смертельными врагами, ибо они хотели убить его, и думали, что убьют его.

В то же время, он показал и иное, показал, что христианская жизнь является не чем иным, как тем драгоценнейшим кладом, открывая который, человек получает величайшее благо, которое он может иметь на земле.

Его слова «Христос воксресе!», его слова «Радуйтесь!», его поучения об этом, все свидетельствуют о том, какую радость имел он в душе. Ибо дух творит себе формы, и эта радость в его душе выражалась и во вне, его любовь, которая в нем была, она выражалась и во вне, я вам скажу что, это имеет огромнейшее значение, мы видим, что такое христианство в образе преподобного Серафима, оказывается это религия, которая открывает человеку тот клад, то Царство Божие, которое скрыто в душе каждого отдельного человека, он показал на своем примере — этот клад находим, его можно открыть, и можно воспользоваться теми сокровищами, которые лежат в нас. В этом я вижу огромное значение преподобного Серафима для современного человека.
Источник

@темы: XIX век, XVIII век, Жития святых, История Православной церкви, История России, Православие, Праздники

17:24 

Влас Дорошевич о Павле Алексеевиче Зеленом

Максималист
Павел Алексеевич Зеленой (5 января 1833 — 10 января 1909, Одесса) — русский военачальник и государственный деятель, полный генерал по Адмиралтейству (1902).
Из дворян. Третий сын в семье капитана-лейтенанта в отставке Алексея Николаевича Зеленого. Образование получил в Морском кадетском корпусе (1851). B 1850-52 плaвал нa Бaлтийском мope. Совершил два кругосветных плавания на фрегатах «Паллада» (в 1852-54) и «Диана» (1855). С 1854 года — лейтенант, в 1856-60 — на фрегате «Аскольд». Во время 2-го путешествия 6 месяцев провел в Павел Алексеевич Зеленойанглийском плену. С 1860—1865 — командир (капитан) брига «Алмаз», и до 1865 плавал в составе эскадры контр-адмирала С. С. Лесовского. B 1866-69 кoмандовал кopветом «Bитязь», затем — фрегатом «Светлана».

В 1870 уволен со службы для плавания на коммерческих судах, состоял инспектором в РОПИТе. Участник русско-турецкой войны 1877-78: командовал отрядом минных заградителей, руководил перевозкой русских войск из портов Мраморного моря в Россию. В 1882 г. произведен в контр-адмиралы. Затем на административной службе: с 1882 — Таганрогский, а с 1885 — Одесский градоначальник. B 1891 пoлyчил чин гeнерал-лейтенантa (по Адмиралтейству). С 1898 — почетный Опекун Опекунского Совета учреждений Императрицы Марии.

Был похоронен на 1-м Христианском (Старом) кладбище в Одессе, (разрушено в начале 1930-х годов, теперь Преображенский парк, ранее — парк Ильича).
Рассказ Власа Дорошевича "П.А. Зеленый. Страничка из русской истории" показался мне неправдоподобным. Вот и другие свидетельства об указанной личности:

"По воспоминаниям А. Кауфмана, начальница Одесского института благородных девиц В.П. Кандыба просила П.А. Зеленого о выделении охраны, которая должна была сопровождать институток во время переезда с загородной дачи в городское здание института. «Охрану для твоих девиц! <...> Вот еще что выдумала! Вон отсюда! — кричал благим матом Зеленый, которому померещилось, что княгиня — содержательница веселого дома, вызванная в тот же день в канцелярию по какому-то делу» (Кауфман А. Анекдотический градоначальник//Исторический вестник. 1912. № 4. С. 138).

Л. Троцкий пишет в своих воспоминаниях: «Главным лицом в городе был градоначальник, бывший контр-адмирал Зеленой Второй. Неограниченная власть сочеталась в нем с необузданным темпераментом. О нем ходили неисчислимые анекдоты, которые одесситы передавали друг другу шепотом. За границей, в вольной типографии, вышел в те годы целый сборник рассказов о подвигах контр-адмирала Зеленого Второго» (Троцкий Л. Моя жизнь. М., 1991. С. 73—74).

Будучи родом из известной семьи морских офицеров, П.А. Зеленый после окончания учебы в Морском корпусе мичманом участвовал в экспедиции адмирала Е.В. Путятина на фрегате «Паллада» (1852—1854) вместе с И.А. Гончаровым, который следующим образом описал молодого моряка: «Он еще принадлежит к счастливому возрасту перехода от юношества к возмужалости, оттого в нем наполовину того и другого. Кое-что в нем окрепло и выработалось: он любит и отлично знает свое дело, серьезно понимает и исполняет обязанности, строг к самому себе и в приличиях — это возмужалость. Но беспечен насчет всего, что лежит вне его прямых занятий; читает, гуляет, спит, ест с одинаковым расположением, не отдавая ничему особого преимущества... Он очень мил; у него много природного юмора, и он мастерски владеет шуткой. Существо вечно поющее, хохочущее и рассказывающее, никогда никого не оскорбляющее и никем не оскорбляемое. Мы все очень любим его... Он сию минуту уживается в быту, в который поставлен. Благодаря ему мы ни минуты не соскучились в поездке по колонии: это был драгоценный спутник» (Гончаров И.А. Собр. соч. М., 1978. Т. 2. С. 188—189). Затем Зеленый служил старшим офицером на фрегате «Аскольд» (до 1860 г.), был командиром клипера «Алмаз» (до 1865 г.), командовал корветом «Витязь» (1868—1870) и фрегатом «Светлана» (1870). После этого в течение семи лет служил в Русском обществе пароходства и торговли, во время Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. вернулся на военный флот, затем снова ушел «на коммерческие суда». В 1882 г. его произвели в контр-адмиралы, а в 1891 г. он стал генерал-лейтенантом (по Адмиралтейству). В 1882 г. его назначили таганрогским градоначальником, а в 1885 г. перевели на аналогичную должность в Одессе."

@темы: XIX век, История России, Мемуары

17:59 

Столыпин в Думе

Максималист
Столыпин Пётр Аркадьевич (1862 - 1911) государственный деятель Российской империи. В разные годы занимал посты уездного предводителя дворянства в Ковно, гродненского губернатора, саратовского губернатора, министра внутренних дел, премьер-министра. Столыпин Пётр Аркадьевич

26 апреля 1906 года Столыпин был назначен министром внутренних дел, а 8 июля 1906 года - одновременно и председателем Совета Министров Российской империи. В 1907 - 1911 определял правительственную политику. В 1906 провозгласил курс социально-политических реформ.

II Государственная дума была открыта 20 февраля 1907 г. По воспоминаниям епископа Евлогия, во время молебна при открытии заседаний молились члены правительства и депутаты из священников и крестьян. Остальные члены Думы «не только не присоединились к молящимся, но вели себя так непринужденно, что можно было подумать — они нас не видят и не слышат». Председателем Думы стал кадет Ф.А. Головин.

6 марта перед Государственной думой выступил с правительственной декларацией председатель Совета министров П.А. Столыпин. Он выразил надежду на тесное сотрудничество Думы с правительством в законодательном творчестве. Столыпин обозначил круг тем, по которым правительство намеревалось внести в Думу законопроекты, в частности о свободе совести и правовом статусе православной Церкви и других вероисповеданий. Он отметил, что «многовековая связь Русского государства с Христианской Церковью обязывает ... положить в основу всех законов о свободе совести начала государства христианского, в котором Православная Церковь, как господствующая, пользуется данью особого уважения и особою со стороны государства охраною… Вместе с тем права и преимущества Православной Церкви не могут и не должны нарушать прав других исповеданий и вероучений. Поэтому… министерство вносит в Государственную думу и Совет ряд законопроектов, определяющих переход из одного вероисповедания в другое, беспрепятственное богомоление, сооружение молитвенных зданий, образование религиозных общин, отмену связанных исключительно с исповеданием ограничений». Большинство депутатов встретили декларацию правительства криками возмущения и обструкцией. 10 мая 1907 г. Столыпин, вновь выступая в Думе, сказал, что «противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия»
Речь П.А Столыпина во II Государственной думе 6 марта 1907 г.
Разъяснение П.А. Столыпина 6 марта 1907 г.
Речь П.А. Столыпина во II Государственной думе 13 марта 1907 г.
Речь П.А. Столыпина во II Государственной думе 10 мая 1907 г.
1 июня 1907 г. Столыпин выступил перед Государственной думой с требованием лишить депутатской неприкосновенности 55 членов Думы, принадлежавших к социал-демократической фракции. Они обвинялись в заговоре, направленном на свержение правительства. Государственная дума не дала согласия на это, передав требование правительства в специальную комиссию.

читать дальше

@темы: История России, Гос. Дума, XX век

15:52 

Исследование Н.А. Захарова

Максималист
Захаров Николай Алексеевич (1883—1917), правовед. Окончил юридический факультет Новороссийского университета. По всей видимости, ученик профессора П. Е. Казанского.

В 1912 году Н.А. Захаров выпустил юридическое исследование «Система русской государственной власти», явившееся важным этапом развития русского государственного права. Выступая против схематичной теории Монтескье о разделении властей на три ветви и бездумном следовании западноевропейским правовым учениям, Захаров выделял четыре вида власти, формирующие верховную власть в государстве: судебную власть, власть законодательную, власть управления и власть самодержавную.

«Трудно установить, — отмечает в своем исследовании Захаров, — в силу каких условий происходит это нежелание скроить перчатку юридических концепций по русской руке, вероятнее всего, в силу психологических условий поклонения перед внешней стороной Запада, полнейшего обособления науки права от реальной жизни и пассивности нашей натуры, но во всяком случае как с кафедры, так и в литературе мы все время слышим о правовом строе Запада и весьма мало — об общих началах нашего государственного строя… Прежде чем изучать мировые идеи, надо ознакомиться с своими местными, а это игнорируется нашими юристами».

Захаров обращается в своем капитальном исследовании к выяснению основ русского государственного строя и строит идеологическую систему русской власти. «Смешение национального частноправового характера власти и византийского религиозного автократизма и легло в основание нашей идеи о верховной власти и нашем государственном строе. Такая единоличная власть с частноправовым характером, принадлежавшая князьям-вотчинникам из одного рода, препятствовала созданию аристократии и крупных поземельных собственников, образовавших на Западе господствовавший класс, который уже в н. XIII в. в Венгрии и Англии добился письменного подтверждения своих фактических прав и преимуществ в ущерб полноте королевской власти. У нас не было феодализма… отсутствие феодальных начал дало совершенно особое направление русской жизни. Феодальный западный строй создал борьбу классов, выдвинул один класс выше других, заставил королевскую власть за сохранение единства власти и государства бороться с земельной аристократией».
М. Смолин

@темы: История России, Государствоведение, XX век, XIX век

17:05 

Рождество Христово

Максималист
Поздравляю всех с праздником Рождества Христова!



В церкви на праздничной службе, на концерте* сегодня пели вот эту колядку. Эту песенку я не раз слышала в исполнении воспитанников воскресных школ при разных православных приходах. Каждый раз она мне казалась очень трогательной и непосредственной, по детски очень простой и милой.

Рождество Христово, Ангел прилетел,
Он летел по небу, людям песню пел:
“Вы люди, ликуйте, все днесь торжествуйте,
Днесь Христово Рождество!”

Пастыри в пещеру первые пришли
И младенца Бога с Матерью нашли,
Стояли, молились, Христу поклонились –
Днесь Христово Рождество!

Все мы согрешили, Спасе, пред Тобой,
Все мы, люди, грешны – Ты Один Святой.
Прости прегрешенья, дай нам оставленье –
Днесь Христово Рождество!
________________________________________

* "Запричастные концерты" - это авторские музыкальные сочинения разного времени и стиля на тексты стихир, тропарей, молитв праздника. Запричастные концерты поются в конце Литургии во время причащения священников в алтаре.


В библиотеке сайта "Литература и Жизнь" опубликована подборка статей В.В. Розанова, посвящённая рождественским праздникам:


В.В. Розанов. В ночь перед Рождеством (1906), День Рождества Христова (1907), Перед Вифлеемской звездой (1908), Встреча праздника, Рождество Христово ныне и вечно (1909), В сочельник (1909), Рождество Христово (1910), С Рождеством Христовым!.. (1913)


Статьи эти были написаны столетие назад. Всё российское общество и его менталитет значительно, если не сказать, радикально, изменились. Эти статьи - возможность хотя бы частично узнать, а, следовательно, и понять какие проблемы сто лет назад волновали русских людей.


С праздником!


@темы: Праздники, Православие, История России

19:05 

Св. Иоанн Златоуст. О сластолюбии и пьянстве

Максималист
О сластолюбии и пьянстве

Пост состоит не только в воздержании от пищи, но и воздержание от сластолюбия есть вид поста. Это-то в особенности я заповедаю: воздерживайтесь не от пищи, а от сластолюбия. Пища нам нужна, а не Воскресенский Новодевичий монастырьрастление; пища нам нужна, а не причина болезней, болезней и душевных, и телесных; пиша нам нужна, доставляющая сладость, а не сластолюбие, исполненное горечи; то полезно, а это вредно; то приятно, а это неприятно; то естественно, а это противоестественно. Ибо скажи мне: если бы кто-нибудь дал тебе напиться яду, не было ли бы это противоестественно? Если бы кто подал дрова и камни, ты не отвратился ли бы? Конечно, потому что это противоестественно. Таково и сластолюбие. Как в городе, осажденном неприятелями, бывает великое беспокойство и смятение, когда они вторгаются в него, так бывает и в душе, когда нападают на нее пьянство и сластолюбие. У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином (Притч. 23, 29). Что отвратительнее пьяного? Он смешон для рабов, смешон для врагов, жалок для друзей, достоин всякого осуждения, есть более зверь, нежели человек, ибо пресыщаться свойственно тигру, льву или медведю. Им это свойственно, потому что они не имеют разумной души. Впрочем, и они, когда насыщаются больше надлежащего и больше меры, назначенной им природою, то расстраивают все свое тело; не тем ли более мы? Для того-то Бог даровал нам небольшое чрево, для того назначил нам малую меру пищи, чтобы научить нас печься о душе.

Посмотрим на самое устройство нашего тела, и мы увидим, что одна только малая часть у нас имеет такое назначение. Ибо уста наши и язык назначены для песнопений, гортань для произнесения голоса. Посему естественная необходимость заставляет нас невольно воздерживаться от пресыщения. Если бы сластолюбие не сопровождалось неприятностями, недугами и болезнями, то оно не было бы противно; но теперь от природы тебе назначены пределы, чтобы ты не мог, хотя бы и желал, преступить их. Не наслаждений ли ищешь ты? Найдешь их в жизни воздержной. Не здравия ли? И это здесь. Не спокойствия ли? И это здесь. Не свободы ли? Не крепости ли и стройности тела? Не бодрости ли и деятельности души? Все эти блага здесь; а в том, напротив, неприятность, нездоровье, болезнь, стеснение, излишние издержки. Почему же, скажешь, все мы предаемся ему? По болезни. Ибо скажи мне: почему больной желает того, что вредно? Это самое не есть ли признак болезни? Почему хромой не ходит прямо? А все это от нерадения и оттого, что не хотят придти к врачу. Из вещей одни доставляют временное удовольствие, а потом вечное мучение; другие, напротив,— временное страдание, а потом вечное блаженство. Посему кто так сластолюбив и беспечен, что не презирает настоящих удовольствий для достижения будущих, тот скоро обманывается. Скажи мне: почему обманулся Исав, почему он предпочел настоящее удовольствие будущей чести? По сластолюбию и невоздержанию. А это самое, скажешь, откуда происходит? От нас самих, как видно из следующего: когда мы захотим, то воздерживаем себя и бываем терпеливы; если встретится какая-нибудь нужда, а часто даже только из соревнования, мы избираем полезное. Итак, когда будет возбуждаться в тебе сластолюбие, то представь кратковременность этого удовольствия, вред (ибо поистине вредно делать такие издержки к собственной погибели), недуги, болезни — и отвергни сластолюбие. Хочешь ли, я перечислю тебе, сколь многие тяжко пострадали от сластолюбия? Ной выпил вина, и опьянел, и лежал обнаженным — и, вспомни, сколько зла произошло от того (Быт. 9, 21—29). Исав по невоздержанию продал свое первенство и решатся на братоубийство (Быт. 21, 31—34). Израильтяне сели есть и пить... а после играть (Исх. 32, 6). Посему и сказано им: и будешь есть и насыщаться, тогда берегись, чтобы не забыл ты Господа Бога твоего (Втор. 6, 12). Ибо предавшиеся сластолюбию стоят на скользком пути. Вдовица, говорит Павел, сластолюбивая заживо умерла (1 Тим. 5, 6); и еще: Израиль... утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога (Втор. 32, 15); и в другом месте: попечения плоти не превращайте в похоти (Рим. 13, 14). Я уже не предписываю поста —ибо никто не стал бы слушать,— но запрещаю невоздержание, возбраняю сластолюбие, для вашей же пользы. Сластолюбие подобно бурному потоку истребляет все; его не удерживает никакое препятствие; оно отлучает от Царствия Небесного. Что еще сказать? Ты желаешь наслаждений? Подай бедным, призови Христа, и будешь наслаждаться даже по окончании трапезы. Ты желаешь наслаждений? Питай свою душу, предложи ей пищу, какая ей свойственна, не томи ее голодом. Теперь время борьбы, время подвигов —а ты сидишь и пресыщаешься? Разве не знаешь, что и сами цари в походах во время войны живут скудно? Наша брань не против крови и плоти (Еф. 6, 12); а ты утучняешь себя, приготовляясь на брань? Супостат стоит, скрежеща своими зубами,— а ты предаешься неге и занимаешься трапезою? Знаю, что я говорю это напрасно, но не для всех. Кто имеет уши слышать, да слышит (Лк. 8, 8). Христос истощается от голода, а ты расторгаешься от пресыщения — сугубая неумеренность! И какого зла не производит сластолюбие? Оно заключает противоречие в самом себе; не знаю даже, почему оно получило такое название; разве подобно тому, как слава земная, которая есть бесчестие, и богатство земное, которое есть бедность, получили свое название, так и сластолюбие, хотя оно само в себе есть горечь. Для чего ты приготовляешь червям роскошную трапезу? Для чего делаешь себя негодным ни к чему? Хочешь ли, чтобы глаз твой был исправен? Сделай все тело благоустроенным. Из струн та, которая жирна и не очищена, бывает неспособна издавать приятные звуки; а которая совершенно очищена, та бывает стройна и благозвучна. Для чего зарываешь душу? Для чего ограду ее делаешь толще? Для чего наводишь на нее великий дым и облако, когда испарения, как бы какая мгла, поднимаются отовсюду? Не будем нерадеть о душе своей, подавляемой телом, но соделаем взор ее более светлым, крылья ее — более легкими, узы — более сносными; будем питать ее духовными беседами, при воздержной жизни, так, чтобы тело было только здорово и крепко, чтобы она радовалась и не скорбела, чтобы, таким образом благоустроив себя, мы могли достигнуть высшей степени добродетели и сподобиться вечных благ.

Св. Иоанн Златоуст. Из 27-й беседы на Деяния святых апостолов


@темы: Иоанн Златоуст, Православие, Святоотеческая литература

21:59 

Новый год

Максималист
Новогодний праздник я почти не отмечаю. Вот праздник Рождества Христова - это другое дело! Это - настоящий праздник. А Новый год, он какой-то преждевременный, мирской, советский...
Так было не всегда. В советское время - Новый год был действительно самый главный праздник в году. Вся его ценность была в а-политичности. Все остальные праздники того времени были окрашены идеологией: 1 мая, 7 ноября - самые советские; 9 мая - праздник со слезами на глазах; 8 марта - праздник освобождённой от свободы женщины; ну про 23 февраля - и говорить нечего! день конституции - вообще воспринимался как внеочередной выходной, а не праздник. Оставался только единственный неподвластный идеологии праздник - Новый год. Неподвластный коммунистическому надзору, он был "наш", назло "им" - коммунистам.
31 декабря раньше был рабочий день, только укороченный на один час. 2 января - всем на работу. И только это волшебная ночь и следующий день, который все отсыпались после волшебной ночи, были самым сказочным днём в году, настоящим праздником!

Теперь - жизнь для меня идёт по другому руслу, и Новый год оказался как-то и не особенно нужен.
Ждём Рождества!


@темы: О себе и о нас

Дневник Solo

главная